Конспект опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе на тему «Вода»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ N 358 Московского района Санкт-Петербурга
Структурное подразделение
Отделение дошкольного образования
Конспект
опытно – экспериментальной деятельности
в старшей группе
на тему «Вода»
Воспитатель:
высшей . категории
Морозова ИТ
Задачи:
Познавательное развитие:
- познакомить детей со следующими свойствами воды: вода не имеет собственной формы, вода одни предметы растворяет, а другие – нет;
- закрепить знания детей об известных свойствах воды: вода бывает разной температуры, вода прозрачна, не имеет вкуса и запаха, вода испаряется, существует три состояния воды, вода течет, она – жидкость;
- формировать умение самостоятельно проводить опыты, размышлять, обобщать результаты.
- развивать у детей наблюдательность, изобретательность, познавательную активность в процессе экспериментирования;
- прививать бережное отношение к природе.
Речевое развитие:
- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;
- продолжать формировать умение детей отвечать полным ответом.
Социально – коммуникативное развитие:
- прививать бережное отношение к природе;
- развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою точку зрения;
- воспитывать аккуратность при работе с водой, осторожность.
Физическое развитие:
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании; - воспитывать интерес к физической культуре. - формировать предпосылки здорового образа жизни; - физкультминутки; - двигательная активность; - правильная осанка. - продолжать формировать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Предварительная работа:
- Проведение опытов по определению других свойств воды.
- Беседы о воде, о ее роли в жизни человека.
- Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
- Чтение художественной литературы.
- Отгадывание загадок по теме.
- Проведение сюжетно-ролевой игры «Научная лаборатория».
Материалы: мультимедийная презентация на тему «Вода», герои Капелька и Мудрая Сова с конвертом, оборудования для проведения опытов, стенд «Свойства воды», символы карточки, картинки с изображением полезной и вредной воды, красный и черный бумажные круги;
для проведения опытов: вода, сосуды разной формы (колба, миска, соусница, банка), воронка; прозрачные стаканчики, ложки, речной песок, сахарный песок, гуашь и кисточка, камень.
Ход образовательной деятельности:
Группа оформлена как научная лаборатория при помощи различных иллюстраций. Дети заходят в группу под спокойную музыку.
1. Игра «Я и другие»
Дети стают в круг, и воспитатель (В) предлагает детям поиграть.
В: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Я и другие», т.е. начнем мы с приветствия друг с другом. Педагог начинает:
Здравствуй, правая рука, здравствуй, левая рука,
Здравствуй, друг, здравствуй, друг.
Здравствуй весь наш добрый круг.
Все на месте?
Все ли здесь?
Повернулись, оглянулись
И друг другу улыбнулись.
И так после нашего приветствия, мы будем внимательными друг к другу, будем помогать друг другу на занятии.
2. Затем воспитатель предлагает посмотреть детям мультимедийную презентацию. В: Как вы думаете, чему будет посвящено наша встреча? (Воде, опытам с водой).
Сегодня к нам пришла Капелька, посмотрите, какая она грустная и печальная. Послушайте ее историю: Капелька недавно родилась и совсем ничего про себя не знает. От этого ей очень грустно, ведь ничего о себе не знать – это совсем не весело. И поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете.
Ребята, как вы думаете, мы сможем Капельке что-нибудь рассказать о ней? Конечно, да! Итак, начнем прямо сейчас.
- Капелька из чего состоит? (Из воды).
- Какая она эта вода? Что нам поможет рассказать Капельке о том, какая она, о ее свойствах? (Стенд «Свойства воды»).
Дети по очереди подходят к стенду, показывают какой-либо символ и называют свойство воды.
3. - Ну вот, Капелька, мы рассказали тебе о том, какими свойствами ты обладаешь. Но мне кажется, что это еще не все. Ребята, посмотрите, а что за пустые карточки висят на стенде? Как вы думаете для чего они там? (Ответы детей).
- Давайте обратимся за помощью к Мудрой Сове, может она знает, для чего эти пустые карточки.
Ребенок приносит картинку Мудрой Совы и конверт, откуда воспитатель достает задание для детей: «Чтобы заполнить эти пустые карточки, надо провести еще два опыта. Ребята, выясните: 1. Имеет ли вода собственную форму; 2. Растворяет ли она вещества».
- Перед проведением опытов нам нужно разделиться на две группы.
Дети делятся на группы.
- Первая группа будет выяснять, имеет ли вода свою форму. Что вы возьмете для проведения опыта? (Дети отвечают). Что вы будете делать с этими материалами? (Будем наливать воду в сосуды разной формы). Как вы думаете, какой результат вы получите: имеет ли вода свою форму или нет?
- Вторая группа будет выяснять, растворяет ли вода вещества. Что вы возьмете для проведения опыта? (Дети отвечают). Что вы будете делать с этими материалами? (Будем растворять в воде). Как вы думаете, какой результат вы получите: растворяет вода вещества или нет?
И каждой группе нужно придумать, что вы нарисуете на пустых карточках.
А теперь давайте немножко отдохнем.
Физкультминутка
К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)
Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились. (встряхиваем руками)
Делать так руками нужно: Вместе – раз, это брасс. (круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль. круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин. (прыжки на месте)
Вышли на берег крутой (шагаем на месте)
И отправились домой.
Практическая (опытно-экспериментальная) деятельность.
Дети приступают к выполнению опытов, педагог помогает им, если возникают трудности.
Затем один ребенок из группы рассказывает, как проводился опыт и формулирует вывод.
Картинки-свойства прикрепляются на стенд.
- Мы выполнили задание Мудрой Совы, и теперь Капелька узнала еще два своих свойства.
4. А теперь давайте поиграем в игру. А Капелька будет внимательно смотреть за нами. Видите картинки на столе? Вам нужно разделить их на две группы, когда вода – это хорошо (красный круг) и когда вода – это плохо (черный круг). Я начну. Эту картинку я положу в красный круг, потому что вода помогает нам наводить чистоту в доме – это хорошо.
Аналогично выполняют задание и дети.
5. Итак, ребята, мы рассказали Капельке очень много о ней самой. О том, что она состоит из воды, о том, какими свойствами она обладает, какую пользу приносит людям и животным, а еще о том, какой вред может нанести вода.
- Как вы думаете, мы помогли Капельке? И Капелька вам очень благодарна, посмотрите, она даже стала улыбаться!
- Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Вода – добрый друг и помощник человека. И без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.
Педагог проводит рефлексию:
- Что нового вы узнали?
- Что было сложным? Почему?
- Что было легким? Почему?
- Вам понравилось работать в мини-лаборатории? Чем?
- Кто может сказать, как он занимался? Почему?
А теперь я хочу, чтобы ребята рассказали замечательное стихотворение
Н. Рыжовой «Волшебная вода»:
1.Вы слыхали о воде? 3.Без нее нам не умыться,
Говорят она везде! Не наесться, не напиться!
Вы в пруду ее найдете, Смею вам я доложить
И в сыром лесном болоте. Без нее нам не прожить!
2.В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие с элементами опытно- экспериментальной деятельностью (старшая группа)
Занятие с элементами опытно- экспериментальной деятельностью(старшая группа)...
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности для детей на тему «Вода и её свойства»
Трудно найти на земле место, где бы не было воды. Вода есть всюду. Каждому растению, каждому животному нужна вода. Они не могут жить без воды, так же как и мы с вами. Для жизни человека вода имеет оче...
Кружок по опытно-экспериментальной деятельности. старшая группа
Перспективно-тематическое планирование опытно-экспериментальной деятельности(Старшая группа)...
Конспект занятия по экологическому воспитанию с Опытно-экспериментальной деятельностью старшая группа
Познакомить детей с тем , в каком виде существует вода в природе,с различными явлениями....
Статья Жегаловой И. С по Опытно- экспериментальной деятельности старших дошкольников на тему: «Мы исследователи»
С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как моро...
Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности старшей группе ДОО на тему «Свойства воды».
Знакомство со свойствами воды...
Конспект опытно-экспериментальнойдеятельности в старшей группе на тему " Очистка воды"
Познакомить детей старшего дошкольного возраста со спосабами очистки воды....