Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Приключения капельки»
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
Тема: «Приключения капельки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_opytno.docx | 23.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
Тема: «Приключения капельки»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие, «Речевое развитие», «Физическая культура»
Цель: уточнить и расширять знания детей о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (реки, моря, озёра и т.д.).
Задачи:
- познакомить с круговоротом воды в природе; дать представления об основных источниках загрязнения воды, его последствиях;
- формировать умение логически мыслить, анализировать, делать выводы;
- развивать речь, любознательность;
- воспитывать бережное отношение к воде, развивать экологическую культуру.
Предварительная работа: отгадывание загадок, чтение стихов о воде, инее, льде, росе, дожде, снеге («Град» Е.Серова, «Дождь» А.Барто, «Мороз» Н.Некрасова, «Облака» Я.Акима); игры «Ручеёк», «Мы – капельки».
Материал: стаканы, салфетки, пипетки, схема с изображением круговорота воды в природе, иллюстрации, изображения использования воды человеком.
Словарная работа: круговорот, льётся, журчит, брызгает.
Ход:
Воспитатель: Дети, вы любите и знаете сказку «Приключения Буратино». Герои этой сказки отправляются на «Поле чудес». Вот и мы с вами отправимся в путешествие на это поле. Наше поле поделено на несколько секторов, на каждом лежит конверт с заданием, выполняя которые, вы будете совершать чудеса. А поможет нам отправиться в путь стрелочка и волшебные слова:
Стрелочка, качнись, качнись.
В путь – дорожку пустись.
(Стрелочка останавливается на секторе №1.)
Загадки.
Меня все ждали, меня звали,
Показался – убежали.
(Дождь.)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем – не найдём.
(Роса.)
Растёт она вниз головой.
Растёт не летом, а зимой.
Но солнце её припечет,
Заплачет она и умрёт.
(Сосулька.)
Ледяной виноград летом сыплется в сад,
Но никто его не любит,
И никто ему не рад.
Он посевы нам погубит,
Потому что это…..
(Град.)
Не снег и не лёд,
А серебром деревья уберёт.
(Иней.)
С неба – звездою
В ладошку - водой.
(Снежинка.)
Воспитатель: Вы узнали о чём идет речь? Как это можно назвать одним словом? (ответы детей).
И сугроб и снегопад, белоснежный водопад
Капля в чашке цветка, кучевые облака,
То туман в осенней мгле, то узоры на стекле,
То сосульки, то капели, что весною зазвенели,
Иней хрупкий ледяной, что укрыл леса зимой.
В лужице осколки льда, это все вода, вода!
Стрелочка, качнись, качнись.
В путь – дорожку пустись!
(Стрелка останавливается на секторе №2.)
Вопросы.
- Может ли человек жить без воды?
- Для чего нужна она ему?
(рассмотреть иллюстрации, как человек использует воду)
- Кому ещё нужна вода?
- Можно ли пить воду из моря, океана?
- Какую воду можно пить ?
- Откуда берётся пресная вода?
- Где больше воды – в океанах, реках, озёрах?
Вывод: воду надо беречь, потому что пресной воды очень мало, в ней нуждается все живое.
Воспитатель: Стрелочка, качнись, качнись
В путь – дорожку пустись.
(Стрелка останавливается на секторе №3.)
Игра «Земля, вода, воздух»
Играющие становятся в круг, в середине ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произносит при этом одно из слов. Если водящий сказал «земля», тот кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде.
Воспитатель: Стрелочка, качнись, качнись
В путь - дорожку пустись.
(Стрелочка останавливается на секторе №4.)
Воспитатель показывает схему круговорота воды в природе. Звучит музыка.
Воспитатель: Вода в природе движется по замкнутому кругу. Представьте, что вы маленькие капельки, а я мама – Тучка. Как и все дети, капельки любят поиграть, прыгать, танцевать. Полетели капельки на землю.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)
Прыгали, играли. Скучно им стало прыгать поодиночке, собрались они все вместе и потекли по маленькому течению. Встретились ручейки и стали одной большой рекой (делают цепочку). Плывут капельки в большой реке, плывут, и речка попала в океан (дети перестраиваются в круг и идут). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама – Тучка наказывала им вернуться домой. А тут как раз солнышко припекло. Стали капельки лёгкими, поднялись вверх 9присевшие капельки тянут руки вверх). Испарились они под лучами солнца и вернулись к маме –Тучке. Молодцы, капельки, за воротники прохожим не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она за вами соскучилась.
Воспитатель: Стрелочка, качнись, качнись,
В путь – дорожку пустись.
Опыт в лаборатории.
Воспитатель: Вы не раз шлёпали по дорожке, разбрызгивали лужи. Вы с водой знакомы. Попробуем чуть – чуть отвернуть кран. Из него робко выглянет вода. Шлёпнется в раковину, за ней вторая – точно такая же. Ведь не случайно, когда хотят сказать, что две вещи очень похожи, говорят: «Как две капли воды похожи». А если кран открыть посильней. Тогда вода польётся с шумом, журчит. Давайте капнем одну капельку на стол. А если 2-3 капли? Что получится?
Дети: Лужица.
Воспитатель: Как можно её убрать?
Дети: Салфеткой.
Воспитатель: Рассмотрите салфетки. Какая они?
Дети: Сухая, крепкая, не рвётся.
Воспитатель: А если промокнуть лужицу, какая станет салфетка?
Дети: Салфетка стала мокрой, пропиталась водой.
Воспитатель: Давайте тоже самое сделаем с бумажной салфеткой.
(Дети выполняют самостоятельно.)
Воспитатель: Что же случилось с салфеткой?
Д: Она намокла, поэтому рвётся
Воспитатель: Так что такое вода? Вода – это жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках они собираются, а в землю они впитываются, их не видно.
Проведём еще один опыт. Возьмём несколько стаканов разной формы: один высокий и узкий, другой широкий и низкий, пузатый. Нальём в них воду. Вода приняла форму того стакана, в который её налили. Перельём воду из высокого стакана в низкий и широкий. Вода осталась та же, а вот форма стала другой.
Вывод: вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в который её наливают. Если налить немного воды на стол, она растечется по плоскому столу лужицей.
Воспитатель: А какого цвета вода? Проведем ещё один опыт. Возьмём два стакана - один с водой, а другой с молоком. Стакан с водой поставим на картинку. Оля нам видно картинку? А теперь сделаем тоже самое со стаканом молока. Женя, что теперь обнаружили? Картинку видно? Какой можно сделать вывод?
Дети: через воду рисунок видно, а через молоко нет. Значит вода прозрачная жидкость.
Воспитатель: Прозрачную жидкость можно сделать не прозрачной. Как это можно сделать?
Дети: Можно намочить кисточку в краску и окунуть её в воду. Вода в стаканчике изменится и через неё не будет видно картинку.
Воспитатель: Возьмём кусочек сахара и бросим его в стакан с водой. Что случится сахаром?
Дети: Сахар растворится в воде.
Воспитатель: Тоже самое произойдёт, если бросить соль. Вода растворитель. Но вода растворяет не все вещества. Если налить в стакан с водой чайную ложку подсолнечного масла. Оно на растворится, а растечется по поверхности пленкой, в виде капелек. Если бросить горсть муки, вода сначала помутнеет, а мука потом осядет на дно.
(Провести опыт.)
Воспитатель: Попробуем её очистить. Перельём воду через фильтр в другой стакан. Вода стала более прозрачной. Большая часть муки осталась на фильтре. Что можно сказать о свойствах воды?
Дети: Вода, проходя через фильтр очищается. Пить сырую воду нельзя.
Воспитатель: Текла по равнине речка чистая-пречистая. Построили на берегу завод игрушек. Стал он брать воду чистую, а спускать в речку грязную, красного цвета. На другом берегу был ещё один завод. Там делали сапоги. Он тоже брал воду чистую, а спускал воду черного цвета. Была речка прозрачной, а стала цветной. Было в речке много воды, а стало мало – заводы «пьют» воду. Люди стали сердиться: ни поплавать, ни рыбу половить. Рыба в реке заболела, птицы и звери не приходят к реке. Игрушки и сапоги делать –это хорошо, н7о про природу нельзя забывать. Надо строить очистные сооружения. Пусть грязная вода на заводе чистится и снова за дело принимается. Вода – большая труженица и помощница человека. Вода все моет. Умываются люди, принимают душ города и улицы. А ещё вода самая широкая и удобная дорога. Что за транспорт передвигается по воде?
Дети: Лодка, катер, теплоход.
Воспитатель: каким одним словом можно назвать этот транспорт?
Дети: Это водный транспорт.
Воспитатель: Что же может загрязнить воду?
Дети: Мусор, бензин.
Воспитатель: Что произойдёт, если вдруг не станет воды?
Дети: Всё живое умрёт.
Воспитатель: Какие меры надо принимать, чтобы вода была чистой и не ушла от нас?
Дети: Нельзя бросать мусор, экономить воду.
Воспитатель: Вода хоть и помощник, но может таить в себе много опасностей. Чтобы в неприятные ситуации не попасть, нужно соблюдать правила поведения на воде:
- нельзя прыгать с берега;
- нельзя далеко заплывать;
- нельзя играть возле водоёмов без взрослых;
- нельзя подплывать к лодкам.
Воспитатель: Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом уползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться
Не наесться. Не напиться!
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: "Приключения в Буквограде"
Конспектнепосредственной образовательной деятельности в подготовительной группеТема: "Приключения в Буквограде"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в разновозрастной группе ТЕМА: « Путешествие капельки».
Занятие по экологии с проведением разных опытов и эксперементирования, отгадывание загадок и как нужно экономить воду....
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».
Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...
Конспект Непрерывной образовательной деятельности детей старшей группы . Тема: «Волшебная капелька». Технология исследовательской деятельности.
В конспекте представлены цель, задачи и ход непрерывной образовательной деятельности детей старшей группы на тему "Волшебная капелька" с использованием технологии исследовательской деятельно...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. Тема недели: «День Победы» Тема НОД: «Подарок ветеранам ВОВ».
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе.Тема недели: «День Победы»цель работы :создание социальной ситуации развития в процессе продуктивной деятельности &l...
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».
Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...
Конспект опытно-экспериментального интегрированного занятия в старшей группе «Удивительная соль»
познакомить детей с основными свойствами, видами, формами соли;учить детей способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с солью;научить использовать соль, как средство для творч...