Конспект опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе
опыты и эксперименты (старшая группа)
Конспект опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе
Тема: «Опыты с тканью»
Цель: развивать познавательную активность старших дошкольников в процессе знакомства со свойствами ткани.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с различными видами тканей;
- формировать представления о свойствах различных тканей;
- учить устанавливать причинно-следственные связи.
Развивающие:
- развивать умение грамотно строить высказывания;
- развивать умение делать выводы, обобщения;
- развитие зрительного, слухового, тактильного восприятия.
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение согласованно работать в коллективе.
Материалы и оборудование:
сундучок, образцы тканей (ситец, шерсть, шерстяная ткань, болоневая ткань, ситец, натуральная ткань, синтетическая ткань, органза, драпп), лупы, 2 пластиковые бутылки с горячей водой, ножницы, ёмкости для воды, одноразовые стаканчики, пяльца, ложки, фен, вата, клубок.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы: Н. Носов «Заплатка»,
К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».
Дидактические игры: «Одень куклу», «Постирай бельё по цвету», «Кто что носит», «Чего не хватает для прогулки».
Сюжетно – ролевые игры: «Магазин», «Семья».
Словарная работа: Шерсть, шерстяная ткань, болоневая ткань, ситец, натуральная ткань, синтетическая ткань.
Ход.
Организационный момент.
1. Создание мотивации к занятию
Раздается стук в двери.
- Нам просили передать.
- Что это? (сундучок)
- Вы хотите посмотреть, что в нем находится?
- Ребята, вы знаете что это? (Ткань и нитки)
- Ребята, сейчас мы поговорим о свойствах тканей. Вы сегодня будете настоящими учёными - экспериментаторами и узнаете что-то новое и интересное о тканях.
– Я приглашаю вас занять свои места за экспериментальным столом, чтобы вы смогли почувствовать себя настоящими учёными. (Дети садятся за столы, где лежат кусочки ситца и шерсти)
-Как вы думаете, из чего состоит ткань?
- Давайте проверим это. Рассмотрим ткань под лупой.
- Возьмите в руки тонкий лоскуток ткани и лупу. Видите, сколько, много ниточек переплетено в маленьком кусочке ткани? Настоящее чудо.
- Кто же их переплел? Ткацкий станок – вот кто!
Ткань из нитей ткут, а сами нити, откуда берутся?
- Возьмите кусочек шерсти, смочите свои пальчики в воде и скручивайте её,а при этом немножко растягивайте.
- Что получилось? (Ответы детей)
- Нить! Не очень ровная, но настоящая шерстяная нить. Шерсть - очень теплая ткань. Волоконца у шерсти ворсистые, и когда мы их сжимаем пальцами, да еще и скрутили, они сцепились своими ворсинками – вот и получилась нить.
-Как вы думаете, для какой одежды подойдет шерстяная ткань?
Для зимней, весенней, осенней одежды люди используют шерстяные ткани. А делают такую ткань из шерсти животных. Какие животные дают шерсть? (Овцы, козы, верблюды, ламы, кролики, собаки)
Найдите у себя на столе шерстяную ткань, возьмите ее в руки, какая она? (Плотная, толстая, пушистая, теплая.) Поэтому из нее изготавливают теплые вещи. Как называется ткань, которую делают из шерсти? (Ответы детей.)
Сейчас мы проверим, так ли это на самом деле?
Опыт 1:
Возьмём 2 пластиковые бутылки с горячей водой и обернем одну бутылку в ситцевую ткань, а другую - в шерстяную ткань.
О результатах опыта мы узнаем в конце занятия. Какая ткань держит тепло, а какая нет.
2. Определение водопроницаемости ткани.
- Отгадайте мою загадку:
Он промочит всех до нитки,
Но беды не принесет,
Рады травка и улитка,
Всех от засухи спасет.
Миллионов капель вождь,
Падает на землю — (Дождь)
- Как вы думаете, из какой ткани лучше шить осеннюю и весеннюю одежду, чтобы не промокнуть под дождем? (Ответы детей.)
Опыт 2: Давайте с вами перейдем к следующему экспериментальному столу.
- Сейчас проведём эксперимент и узнаем, какая ткань не пропускает воду.
На столе у вас находятся два стаканчика, первый стаканчик накрыт ситцем, второй стаканчик, накрыт болоньей, для каждого, у вас есть ложка,
емкость с водой.
- Вам нужно набирать ложкой воду и вылить её сначала на ситцевую ткань, затем на болонью. (Ситцевая ткань намокла, и вода стекла в стаканчик. Болонья не намокла и не пропустила воду)
К какому выводу вы пришли? (Что ситцевая ткань водопроницаемая, а болонья - водонепроницаемая).
- Значит, в дождливую осеннюю и весеннюю погоду лучше носить одежду из непромокаемой болоньевой ткани.
3. Определение воздухопроницаемости ткани.
- Отгадайте следующую загадку:
В чистом небе, солнце светит ярко
Можно искупаться, стало очень жарко…
Как люблю я время года это…
Угадали? Ну конечно, это ... (Лето)
- Ребята, как вы считаете, какие ткани подошли бы для летней одежды и почему? (Ответы детей.)
- Чтобы человеку летом не было жарко, и он не потел, ткань должна хорошо пропускать воздух.
- Давайте проверим, какая ткань пропускает воздух, а какая нет.
Давайте с вами перейдем к следующему экспериментальному столу.
Опыт 3:
- Я приготовила 2 вида ткани (натуральную и синтетическую ткань), фен и комочек ваты.
С помощью фена сейчас, по очереди, буду продувать оба вида ткани, а вы наблюдайте за ватой.
- Скажите, что произошло с ватой? Какой вывод вы сделаете? (Одна ткань пропускает воздух, а другая нет)
В случае с хлопковой тканью вата улетела, а в случае с синтетикой осталась на месте. Дети приходят к выводу, что через натуральные ткани воздух проходит легко, а через синтетические - плохо. Значит, которые пропускают воздух, лучше подходят для пошива летней одежды.
Ребята предлагаю вам отдохнуть.
Динамическая пауза:
Физкультминутка «Одежда»
Ох, испачкалась одежда, (показ удивления)
Мы ее не берегли: (пожимание плечами)
Обращались с ней небрежно, (показ удивления)
Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам ее спасти, (пожимание плечами)
И в порядок привести,
В тазик воду наливаем, (имитация наливания воды)
Порошок мы насыпаем, (имитация насыпания порошка)
Всю одежду замочили, (имитация замачивания белья)
Пятна тщательно потрём, (имитация трения белья)
Постираем, прополощем, (имитация трения, полоскания белья)
Отожмём её, встряхнём. (имитация отжимания и встряхивания белья)
А потом легко и ловко
Всё развесим на верёвках. (имитация развешивания белья)
- Ребята, вы аккуратно носите свою одежду?
- Как вы думаете, может ли ткань на одежде порваться, или порезаться?
Давайте перейдем в следующую лабораторию.
4. Сравнение тканей по плотности.
Опыт 4:
У нас есть лоскутки ткани разные по толщине.
Рассмотрите их.
Давайте сначала попробуем разрезать самую тонкую ткань. Получилось легко? Теперь возьмем ткань по плотнее и попробуем разрезать. Получилось?
Теперь возьмите самую плотную ткань и попробуем разрезать.
Какой вывод можно сделать? (Чем тоньше ткань, тем легче ее разрезать)
5. Оценка результатов первого опыта.
- Теперь пришло время проверить результаты нашего первого опыта.
Давайте развернем ткани на бутылочках и потрогаем их. Какая бутылочка теплее осталась? Как вы думаете почему?
Дети делают вывод, что более толстая и плотная ткань лучше сохраняет тепло, и защищает от холода.
6. Рефлексия и итог занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyty_s_tkanyu.docx | 451.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе
Тема: «Опыты с тканью»
Цель: развивать познавательную активность старших дошкольников в процессе знакомства со свойствами ткани.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с различными видами тканей;
- формировать представления о свойствах различных тканей;
- учить устанавливать причинно-следственные связи.
Развивающие:
- развивать умение грамотно строить высказывания;
- развивать умение делать выводы, обобщения;
- развитие зрительного, слухового, тактильного восприятия.
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение согласованно работать в коллективе.
Материалы и оборудование:
сундучок, образцы тканей (ситец, шерсть, шерстяная ткань, болоневая ткань, ситец, натуральная ткань, синтетическая ткань, органза, драпп), лупы, 2 пластиковые бутылки с горячей водой, ножницы, ёмкости для воды, одноразовые стаканчики, пяльца, ложки, фен, вата, клубок.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы: Н. Носов «Заплатка»,
К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».
Дидактические игры: «Одень куклу», «Постирай бельё по цвету», «Кто что носит», «Чего не хватает для прогулки».
Сюжетно – ролевые игры: «Магазин», «Семья».
Словарная работа: Шерсть, шерстяная ткань, болоневая ткань, ситец, натуральная ткань, синтетическая ткань.
Ход.
Организационный момент.
1. Создание мотивации к занятию
Раздается стук в двери.
- Нам просили передать.
- Что это? (сундучок)
- Вы хотите посмотреть, что в нем находится?
- Ребята, вы знаете что это? (Ткань и нитки)
- Ребята, сейчас мы поговорим о свойствах тканей. Вы сегодня будете настоящими учёными - экспериментаторами и узнаете что-то новое и интересное о тканях.
– Я приглашаю вас занять свои места за экспериментальным столом, чтобы вы смогли почувствовать себя настоящими учёными. (Дети садятся за столы, где лежат кусочки ситца и шерсти)
-Как вы думаете, из чего состоит ткань?
- Давайте проверим это. Рассмотрим ткань под лупой.
- Возьмите в руки тонкий лоскуток ткани и лупу. Видите, сколько, много ниточек переплетено в маленьком кусочке ткани? Настоящее чудо.
- Кто же их переплел? Ткацкий станок – вот кто!
Ткань из нитей ткут, а сами нити, откуда берутся?
- Возьмите кусочек шерсти, смочите свои пальчики в воде и скручивайте её,а при этом немножко растягивайте.
- Что получилось? (Ответы детей)
- Нить! Не очень ровная, но настоящая шерстяная нить. Шерсть - очень теплая ткань. Волоконца у шерсти ворсистые, и когда мы их сжимаем пальцами, да еще и скрутили, они сцепились своими ворсинками – вот и получилась нить.
-Как вы думаете, для какой одежды подойдет шерстяная ткань?
Для зимней, весенней, осенней одежды люди используют шерстяные ткани. А делают такую ткань из шерсти животных. Какие животные дают шерсть? (Овцы, козы, верблюды, ламы, кролики, собаки)
Найдите у себя на столе шерстяную ткань, возьмите ее в руки, какая она? (Плотная, толстая, пушистая, теплая.) Поэтому из нее изготавливают теплые вещи. Как называется ткань, которую делают из шерсти? (Ответы детей.)
Сейчас мы проверим, так ли это на самом деле?
Опыт 1:
Возьмём 2 пластиковые бутылки с горячей водой и обернем одну бутылку в ситцевую ткань, а другую - в шерстяную ткань.
О результатах опыта мы узнаем в конце занятия. Какая ткань держит тепло, а какая нет.
2. Определение водопроницаемости ткани.
- Отгадайте мою загадку:
Он промочит всех до нитки,
Но беды не принесет,
Рады травка и улитка,
Всех от засухи спасет.
Миллионов капель вождь,
Падает на землю — (Дождь)
- Как вы думаете, из какой ткани лучше шить осеннюю и весеннюю одежду, чтобы не промокнуть под дождем? (Ответы детей.)
Опыт 2: Давайте с вами перейдем к следующему экспериментальному столу.
- Сейчас проведём эксперимент и узнаем, какая ткань не пропускает воду.
На столе у вас находятся два стаканчика, первый стаканчик накрыт ситцем, второй стаканчик, накрыт болоньей, для каждого, у вас есть ложка,
емкость с водой.
- Вам нужно набирать ложкой воду и вылить её сначала на ситцевую ткань, затем на болонью. (Ситцевая ткань намокла, и вода стекла в стаканчик. Болонья не намокла и не пропустила воду)
К какому выводу вы пришли? (Что ситцевая ткань водопроницаемая, а болонья - водонепроницаемая).
- Значит, в дождливую осеннюю и весеннюю погоду лучше носить одежду из непромокаемой болоньевой ткани.
3. Определение воздухопроницаемости ткани.
- Отгадайте следующую загадку:
В чистом небе, солнце светит ярко
Можно искупаться, стало очень жарко…
Как люблю я время года это…
Угадали? Ну конечно, это ... (Лето)
- Ребята, как вы считаете, какие ткани подошли бы для летней одежды и почему? (Ответы детей.)
- Чтобы человеку летом не было жарко, и он не потел, ткань должна хорошо пропускать воздух.
- Давайте проверим, какая ткань пропускает воздух, а какая нет.
Давайте с вами перейдем к следующему экспериментальному столу.
Опыт 3:
- Я приготовила 2 вида ткани (натуральную и синтетическую ткань), фен и комочек ваты.
С помощью фена сейчас, по очереди, буду продувать оба вида ткани, а вы наблюдайте за ватой.
- Скажите, что произошло с ватой? Какой вывод вы сделаете? (Одна ткань пропускает воздух, а другая нет)
В случае с хлопковой тканью вата улетела, а в случае с синтетикой осталась на месте. Дети приходят к выводу, что через натуральные ткани воздух проходит легко, а через синтетические - плохо. Значит, которые пропускают воздух, лучше подходят для пошива летней одежды.
Ребята предлагаю вам отдохнуть.
Динамическая пауза:
Физкультминутка «Одежда»
Ох, испачкалась одежда, (показ удивления)
Мы ее не берегли: (пожимание плечами)
Обращались с ней небрежно, (показ удивления)
Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам ее спасти, (пожимание плечами)
И в порядок привести,
В тазик воду наливаем, (имитация наливания воды)
Порошок мы насыпаем, (имитация насыпания порошка)
Всю одежду замочили, (имитация замачивания белья)
Пятна тщательно потрём, (имитация трения белья)
Постираем, прополощем, (имитация трения, полоскания белья)
Отожмём её, встряхнём. (имитация отжимания и встряхивания белья)
А потом легко и ловко
Всё развесим на верёвках. (имитация развешивания белья)
- Ребята, вы аккуратно носите свою одежду?
- Как вы думаете, может ли ткань на одежде порваться, или порезаться?
Давайте перейдем в следующую лабораторию.
4. Сравнение тканей по плотности.
Опыт 4:
У нас есть лоскутки ткани разные по толщине.
Рассмотрите их.
Давайте сначала попробуем разрезать самую тонкую ткань. Получилось легко? Теперь возьмем ткань по плотнее и попробуем разрезать. Получилось?
Теперь возьмите самую плотную ткань и попробуем разрезать.
Какой вывод можно сделать? (Чем тоньше ткань, тем легче ее разрезать)
5. Оценка результатов первого опыта.
- Теперь пришло время проверить результаты нашего первого опыта.
Давайте развернем ткани на бутылочках и потрогаем их. Какая бутылочка теплее осталась? Как вы думаете почему?
Дети делают вывод, что более толстая и плотная ткань лучше сохраняет тепло, и защищает от холода.
6. Рефлексия и итог занятия.
Занимательные опыты с тканью
Занимательные опыты с тканью
Опыт 1.
«Свойства ткани».
Задача: Побуждать самостоятельно определять свойства ткани. Развивать умение созерцать предметы, направляя внимание на более тонкое различение характерных деталей.
Оборудование: 2 куска ткани, ножницы, вода, иголка, нитки, клей.
Ход: Дети склеивают два куска ткани, могут сшить, постирать грязный лоскуток, порезать ножницами, помять.
Вывод: Свойства ткани - она сшивается, склеивается, режется, рвется, мнется.
Опыт 2.
«Определи на ощупь».
Задача: Побуждать самостоятельно определять вид ткани на ощупь с закрытыми глазами. Формировать умение выделять в процессе восприятия несколько качеств предмета, сравнивать их между собой.
Оборудование: Лоскутки ситца, хлопка, тюля, джинсовой ткани.
Ход: Дети делятся на две команды, по очереди с завязанными глазами подходят к столу, щупают ткань и называют вид ткани.
Опыт 3.
«Отличительные особенности сухой и мокрой ткани».
Задача: Помочь определить, как переплетаются нити у мокрой и сухой ткани.
Оборудование: Лупа, лоскутки ткани, вода.
Ход: Дети с помощью лупы рассматривают переплетение нитей в промокшем лоскутке и сухом.
Вывод: У ткани, которая промокла, нити переплетаются реже, а в сухом лоскутке чаще.
Опыт 4.
«Какую ткань легче резать?».
Задача: Побуждать самостоятельно определить, какую ткань легче порезать ножницами. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи
Оборудование: Лоскутки ситца, хлопка, тюля, джинсовой ткани, ножницы.
Ход: Дети берут ситец, хлопок, тюль, джинсовую ткань и пытаются разрезать их ножницами.
Вывод: Чем тоньше ткань, тем легче ее порезать ножницами.
Опыт 5.
«Найди то, что опишу».
Задача: Вызвать интерес по описанию найти ткань. Формировать умение высказывать оценочные суждения, обосновывать свое мнение.
Оборудование: лоскутки разного вида ткани.
Ход: Педагог описывает тот или иной вид ткани, дети должны найти на столе и назвать.
Опыт 6.
"Все ли ткани намокают?".
Задача: Помочь определить, какие ткани впитывают воду, а какие не впитывают воду. Формировать умение высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих
Оборудование: Лоскутки различных видов ткани, вода.
Ход: Дети капают на разные лоскутки водой.
Вывод: некоторые ткани впитывают воду, а другие не впитывают (хлопок, плащевка).
Опыт 7.
"Белые розы"
Задача: Показать как на ткани оставить отпечатки. Формировать навык использования нетрадиционных методов рисования на ткани
Оборудование: Капуста, белая краска, ткань.
Ход: У меня есть капуста и белая краска. Я разрежу капусту пополам. И нанесу на неё краску. Теперь сделаю отпечатки на ткани. Какой цветок получился? (роза). С помощью отпечатков можно самим создавать на ткани красивые рисунки.
- Давайте посмотрим, что стало с белыми платочками, окрасились ли они соком. Отожмите лишнюю воду и расправьте платочки. Остались ли они белыми? Какими стали? Когда они высохнут, мы погладим их.
Опыт 8.
«Ткань и утюг»
Задача: Показать на разных видах ткани их свойства.
Оборудование: Ткань разных видов, утюг с отпаривателем.
Ход: Почему вещи мнутся? Ребята, посмотрите как красиво выглажены вещи. Давайте посмотрим, легко ли вещи мнутся. По очереди мните в кулаке ткани (лен, шёлк, шерсть). Посмотрим что произошло. Лен мнется сильнее чем шёлк и шерсть.Чтобы они хорошо разгладились: лен нужно гладить с использованием увлажнителя, шёлк нужно в слегка влажном состоянии, а шерсть через влажную хлопковую ткань.
Опыты с тканью
Опыт 4.
«Какую ткань легче резать?».
Опыт 6.
"Все ли ткани намокают?".
ПРОЕКТ «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ТКАНЕЙ»
Актуальность:
Дети входят в этот мир, думая, что всё, окружающее их, было всегда. И мало задаются вопросом: «Откуда это взялось? Для чего это нужно? Какими качествами обладает предмет? И т. д.» И как же сделать так, чтобы у детей проснулся интерес к тому, с чем они соприкасаются каждый день?
Создание такого проекта даст детям не только возможность понять из чего сделаны ткани и какими свойствами они обладают, но и воспитает бережное отношение к предметам одежды, игрушкам, труду взрослых. Именно «проживание», создание проблемных ситуаций позволяет ребенку полностью изучить, обследовать материал и понять его важность в жизни каждого человека.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Вид проекта: воспитатели группы; воспитанники группы; родители.
Срок реализации: среднесрочный.
Цель: ознакомление с видами тканей, различными видами деятельности с тканью.
Задачи:
- обобщить знания о натуральных и искусственных видах ткани, об их происхождении;
- расширять представления детей об окружающем мире, развивать мотивацию к познавательной деятельности;
- активизировать речь, расширять словарный запас;
- воспитывать бережное отношение к вещам как к результату труда людей, доброжелательное отношение друг к другу, любовь к труду, интерес к чтению художественной литературы.
Итоги освоения темы:
- «Любознательно-активный»: проявляет интеллектуальную активность, познавательный интерес; может принять и самостоятельно поставить познавательную задачу и решить её доступными способами (высказывать предположение, доказывать); проявляет догадку и
сообразительность, с удовольствием экспериментирует; испытывает интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта; фантазирует, сочиняет разные истории, предлагает пути решения проблем.
- «Эмоционально-отзывчивый»: понимает эмоциональное состояние взрослых и других детей, выраженное в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи (радость, огорчение, удивление, обида, доброта и т.п.), проявляет готовность помочь, сочувствие.
- «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»: может самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя объединяться для совместной деятельности, определять общий замысел, распределять роли, согласовывать действия; стремится регулировать свою активность: соблюдать очерёдность, учитывать права других людей; проявляет инициативу в общении: делится впечатлениями со сверстниками, задаёт вопросы, привлекает к общению других детей.
- «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»: соблюдает установленный порядок поведения в группе, ориентируется в своём поведении не только на контроль воспитателя, но и на самоконтроль на основе известных правил, владеет приёмами справедливого распределения предметов: по очереди, по жребию, с помощью считалок; стремится к мирному разрешению конфликтов, сдерживанию негативных проявлений поведения.
-«Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»: проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремится к проявлению творческой инициативы; может самостоятельно поставить цель (или принять её от воспитателя), обдумать путь к её достижению, осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели; способен предложить собственный замысел о воплотить его в рисунке, рассказе; в художественной деятельности охотно принимает тему, предложенную
педагогом, может её конкретизировать; уверенно использует освоенные техники, создаёт выразительные образы, верно подбирает для их создания средства выразительности; проявляет творчество в развивающих играх и преобразовательной деятельности; способен к достаточно самостоятельному осуществлению познавательно-исследовательской деятельности, активно использует доступные средства – поисковые действия, сравнения.
-«Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»: слушает и понимает взрослого, действует по правилу, способен к произвольным действиям, самостоятельно планирует и называет 2-3 последовательных действия; может удерживать в памяти правило, высказанное взрослым, и действовать по нему без напоминания, аргументировать свои суждения; стремится к результативному выполнению работы в соответствии с темой, позитивной оценке результата взрослым.
Образовательные области проекта | Виды детской деятельности | Осуществляемая детьми деятельность |
Познавательное развитие | Познавательно – исследовательская | Знают некоторые виды тканей и их свойствах, активно включаются в экспериментирование |
Художественно – эстетическое развитие | Продуктивная | Рисуют предметы разной формы, соотнося пропорции деталей и пространственные признаки, подбирают цвет для изображения настроения, времени года, суток, создают композиционный рисунок, используя вырезанные изображения. |
Социальное – коммуникативное развитие | Игровая Коммуникативная | Свободно и с интересом играют в разные игры: сюжетно-ролевые «Магазин «Ткани»», «Ателье «Напёрсток», игра с правилами «Дуют ветры», дидактические игры «Волшебный мешочек», «Одень куклу по погоде», «Что нужно швее». Используют средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми. |
Речевое развитие | Восприятие художественной литературы | С удовольствием слушают жанровые произведения в исполнении взрослого. Умеют ответить на вопрос взрослого по содержанию произведения. Правильно произносят слова, грамотно строят предложения, используют средства интонационной выразительности. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. |
Физическое развитие | Двигательная | Участвуют в физкультминутках, правильно повторяют движения за взрослым, в том числе под музыку |
Структура проекта:
I этап – подготовительный:
• формирование проблемы, цели, содержание проекта, определение продукта проекта, прогнозирование результата; набор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы;
• ознакомительная консультация для родителей о проекте, деятельности всех участников проекта.
II этап – основной:
• реализация проекта.
III этап – заключительный:
• подведение итогов проекта, оценка результата.
План реализации проекта:
1. История возникновения ткани и её предназначение:
- работа с тканью (определение её вида и назначения).
2.Чтение художественной литературы:
- К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»,
- Н. Носов «Заплатка»,
- В. Орлов «Портниха», и др.
3. Эксперименты с тканью (исследовательская деятельность «Свойства тканей»).
4. Организация «школа юных мастеров»:
- рисование узоров на ткани «Салфетка для мамы»,
- объёмная аппликация из ткани «Цветы».
5. Сюжетно-ролевые игры:
- Магазин «Ткани», Ателье «Напёрсток».
6. Дидактические игры:
- «Волшебный мешочек», «Что нужно швее?», «Одень куклу по погоде».
7. Игра-развлечение «Дуют ветры».
8. Итоговое мероприятие:
- Викторина «В мире лоскутков».
9. Работа с родителями:
- наглядная информация для родителей о проведении проекта;
- создание альбома «Ткани»;
- экскурсионная деятельность родителей с детьми: магазин ткани, магазин готового платья, ателье, химчистка.
10. Подведение итогов проекта, выставка работ, оценка результата.
1. История возникновения ткани и её предназначение.
Первая одежда у древних людей была сделана ими из кожи животных. Позже древний человек научился делать ткань из стебельков растений. Это растение называли льном. Когда лён процветает, его подсушивают, затем обрабатывают, расчесав его стебельки на волокна. Из волокон прядут льняные нити. Ткань изо льна заменяла одежду из шкур. «Жизнь человека изменялась. Он научился стричь овец, а из их шерсти получать нити и
вязать одежду. Затем человек изобрёл шелковую нить. Но её прясть не надо – её прядет гусеница бабочки, которую назвали тутовым шелкопрядом. Также человек узнал, что из растения – хлопок, тоже можно сделать одежду хлопчатобумажную. Человек – творец. Так, он изобрёл ткацкий станок, с помощью которого прядут нитки и ткут ткани. Ткани растительного происхождения: лён, хлопок, сукно, пряжа. Ткани животного происхождения: шёлк, шерсть.
Физкультминутка.
Дети имитируют движения в соответствии со стихотворением.
Ох, испачкалась одежда,
Мы её не берегли,
Обращались с ней небрежно,
Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам её спасти
И в порядок привести,
В тазик воду наливаем,
Порошок мы насыпаем.
Всю одежду замочили,
Пятна тщательно потрём,
Постираем, прополощем,
Отожмём её, встряхнем.
А потом легко и ловко
Все развесим на верёвках.
А пока одежда сушится,
Мы попрыгаем, покружимся.
Работа с тканью (определение её вида и назначения).
- Какая бывает ткань? (хлопковая, трикотаж, льняная, шёлковая и пр.)
Педагог раздаёт детям образцы шерстяной ткани и нитей.
- Откуда берётся шерстяная ткань? Такую ткань делают из шерсти животных. Какие животные дают шерсть? (овцы, козы, верблюды, ламы, кролики, собаки) В определённое время их стригут. Постриженные овечки гуляют на лугу, новую шерсть отращивают до следующей стрижки.
Состриженную шерсть люди расчёсывают, прядут нити, окрашивают, вяжут вещи.
- Какова на ощупь шерстяная ткань? (плотная, толстая, пушистая, тёплая)
Педагог раздаёт детям образцы хлопковой ткани.
- Для выращивания хлопковой ткани используют специальное растение – хлопок. Хлопок растёт только в жарких странах, любит тепло, воду. Плод хлопка похож на коробочку, которая как бы заполнена ватой, люди из коробочек достают хлопок, потом отправляют его на очистительные фабрики, там расчёсывают щётками. Вата – это и есть специально очищенный хлопок. (педагог раздаёт детям вату)
- Сейчас нити прядут и скручивают специальные прядильные машины на прядильных фабриках, и именно там из хлопчатобумажных нитей ткут ткань.
- Трикотаж – это вязаное полотно, которое вяжут из разных нитей: хлопка, льна, шерсти. Если внимательно рассмотреть трикотажную ткань, то можно увидеть косички, петельки, а не переплетения, как на льняной, хлопчатобумажной, шерстяной тканях.
Педагог организует рассматривание одежды детей: на ком трикотажная, а на ком хлопковая одежда.
Педагог раздаёт детям образцы шёлка.
- Шёлк производят в Китае. Гусеница шелкопряда превращается в куколку внутри специально предназначенного для этого кокона. Она плетёт этот кокон из шёлковой нити, которую вырабатывают её железы. Эта нить и есть натуральный шёлк-сырец. Коконы собирают, обрабатывают паром, вымачивают и аккуратно разматывают на специальных станках. Так получают тончайшую шёлковую нить.
- Эти ткани натуральные, они сделаны из того, что есть в природе. Но люди придумали и искусственные ткани. Они созданы для того, чтобы улучшить свойства ткани. Например, куртки, которые вы носите, должны отталкивать воду, они тоже сшиты из синтетических материалов.
- Кто работает с тканью? Швея (портниха) – работница по шитью чего-либо. Скорняк – мастер, занимающийся производством меховых изделий,
выделкой мехов. Сапожник. Модельер. Дизайнер одежды. Дизайнер по шторам.
- Что делают из ткани? (одежду, головные уборы, обувь, шторы, постельное бельё, обивку для диванов, кресел и пр.)
Педагог предлагает детям осмотреть групповые помещения и найти разные виды тканей.
2. Чтение художественной литературы:
- К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»,
- Н. Носов «Заплатка»,
- В. Орлов «Портниха»,
- В. Осеева «Волшебная иголочка»,
- русская-народная сказка «Золотое веретено»,
- З. Воскресенская «На кончике нити»,
- А. Барто «Сто одежек»,
- С. Погореловский «Мастерица»,
- Б. Заходер «Портниха»,
- Братья Гримм «Три пряхи»,
- Г. Х Андерсон «Новое платье короля».
3. Эксперименты с тканью (познавательно-исследовательская деятельность «Свойства тканей»)
Материал: разные кусочки ткани (хлопок, мех, плащевая, джинсовая ткань, ситец, марля), тарелочки с водой, ножницы, клей, степлер, тазик с мылом и водой для стирки).
Опыт 1.
Дети пытаются склеить 2 куска ткани, разорвать (хлопок и мех), сшить, постирать грязный лоскуток, постирать цветную ткань, порезать ножницами, помять (натуральную и искусственную).
Вывод: основные свойства ткани – она склеивается, сшивается, стирается, линяет, режется, рвётся, мнётся.
Опыт 2.
Дети капают на лоскуты ткани водой и делают вывод о том, какая ткань впитывает воду, а какая не впитывает (рассматривается плащевая и хлопковая).
Опыт 3.
Дети с помощью лупы рассматривают переплетение нитей в различных лоскутках и делают вывод, что у ткани, которая промокла, нити переплетаются реже, чем у непромокаемой.
Опыт 4.
Дети берут кусок ткани и кусок бумаги. Два ребёнка держат бумагу (ткань) за разные концы, третий пытается порвать.
Вывод: бумага порвалась, ткань – нет. Ткань прочнее бумаги.
Опыт 5.
Дети берут 2 куска ткани (шёлк и джинсовая ткань) и дуют на них.
Вывод: джинсовая ткань тяжелее, чем шёлковая, её труднее сдвинуть с места.
Опыт 6.
Дети берут несколько видов тканей (ситец, джинсовую, хлопок, тюль…) и режут их ножницами, после чего делают выводы о том, какая ткань режется труднее (легче).
4. Сюжетно – ролевые игры.
Магазин «ТКАНИ».
Материал: разные виды ткани, фурнитура, сантиметр, карандаш, бумага, журналы мод, ножницы.
Место для игры: например, поставить столы, стулья, полочки, в магазине организовать кассу, детям раздать игрушечные деньги.
Вводная беседа:
- Что продают в магазине «Ткани?» (ткань, фурнитуру)
- А еще? (пуговицы, пайетки, аппликации, нитки, иголки)
- Когда и зачем люди приходят в этот магазин? (когда хотят сшить себе что-то)
- Прежде чем купить ткань, вы должны решить, что вы хотите из неё сшить и сколько ткани вам для этого потребуется, какого цвета. Также следует заранее подобрать пуговицы и другие необходимые материалы. После покупки ткани можно пойти в ателье.
Дети выбирают продавца, покупателей. Продавец организует прилавок в магазине.
Ателье «Напёрсток».
- Зачем люди приходят в ателье? (чтобы им сшили там одежду или починили её)
- В ателье можно сшить или починить одежду. Кто это будет делать в ателье? (швея, портниха)
- Если вы не знаете, какой фасон, модель платья или брюк выбрать, швея может предложить вам журналы мод, в которых есть различные варианты одежды. Вы выбираете модель, портной снимает мерки и, используя выкройку, начинает шить.
- Выкройка – это рисунки деталей вашей будущей одежды на бумаге, используя которые швея сошьёт вам то, что вы хотите. Также не забудьте прийти на примерку, после которой швея подгонит окончательную одежду под вашу фигуру, и уже тогда вы заберёте готовую работу.
Выбирают двух портных, остальные дети – посетители.
5. Дидактические игры:
«Волшебный мешочек».
На столе – несколько образцов тканей (кожа, мех, хлопок, шерсть, шёлк). Дети трогают их. Потом одному из игроков каждой команды завязывают глаза, дети по очереди достают лоскутки из мешочка и на ощупь пытаются определить материал. Выигрывает та команда, которая даст больше правильных ответов.
«Что нужно швее?»
На столе – разные предметы. Команды стараются подобрать швее нужные предметы. (иголка, нитка, напёрсток, ткань, метр, и т.д.) Побеждает та команда, которая сделает это быстрее.
«Одень куклу по погоде».
Детям даны разные виды тканей. Одна команда отбирает ткани для шитья летнего наряда, другая – для зимнего. Побеждает та команда, которая сделает это правильно и быстрее.
6. Игра-развлечение «Дуют ветры».
На стол кладут кусочки ткани. Капитаны команд по сигналу ведущего начинают дуть на лоскутки. Чей лоскуток быстрее упадёт со стола, тот капитан победил. То же самое выполняют по очереди остальные участники команд.
7. Итоговое мероприятие: викторина «В мире лоскутков».
Дети делятся на две команды, придумывают название, выбирают капитана команды. Между командами на одинаковом расстоянии лежит флажок – кто первый схватил флажок, тот и отвечает на вопрос.
Вопросы викторины:
1. Как называются ткани, которые производят из шерсти животных? (шерстяные)
2. Кто такой скорняк? (мастер, который шьёт из меха одежду)
3. Чем занимается портниха? (портниха шьёт одежду)
4. Хлопок – это натуральная или искусственная ткань? (натуральная)
5. Откуда берётся шёлк? (его вырабатывает шелкопряд)
6. Что прочнее – бумага или ткань? (ткань)
Загадки:
• Птичка-невеличка с льняным хвостом
Сквозь стенку перелётывает. (иголка, нитка, ткань)
• Не галстук он, не воротник,
А шею обжимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода. (шарф)
• У маленькой Катюшки уселся на макушке
Не мотылёк, не птичка – держит две косички. (бант)
Работа с родителями:
• наглядная информация для родителей о проведении проекта;
• создание альбома «Ткани»;
• экскурсионная деятельность родителей с детьми: магазин ткани, магазин готового платья, ателье, химчистка.
Подведение итогов проекта, выставка работ, оценка результата.
Ожидаемый результат:
По завершению проекта у детей расширились знания по теме ткани, одежда и их назначении. Благодаря разнообразным видам деятельности были решены задачи по обогащению словаря, формированию грамматического строя речи, развитию связной речи. У детей повысился интерес к образовательному процессу. В ходе проведения опытно-экспериментальной деятельности дети приобрели навык рассуждать, видеть закономерность, формировать выводы, делать новые открытия для себя, совместно обсуждать, задавать вопросы друг другу. Активизировалась творческая инициатива родителей и детей, укрепились детско-родительские отношения в процессе творческой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Волшебное свойство магнита ».
Цель:способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах;учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;разв...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Волшебное свойство магнита ».
НОД для расширения кругозора дошкольника по теме «Магнетизм»...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
"Что мы знаем о воде?"...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе по теме: «Волшебница вода»
Конспектопытно-экспериментальной деятельности в старшей группе по теме: «Волшебница вода»Цель: прививать интерес к исследовательской деятельностиЗадачи:- развивать у детей познавательный интерес, чере...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Приключения капельки»
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группеТема: «Приключения капельки»...
Конспект опытно - экспериментальной деятельности "Магнит" (старшая группа)
Конспект опытно - экспериментальной деятельности...
Конспект опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе на тему «Вода»
Конспект на тему "Вода"...