Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных занятиях с дошкольниками
методическая разработка (средняя группа)
Использование моделирования и проигрывание сказки заметно облегчает детям овладение связной речью, построение диалога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1447846.docx | 25.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных занятиях с дошкольниками
Место: кабинет, поверхность детского стола.
Расположение: напротив ребёнка.
Материал: маленькие настольные игрушки (в том числе фигурки из Киндер Сюрпризов).
Количество детей: один, два, не более.
Все сказки планировались и готовились мною до занятия, с учётом речевых, психологических и личностных особенностей каждого ребёнка. Однако, нередко, при показе сказки, подготовленной заранее, мне приходилось изменять её содержание. Основанием для таких перемен являлась незапланированная реакция малыша.
Во время демонстрации сказки со знакомыми персонажами, ребёнок мог спросить: «А где Волшебник?», попросить: «Сделай море», или предложить: «Давай спрячем зверей в домик».
Таким образом, реагируя в ходе общения на желания малыша, я продлевала, изменяла игровое действие, добавляла в него новый персонаж, атрибут и пр.
Итак, под МОДЕЛИРОВАНИЕМ сказки мы будем понимать не только её планирование до занятия, но и творческую переработку в процессе общения с ребёнком, то есть в ходе её проигрывания.
С помощью проигрывания сказок дефектолог может корригировать различные аспекты речевой деятельности, а именно:
1.развивать фонематическое восприятие
2.совершенствовать слоговую структуру слов
3.автоматизировать вызванные звуки речи,
4.пополнять, уточнять и активизировать словарный запас
5. уточнять структуру предложений,
6.совершенствовать связные высказывания
7.совершенствовать познавательные процессы (внимание, восприятие, воображение, память, мышление)
Воспитательное значение проигрывания сказок.
Посредством сюжетов, моделируемых с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, творческий педагог способен воспитывать в нём:
- духовность
- любовь к природе,
- гуманность
- скромность,
- доброту
- ответственность и пр.
При необходимости, дефектолог может помочь малышу в преодолении:
- робости
- страха
- агрессивности
- раздражительности
-плаксивости
- негативизма
- пассивности
- упрямства
- замкнутости и пр.
Проигрывание сказки.
В основном сюжеты сказок были продуманы заранее, иногда они возникали тут же, по ходу действия с игрушками. Но, независимо от содержания сказки, обязательными были особый настрой, атмосфера, в которых они демонстрировались.
Продолжительность показа одной сказки может составлять от 2х до 5ти минут. Однако каждый раз важно, чтобы сюжет был законченным, содержал, по возможности, конфликтную ситуацию, а также воспитательный момент.
Таким образом, в самом начале обучения дефектолог моделирует и проигрывает сказку самостоятельно, без участия ребёнка. В ходе такого занятия ребёнок молчит, он лишь смотрит и слушает. Очевидно, что его речь совершенствуется только в пассивном плане.
Однако, все познавательные способности (мотивация, внимание, восприятие, воображение, память, мышление) функционируют активно.
Обучение предполагает постепенное усложнение заданий, это усложнение за счёт всё более активного участия ребёнка в проигрывании и моделировании сказок.
Таким образом, наметилась определённая система, содержащая разнообразные виды работ с постепенным нарастанием их сложности.
Остановимся на каждом виде работ подробнее.
1. Подключение ребёнка к проигрыванию сказки.
Во время демонстрации сказки, по ходу действия, дефектолог, ничего не объясняя ребёнку, передаёт ему одну из игрушек. А затем, обращаясь к этой игрушке, от имени своего персонажа задаёт вопрос персонажу ребёнка. Например, «Куда ты идёшь, Цыплёнок?» или «Белочка, кто испёк тебе такой вкусный пирог?» и пр.
Предварительная подготовка к вступлению ребёнка в игру не требуется, так как необычность подобного предложения может его испугать.
Можно обращаться к персонажу ребёнка с репликами, требующими от него пояснений, извинений, обобщений и пр. Например «Бычок! Раз ты меня обидел, я не буду с тобой больше играть! Что ты мне на это скажешь?» или «Гномик, пожалуйста, расколдуй Козлика! Как ты это сделаешь?» или «Так что же нам теперь делать, капитан? Объясни!» и пр.
Подобные упражнения, помимо внимания, мышления, воображения, позволяют совершенствовать речевую активность и построение фразовых высказываний ребёнка.
2. Пластические этюды по мотивам знакомой сказки
Наличие игрушки помогает ребёнку легче войти в образ, смелее действовать в рамках поведения наблюдаемого персонажа, выполнять движения от его, а не от собственного лица, что психологически намного легче.
На мой взгляд, выполнять пластические этюды удобнее с игрушкой, которая на небольшой тесёмке надевается на шею ребёнка.
Делается это с тем, чтобы руки малыша оставались свободными, и в то же время, он имел возможность наблюдать игрушку.
При таком подходе ребёнку легче изобразить: как, к примеру, медведь спешил к дому, ворона улетала от мальчика с рогаткой, как зайка нёс огромное бревно или петух гордо шагал по дороге.
Данное упражнение позволяет улучшить психоэмоциональное состояние ребёнка, снять напряжение, связанное с сидением, активизировать творческие проявления малыша.
3. Обговаривание просмотренного сюжета
Сразу же после показа сказки, взрослый задаёт вопросы, помогающие формированию лексико–грамматических представлений ребёнка, а также побуждающие его анализировать, рассуждать, делать выводы. Например: «От кого лиса пряталась? За кем наблюдала? К кому она направилась?», «Почему звери перестали играть с бычком?», «Кто же оказался самым храбрым? Почему?» или «Что надо было сделать Барашку, чтобы найти друзей?» и пр.
Благодаря подобным упражнениям можно совершенствовать словесно – логическое мышление ребёнка, грамматическую правильность его фразовых высказываний и словарный запас, а также автоматизировать вызванные звуки в самостоятельной речи.
4. Проигрывание ребёнком знакомой сказки
Вначале, в случае нерешительности, можно предложить ребёнку сыграть маленький фрагмент сказки (например, самый её конец).
Затем следует переходить к воспроизведению сказки целиком. Если ребёнок привык к педагогу, хорошо контактирует с ним, то психологически легче разыгрывать сказку без присутствия других детей.
Только после успешного опыта показа сказки одному взрослому, стоит переходить к «выступлению» в коллективе.
Данное упражнение стимулирует речевую активность ребёнка, помогает совершенствованию его фразовой и связной речи.
5. Проигрывание знакомой сказки с участием нескольких детей
В данном случае логопед на индивидуально – групповом занятии, перед началом проигрывания сказки, распределяет роли, раздавая маленьким актёрам соответствующие игрушки.
По усмотрению педагога, характеры персонажей и детей могут либо совпадать (робкой девочке – зайчиху, напористому, упрямому мальчику – бычка), либо, наоборот, являть полную противоположность (нерешительному ребёнку – тигра, негативному – послушную лошадку).
Давая детям относительную самостоятельность при проигрывании сказки, взрослый продолжает руководить развитием её сюжета через реплики сказочника или одного из персонажей.
Например, чувствуя, что действие сказки, демонстрируемой детьми, принимает конфликтный характер, логопед может объявить её окончание следующими словами: «Тут прилетел добрый Волшебник и всех помирил».
Благодаря подобным упражнениям дети учатся участвовать в беседе, формулировать свои высказывания по законам диалогического общения.
6. Проигрывание ребёнком сказки по мотивам увиденной, с изменение персонажей, времени или результата действия и пр.
В начале обучения следует предлагать для самостоятельного проигрывания сказку, в которой имеются минимальные изменения по отношению к хорошо знакомому сюжету. Например, упрямого бычка можно заменить осликом или драчливого козлика волком.
Добавление нового персонажа в сказку заставляет ребёнка мыслить и фантазировать ещё интенсивнее.
Более сложным вариантом будет изменение в сказке времени её действия. К примеру, пёс, у которого, по содержанию сказки, хвост замёрз в проруби зимой, должен поступать совершенно по - другому, когда действие сказки происходит летом. Причём, в этом случае изменится и результат действия. А именно: пёс сможет убежать от злого хозяина (так как вода в реке не замёрзнет, хвост в проруби не останется, да и проруби летом не бывает).
Несомненно, что подобные изменения в сказке, вызовут необходимость в подробном анализе поступков героев. Однако, в таком случае малыш будет с гораздо большим рвением и интересом разбираться в цепочке причинно – следственных зависимостей, чем при решении традиционных логических задач.
7. Проигрывание и моделирование ребёнком сказки по набору игрушек, составленному взрослым.
В данном случае ребёнку придётся самостоятельно не только демонстрировать сказку, но и придумывать её сюжет. Вначале, в случае затруднений, можно напомнить ребёнку сюжет, по аналогии с которым он может создать свой.
В дальнейшем следует предоставить ребёнку большую самостоятельность, поощряя его за малейшие успехи.
Подобные упражнения помогают развитию самых сложных форм связного высказывания - составлению творческих рассказов.
8. Проигрывание и моделирование ребёнком сказки по выбранному им набору игрушек.
Этот вид занятий отличается от предыдущего тем, что ребёнку предоставлена ещё большая самостоятельность в творчестве.
Взрослому следует только слегка направлять действия ребёнка, если они выходят за допустимые рамки. Например, ограничить количество действующих лиц или время показа сказки. Причём, и то и другое, несомненно, следует делать мягко, с максимальным тактом и выдержкой.
Отметим, что виды работ под номерами 6,7 и 8 мы рекомендуем проводить с дошкольниками на более поздних этапах обучения, по достижении ими соответствующего уровня речевого развития.
СЮЖЕТЫ СКАЗОК ДЛЯ ПРОИГРЫВАНИЯ ИХ НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ ПРИ ПОМОЩИ НАСТОЛЬНЫХ ИГРУШЕК.
”Невежливый бычок”
Жили-были в сказочном домике: Слоник Андрюша Свинка Юля, Барашек Боря и Чёрный Бычок. Бычок не хотел называть по имени других зверей, придумывал им грубые прозвища: свинье «Юля-грязнуля», слонику «Андрюша – большие уши», Борьку называл «баран – рогатый болван» или просто кричал друзьям: ” Эй, ты!”. Звери обиделись на него и не стали с ним играть.
Бычок заскучал. Потом подумал и попросил прощения. Он стал называть каждого по имени, а звери радовались и играли с ним. Нельзя обижать друзей!
”Гном и Волшебная палочка”
Однажды, на лесной поляне играли Медвежонок, Ёжик, Белочка и Обезьянка. Зверята так расшалились, что разбудили лесного волшебника – Гнома. Когда он появился на полянке, все поздоровались с гостем. Только обезьянка отвернулась от Гнома, а потом нагрубила ему. Волшебник, с помощью волшебной палочки, превратил Обезьянку в гриб.
Звери стали просить прощения за обезьянку. Гном простил её и снова оживил. После этого Обезьянка поняла свою ошибку и всегда была вежливой, здоровалась со взрослыми. Надо всегда здороваться!
”Драчуны”
В лесу Волк и Лиса нашли кусок мяса. Стали они из-за мяса драться. Пока дрались, прилетел ворон и унес мясо. Нельзя драться! Все вопросы можно решить по – хорошему, без драк!
”Бодливый бычок”
Бычок обижал своих друзей: то рогом боднёт, то копытом стукнет. С Бычком перестали играть все друзья. Они даже убегали, когда драчун подходил к ним.
Если хочешь, иметь друзей, не обижай их!
”Друзья”
Цыплёнок не умел плавать и боялся воды. А поплавать ему очень хотелось! Утёнок узнал об этом. Он подплыл к берегу и предложил цыплёнку забраться на его спину, да покататься по озеру. Настоящий друг всегда поможет!
”Как зайчишка стал смелым”
Зверята строили домик из брёвен и досок. Зайчишка всего боялся, даже нести лёгкую доску не соглашался: ”Я не умею! У меня не получится!”. Ёжик предложил зайцу нести доску вместе. На середине дороги ёжик, который шёл позади зайца, отпустил доску и зайчишка донёс её один. А когда в конце пути зайка обернулся, он понял, что донёс груз сам, без всякой помощи. Друзья похвалили зайчишку. Теперь Зайчик смело делает добрые дела!
”Дед Мороз пришёл”
На Новый год в лес к зверятам пришёл Дед Мороз. Белочка испугалась Деда Мороза, спряталась за ёлку, отказалась читать гостю стихи. Дед Мороз обиделся и хотел уйти. Но тут друзья уговорили белочку, объяснили, что Дедушка Мороз добрый и его нечего бояться. Белочка осмелела, прочитала стихотворение и даже спела песенку.
”Кот - Всё Наоборот”
Жил – был среди зверят Кот – Всё Наоборот. Говорит ему Ёжик: «Дай, пожалуйста, игрушку», а Кот не даёт, прячет. Просит его Белочка: «Подержи мою сумку», а он бросает сумку. Говорят Коту Зайчата: «Подойди к нам!», а он отходит. Просит Кота мама: «Одевайся!», а он раздевается.
Один раз дали зверята Коту подержать коробочку. Кот её бросил, да попал в лужу. А в коробке был вкусный торт - мороженое (или то, что ребёнок любит.)
Задумался Кот: «Надо ли делать всё наоборот?»
”Хрюша – Копуша»
Жил – был Хрюша - Большой Копуша. Он всегда всё делал медленно, никуда не спешил. Ел целый час, одевался еле – еле, в детский сад приходил последний, на прогулку выходил позже других.
Когда друзья торопили Хрюшу, он отвечал:
«Ну, стоит ли мне каждый раз торопиться,
Ведь дело само никуда не умчится!”
Один раз звери собрались отдохнуть, поехать на море. Купили билеты на поезд и говорят Хрюше: «Поторопись, а то опоздаем!» А Хрюша опять повторяет:
«Ну, стоит ли мне каждый раз торопиться,
Ведь дело само никуда не умчится!”
Не стали зверята его ждать, сели в поезд, который точно по расписанию тронулся и поехал к морю.
Выходит, стоит иногда торопиться! Умчался поезд от Хрюши – Копуши. А вместе с ним пропал и отдых!
”Непослушный Козлёнок”
Маленький козлёнок не слушался свою маму. Попросит мама помыть посуду, он отвечает: «Не буду, я ещё маленький!». Несёт мама охапку дров, предлагает Козлёнку понести одно полено. Опять слышит в ответ; «Не буду! Не могу! Я маленький». Устала мама всё делать одна и заболела.
Пришлось Козлёнку всё делать самому: и посуду мыть и дрова носить, и травку рвать.
”Хитрый волк”
Жили – были в домике звери: Свинка, Барашек, Козлик, и Кошка. Пришёл к ним как–то Волк. Стучится в дверь, кричит: «Откройте! Пустите! А то дверь сломаю!». Не стали звери открывать ему, попрятались кто куда. Одна кошка села на окошко и смотрит во двор. Волк в это время, не долго думая, притворился Козочкой. Снова стучит в дверь и пищит тонким голосом: «Откройте! Пустите! Я бедная Козочка, пожалейте меня!». Козлик услышал и говорит: «Пустим Козочку, а то её Волк съест». Барашек говорит: «Жалко Козочку. Надо её пустить!». И Свинка пожалела гостью. Только Кошка сидела на окошке и всё видела. Она сказала: «Там Волк, а не Козочка!» Не стали звери открывать дверь Волку, не поверили ему. И ты запомни: никому не открывай двери!
”Упрямый Ослик”
Мальчик вёз полную машину вкусных сладких груш. На дороге машина застряла. Мальчик попросил зверят помочь ему. Помогали мальчику и Коровка, и Барашек, и Козлик, а Ослик отказался помогать. Отошёл в сторону, отвернулся и говорит: «Не хочу, не буду!». Скоро общими усилиями зверята вытолкали машину, и она могла снова ехать по дороге. Мальчик угостил всех помощников грушами, а Ослик ничего не получил!
«Хитрый Лев»
Зверята жили в домике. Один раз к дому подошёл Лев, постучался и попросил пустить его внутрь. Звери испугались: «А ты нас не съешь?» Лев ответил из-за двери: «Я уже стар. Вам нечего меня бояться!» Зайчиха уже собиралась открывать, как к окошку подлетел попугай и закричал: «Не верьте ему! Лев только что меня ловил! Я еле вырвался!»
Звери заперли дверь, закрыли окна и решили больше никогда не верить обманщику.
«Обезьянка, Черепаха и Попугай»
Однажды Обезьянка, которая всё время хвастала, предложила Черепахе: «Давай побежим наперегонки. Кто первым добежит до домика, тот получит огромный банан!». Черепашка подумала и согласилась: «Хорошо, побежим, только судить нас будет Попугай. Кого он назовёт, тот и станет победителем!»
Обезьянка пошла выбирать место для соревнования, а Попугай подлетел к Черепахе: «Ты что, с ума сошла? Зачем ты согласилась? Ведь ты не сможешь перегнать Обезьяну!»
«Если мы с тобой договоримся, - ответила Черепаха, то сможем проучить хвастливую Обезьяну». Попугай нагнулся к. Черепахе и они о чём-то зашептались.
Через некоторое время Обезьянка прокричала им издалека: «Я готова! Пора начинать гонки!» и громко засмеялась. Попугай полетел и сел на крышу дома. В клюве он держал большой банан.
Как только Обезьяна пригнулась и приготовилась бежать, Черепаха уцепилась за её хвост и всю дорогу ехала на нём как на санках. Обезьяна добежала до домика и закричала; «Я всегда первая! Я самая быстрая! Я самая умная!». Когда она обернулась и увидела Черепаху, то от неожиданности села на землю.
Черепаха тихим голосом сказала хвастунье: «Я тебя, милая, уже давно жду!» А Попугай добавил: «Никогда не хвастай о деле наперёд!» и отдал банан Черепахе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моделирование и проигрование сказок на индивидуальных логопедических занятиях с дошкольниками.
По выражению известного психолога Рубинштейна Л.С. "в игре, как в фокусе, собираются, проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни ребёнка". Наблюдая за играющим ребенком, можно у...
Мастер-класс: "Использование технологии моделирования и проигрывания сказок на логопедических занятиях"
Проведение артикуляционной гимнастики по мотивам русской народной сказки "Репка"...
Конспект индивидуального занятия с дошкольником на звукопроизношение "Дифференциация звуков Ль-Й"
Занятие направлено на дифференциацию звуков Ль-Й, т.е. различать поставленные звуки на слух и в произношении. Правильное различение звуков позволяет формировать навыки звукового анализа и синтеза; пар...
Технология моделирования и разыгрывания сказок на индивидуальных логопедических занятиях
Технология моделирования и разыгрывания сказок на индивидуальных логопедических занятиях...
Комплекс индивидуальных занятий для дошкольников с низким уровнем интеллектуального развития 5-7 лет
Цель комплекса - оказание помощи воспитанникам детского сада в преодолении интеллектуальных трудностей, а также развитие творческого потенциала каждого ребенка....
Мастер-класс « Изготовление атрибутов из соленого теста для проигрывания сказок»
Мастер - класс Тема: « Изготовление атрибутов из соленого теста для проигрывания сказок» для детей 4-5 лет Цель: развитие творческих способностей учащихся и возрождение народных традиций. Задачи: ...
Использование технологии моделирования и проигрывания сказок на логопедических занятиях
Известно, что самой близкой, доступной и увлекательной деятельностью для ребёнка является игра. Я заметила, что между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивае...