Консультация для педагогов по теме: «Формы и методы реализации задач целенаправленного социально-коммуникативного развития дошкольников»
консультация
Консультация для педагогов по теме:
«Формы и методы реализации задач целенаправленного
социально-коммуникативного развития дошкольников»
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, так как приобщение к социальному миру всегда было приоритетным в процессе формирования личности ребёнка. Поэтому данное направление является одним из компонентов проекта Федерального государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию.
Что такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.
Это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, развитие коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-коммуникативного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.
Целевыми ориентирами по ФГОС стали:
- Инициативность и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.
- Уверенность ребенка в своих силах, открытость внешнему миру, положительно отношение к себе и к другим. Активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх. Способность договариваться, учитывать интересы и чувства других.
- Владение ребенка различными формами и видами игры. Понимание устной речи и возможность выражать свои мысли и желания.
Основные задачи работы по социально-коммуникативному развитию в программе «От рождения до школы»:
1)Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
- Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
- Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
- Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.
2) Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание
- Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;
- Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности;
- Воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.
3) Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание
- Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- Воспитание культурно-гигиенических навыков;
- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться;
- Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо);
- Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
4) Формирование основ безопасности
- Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе;
- Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности;
- Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;
- Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них;
- Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.
Задачи по социально-коммуникативному развитию дошкольников для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте ставятся следующие задачи: развивать у детей доброжелательное отношение к близким людям; пробуждать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников, героев сказок и др.; помогать осваивать способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном общении; приучать к выполнению элементарных правил поведения; развивать умение передавать разные эмоциональные состояния в играх, сопереживать настроению сверстников; обогащать представления детей о людях (внешнем виде, половых различиях и др.), о семье.
В среднем дошкольном возрасте задачи - развивать у дошкольников умение понимать настроения и чувства окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию; расширять представления об окружающем мире; учить ориентироваться в правилах и нормах культуры поведения и общения; развивать эмоциональную отзывчивость.
В старшем дошкольном возрасте - обогащать представления о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях; учить «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации; побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости (пожалеть, утешить, угостить и др.); воспитывать культуру поведения и общения; углублять представления о семье, родственных отношениях; активно выражать доброе отношение к близким; знакомить с формами приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой; развивать самоконтроль над своими действиями; углублять представления о себе, своём организме, личностных качествах, возможностях, достижениях; развивать чувство самоуважения, собственного достоинства; направлять сознание, чувства и действия детей на совершение гуманных и справедливых поступков.
Методы реализации образовательной области
«Социально – коммуникативное развитие»:
1) Методы формирования социального повeдения:
- Упрaжнения;
- Поручeние;
- Требoвание;
- Вoспитывающие ситуации.
2) Методы формирования социального сознания:
- Объяснeние;
- Уговор;
- Внушение;
- Просьба;
- Этическая беседа;
- Пример.
3) Методы стимулиpoования:
- Поощрение;
- Соревнoвание;
- Одoбрение;
- Награждение.
Формы работы с детьми по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
1)Развитие игровой деятельности
- Сюжетно-ролевые игры;
- Подвижные игры;
- Театрализованные игры;
- Дидактические игры;
- Занятия;
- Экскурсии, наблюдения;
- Чтение художественной литературы, видеоинформация;
- Досуги, праздники, народные игры;
- Самостоятельная деятельность дошкольников;
- Изобразительная деятельность;
- Труд в природе;
- Экспериментирование;
- Конструирование;
- Наблюдение.
2) Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми
- Беседы, чтение художественной литературы, проблемные ситуации, поисково-творческие задания, экскурсии, праздники, просмотр видеофильмов, театрализованные постановки;
- Индивидуальная работа во время утреннего приема;
- Культурно-гигиенические процедуры (напоминание);
- Дежурство;
- Самообслуживание;
- Тематические досуги (совместно с узкими специалистами);
- Игровая деятельность (игры в парах, совместные игры с несколькими партнерами, хоровые игры, игры с правилами); дидактические игры; сюжетно – ролевые игры, подвижные игры; театрализованные игры;
- Продуктивная деятельность.
3) Формирование гендерной, семейной и гражданской принадлежности:
образ Я, семья, детский сад, родная страна, наша армия (со старшей группы), наша планета (подготовительная группа).
- Викторины;
- КВН;
- Познавательные досуги, тематические досуги, чтение, рассказ, экскурсия;
- Тематические досуги;
- Создание коллекций;
- Проектная деятельность;
- Исследовательская деятельность;
- Сюжетно – ролевая игра;
- Дидактическая игра;
- Настольно-печатные игры;
- Продуктивная деятельность, дежурство.
4) Формирование патриотических чувств
- Познавательные беседы;
- Развлечения, моделирование, настольные игры, чтение, творческие задания, видеофильмы;
- Дидактическая игра;
- Наблюдение;
- Упражнение;
- Рассматривание иллюстраций;
- Изобразительная деятельность.
5) Формирование чувств принадлежности к мировому сообществу:
старшая подготовительная к школе группа
- Познавательные викторины, КВН, конструирование, моделирование, чтение;
- Объяснение;
- Напоминание;
- Наблюдение;
- Рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность, театрализация.
6) Формирование основ собственной безопасности:
ребенок и другие люди, ребенок и природа, ребенок дома, ребенок и улица.
- Беседы, обучение, чтение, объяснения, напоминание, упражнения, рассказ, рассматривание иллюстраций;
- Продуктивная деятельность;
- Целевые прогулки, рассказы;
- Дидактические и настольно-печатные игры;
- Сюжетно-ролевые игры;
- Минутка безопасности;
- Показ;
- Объяснения;
- Обучения;
- Напоминание;
- Рассматривание иллюстраций,
- Творческие задания.
7) Развитие трудовой деятельности
7.1.Самообслуживание
- Чтение художественной литературы, поручения, игровые ситуации, досуг
- Объяснение, обучение, напоминание,
- Дидактические, развивающие игры, сюжетно-ролевые игры.
- Рассматривание иллюстраций
7.2. Хозяйственно – бытовой труд
- Обучение коллективный труд, поручения,
- Дидактические игры,
- Продуктивная деятельность,
- Экскурсии.
- Обучение, показ, объяснение, трудовые поручения, участие совместной со взрослым в уборке игровых уголков, участие в ремонте атрибутов для игр детей и книг, уборка постели после сна, сервировка стола, самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их.
Творческие задания, дежурство, задания, поручения.
7.3. Труд и природа
- Обучение, совместный труд детей и взрослых, беседа, чтение художественной литературы, дидактическая игра, просмотр видеофильмов, целевые прогулки.
- Показ, объяснение, обучение, напоминания, дежурство в уголке природы,
- Дидактические и развивающие игры,
- Трудовые поручения, участие в совместной работе со взрослым в уходе за растениями уголка природы,
- Продуктивная деятельность, ведение календаря природы,
- Тематические досуги
7.4. Ручной труд
- Совместная деятельность детей и взрослых, продуктивная деятельность
- Показ, объяснение, обучение, напоминание,
- Дидактические и развивающие игры,
- Трудовые поручения,
- Участие со взрослым по ремонту атрибутов для игр детей, подклейке книг, изготовлений пособий для занятий, самостоятельное планирование трудовой деятельности,
- Продуктивная деятельность,
- Работа с природным материалом, бумагой, тканью,
- Игры и игрушки своими руками.
7.5. Формирование первичных представлений о труде взрослых
- Экскурсии, наблюдения;
- Встречи с людьми интересных профессий, создание альбомов;
- Рассказы, чтение, рассматривание иллюстраций, просмотр видео;
- Обучение;
- Дидактические игры, сюжетно – ролевые игры;
- Практическая деятельность.
Основными формами коррекционной групповой работы с воспитанниками являются:
- игры (коммуникативные,сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические);
- тренинговые упражнения;
- беседа;
- наблюдение;
- педагогическая ситуация;
- слушание музыки;
- рисование;
- релаксационная гимнастика;
- чтение художественных произведений с последующим анализом.
А во время проведения индивидуальной работы с детьми (коррекция социально-эмоциональных нарушений по запросу) используется такие формы работы, как:
- игротерапия;
- арт-терапия;
- тренинговые упражнения;
- психорегулирующие тренировки с целью развития навыков самоконтроля поведения и смягчения эмоционального напряжения.
Формы взаимодействия с семьями воспитанников по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»
- Анкетирование, тестирование родителей, выпуск газеты, подбор специальной литературы с целью обеспечения обратной связи с семьей.
- Привлечение родителей к участию в детском празднике (разработка идей, подготовка атрибутов, ролевое участие).
- Проведение тренингов с родителями: способы решения нестандартных ситуаций с целью повышения компетенции в вопросах воспитания.
- Распространение инновационных подходов к воспитанию детей через рекомендованную психолого-педагогическую литературу.
- Привлечение родителей к совместным мероприятиям по благоустройству и созданию условий в группе и на участке.
- Организация совместных с родителями прогулок и экскурсий, создание тематических альбомов.
- Изучение и анализ детско-родительских отношений с целью оказания помощи детям.
- Разработка индивидуальных программ взаимодействия с родителями по созданию предметной среды для развития ребенка.
- Беседы с детьми с целью формирования уверенности в том, что их любят и о них заботятся в семье.
- Повышение правовой культуры родителей.
- Консультативные часы для родителей по вопросам предупреждения использования методов, унижающих достоинство ребенка.
- Создание фотовыставок, фотоальбомов «Я и моя семья», «Моя родословная», «Мои любимые дела», «Мое настроение».
- Аудио- и видео записи высказываний детей по отдельным проблемам с дальнейшим прослушиванием и обсуждением с родителями (За что любишь свой дом? Кто в твоем доме самый главный? Кто самый добрый? За что ты себя любишь? и др.).
Вывод:
Социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников, является одним из компонентов проекта Федерального государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию, так как проблема приобщения к социальному миру всегда была одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. И только благодаря совместной работе ДОУ и родителей, мы можем вырастить самостоятельных, уверенных в себе, успешных членов общества.
Список литературы:
1. Н. Е. Веракса; Т. С. Комарова; М. А. Васильева. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Москва, 2012.
2. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика – педагогика развития. Магнитогорск, 2004.
3. Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста. М., 2007.
4. Пазухина И.А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. СПб, 2004.
5. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. М., 2000.
6. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. СПб., 2001.
7. Собкин В.С., Скобельницина К.Н., Иванова А.И. и др. Социология дошкольного детства. Труды по социологии образования. Т. XVII, Вып.XXIX. – М.: Институт социологии образования РАО, 201
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_i_metody_realizatsii_zadach.docx | 27.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов по теме:
«Формы и методы реализации задач целенаправленного
социально-коммуникативного развития дошкольников»
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, так как приобщение к социальному миру всегда было приоритетным в процессе формирования личности ребёнка. Поэтому данное направление является одним из компонентов проекта Федерального государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию.
Что такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.
Это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, развитие коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-коммуникативного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.
Целевыми ориентирами по ФГОС стали:
- Инициативность и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.
- Уверенность ребенка в своих силах, открытость внешнему миру, положительно отношение к себе и к другим. Активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх. Способность договариваться, учитывать интересы и чувства других.
- Владение ребенка различными формами и видами игры. Понимание устной речи и возможность выражать свои мысли и желания.
Основные задачи работы по социально-коммуникативному развитию в программе «От рождения до школы»:
1)Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
- Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
- Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
- Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.
2) Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание
- Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;
- Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности;
- Воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.
3) Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание
- Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- Воспитание культурно-гигиенических навыков;
- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться;
- Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо);
- Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
4) Формирование основ безопасности
- Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе;
- Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности;
- Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;
- Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них;
- Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.
Задачи по социально-коммуникативному развитию дошкольников для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте ставятся следующие задачи: развивать у детей доброжелательное отношение к близким людям; пробуждать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников, героев сказок и др.; помогать осваивать способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном общении; приучать к выполнению элементарных правил поведения; развивать умение передавать разные эмоциональные состояния в играх, сопереживать настроению сверстников; обогащать представления детей о людях (внешнем виде, половых различиях и др.), о семье.
В среднем дошкольном возрасте задачи - развивать у дошкольников умение понимать настроения и чувства окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию; расширять представления об окружающем мире; учить ориентироваться в правилах и нормах культуры поведения и общения; развивать эмоциональную отзывчивость.
В старшем дошкольном возрасте - обогащать представления о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях; учить «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации; побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости (пожалеть, утешить, угостить и др.); воспитывать культуру поведения и общения; углублять представления о семье, родственных отношениях; активно выражать доброе отношение к близким; знакомить с формами приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой; развивать самоконтроль над своими действиями; углублять представления о себе, своём организме, личностных качествах, возможностях, достижениях; развивать чувство самоуважения, собственного достоинства; направлять сознание, чувства и действия детей на совершение гуманных и справедливых поступков.
Методы реализации образовательной области
«Социально – коммуникативное развитие»:
1) Методы формирования социального повeдения:
- Упрaжнения;
- Поручeние;
- Требoвание;
- Вoспитывающие ситуации.
2) Методы формирования социального сознания:
- Объяснeние;
- Уговор;
- Внушение;
- Просьба;
- Этическая беседа;
- Пример.
3) Методы стимулиpoования:
- Поощрение;
- Соревнoвание;
- Одoбрение;
- Награждение.
Формы работы с детьми по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
1)Развитие игровой деятельности
- Сюжетно-ролевые игры;
- Подвижные игры;
- Театрализованные игры;
- Дидактические игры;
- Занятия;
- Экскурсии, наблюдения;
- Чтение художественной литературы, видеоинформация;
- Досуги, праздники, народные игры;
- Самостоятельная деятельность дошкольников;
- Изобразительная деятельность;
- Труд в природе;
- Экспериментирование;
- Конструирование;
- Наблюдение.
2) Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми
- Беседы, чтение художественной литературы, проблемные ситуации, поисково-творческие задания, экскурсии, праздники, просмотр видеофильмов, театрализованные постановки;
- Индивидуальная работа во время утреннего приема;
- Культурно-гигиенические процедуры (напоминание);
- Дежурство;
- Самообслуживание;
- Тематические досуги (совместно с узкими специалистами);
- Игровая деятельность (игры в парах, совместные игры с несколькими партнерами, хоровые игры, игры с правилами); дидактические игры; сюжетно – ролевые игры, подвижные игры; театрализованные игры;
- Продуктивная деятельность.
3) Формирование гендерной, семейной и гражданской принадлежности:
образ Я, семья, детский сад, родная страна, наша армия (со старшей группы), наша планета (подготовительная группа).
- Викторины;
- КВН;
- Познавательные досуги, тематические досуги, чтение, рассказ, экскурсия;
- Тематические досуги;
- Создание коллекций;
- Проектная деятельность;
- Исследовательская деятельность;
- Сюжетно – ролевая игра;
- Дидактическая игра;
- Настольно-печатные игры;
- Продуктивная деятельность, дежурство.
4) Формирование патриотических чувств
- Познавательные беседы;
- Развлечения, моделирование, настольные игры, чтение, творческие задания, видеофильмы;
- Дидактическая игра;
- Наблюдение;
- Упражнение;
- Рассматривание иллюстраций;
- Изобразительная деятельность.
5) Формирование чувств принадлежности к мировому сообществу:
старшая подготовительная к школе группа
- Познавательные викторины, КВН, конструирование, моделирование, чтение;
- Объяснение;
- Напоминание;
- Наблюдение;
- Рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность, театрализация.
6) Формирование основ собственной безопасности:
ребенок и другие люди, ребенок и природа, ребенок дома, ребенок и улица.
- Беседы, обучение, чтение, объяснения, напоминание, упражнения, рассказ, рассматривание иллюстраций;
- Продуктивная деятельность;
- Целевые прогулки, рассказы;
- Дидактические и настольно-печатные игры;
- Сюжетно-ролевые игры;
- Минутка безопасности;
- Показ;
- Объяснения;
- Обучения;
- Напоминание;
- Рассматривание иллюстраций,
- Творческие задания.
7) Развитие трудовой деятельности
7.1.Самообслуживание
- Чтение художественной литературы, поручения, игровые ситуации, досуг
- Объяснение, обучение, напоминание,
- Дидактические, развивающие игры, сюжетно-ролевые игры.
- Рассматривание иллюстраций
7.2. Хозяйственно – бытовой труд
- Обучение коллективный труд, поручения,
- Дидактические игры,
- Продуктивная деятельность,
- Экскурсии.
- Обучение, показ, объяснение, трудовые поручения, участие совместной со взрослым в уборке игровых уголков, участие в ремонте атрибутов для игр детей и книг, уборка постели после сна, сервировка стола, самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их.
Творческие задания, дежурство, задания, поручения.
7.3. Труд и природа
- Обучение, совместный труд детей и взрослых, беседа, чтение художественной литературы, дидактическая игра, просмотр видеофильмов, целевые прогулки.
- Показ, объяснение, обучение, напоминания, дежурство в уголке природы,
- Дидактические и развивающие игры,
- Трудовые поручения, участие в совместной работе со взрослым в уходе за растениями уголка природы,
- Продуктивная деятельность, ведение календаря природы,
- Тематические досуги
7.4. Ручной труд
- Совместная деятельность детей и взрослых, продуктивная деятельность
- Показ, объяснение, обучение, напоминание,
- Дидактические и развивающие игры,
- Трудовые поручения,
- Участие со взрослым по ремонту атрибутов для игр детей, подклейке книг, изготовлений пособий для занятий, самостоятельное планирование трудовой деятельности,
- Продуктивная деятельность,
- Работа с природным материалом, бумагой, тканью,
- Игры и игрушки своими руками.
7.5. Формирование первичных представлений о труде взрослых
- Экскурсии, наблюдения;
- Встречи с людьми интересных профессий, создание альбомов;
- Рассказы, чтение, рассматривание иллюстраций, просмотр видео;
- Обучение;
- Дидактические игры, сюжетно – ролевые игры;
- Практическая деятельность.
Основными формами коррекционной групповой работы с воспитанниками являются:
- игры (коммуникативные,сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические);
- тренинговые упражнения;
- беседа;
- наблюдение;
- педагогическая ситуация;
- слушание музыки;
- рисование;
- релаксационная гимнастика;
- чтение художественных произведений с последующим анализом.
А во время проведения индивидуальной работы с детьми (коррекция социально-эмоциональных нарушений по запросу) используется такие формы работы, как:
- игротерапия;
- арт-терапия;
- тренинговые упражнения;
- психорегулирующие тренировки с целью развития навыков самоконтроля поведения и смягчения эмоционального напряжения.
Формы взаимодействия с семьями воспитанников по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»
- Анкетирование, тестирование родителей, выпуск газеты, подбор специальной литературы с целью обеспечения обратной связи с семьей.
- Привлечение родителей к участию в детском празднике (разработка идей, подготовка атрибутов, ролевое участие).
- Проведение тренингов с родителями: способы решения нестандартных ситуаций с целью повышения компетенции в вопросах воспитания.
- Распространение инновационных подходов к воспитанию детей через рекомендованную психолого-педагогическую литературу.
- Привлечение родителей к совместным мероприятиям по благоустройству и созданию условий в группе и на участке.
- Организация совместных с родителями прогулок и экскурсий, создание тематических альбомов.
- Изучение и анализ детско-родительских отношений с целью оказания помощи детям.
- Разработка индивидуальных программ взаимодействия с родителями по созданию предметной среды для развития ребенка.
- Беседы с детьми с целью формирования уверенности в том, что их любят и о них заботятся в семье.
- Повышение правовой культуры родителей.
- Консультативные часы для родителей по вопросам предупреждения использования методов, унижающих достоинство ребенка.
- Создание фотовыставок, фотоальбомов «Я и моя семья», «Моя родословная», «Мои любимые дела», «Мое настроение».
- Аудио- и видео записи высказываний детей по отдельным проблемам с дальнейшим прослушиванием и обсуждением с родителями (За что любишь свой дом? Кто в твоем доме самый главный? Кто самый добрый? За что ты себя любишь? и др.).
Вывод:
Социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников, является одним из компонентов проекта Федерального государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию, так как проблема приобщения к социальному миру всегда была одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. И только благодаря совместной работе ДОУ и родителей, мы можем вырастить самостоятельных, уверенных в себе, успешных членов общества.
Список литературы:
1. Н. Е. Веракса; Т. С. Комарова; М. А. Васильева. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Москва, 2012.
2. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика – педагогика развития. Магнитогорск, 2004.
3. Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста. М., 2007.
4. Пазухина И.А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. СПб, 2004.
5. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. М., 2000.
6. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. СПб., 2001.
7. Собкин В.С., Скобельницина К.Н., Иванова А.И. и др. Социология дошкольного детства. Труды по социологии образования. Т. XVII, Вып.XXIX. – М.: Институт социологии образования РАО, 201
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Интегрированный подход при реализации задач художественно-эстетического развития дошкольников"
В презентации дана краткая характеристика интеграции...
Презентация «Создание образовательной среды для реализации задач художественно – эстетического развития дошкольников в ДОО»
Данная презентация раскрывает особенности созданной в МАДОУ системы работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников, обеспечивающей эмоциональное благополучие каждого ребёнка, создание усл...
Консультация для педагогов по теме "Формы и методы реализации задач целенаправленного социально-коммуникативного развития дошкольников"
Консультация для педагогов по теме "Формы и методы реализации задач целенаправленного социально-коммуникативного развития дошкольников"...
Консультация для педагогов на тему "Формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию"
Консультация для педагогов ДОУ...
Консультация для педагогов на тему: «Формы и методы работы по ознакомлению детей с родным краем»
Содержание консультации раскрывает формы и методы работы с детьми по ознакомлению с родным краем...
Консультация для педагогов "Методические рекомендации для определения целей и задач занятий по развитию речи дошкольников"
Материал предназначен для консультации с педагогами ДОУ по определению и составлению целей и задач к НОД по речевому развитию...
Консультация для педагогов на тему: «Формы и методы экологического воспитания дошкольников»
Формирование начал экологической культуры - это становление, осознание правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, сохраняющим и созидающимее, а такжек людя...