Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Романова Ольга Владимировна

"Что мы знаем о воде?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_opytno.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа с углубленным изучением иностранного (английского) языка № 1245"

 Конспект опытно-экспериментальной деятельности

в старшей группе

Что мы знаем о воде?

Провела:

Воспитатель

I квалификационной категории

Романова О.В.

Москва,2015г.

Цель: продолжать формировать естественнонаучные представления у дошкольников путем проведения опытов.

Задачи:

Образовательная: расширить представления детей об удивительном превращении воды с помощью опытов, активизировать познавательные способности детей.

Развивающая: развивать у детей интерес к необычным свойствам воды, развивать внимание, связную речь, память, творческие способности, развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе.

Воспитательная: воспитывать интерес к познавательной деятельности, бережное отношение к воде.

Оборудование: емкости для воды- 3 на каждого ребенка, вата, марля, воронки, сок или молоко, 3 гвоздички, картинки с изображением свойств воды, зеркало, электрический чайник, ложки, салфетки, гуашь, система  фильтрации воды для показа детям; песок, земля, масло.

Методические приемы: наглядный, словесный, игровой, практический.

Ход.

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам верный друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли-

Жить нельзя нам без…………(воды)

Восп.:  Да, это вода, она окружает нас повсюду.

- Где мы можем её увидеть? (можно показывать картинки, при ответах детей). Да, молодцы.

- А теперь скажите, кому нужна вода?

-Может ли жизнь на Земле быть без воды?

Вывод: Вода – это жизнь.

Восп.: А теперь мы пойдем в нашу лабораторию и расскажем нашим гостям о свойствах воды.

Перед вами стоит стаканчик с водой, возьмите его в руки. Давайте теперь посмотрим, какая же вода?

1 опыт: Определение цвета воды

Какого она цвета? Кто готов ответить?

Вывод: вода не имеет цвета

2 опыт: Вода прозрачная.

Перед вами стоит еще стакан с молоком. Положите в оба стакана ложечки. В каком из стаканов видно ложечку, а в каком нет? Почему? И к какому же выводу мы пришли?

Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.

3 опыт: У воды нет вкуса.

Возьмите стакан с водой и попробуйте, а теперь молоко. Какая вода на вкус? (безвкусная)

Вывод: вода без вкуса.

 4 опыт: Определение запаха воды.

Какой запах имеют цветы? ( приятный, цветочный). А теперь понюхайте воду. Имеет ли она запах?

Вывод: вода не имеет запаха.

 

5 опыт: Определение формы воды.

Перед вами есть тарелочки и стаканчики. Давайте сначала выльем воду в чашечку. Что изменилось? (она принимает форму чашки). А теперь в тарелку. Что изменилось? (она приняла форму тарелки).

Вода принимает ту форму, в которую её переливают.

Вывод: вода не имеет форму.

6 опыт: Вода –это жидкость.

У вас в тарелочках вода, а мы можем взять воду в руки? А почему? Вода жидкая, ее можно наливать во что угодно.

Вывод: вода – это жидкость.

7 опыт: Вода может менять свой цвет.

А еще вода может менять свой цвет. А когда это бывает? Перед вами кисточка с краской. Возьмите кисточку, окуните её в краску, и размешайте в воде. Что произошло? (вода поменяла свой цвет).

Вывод: вода может менять свой цвет, если в неё что-то добавили.

8 опыт: Пар – это тоже вода.

Теперь понаблюдаем за водой в чайнике, когда идет процесс нагревания. Что происходит? (вода булькает, потому что нагревается). Открываю крышку чайника.

-Что происходит. Наливали воду, а что появилось? (пар). Держу над паром зеркало – оно запотело. Сейчас тихонечко проведите пальцем по зеркалу.

-Что осталось на ваших пальцах?

-Как вы думаете, что такое пар?

Вывод: пар – это вода.

Восп.: Молодцы. А скажите мне, откуда берётся вода в кране? Мы каждый день пользуемся  этой водой, а она всё течёт, не кончается. В кране вода - из реки.  Можно ли пить речную воду? Почему?  Она не только грязная, но в ней живут разные вредные для нас с вами существа.  Значит, вода из реки не пригодна для питья.

- А как же быть? Как сделать воду чистой? Кто догадается?

- Молодец, правильно воду надо очистить.

- В каждом месте, где есть водопровод, есть и очистные станции, в которых воду очищают и только очищенная вода приходит к нам в дом.

Прежде, чем мы начнем очищать воду, я предлагаю вам выйти и немного размяться.

Физкульминутка

Светит полная луна            - поднять обе руки верх и очертить ими круг

За волной бежит волна       - руки в стороны, волнообразные движения рук с

                                                покачиванием корпуса

Ветер веет на просторе      - две руки резко то в одну сторону, то в другую

И всю ночь волнует море  - руки в стороны, волнообразные движения рук с

                                                покачиванием корпуса  ш-ш-ш (громко)

Только ветер затихает

Море тоже умолкает           - руки плавно опускаются вниз и присесть ш-ш-ш

                                                 (тихо)

1 опыт. Водяной фильтр (показывает воспитатель)

Собрать фильтр из конструктора для опытов. Налить в чашку грязную воду. Медленно вылить грязную воду через воронку в верхнюю трубку. Какая вода получилась в самой нижней баночке? Сравнить её с оставшейся грязной водой.
Вывод. Чем больше разных видов слоёв в фильтре, тем вода чище.

2 опыт. Очистка воды.

Сейчас мы попробуем сделать фильтр сами.

Сначала давайте приготовим воду: добавим в неё песка, земли. Какой стала вода? (Мутной, грязной, в ней плавают частицы земли, песка.)

Теперь нам надо очистить воду от загрязняющих её частиц, т. е. надо поставить барьер для них. Давайте положим в воронку вату, обёрнутую несколько раз бинтом. Сделаем  этот опыт дважды, вода светлеет, но не достаточно чистая.

Далее предлагаем детям пропустить воду через бумажные салфетки, после двух раз вода практически чистая. Также следует сказать детям, что воду можно пропустить через ткань, носовой платок, т. к. в лесу может не быть воронки, ваты, салфетки.

Вопрос: можно ли теперь пить эту воду? Да, если прокипятить, т. к. в ней могут быть невидимые микробы.

   Вот и подошло наше экспериментирование к концу. Давайте теперь вспомним, что мы узнали о воде:

Вода – бесцветная, безвкусная, не имеет запаха, может менять свой цвет, если в нее что-то добавили, пар – это тоже вода, вода – это жидкость, воду можно очищать.

 Сегодня вы хорошо поработали, и за это я награжу вас красивыми капельками.

Литература:

Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова.- Изд. 2-е.- Волгоград: Учитель,2014.- 333с.

Интернет-ресурсы:

www. prostatitusnet.ru

Картотека:

 Элементарные опыты и эксперименты с детьми дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Каша – матушка наша» (конспект совместной образовательной деятельности в старшей групп

в данном занятие интегрируются следующие области: развитие речи, социализация, познание, здоровье. Дается представление о крупах, какие каши можно из них готовить....

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...

Конспект опытно-экспериментальной организованной деятельности «В стране волшебной манки»

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравниват...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по опытно-экспериментальной деятельности «Знакомство с магнитом и его удивительными свойствами» (с использованием метода экспериментирования)

Конспект НОД, способствующий формированию у детей представления о магните и его свойстве притягивать предметы; Занятие объясняет детям через какие материалы воздействует магнит, знакомит их с мет...