Обобщение опыта "Новаторские методы реализации задач и целей программы "Вдохновение" для детей раннего и младшего возраста" ФПМ 2022
материал (младшая группа)
Методы реализации программы "Вдохновение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_na_fpm_2022_1_3.docx | 150.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Краснозвездинская средняя общеобразовательная школа имени Г.М. Ефремова структурное подразделение «детский сад» Шадринского района Курганской области»
Воспитатель
Калинина Елена Федоровна
1 категория
Обобщение опыта
«Новаторские методы реализации задач и целей программы «Вдохновение»
для детей раннего и младшего возраста»
С. Красная Звезда 2022г
«Все прекрасное, существующее в окружающем мире и созданное человеком для других людей, должно прикоснуться к сердцу ребенка и облагородить его» В.А.Сухомлинский
С 2018 по 2021 год я работала в группе раннего возраста, где дети приходили в детский сад от 1,2 до 3 лет. В настоящее время я работаю в младшей группе.
Дефицит и недоступность методической литературы
по работе с детьми именно раннего возраста по программе «Вдохновение» под редакцией В.К. Загвоздкина и И.Е.Федосовой, по которой работает наш детский сад, способствовали созданию основных описанных в данной работе новаторских методов и подходов для решения поставленных задач.
Ребенок является активным участником, субъектом образовательных отношений. С рождения он готов вступать во взаимодействие с взрослыми, участвовать в процессах познавания своего тела, окружающего социального и предметного мира.
Дети хотят принимать участие во всем, что происходит в мире, играя активную роль в образовательном процессе; они являются его действующими лицами (субъектами) с собственными разнообразными возможностями выражения, своим мнением, способностью к принятию решений и чувством ответственности в соответствии со своим развитием.
Целевые ориентиры раннего и младшего возраста в соответствии с ФГОС предполагают, что ребенок:
- интересуется окружающими предметами, активно действует с ними, исследует их свойства
- любит слушать стихи, песни, сказки, рассматривать картинки, проявлять живой отклик на эстетические впечатления,
Общеизвестно, что окружающая среда вне семьи формирует осознание себя ребенка частью социума и учит первичным навыкам взаимодействия. Считаю, что при создании предметно – пространственной развивающей среды группы детского сада, в которой ребенок находится до 12 часов своего времени, следует руководствоваться основными принципами безопасности, доступности, заинтересованности, новизны и продуманности абсолютно всех деталей, как интерьера, так и наполняемости наглядными пособиями.
Так к реализации основных целей программы «Вдохновение» мною было создано пять основных центров для развития главных навыков.
- «Кукольный домик и центр сюжетно – ролевых игр» развивает основные социально-коммуникативные навыки, учит возможности обслуживать себя в быту и помогать другим. Дидактический материал: муляжи продуктов, куклы, посуда, мебель, как отображение бытовой среды. Здесь разыгрываем ситуации: подметаем пол, укладываем спать, празднуем день рождения. Из своего опыта могу добавить, что дети раннего возраста любят предметы быта деревянного производства (медуницы, ложки, ступки, сейчас появились полотенца с различными росписями – гжель, дымковская, городецкая). В младшей группе дополнили контейнерами с изображением «Больной зуб» и «Здоровый зуб», куда дети сортируют полезные и вредные продукты», сшили одежду куклам по сезонам.
Благодаря родителям, пополнился «центр ряженья».
Сшиты, изготовлены, закуплены костюмы различных профессий.
- «Экспериментальный центр» служит реализации задач познавательного развития, сферы жизненной практики, мелкой моторики. Здесь дети учатся работать совочком, ложкой, переливать жидкости из одного сосуда в другой, использовать щипковый захват.
Дидактический материал: вода простая, вода окрашенная, каша, песок, промытое и прожаренное зерно, крышечки, камешки, ложки, совочки, ведерки и т.д. В центре охотно занимаются дети самостоятельно, а также разыгрываются различные образовательные ситуации: «Покорми животного», «Найди предмет в песке» и т.д. Очень нравится детям играть в бутылочки с различным содержимым: разный звук, разные цветные жидкости. Также обклеены картонные трубки из бросового материала. Дети охотно манипулируют с ними: смотрят в подзорную трубу, говорят как рупор, вставляют друг в друга. Эти трубы решают много задач: тонкая – толстая, одинаковые, длинная - короткая, развивают воображение и фантазию.
Сейчас это центр «науки и природы», в котором дополнена коллекция материалов: коллекция шишек, деревянных спилов, пуговиц, катушек от ниток, видов макарон, круп и многое другое.
- «Центр конструирования, моделирования, сенсорики и логики» Реализует познавательные задачи по конструированию, моделированию, развитию мелкой моторики, когнитивному развитию. Дети учатся играть в сортиры, кубики и т.д. Собран дидактический материал: рамки-вкладыши Монтессори, досочки Сегена, конструктор Лего средний и крупный, бизиборды, пирамидки, конструкторы различных принципов сборки, мозаики, сенсорные доски и игры изготовленные вручную. Здесь можно детям играть самостоятельно с использованием дидактических игр и материалов (блоки Дьенеша, строим для сказки «Теремок», палочки Кюизенера, кубики Никитина и др).
Сейчас этот центр разбит на 3 центра: «Конструирование и моделирование», «Математика и логика», «Центр настольных игр»
- «Центр изобразительного искусства, рисования и лепки». В свободном доступе детей всегда краски, карандаши, бумага, безопасные ножницы, пластилин, трафареты, раскраски. На занятиях реализуется художественно-эстетическое, познавательное развитие.
Центр оснащен планшетом для рисования песком с подсветкой и пультом. Рисование песком, новый и одновременно простой вид деятельности детей младшего возраста, не требующей специальной подготовки. Необычность этой техники состоит в том, что позволяет быстро достичь желаемого результата, используется только рука и песок, что играет огромную роль именно для детей младшего возраста, занятия могут быть кратковременными или затянуться по желанию ребенка. Кроме этого применяется выносной материал с воздушным пластилином и кинетическим песком, на данный момент выделен новый центр «Воды и песка»
- «Речевой центр» разбит на зоны:
- театр (кукольный, пальчиковый, резиновый, плоскостной, деревянный, «Расскажи сказку по картинкам», угадай сказку по картинке», маски и т.д.). О пользе театра вообще очень много можно говорить. С группы раннего возраста я старалась приходить в разных масках и костюмах к детям. Сейчас уже можно видеть результат, как они при стуке ждут чего-то невероятного и удивительного. На сегодняшний день боятся героев исключительно новенькие.
Так же здесь имеется: галерея картинок (слова-действия, слова – противоположности, слова-предлоги), библиотека с картонными книгами по теме, картинная галерея шедевров русских и зарубежных художников.
Созданные центры полифункциональны, они могут быть дополнены и взаимозаменяемы для постоянного сохранения заинтересованности воспитанников. Указанная градация условна и может быть трансформирована при необходимости.
Кроме того в группе находятся спортивные элементы: горка, лестница, периодически меняется другое спортивное оборудование: бассейн, палатки с тоннелями, велосипед, спортивные маты и мягкие модули, массажная дорожка.
Изобразительное искусство является одним из средств эстетического воспитания дошкольников. Демонстрация произведений изобразительного искусства дает возможность познакомить детей с тем, как художники по-разному воспринимают окружающий мир, передают его образы в картинах, образцах народного искусства, скульптурах,
Идея ознакомления дошкольников с произведениями изобразительного искусства на сегодняшний день неоспорима.
В настоящее время есть разработанные методики по ознакомлению детей 3-7 лет с изобразительным искусством. Это работы Р.М. Чумичевой, А.А. Грибовской, Н.А. Курочкиной, Т.Н. Дороновой.
Основным новаторством в разработанной мною методике, я считаю применение особенного дидактического материала: репродукции картин русских и зарубежных художников 19-20-21вв.
К достижению возраста 2 - 3 лет ребенку становится
недостаточно упрощенного и схематического изображения окружающего мира (иллюстрации доступных детских книг, простейшие графические символы). Рассматривание, изучение, обсуждение общепризнанных шедевров живописи с ранних лет прививает ребенку любовь к родной природе, стране и учит воспринимать все нюансы цветовой палитры живой природы, а не ограничиваться основными цветами спектра.
Так на примере картины «Золотая осень» И. Левитана (или другой актуальной сезону подборке картин) мы учим желтый, как основной цвет и показываем ребенку его всевозможные оттенки. Ребенку 2 - 3 лет интуитивно понятны явления родной природы, а социальные процессы еще сложны для восприятия, необходимо правильно расставить акценты.
Воспитатель должен научить также основным простейшим навыкам передачи полученной информации от воспитанника взрослому или другому ребенку в группе. На основе указанного дидактического материала, картин художников, в достижении задач и целей программы «Вдохновение» можно также изучать геометрические фигуры. Например: овал, круг, треугольник - это кроны деревьев, листья, купол церкви, квадрат, прямоугольник - целостный холст (все полотно картины), контуры зданий. При рассказе о картине акцентируем внимание также на буквенно - фонетическом восприятии ребенком основных слов рассказа: «осень, небо», что успешнее закрепляет в памяти изучаемый материал.
После знакомства детей с очередной картиной, необходимо повесить ее в группе на стене или стенде на уровне глаз детей к другим репродукциям. Это дает возможность детям самим более тщательно рассмотреть детали, закрепить полученные знания.
Даже малыши, которые еще не говорят, могут показать названную картину, предметы, нарисованные на картине, изобразить эмоции, которые возникают от её просмотра.
Применение картин художников в качестве наглядного пособия прививает с малых лет чувство патриотизма, акцентирует внимание на бессознательно воспринимаемых символах: русская березка, как символ России, русское поле, как символ свободы и простора, засеянное поле, как символ ценности труда (хлеб всему голова).
По моему опыту работы, дети чаще акцентируют внимание на таких картинах, как: С. Дали «Постоянство памяти»; Ван Гог «Подсолнухи»; И.К. Айвазовский «Девятый вал»; И.И. Левитан «Осень»; П. Ренуар «Две сестры»; П. Гоген «Натюрморт с фруктами»; А.К. Саврасов «Зима»; А.И. Куинджи «Ночь на Днепре».
Настоятельно рекомендую с малых лет учить воспринимать сакральный смысл шедевров русского достояния, чтобы сохранить русскую ментальность, привить ценность русской культуры и воспитать чувство патриотизма.
Преемственность разработанной методики для применения
в группах старшего возраста также актуальна. Для детей старше 3 лет нужно подбирать картины уже не только пейзажного характера, но и сюжетные. Обсуждать действующих лиц, их эмоции, взаимодействие и социальную направленность поступком (хорошо - плохо, приемлемо в жизни - устарело и т.д.). Картины также дают возможность рассказывать и обсуждать особенности крестьянского - городского быта в прошлом, определенные исторические события.
На примере общепризнанных образцов живописи очень наглядно можно считывать эмоции: К.Е. Маковский «Дети, бегущие от грозы» (страх), И.Н. Крамской «Неутешное горе» (печаль), О.Б. Богаевская «День рождения» (радость), И.Е. Репин «Не ждали» (удивление), В.М. Васнецов «Аленушка» (грусть), П.Клодт «Опять двойка» (огорчение), В.М. Васнецов (Царь Иван Васильевич Грозный» (гнев), М.В. Якунчикова «Страх» (испуг), И.К. Айвазовский «Прощание» (грусть), Б.М. Кустодиев «Масленица» (радость), Рембрант «Возвращение блудного сына» (удивление), И.Е. Репин «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (гнев). Занятия целесообразно начинать с таких эмоций, как страх, гнев, грусть, а заканчивать радостью. Классическая живопись учит различать всю гамму чувств и эмоций, развивает умение наблюдать, воспитывает вкус. Так же как и литературные произведения, живопись стимулирует детей воображать, связывать разные фрагменты в произведения.
С репродукциями картин можно организовать много интересных игр: сортировка по временам года, по преобладающему цвету, пейзаж, натюрморт, портрет, «Узнай по описанию» и т.д.
Прививать любовь к искусству я считаю необходимо не только созерцанием картин, но и создавая самим детям. Это все традиционные и нетрадиционные техники рисования. Мы с детьми рисуем и лепим даже на прогулке когда тепло. Используем разные техники: пластилинография, рисование ладошками, ватными палочками, песком обычным и цветным, отрывная аппликация и очень много другого. Всегда хочется удивлять и видеть искренний детский интерес.
Как новый вид, еще не очень распространенный могу предложить технику «Эбру». В технике «Эбру» рисунок и детское удивление всегда искренны и всегда отлично получаются.
Кроме этого, мною успешно прививается детям любовь к музыке. В тихий час, после чтения сказки я включаю успокаивающую, релаксирующую музыку одного из инструментов: гитару, фортепиано, арфу, скрипку, саксофон, с обязательным названием инструмента. На сегодняшний день дети уже сами выбирают, какой инструмент им хочется послушать.
Право выбора детям по программе «Вдохновение» должно предоставляться во всех центрах активности. С самого раннего возраста я приучала их выбирать: в утреннем кругу – пальчиковая гимнастика, в центре экспериментирования – наполнение контейнеров, в центре живописи всегда под рукой: пластилин, краски, карандаши, в физкультурно-спортивном центре – мячи или надувные игрушки – прыгалки, маты или тоннели. Конечно, чтобы избежать хаоса, не обходится без правил в группе. Правила изображены в схемах и висят на доске, дети знают и при нарушении определенного правила сами показывают, какое правило нарушили.
Конечно, трудно было бы ввести такие новшества без родительской поддержки. Родители, как потенциальные партнеры по воспитанию детей, более чем, кто либо, заинтересованы в разностороннем развитии детей. Они идут навстречу при любом обращении, будь то костюмы, кормушки или даже постановка сказки для детей. А дети, видя, что мамы тоже любят театр и костюмы, охотно наряжаются.
Для анализа своей работы по индивидуальным картам развития я разработала таблицу, в которой видно каждого ребенка в разрезе всех направлениях развития и группы в целом. Анализ провожу каждые полгода, после которого видно с каким ребенком в каком направлении необходимо заниматься дополнительно. В целом по группе на 01.01.22 года усвоение программы на 100 %. Конечно в группе присутствуют «особенные» дети, которые только на 50 % усваивают материал, но основная масса детей усваивает более 110 %.
В заключение хочется добавить слова Льва Толстого: «Воспитание и образование – это не только изучение учебников. На формирование личности ребенка воздействует все, что его окружает: «детские игры, страдания, книги, работы, наказание родителей, учение насильственное и свободное, искусство, наука, жизнь – все образовывает». Огромной ошибкой писатель считал обучение по четкой методике, вместо того чтобы направить ребенка в изучении мира во всем его многообразии. Поэтому в 2022 году, ознаменованном как «Год культурного наследия народов России» я призываю всех обратить внимание на нашу культуру, на культуру наших предков, и познакомить с ней ваших воспитанников!
Библиографический список:
Березина Т.А., Комкина Н.Ю. Развитие эмпатии у дошкольников средствами игровой деятельности - Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сборник статей – Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2000г.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк.2-е изд. М., .1967
Запорожец А.В. Избранные психологические труды, том 1 – Москва, 1986г.
Самолдина, К.А. Маркова, Е.П. Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников.- Новосибирск, НИПК и ПРО, 2007. – 132 с.
Штанько И.В. Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС. Методическое пособие – М.: УЦ Перспектива, 2015. - 280 с.
Основная образовательная программа ДО «Вдохновение»/под ред. В.К.Загвоздкина, И.Е.Федосовой. – М.: Издательство «Национальное образование»,2016,-342 с.- (Серия «Вдохновение»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи и цели работы с детьми (первая младшая группа)
Задачи работы с детьми1.Охранять и укреплять здоровье детей, формировать у н...
Конспект НОД по реализации задач социально-коммуникативного развития детей второй младшей группы "Волшебные слова"
Материал подготовлен с целью способствовать усвоению моральных норм и ценностей, принятых в обществе, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками....
Консультация для педагогов по теме "Формы и методы реализации задач целенаправленного социально-коммуникативного развития дошкольников"
Консультация для педагогов по теме "Формы и методы реализации задач целенаправленного социально-коммуникативного развития дошкольников"...
Формы и методы реализации задач
Формы и методы...
Методы и приемы стимулирования активной речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Ранний возраст и младший дошкольный возраст - наиболее важный в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Этот период обладает огромными возможностями...
Консультация для педагогов по теме: «Формы и методы реализации задач целенаправленного социально-коммуникативного развития дошкольников»
Консультация для педагогов по теме:«Формы и методы реализации задач целенаправленного социально-коммуникативного развития дошкольников» В настоящее время особое внимание уделяется про...
Использование метода Марии Монтессори при ознакомлении дошкольников с формой, цветом, величиной для решения задач по познавательному развитию детей раннего возраста.
ФОП ДО для детей раннего возраста в области познавательного развития основными задачами образовательной деятельности для формирования сенсорной грамотности назначает:развивать разные виды восприятия: ...