Паспорт музея" Музей народных кукол Чувашии"
проект (старшая группа) на тему

Формирование познавательных  интересов дошкольников  путем  использования  различных видов  наглядности , а именно народных кукол Чувашии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_muzeya_-_kopiya.docx32.1 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт музея «Музей народных кукол Чувашии»

                                       Воспитатель: Мухаметшина К.И

                        высшей квалификационной категории МДОУ             «Д/С №366»  г. Челябинска

Содержание:

1.Паспортные данные мини-музея

2.Аспекты музейной деятельности

3.Положение

4.План работы  по созданию музея

5.Характеристика мини-музея

6.Тематический план проведения  занятий  в  мини-музее

7. Перспектива развития мини – музея

Паспортные данные мини - музея

Наименование мини-музея: «Музей народных кукол Чувашии»

Профиль музея: познавательный

Цел ь : формирование познавательных  интересов дошкольников  путем  использования  различных видов  наглядности , а именно народных кукол Чувашии.

Задачи:

  • Привлечение родителей  к  культурно - досуговой деятельности детского сада;
  • Расширение  кругозора  детей  с помощью  информационной  и  экскурсионной деятельности;
  • Обогащение предметно-развивающей среды детского сада;
  • Включить родителей  и  детей  в  поисково – исследовательскую работу, сбор  информации  по  заданной  теме; развивать познавательную  активность детей;
  •  Развивать  детей чувства симпатии и уважения к языку, обычаям, культуре народов различных национальностей;
  • Формировать способности воспринимать своеобразие традиций и обычаев чувашского народа, особенности календарно – обрядовых праздников;
  • Развивать у детей интерес к художественным произведениям устного народного и авторского творчества, народно – прикладного искусства.

В  основу решения этих задач  положены  следующие принципы:

  • Принцип  учета  возрастных особенностей  дошкольников;
  • Наглядность, которая обеспечивает познавательный интерес и эмоциональное восприятие.
  • Психологическая комфортность и безопасность деятельности.
  • Обеспечение необходимыми условиями поисково-творческой деятельности детей.

Разделы  и  экспонаты:

В мини – музее представлены  куклы  в  национальных костюмах чувашского народа;

Макет «Жилище народов  Чувашии и  внутреннее убранство»;

Альбомы «Чувашская национальная одежда»,

 Иллюстративный материал: «Герб  и флаг Чувашии»,   «Национальная еда»

Поделки из соленого теста «Чувашская выпечка»

Площадь,  занятая  под экспозицию:

Мини - музей  организован в  2016г, под  экспозицию выделен  столик  на колесах   в группе «Колобок».

Руководитель музея :

 Воспитатель:  Мухаметшина  Карима  Ильясовна

Структура управления  музеем:

Руководитель музея  планирует, координирует ,контролирует  работу  в музее.

Аспекты  музейной деятельности

Нынешние дети растут в эпоху, значительно отличающуюся от времени их родителей: другой общественный строй, другие ценности, другие идеалы, но, несомненно, наши дети должны знать  культуру  не только своего народа, но и  традиции, обычаи, историю народов населяющих нашу страну. Неоценимую помощь в нравственно-патриотическом воспитании оказывает музейная педагогика.

Основной целью данной педагогики является приобщение к музеям детей с дошкольного возраста, творческое развитие личности. Музейная педагогика является чрезвычайно интересной и эффективной технологией. Она дает возможность осуществлять нетрадиционный подход к образованию, воспитанию и развитию дошкольников, сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на воспитанников.

 «Воспитывать – это значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей», включающих отношение к природе, рукотворному миру, явлений общественной жизни, к самому себе. Именно музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, поможет заложить нравственные основы, научит правилам общения, разовьет творческий потенциал ребенка. В музее дети являются не просто пассивными созерцателями, а становятся любопытными «почемучками

 У детей не только расширяется кругозор, но и развиваются познавательные способности и познавательная деятельность. Дети учатся (пока что с помощью взрослых) добывать новые знания. В  музеях дети являются творцами, создателями: они приносят экспонаты, учатся рассказывать о них другим детям и взрослым. В результате создания мини-музеев также обогатилась предметно-развивающая среда группы, так как многие экспонаты, принесенные из дома, с разрешения родителей остались в группе. Родители стали активно участвовать в жизни группы.

Но самый главный результат – это заинтересованность детей

  • музейная педагогика обогащает  предметно-развивающую среду детского сада;
  • формирует  у дошкольников представления о музее, его назначении;
  • содействует в реализации образовательной области «Социально-
  • коммуникативное развитие» - воспитание у дошкольника чувства
  • патриотизма, гражданской значимости, гордости за свою Родину.
  • расширяет  кругозор дошкольников при помощи экспонатов музея;
  • формирует  и укрепляет  знания детей об историческом и героическом

                     прошлом народа России.

                     обогащает словарный запас детей в соответствии с возрастными

                    характеристиками, новыми понятиями и историческими данными.

  • пропагандирует работу мини-музея среди родителей воспитанников
  • через совместную с педагогами деятельность.

                             Формы деятельности:

-поисковая

-научная

-экспозиционная

-познавательная

Оформление музея: музейные экспонаты собраны  в соответствии с возрастом детей.

Куклы  в национальных чувашских костюмах  были приобретены  для группы «Колобок»

                Положение  о музее

Муниципального дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад №366» города Челябинска

          «Музей народных кукол Чувашии»

                      1. Общее положение

1.1Музей является тематически систематизированным  собранием  кукол в народных костюмах народов Чувашии. Работа музея тесно связана  с различными  формами  воспитательно - образовательного процесса  дошкольного учреждения.

                    2. Цели и задачи

2.1музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;

Задачами музея  являются:

  • Способствовать  воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширять  их кругозор, открывать  возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
  • Помогать  наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями.

3. Содержание  и формы работы

3.1изучает литературно исторические  источники, соответствующие профилю музея

Систематически пополняет фонды музея, путем  активного  поиска, используя различные  формы поисковой работы (привлечение к  поисковой работе родителей воспитанников)

Обеспечивает сохранность музейных  предметов; создает  и обновляет экспозиции, выставки.

Проводит экскурсионную работу  для воспитанников, их родителей  и педагогов

    План работы  по созданию мини - музея

Этапы

Содержание работы

Сроки реализации

Ожидаемый результат

1.

Подготовительный этап

Педсовет. Родительские  собрания. Анкетирование

Октябрь 2016

1.Определение темы  и названия музея

2.Выборместа для музея

2.

Практический этап

Сбор и изготовление экспонатов. Оформление выставки. Индивидуальная работа с детьми.

Сентябрь - ноябрь

Создание мини - музея

3.

Поведение итогов

Экскурсии в  мини - музей

В течение года

     Перспективное планирование работы музея

1.Экскурсии, просветительская работа

2.Конкурсы рисунков

3.Беседы, игры

4.Работа с  родителями

5.Полнение музея экспонатами

месяц

содержание

задачи

участники

сентябрь

Знакомство с чувашским национальным костюмом

Продолжить знакомить детей с национальной одеждой. ; обратить внимание детей на орнамент, цвета., их значением 

Воспитатель, дети

октябрь

«Не дом хозяина красит, а хозяин дом»
 
 

Познакомить детей  с жилищем  чувашского народа. С тем, как  строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим.

Воспитатель, дети

ноябрь

Выставка работ, выполненных совместно с родителями «По страницам чувашских сказок».

Поддерживать интерес детей к чтению через изучение культуры других народов.

Воспитатель, родители, дети

декабрь

Чувашская народная сказка «Мышка Вострохвостик»  

Формировать эмоционально-образное восприятие произведения и навыки творческого рассказывания;

Воспитатель, дети

январь

Малые фольклорные формы. Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки.

Закрепить знания о жанровых особенностях малых фольклорных форм (загадки, скороговорки, пословицы, поговорки);

Воспитатель, дети

февраль

Аппликация «Орнаментация платка».

Продолжать учить   составлять композицию по теме. Развивать фантазию, воображение.   

Воспитатель, дети

март

Обычаи  традиции чувашского народа

Саварни- масленица

Познакомить детей как проводили Масленицу в Чуваши,

Воспитатель, родители , дети

апрель

«Чувашский нагрудник» Украшение нагрудника монетами, приготовленных  из фольги

Познакомить детей с чувашской национальной одеждой. Учить украшать нагрудник монетами из фольги.

Воспитатель, дети

май

Анкетирование родителей старших и подготовительных групп

Отслеживания мнения родителей по данному направлению работы

Воспитатель,  родители


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игрового взаимодействия педагога-психолога с детьми (4-5лет) с использованием народных кукол «Настроение»

Цель: обобщение знаний об эмоциях злости и радости.Задачи:актуализировать знания детей о базовых эмоциях (радость, злость) и закрепить  понятие «настроение»;отработать навыки выражения эмоциональ...

Методическое пособие «Народный календарь обрядовых русских народных кукол».

Наиболее актуальный вопрос на современном этапе – необходимость возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка до школы. Именно в это...

Значение народных кукол

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"14533435","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 500px; height: 708px;"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_original","f...

Изготовление народных кукол своими руками

«Народная кукла своими руками» Игра- ведущая деятельность детей, а игрушка- незаменимый спутник этих игр. Очень часто значение игр и игрушек для развития ребенка недооценивается. Большинство родите...

Практикум "Путешествие в рукотворный мир народных кукол"

Родная культура, как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Я считаю необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются частью нар...

Народные праздники чувашей. Сурхури.

История того места, где мы родились и живем, для нас очень важна. Невозможно познать историю своей страны вне истории своей малой Родины. В последние годы очень много внимания уделяется изучению ...

Паспорт мини-музея кукол

Паспорт мини-музея включает в себя основные моменты паспортизации музея " Мир кукол"...