Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Приключения капельки»
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

Котова Наталья Михайловна

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
Тема: «Приключения капельки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_opytno.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
Тема: «Приключения капельки»

 Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие, «Речевое развитие», «Физическая культура»

Цель: уточнить и расширять знания детей о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (реки, моря, озёра и т.д.).

Задачи:

  • познакомить с круговоротом воды в природе; дать представления об основных источниках загрязнения воды, его последствиях;
  • формировать умение логически мыслить, анализировать, делать выводы;
  • развивать речь, любознательность;
  • воспитывать бережное отношение к воде, развивать экологическую культуру.

Предварительная работа: отгадывание загадок, чтение стихов о воде, инее, льде, росе, дожде, снеге («Град» Е.Серова, «Дождь» А.Барто, «Мороз» Н.Некрасова, «Облака» Я.Акима); игры «Ручеёк», «Мы – капельки».

Материал: стаканы, салфетки, пипетки, схема с изображением круговорота воды в природе, иллюстрации, изображения использования воды человеком.

Словарная работа: круговорот, льётся, журчит, брызгает. 

Ход:

Воспитатель: Дети, вы любите и знаете сказку «Приключения Буратино». Герои этой сказки отправляются на «Поле чудес». Вот и мы с вами отправимся в путешествие на это поле. Наше поле поделено на несколько секторов, на каждом лежит конверт с заданием, выполняя которые, вы будете совершать чудеса. А поможет нам отправиться в путь стрелочка и волшебные слова:

Стрелочка, качнись, качнись.

В путь – дорожку пустись.

(Стрелочка останавливается на секторе №1.)

Загадки.

Меня все ждали, меня звали,

Показался – убежали.

(Дождь.)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем – не найдём.

(Роса.)

Растёт она вниз головой.

Растёт не летом, а зимой.

Но солнце её припечет,

Заплачет она и умрёт.

(Сосулька.)

Ледяной виноград летом сыплется в сад,

Но никто его не любит,

И никто ему не рад.

Он посевы нам погубит,

Потому что это…..

(Град.)

Не снег и не лёд,

А серебром деревья уберёт.

(Иней.)

С неба – звездою

В ладошку - водой.

(Снежинка.)

Воспитатель: Вы узнали о чём идет речь? Как это можно назвать одним словом? (ответы детей).

И сугроб и снегопад, белоснежный водопад

Капля в чашке цветка, кучевые облака,

То туман в осенней мгле, то узоры на стекле,

То сосульки, то капели, что весною зазвенели,

Иней хрупкий ледяной, что укрыл леса зимой.

В лужице осколки льда, это все вода, вода!

Стрелочка, качнись, качнись.

В путь – дорожку пустись!

(Стрелка останавливается на секторе №2.)

Вопросы.

  1. Может ли человек жить без воды?
  2. Для чего нужна она ему?

(рассмотреть иллюстрации, как человек использует воду)

  1. Кому ещё нужна вода?
  2. Можно ли пить воду из моря, океана?
  3. Какую воду можно пить ?
  4. Откуда берётся пресная вода?
  5. Где больше воды – в океанах, реках, озёрах?

Вывод: воду надо беречь, потому что пресной воды очень мало, в ней нуждается все живое.

Воспитатель: Стрелочка, качнись, качнись

В путь – дорожку пустись.

(Стрелка останавливается на секторе №3.)

Игра «Земля, вода, воздух»

Играющие становятся в круг, в середине ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произносит при этом одно из слов. Если водящий сказал «земля», тот кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде.

Воспитатель: Стрелочка, качнись, качнись

В путь - дорожку пустись.

(Стрелочка останавливается на секторе №4.)

Воспитатель показывает схему круговорота воды в природе. Звучит музыка.

Воспитатель: Вода в природе движется по замкнутому кругу. Представьте, что вы маленькие капельки, а я мама – Тучка. Как и все дети, капельки любят поиграть, прыгать, танцевать. Полетели капельки на землю.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)

Прыгали, играли. Скучно им стало прыгать поодиночке, собрались они все вместе и потекли по маленькому течению. Встретились ручейки и стали одной большой рекой (делают цепочку). Плывут капельки в большой реке, плывут, и речка попала в океан (дети перестраиваются в круг и идут). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама – Тучка наказывала им вернуться домой. А тут как раз солнышко припекло. Стали капельки лёгкими, поднялись вверх 9присевшие капельки тянут руки вверх). Испарились они под лучами солнца и вернулись к маме –Тучке. Молодцы, капельки, за воротники прохожим не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она за вами соскучилась.

Воспитатель: Стрелочка, качнись, качнись,

В путь – дорожку пустись.

Опыт в лаборатории.

Воспитатель: Вы не раз шлёпали по дорожке, разбрызгивали лужи. Вы с водой знакомы. Попробуем чуть – чуть отвернуть кран. Из него робко выглянет вода. Шлёпнется в раковину, за ней вторая – точно такая же. Ведь не случайно, когда хотят сказать, что две вещи очень похожи, говорят: «Как две капли воды похожи». А если кран открыть посильней. Тогда вода польётся с шумом, журчит. Давайте капнем одну капельку на стол. А если 2-3 капли? Что получится?

Дети: Лужица.

Воспитатель: Как можно её убрать?

Дети: Салфеткой.

Воспитатель: Рассмотрите салфетки. Какая они?

Дети: Сухая, крепкая, не рвётся.

Воспитатель: А если промокнуть лужицу, какая станет салфетка?

Дети: Салфетка стала мокрой, пропиталась водой.

Воспитатель: Давайте тоже самое сделаем с бумажной салфеткой.

(Дети выполняют самостоятельно.)

Воспитатель: Что же случилось с салфеткой?

Д: Она намокла, поэтому рвётся

Воспитатель: Так что такое вода? Вода – это жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках они собираются, а в землю они впитываются, их не видно.

Проведём еще один опыт. Возьмём несколько стаканов разной формы: один высокий и узкий, другой широкий и низкий, пузатый. Нальём в них воду. Вода приняла форму того стакана, в который её налили. Перельём воду из высокого стакана в низкий и широкий. Вода осталась та же, а вот форма стала другой.

Вывод: вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в который её наливают. Если налить немного воды на стол, она растечется по плоскому столу лужицей.

Воспитатель: А какого цвета вода? Проведем ещё один опыт. Возьмём два стакана - один с водой, а другой с молоком. Стакан с водой поставим на картинку. Оля нам видно картинку? А теперь сделаем тоже самое со стаканом молока. Женя, что теперь обнаружили? Картинку видно? Какой можно сделать вывод?

Дети: через воду рисунок видно, а через молоко нет. Значит вода прозрачная жидкость.

Воспитатель: Прозрачную жидкость можно сделать не прозрачной. Как это можно сделать?

Дети: Можно намочить кисточку в краску и окунуть её в воду. Вода в стаканчике изменится и через неё не будет видно картинку.

Воспитатель: Возьмём кусочек сахара и бросим его в стакан с водой. Что случится сахаром?

Дети: Сахар растворится в воде.

Воспитатель: Тоже самое произойдёт, если бросить соль. Вода растворитель. Но вода растворяет не все вещества. Если налить в стакан с водой чайную ложку подсолнечного масла. Оно на растворится, а растечется по поверхности пленкой, в виде капелек. Если бросить горсть муки, вода сначала помутнеет, а мука потом осядет на дно.

(Провести опыт.)

Воспитатель: Попробуем её очистить. Перельём воду через фильтр в другой стакан. Вода стала более прозрачной. Большая часть муки осталась на фильтре. Что можно сказать о свойствах воды?

Дети: Вода, проходя через фильтр очищается. Пить сырую воду нельзя.

Воспитатель: Текла по равнине речка чистая-пречистая. Построили на берегу завод игрушек. Стал он брать воду чистую, а спускать в речку грязную, красного цвета. На другом берегу был ещё один завод. Там делали сапоги. Он тоже брал воду чистую, а спускал воду черного цвета. Была речка прозрачной, а стала цветной. Было в речке много воды, а стало мало – заводы «пьют» воду. Люди стали сердиться: ни поплавать, ни рыбу половить. Рыба в реке заболела, птицы и звери не приходят к реке. Игрушки и сапоги делать –это хорошо, н7о про природу нельзя забывать. Надо строить очистные сооружения. Пусть грязная вода на заводе чистится и снова за дело принимается. Вода – большая труженица и помощница человека. Вода все моет. Умываются люди, принимают душ города и улицы. А ещё вода самая широкая и удобная дорога. Что за транспорт передвигается по воде?

Дети: Лодка, катер, теплоход.

Воспитатель: каким одним словом можно назвать этот транспорт?

Дети: Это водный транспорт.

Воспитатель: Что же может загрязнить воду?

Дети: Мусор, бензин.

Воспитатель: Что произойдёт, если вдруг не станет воды?

Дети: Всё живое умрёт.

Воспитатель: Какие меры надо принимать, чтобы вода была чистой и не ушла от нас?

Дети: Нельзя бросать мусор, экономить воду.

Воспитатель: Вода хоть и помощник, но может таить в себе много опасностей. Чтобы в неприятные ситуации не попасть, нужно соблюдать правила поведения на воде:

- нельзя прыгать с берега;

- нельзя далеко заплывать;

- нельзя играть возле водоёмов без взрослых;

- нельзя подплывать к лодкам.

Воспитатель: Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом уползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться

Не наесться. Не напиться!

Смею вам я доложить,

Без неё нам не прожить!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: "Приключения в Буквограде"

Конспектнепосредственной образовательной деятельности в подготовительной группеТема: "Приключения в Буквограде"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в разновозрастной группе ТЕМА: « Путешествие капельки».

Занятие по экологии с проведением разных опытов и эксперементирования, отгадывание загадок и как нужно экономить воду....

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности детей старшей группы . Тема: «Волшебная капелька». Технология исследовательской деятельности.

В конспекте представлены цель, задачи и ход непрерывной образовательной деятельности детей старшей группы на тему "Волшебная капелька" с использованием технологии исследовательской деятельно...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. Тема недели: «День Победы» Тема НОД: «Подарок ветеранам ВОВ».

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе.Тема недели: «День Победы»цель работы :создание социальной ситуации развития в процессе продуктивной деятельности &l...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».

Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...

Конспект опытно-экспериментального интегрированного занятия в старшей группе «Удивительная соль»

познакомить детей с основными свойствами, видами, формами соли;учить детей способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с солью;научить использовать соль, как средство для творч...