Образовательный проект «Музыкальная азбука»
проект (старшая группа)
Образовательный проект «Музыкальная азбука»
Автор: музыкальный руководитель Никифорова Оксана Юрьевна
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, долгосрочный.
Сроки реализации проекта: 2 года.
Возрастная категория детей: старшая и подготовительная к школе группа.
Партнёры: воспитатели, родители.
Формы работы: групповая, подгрупповая, фронтальная.
Цель:
Познакомить детей с музыкальными инструментами, композиторами и музыкальными терминами.
Задачи:
- пополнять и совершенствовать знания и умения детей в области музыкальной культуры;
- расширять представления детей о музыкальной культуре, знакомить с музыкальными терминами, композиторами, музыкальными инструментами;
- активизировать творческое мышление, фантазию детей;
- развивать музыкальные и творческие способности у детей;
- воспитывать культуру слушания музыкальных произведений;
- развивать творческую инициативу у детей;
- повышать профессиональную компетентность педагогов.
Актуальность проекта
Музыкальное искусство играет огромную роль в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Лучшие музыкальные произведения классической музыки способствуют формированию духовных ценностей человека. Но, к сожалению, в современном мире детей окружает музыка не понятного для них содержания. Родители редко посещают с детьми театры, концерты и не слушают дома классические произведения, поэтому и на музыкальных занятиях детям с трудом дается запомнить музыкальные понятия, термины, название музыкальных инструментов. Эти наблюдения навели меня на мысль: создать совместно с детьми «Музыкальную азбуку», как игровое пособие, которое поможет детям познать музыкальный мир. Благодаря «Музыкальной азбуке» дети легко и непринужденно запомнят названия музыкальных инструментов симфонического оркестра, народных музыкальных инструментов, познакомятся и научатся по портрету узнавать великих композиторов, с удовольствием выполнят увлекательные, творческие задания. Ещё В. А. Сухомлинский говорил: «Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок».
Ожидаемые результаты:
- повышенный уровень музыкальной грамотности и культуры детей, педагогов и родителей;
- устойчивый интерес детей к различным формам музыкальной деятельности;
- проявление творческого самовыражения;
- продуктивное творчество педагогов, родителей и детей;
- профессионализм и компетентность педагогов в музыкальной деятельности;
- заинтересованность и взаимодействие родителей, детей, педагогов в процессе музыкального воспитания.
Продукт проектной деятельности:
- Книга «Музыкальная азбука».
- Выставка самодельных шумовых музыкальных инструментов.
- Лэпбуки: «Музыка», «Композиторы».
- Мультфильм «Кузя и скрипка».
Этапы реализации проекта
I этап: погружение в проект.
Цель: познакомить участников проекта с предстоящей деятельностью.
Деятельность педагога и воспитателей | Деятельность детей и родителей |
1. Организует анкетирование на тему: «Роль музыки в жизни вашей семьи». 2. Проводит родительское собрание в группе «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами музы-кального искусства». 3.Проводят беседу-рассуждение с детьми «Зачем людям нужна музыка?»
| 1.Родители принимают участие в анкетировании. 2. Родители определяют проблемы, создают творческую группу. 3. Дети принимают участив в обсуждении, осуществляется вживание в ситуацию и определяют свои потребности. |
II этап: планирование проекта.
Цель: составление этапов проекта, сбор информации для реализации проекта.
Деятельность педагога и воспитателей | Деятельность детей и родителей |
1. Составляет список музыкальных произведений для слушания, видео-подборки, составляет аудио и видео-библиотеку о музыкальных инструментах. 2. Подбирает иллюстрации, создает папки методического пособия. 3. Предлагает объявить конкурс-выставку на тему: «Лучший шумовой музыкальный инструмент, сделанный своими руками. 4. Предлагает подготовить рассказы о членах своей семьи играющих на музыкальных инструментах. 5. Предлагает провести конкурс «Наша музыкальная семья». | 1. Родители организовывают сбор информации о композиторах, музыкальных инструментах и т.д. 2. Родители организовывают сбор иллюстраций для вклеивание в «Музыкальную азбуку». 3. Дети совместно с родителями изготавливают поделку к конкурсу-выставке. 4. Родители с детьми подготавливают рассказы о своей семье. 5. Родители организовывают и совместно с детьми принимают участие в конкурсе.
|
III этап: реализация проекта.
Цель: реализовать разработанный проект.
Деятельность педагога и воспитателей | Деятельность детей и родителей |
1. Организовывает непосредственно-образовательную деятельность по страницам «Музыкальной азбуки». 2. Проводит цикл бесед «Путешествие по музыкальному миру». 3. Проводит дидактические игры. 4. Предлагает детям вклеивать картинки с полученными знаниями в книгу. 5. Предлагает детям и родителям снять музыкальный мультфильм. 6. Проводит квест-игру: «Путешествие в увлекательный мир музыки»
| 1. Дети получают знания. 2. Дети участвуют в беседе и решают проблемные ситуации. 3. Развивают игровые навыки. 4. Дети подбирают подходящие картинки и приклеивают их на страницы музыкальной азбуки. 5. Родители организовывают съемку мультфильма: рисуют с детьми персонажей. 6. Дети и родители принимают участие в музыкальном квесте.
|
IV этап: заключительный.
Цель: оформление полученной информации, изготовление и презентация продукта.
Деятельность педагога и воспитателей | Деятельность детей и родителей |
1.Оформляет книгу-пособие: «Музыкальная азбука» 2. Проводит викторину: «Я всё знаю». 3. Оформляет лэпбуки: «Музыка» и «Композиторы» | 1.Родители помогают красочно оформить «Музыкальную азбуку». 2. Дети и родители принимают участие в викторине. 3. Родители принимают участие в изготовлении лепбуков.
|
Примерный календарный план музыкально-образовательной деятельности по программе «Музыкальная азбука»
.
Занятие № 1
Буква «А»
Введение: В начале первого занятия предлагаем детям заглянуть в музыкальную азбуку и окунуться в загадочный и чудесный мир музыки. Читаем вместе с детьми приветственную страницу. Вызываем тем самым у детей желание страница за страницей изучить «Музыкальную азбуку».
Беседы | Методические приемы |
Знакомство с музыкальными инструментами: аккордеон, арфа. | Прослушивание музыкальных произведений в исполнении аккордеона и арфы. |
Аккомпанемент. Объяснить значение слова, привести пример. | Исполнить знакомую песню под аккомпанемент |
Занятие № 2
Тема: Буква «А»
Беседы | Методические приемы |
Рассказать детям об альте. | Прослушать музыкальное произведение, где главную партию исполняет альт. |
Ансамбль. Рассказать о видах ансамблей: танцевальный, вокальный, инструментальный. | Рассмотреть иллюстрации с изображением разных видов ансамблей. |
Занятие № 3
Тема: Буква «А»
Беседы | Методические приемы |
Строение аккордеона. | Рассмотреть иллюстрацию. |
Какие бывают ансамбли? Что такое дуэт, трио? | Привести примеры. |
Занятие № 4
Тема: Буква «А»
Беседы | Методические приемы |
Что общего у арфы и альта (струны). Строение арфы. | Рассмотреть иллюстрации. Продолжать слушать музыку в исполнении арфы и альта. |
Что такое квартет? Закрепляем понятие – аккомпанемент. | Привести примеры. |
Занятие № 5
Тема: Буква «Б»
Беседы | Методические приемы |
Знакомство с музыкальными инструментами: баян, | Прослушать произведения в исполнении баяна. |
Что такое балет? Кто такие балерины? | Рассмотреть иллюстрации. Просмотреть видеоподборку. |
Занятие № 6
Тема: Буква «Б»
Беседы | Методические приемы |
Знакомство с музыкальными инструментами: бубенцы, бубен, барабан | Предложить простучать ритм или подыграть на барабане и бубне. |
Балет. Кто пишет музыку к балету? | Прослушать фрагменты из балета П.И.Чайковского «Лебединное озеро» |
Занятие № 7
Тема: Буква «Б»
Беседы | Методические приемы |
Знакомство с музыкальными инструментами: балалайка. Приемы игры на балалайке. | Рассмотреть иллюстрации, если есть настоящий инструмент – дать детям попробовать поиграть. |
Балет. Где показывают балет? Где можно посмотреть балет в нашем городе? | Прослушать фрагменты балета «Щелкунчик» Рассмотреть иллюстрации с изображением Самарского театра оперы и балета |
Занятие № 8
Тема: Буква «Б»
Беседы | Методические приемы |
Строение балалайки. Что такое бандура? | Рассмотреть иллюстрации. |
Рассказать детям о великих композиторах: Бах, Бетховен | Прослушать произведения Баха, Бетховена. |
Занятие № 9 (итоговое)
Тема: Закрепляем буквы «А» и «Б»
Игровые задания | Действия детей |
Задание №1 «Назови музыкальный инструмент» Педагог перемешивает карточки с изображением музыкальных инструментов со страниц с буквами «А» и «Б» и говорит детям, что музыкальные инструменты выпали со своих страниц и их нужно вернуть на свои места.
| Дети по очереди берут со стола карточку с изображением музыкального инструмента, называют его и отправляют на нужную страницу «Музыкальной азбуки». Аккордеон, альт, арфа - «А» Баян, бубенцы, балалайка, бандура, бубен, барабан– «Б» |
Задание № 2 «Ассоциации» (ансамбль) Детям предлагаются карточки с изображение разных видов ансамбля по жанру (танцевальный, инструментальный, фольклорный, эстрадный, детский и т. д.) Перед детьми на доске расположены картинки:
| Желающие играть дети должны на магнитах закрепить карточки с изображением ансамблей под подходящим предметом. Картинки с изображениями танцевальных ансамблей – под платочком. Картинки с изображением вокальных ансамблей – под микрофоном. Картинки с изображением инструментальным ансамблем – под музыкальным инструментом |
Задание№ 3 «Собери ансамбль» Нескольким детям раздают карточки с разными видами ансамблей по количеству участников (дуэт, трио, квартет).Дети называют ансамбли. Остальные дети встают вокруг них в большой круг. | Под музыку дети двигаются по кругу, с окончанием музыки ведущие поднимают карточки, остальные дети должны построиться возле ведущего. Если у ведущего карточка с «дуэтом», то возле него может стоять только один ребёнок, если карточка с «квартетом», то всего вместе с ведущим детей должно быть четыре и т.д. Затем дети проговаривают, какой ансамбль у них получился. |
Занятие № 10 (итоговое)
Тема: Закрепляем буквы «А» и «Б»
Игровые задания | Действия детей |
Задание № 1 «Ассоциации» (балет) Перед играющими лежат картинки с изображением танцующих людей. Необходимо выбрать картинки с изображением балета.
| Дети выбирают картинки на которых изображен балет. Дети обосновывают свой выбор. (на танцующем балетная одежда, пуанты, выполняет балетные движения и т.д.) |
Задание № 2 «Что общего» Детям предлагаются карточки с изображением музыкальных инструментов на буквы «А» и «Б». На полу выкладывается три больших круга.
| Под музыку дети двигаются подскоками по кругу, с окончанием музыки занимают места в кружках. Аккордеоны и баяны в круг для клавишно-духовых инструментов. Альт, арфа, балалайка и бандура к круг для струнных инструментов. Барабан, бубны, бубенцы в круг для ударных инструментов. |
Задание № 3 «Назови композитора» Перед детьми расположены портреты знакомых детям композиторов. Детям дается прослушать фрагмент знакомой для них музыки и назвать её название и композитора.
| Дети узнают музыку выбирают портреты Баха и Бетховена и помещают их на нужную страницу Музыкальной азбуки. |
Занятие № 11
Тема: Буква «В»
Беседы | Методические приемы |
Знакомство с музыкальным инструментом: виолончель Строение виолончели. Приемы игры на виолончели. | Рассматривание иллюстраций, прослушивание аудио записей. |
Вальс. Что означает слово – вальс? Где танцуют вальс? Как танцуют вальс. | Рассмотреть иллюстрации. Предложить детям подвигаться по залу под звучание Вальса. |
Занятие № 12
Тема: Буква «В»
Беседы | Методические приемы |
Знакомство с музыкальным инструментом: валторна | Рассматривание иллюстраций, видео подборка игры на валторне. |
Симфоническая сказка «Петя и Волк» Прокофьева. Как музыкальные инструменты передают образ животных и людей. | Прослушать несколько фрагментов из симфонической сказки Прокофьева «Петя и Волк» и подробнее остановиться на тема «Волка» (три валторны). |
Занятие № 13
Тема: Буква «В»
Беседы | Методические приемы |
Строение валторны. Музыкальные образы которые передает валторна. | Показ иллюстраций. Прослушивание фрагмента из симфонической сказки Прокофьева «Петя и волк» - тема «Волка». |
А. Вивальди. Времена года. | Прослушивание не больших, но контрастных фрагментов из цикла «Времена года» А.Вивальди |
Занятие № 14
Тема: Буква «В»
Беседы | Методические приемы |
Знакомство с музыкальным инструментом: волынка. | Показ иллюстраций, видеофрагмент телепередачи «Академия занимательных искусств» - сюжет про волынку. |
Вальс. | Разучивание не сложных вальсовых шагов и движений. |
Занятие № 15
Тема: Буква «Г»
Беседы | Методические приемы |
Знакомство с музыкальными инструментами: гусли, гитара. Их строение. | Показ иллюстраций. При наличии натурального инструмента, дать попробовать поиграть на нем. |
Горн – сигнальный музыкальный инструмент! | Прослушать фрагмент произведения П.И. Чайковского «Охота» из цикла «Времена года». |
Занятие № 16
Тема: Буква «Г»
Беседы | Методические приемы |
Знакомство с музыкальными инструментами: гобой. Строение гобоя. Как звучание гобоя передает образ утки. | Рассмотреть иллюстрации с изображением местоположения гобоя в оркестре. Прослушать тему Утки из симфонической сказки «Петя и Волк» Прокофьева в исполнении гобоя. |
Гамма. | Рассмотреть иллюстрации с изображением гаммы, прочитать стихи о нотах. Исполнить песню о гамме. |
Занятие № 17
Тема: Буква «Г»
Беседы | Методические приемы |
Знакомство с музыкальными инструментами: губная гармошка. | Показать иллюстрации. Прослушать аудио звучание. |
Что такое гимн? У каждой страны есть свой гимн. У нашего детского сада тоже есть свой гимн. | Предложить детям прослушать гимн Российской Федерации. Исполнить совместно с детьми гимн нашего детского сада. |
Занятие № 18
Тема: Буква «Г»
Беседы | Методические приемы |
Знакомство с музыкальными инструментами: гонг. | Показать иллюстрации, прослушать звучание гонга. |
Композиторы: Григ, Глинка. | Прослушать музыкальные произведения Грига и Глинки. |
Занятие № 19 (итоговое)
Тема: Закрепляем буквы «В» и «Г»
Игровые задания | Действия детей |
Задание №1 «Назови музыкальный инструмент» Педагог перемешивает карточки с изображением музыкальных инструментов со страниц с буквами «В» и «Г» и говорит детям, что музыкальные инструменты выпали со своих страниц и их нужно вернуть на свои места. | Дети по очереди берут со стола карточку с изображением музыкального инструмента, называют его и отправляют на нужную страницу «Музыкальной азбуки». Валторна, виолончель, волынка - «В» Гитара, гусли, губная гармошка, гобой, горн, гонг –«В» |
Задание № 2 «Ассоциации» (Вальс) Детям предлагаются картинки с изображением танцующих людей. | Дети выбирают картинки с изображением людей танцующих Вальс. |
Задание № 3 «Утки и Волки» Дети делятся на две команды. Первая – это утки, вторая – волки. На полу лежат обручи. | Когда звучит тема утки из симфонической сказки прокофьева «Петя и Волк», дети-утки выполняя ходьбу на корточках двигаются по залу. Когда звучит тема волка – утки занимают места в обручах – домиках, а волки их пытаются поймать. |
Занятие № 20 (итоговое)
Тема: Закрепляем буквы «В» и «Г»
Беседы | Методические приемы |
Задание № 1 «Запутанные нотки» Перед детьми лежат цветные нотки с магнитами на обратной стороне. Нотки подписанные. На доске нотный стан. | Дети должны с помощью магнитов расположить ноты на нотном стане в правильном порядке. Затем под аккомпанемент пропеть гамму. |
Задание № 2 «Назови композитора» Перед детьми расположены портреты знакомых детям композиторов. Детям дается прослушать фрагмент знакомой для них музыки и назвать её название и композитора.
| Дети узнают музыку выбирают портреты Вивальди, Грига и Глинки и помещают их на нужную страницу Музыкальной азбуки. |
Занятие № 21
Тема: Буква «Д»
Беседы | Методические приемы |
Знакомство с музыкальными инструментами: домра, домбра. В чем сходство и отличие. Происхождение инструментов. | Показать иллюстрации. Прослушать и сравнить звучание данных инструментов. |
Кто такой дирижёр? | Рассмотреть с детьми иллюстрации, видео. |
Занятие № 22
Тема: Буква «Д»
Беседы | Методические приемы |
Строение музыкальных инструментов: домра, домбра. | Рассмотреть иллюстрации с изображением строения домры и домбры. |
Динамические оттенки. Что такое (f) форте, (p) пиано? | Рассмотреть как изображают динамические оттенки в нотах. Прослушать музыку, определить динамические оттенки. |
Занятие № 23
Тема: Буква «Д»
Беседы | Методические приемы |
Знакомство с музыкальными инструментами: дудочка, дудук. Строение инструментов, страна происхождения. | Рассмотреть иллюстрации. Сравнить звучание дудочки и дудука. |
Динамические оттенки (ff) фортиссимо, (pp) пианиссимо. | Предложить передать на детских музыкальных инструментах различные динамические оттенки. |
Занятие № 24 (итоговое)
Тема: Закрепляем букву «Д»
Игровые задания | Действия детей |
Задание № 1 «Узнай музыкальный инструмент» Перед детьми на столе выложены карточки с разными музыкальными инструментами.
| Дети слушают фрагмент звучания знакомого им музыкального инструмента, называют его и выбирают подходящую карточку. Педагог включает звучание домбры или домры (так как звучание похоже) дудочки и дудука. |
Задание № 2 «Громко или тихо» Педагог предлагает детям помочь музыканту Кузе расставить знаки, обозначающие динамические оттенки, в нотах. Перед детьми карточки с обозначением динамических оттенков и нотный лист с гаммой.
| Дети прослушивают фрагменты музыкальных произведений, определяют их звучание и выбирают подходящие карточки, выкладывая их под гаммой. Затем педагог предлагает спеть гамму, соблюдая динамические оттенки. |
Задание № 3 «Дирижер и оркестр» 1 вариант С детьми разучивается под музыку не сложный ритмический рисунок. Затем детей разделить на несколько команд. Каждой раздать музыкальные инструменты. В одной команде один вид музыкального инструмента (бубна, барабаны, деревянные ложки, погремушки и т.д.) Один ребёнок играет роль дирижера, ему дают дирижерскую палочку.
2 вариант Для игры понадобятся большие картинки с изображение знакомых детям музыкальных инструментов. Дети должны уметь показывать имитационные движения игры на данных музыкальных инструментах. | Дети внимательно смотрят на дирижера, на кого он показывает, для кого дирижирует, та команда исполняет знакомый ритмический рисунок на своих музыкальных инструментах. Можно включить в игру динамику звука. Дирижер делает сильные движения – значит дети исполняют форте и наоборот.
Дети под музыку свободно двигаются по залу, выполняя подскоки. С окончанием музыки дети встают по двое, взявшись за руки. Кому не хватило пары, тот становится дирижером. Дирижер отворачивается, а педагог показывает детям картинку с музыкальным инструментом. Звучит музыка в оркестровом исполнении. Дети имитационными движениями изображают игру на музыкальном инструменте, который им показал педагог. Дирижер – дирижирует и внимательно смотрит на детей. С окончанием музыки дирижер должен назвать музыкальный инструмент с картинки.
|
Занятие № 25 (игровое)
Тема: Буквы «Е» и «Ё»
Игровое задание | Действия детей |
«Песни для Ёжика» На данной странице «Музыкальной азбуки» дети встречаются с Ёжиком, который любит петь. Но его любимые песни все перепутались и он просит детей помочь ему по ритмическому рисунку узнать песни и подобрать подходящую картинку. | Дети прохлопывают ритм. Можно использовать детские музыкальные инструменты. Угадывают и называют песню. Находят подходящую картинку и прикрепляют её напротив ритмического рисунка. В игре используются знакомые или ранее разучиваемые с детьми песни. |
Занятие № 26
Тема: Буква «Ж»
Беседы | Методические приемы |
Знакомство с музыкальным инструментом: жалейка. Строение. Страна происхождения. | Показать иллюстрации, прослушать аудиозвучание жалейки. |
Музыкальные жанры в музыке (песня, танец, марш). | Рассмотреть иллюстрации. Прослушать аудиозаписи. Определить жанры прослушанной музыки. |
Занятие № 27
Тема: Буква «З»
Беседы | Методические приемы |
Знакомство с музыкальным инструментом: зурна. | Рассматривание иллюстраций, прослушивание аудиозвучания зурны. |
Что такое звук? Какие бывают звуки? | Проведение опытов со звуком. Что как звучит. |
Занятие № 28
Тема: Буквы «Ж» и «З»
Беседы | Методические приемы |
В чем сходство и различия между жалейкой и зурной. | Показать иллюстрации зурны и жалейки. Сравнить звучание. |
Кто такой запевала? | Привести примеры. Предложить исполнить знакомую детям песню, но начинать её будет солист-запевала. |
Занятие № 29 (итоговое)
Тема: Закрепляем буквы «Ж» и «З»
Игровые задания | Действия детей |
Задание № 1 «Чудо дудочки» Перед детьми расположении карточки с изображение дудочки, дудука, жалейки, зурны. | Дети слушают звучание музыкального инструмента, выбирают подходящую карточку и выкладывают её на нужную страницу «Музыкальной азбуки». |
Задание № 2 Музыкально-дидактическая игра «Что в домике делают?» В игре используется картонный домик и карточки с изображение детей (дети танцуют, маршируют, поют) | Дети прослушивают музыкальное произведение, определяют его жанр. Выбирают подходящую картинку и вставляют её в окошко-кармашек на домике. |
Занятие № 30 (игровое)
Тема: Буквы «И» и «Й»
Игровое задание | Действия детей |
Задание № 1 «Музыкальный кот» Перед детьми появляется персонаж из известного мультфильма «каникулы в Простоквашине» кот Матроскин. И различные музыкальные инструменты. | Дети выбирают музыкальный инструмент на котором играл кот Матроскин в мультфильме. |
Задание № 2 «Поющий Ослик» Для игры необходима маска-шапочка Ослика. Педагог выбирает ведущего и одевает на него маску. Затем детям объясняют, что это Ослик Иа, он очень любит петь. | Ослик на слог «ИА –ИА» пропевает не длинную мелодию. Дети хором должны повторить тоже самое.
|
Занятие № 31
Тема: Буква «К»
Беседы | Методические приемы |
Знакомство с музыкальными инструментами: контрабас. Сравнить размеры контрабаса, виолончели и скрипки. | Рассмотреть иллюстрации. Прослушать звучание контрабаса. Посмотреть видео подборку игры на контрабасе. |
Профессия - композитор. Кто такой композитор? Каких композиторов мы знаем? Беседа о Д. Д.Кабалевском | Показать портреты знакомых композиторов. Прослушать несколько известных Д. Кабалевского произведений. |
Занятие № 32
Тема: Буква «К»
Беседы | Методические приемы |
Знакомство с музыкальными инструментами: кларнет. Строение кларнета. Местоположение в оркестре. | Показать иллюстрации с изображением кларнета. Прослушать фрагмент музыкального произведения в исполнении кларнета «Кошка» (Симфоническая сказки «Петя и Волк» муз. С. Прокофьева) |
Ключ скрипичный и басовый. Зачем они нужны музыкантам? Что они означают? | Рассмотреть иллюстрации, расположение их на нотном стане. |
Занятие № 33
Тема: Буква «К»
Беседы | Методические приемы |
Знакомство с музыкальными инструментами: клавесин. Родственники клавесина. | Показать детям иллюстрацию с изображением клавесина. Прослушать фрагмент музыкального произведения в исполнении клавесина. |
Что такое концерт? Концерт как музыкальное произведение. | Привести примеры. |
Занятие № 34
Тема: Буква «К»
Беседы | Методические приемы |
Знакомство с музыкальными произведениями: колокола, коробочка, кастаньеты. | Рассмотреть иллюстрации, прослушать звучание. Использовать на занятии настоящие музыкальные инструменты. |
Вспомнить с детьми: Что такое квартет? Что такое концерт? | Дети сами отвечают на вопросы и обосновывают свой ответ. |
Занятие № 35
Тема: Буква «Л»
Беседы | Методические приемы |
Знакомство с музыкальными инструментами: лира, лютня. | Рассмотреть иллюстрации. Прослушать звучание. |
Что такое лад? Мажор и Минор. | Привести примеры. |
Занятие № 36
Тема: Буква «Л»
Беседы | Методические приемы |
Знакомство с музыкальными инструментами: литавры, деревянные ложки. | Рассмотреть иллюстрации. Прослушать звучание. |
Лад. Мажор и Минор | Исполнить на фортепиано или металлофоне мажорное, затем минорное трезвучие. Дети определяют лад. |
Занятие № 37
Тема: Буква «М»
Беседы | Методические приемы |
Знакомство с музыкальными инструментами: мандолина. Строение. История происхождения. | Показать иллюстрации. Прослушать звучание. |
Марш. Виды маршей. | Примести примеры. Прослушать, определить средства музыкальной выразительности. |
Занятие № 38
Тема: Буква «М»
Беседы | Методические приемы |
Знакомство с музыкальными инструментами: металлофон. | Рассмотреть музыкальный инструмент, показать приемы игры. |
Что такое мелодия? Что такое метроном? | Показать иллюстрации. Привести примеры. |
Занятие № 39
Тема: Буква «М»
Беседы | Методические приемы |
Знакомство с музыкальными инструментами: маракасы. | Рассмотреть музыкальный инструмент. С помощью пластиковой бутылочки и крупы (рис) совместно с детьми изготовить самодельный маракас. В дальнейшем изготовить можно изготовить маракасы с разными наполнителями монетки, косточки от абрикосов, бусинки и т.д.) |
Моцарт, Мусоргский – великие композиторы. | Показать портреты композиторов, прослушать фрагменты известных музыкальных произведений данных композиторов. |
Занятие № 40 (итоговое)
Тема: Закрепляем буквы «К», «Л» и «М»
Игровые задания | Действия детей |
Задание № 1 «Запутанная история» Детям предлагается помочь кузнечику Кузе разложить карточки с музыкальными инструментами на свои страницы, так как они рассыпались и перепутались. | Дети берут по одной карточке, называют музыкальный инструмент и размещают его на нужную страницу «Музыкальной азбуки» |
Задание № 2 «Кто поёт» Перед детьми изображены скрипичный и басовый ключ и карточки с изображением пицц и животных. | Педагог показывает картинку и играет на фортепиано мелодию, то в скрипичном ключе, то в басовом. Дети кладут карточку рядом с нужным музыкальным ключом. Например: медведь, волк, слон – басовый ключ; мышка, воробей, котенок – скрипичный ключ. |
Задание № 3 « Концерт» Детям предлагается приготовить концерт. Заранее приготовить большой кубик, можно из мягкого конструктора и приклеить на его стороны картинки обозначающие: танец, песню, игру на музыкальных инструментах, чтение стихов. | Желающие играть дети по очереди кидают кубик. Затем исполняют свой номер. Номера могут быть разученные ранее на занятиях, с утренников, возможна импровизация. |
Занятие № 41 (итоговое)
Тема: Закрепляем буквы «К», «Л» и «М»
Игровые задания | Действия детей |
Задание № 1 «Грустно и весело» Детям раздаются карточки с изображением грустного и весёлого клоуна. | Педагог исполняет на фортепиано трезвучие, оно означает начало выступление клоуна, а какого должны угадать дети и поднять соответствующую карточку. Если звучит мажорное трезвучие – на сцену выбегает весёлый клоун и наоборот. |
Задание № 2 «Вместе весело шагать» Перед детьми на доске карточки с образными изображениями разных видов маршей. У детей карточки с одним любым видом марша. | Дети слушают фрагмент марша. Поднимают карточки с правильным ответом и вставляют в кармашки на стенде. |
Задание № 3 «Кто написал музыку?» Для игры необходимо приготовить портреты знакомых детям композиторов и иллюстрации с подходящие к музыкальным произведениям. | Дети слушают фрагмент музыкальных произведений Кабалевского, Моцарта, Мусоргского, выбирают подходящие иллюстрации и портреты. |
Занятие № 42
Тема: Буква «Н»
Беседы | Методические приемы |
Народные музыкальные инструменты. Сделать акцент на русских народных музыкальных инструментах. | Рассмотреть иллюстрации с изображением русских народных инструментах. Прослушать их звучание. |
Весёлые Нотки. | Дети поют гамму, запоминают расположение нот на нотном стане. |
Занятие № 43 (итоговое)
Тема: Закрепляем букву «Н»
Игровые задания | Действия детей |
Задание № 1 «Назови музыкальный инструмент» Перед детьми иллюстрации с изображением русских народных музыкальных инструментов. | Дети слушают аудиозвучание музыкального инструмента и называют его, выбирают подходящую иллюстрацию. |
Задание № 2 «Чей кружок быстрее соберется?» Педагог выбирает троих ведущих и раздает им музыкальные инструменты: деревянные ложки, трещотка, музыкальная коробочка. | Ведущие стоят в центре зала. Дети двигаются хороводом вокруг них и поют знакомую русскую народную песню. С окончанием музыки дети закрывают глаза, ведущие меняются местами. Под весёлую музыку дети находят своего ведущего и делают вокруг него хоровод. Победители исполняют знакомую песню, ведущий играет на своем музыкальном инструменте. |
Занятие № 44
Тема: Буква «О»
Беседы | Методические приемы |
Знакомство с музыкальными инструментами: орган. | Показ иллюстраций. Слушание. |
Оркестр. Что такое оркестр? Виды оркестров. Симфонический, духовой, русский народный, эстрадный. | Рассматривание иллюстраций, расположение музыкальных инструментов в симфоническом оркестре. Аудио, видео подборка. |
Занятие № 45
Тема: Буква «О»
Беседы | Методические приемы |
Орган – строение и происхождение музыкального инструмента. | Рассмотреть иллюстрации. Просмотр фрагмента из телепередачи «Академия занимательных искусств». |
Опера. Что такое опера? | Показ иллюстраций, прослушивание фрагментов оперы. |
Занятие № 46
Тема: Буква «П»
Беседы | Методические приемы |
Значок «пауза» в музыкальной грамоте? Что такое «пиццикато». | Привести примеры. |
Композиторы: С. Прокофьев | Прослушивание произведений С. Прокофьева |
Песня строить и жить помогает! Виды песен. | Прослушивание и исполнение песен. |
Занятие № 47 (итоговое)
Тема: Закрепляем буквы «О» и «П»
Игровые задания | Действия детей |
Задание № 1 «Оркестровая путаница» Педагог говорит детям, что несколько музыкальных оркестров разного вида ехали выступать в наш город на поезде, но по дороге поезд резко остановился и весь багаж с музыкальными инструментами перепутался. Перед детьми разложены карточки с музыкальными инструментами и карточки с изображением людей: во фраках, в русской народной одежде и в современной одежде (музыканты симфонического, русского народного и эстрадного оркестра) | Дети должны распределить музыкальные инструменты по своим оркестрам и выложить их рядом с музыкантами. |
Задание № 2 «Опера» Детям предлагается рассмотреть ряд иллюстраций и выбрать картинку с изображением оперы. Среди картинок встречается балет, дети закрепляют знания о нем. | Дети выбирают нужную картинку и обосновывают свой ответ. (люди на сцене поют, они в театральных костюмах, есть оркестр и т.д.) |
Задание № 3 «Песни разные бывают» Перед детьми на доске карточки с образными изображениями разных видов песен. У детей карточки с одним любым видом песни. | Дети слушают фрагмент песни. Поднимают карточки с правильным ответом и вставляют в кармашки на стенде. Дети подпевают знакомые им песни. |
Занятие № 48
Тема: Буква «Р»
Беседы | Методические приемы |
Знакомство с музыкальными инструментами: рояль. | Рассмотреть строение, способ извлечения звука. Прослушать звучание рояля. |
Что такое ритм? | Привести примеры. Прохлопать простые ритмические рисунки. |
Композиторы: Римский – Корсаков. | Показать портрет. Прослушать музыкальные произведения. |
Занятие № 49
Тема: Буква «Р»
Беседы | Методические приемы |
Знакомство с музыкальными инструментами: рубель, рожок. | Рассмотреть иллюстрации. Прослушать звучание. |
Композиторы: Рахманинов. | Показать портрет. Слушание. |
Занятие № 50
Тема: Буква «С»
Беседы | Методические приемы |
Знакомство с музыкальными инструментами: скрипка. | Сравнить строение и размер с виолончелью и контрабасом. Сравнить звучание. |
Что такое симфония? | Привести примеры, прослушать фрагменты. |
Занятие № 51
Тема: Буква «С»
Беседы | Методические приемы |
Знакомство с музыкальными инструментами: скрипка, ситар (страна происхождения). | Рассмотреть иллюстрации. Прослушать звучание. |
Что такое серенада? | Привести примеры. Прослушать фрагмент. |
Занятие № 52
Тема: Буква «С»
Беседы | Методические приемы |
Знакомство с музыкальными инструментами: саксофон, свирель. | Рассмотреть иллюстрации. Прослушать звучание. |
Композиторы: Сен-Санс. | Прослушать фрагменты «Карнавал животных». |
Занятие № 53 (итоговое)
Тема: Закрепляем буквы «Р» и «С»
Игровые задания | Действия детей |
Задание № 1 «Назови музыкальный инструмент» Перед детьми карточки с изображением музыкальных инструментов на буквы «Р» и «С». | Дети слушают фрагмент звучания музыкального инструмента, то кто узнает, выбирает подходящую карточку и отправляет её на нужную страницу «Музыкальной азбуки». |
Задание № 2 «Удивительные ритмы» Детям предлагается рассмотреть карточки с изображением ритмического рисунка знакомых детям песен и картинки по тематике песен. | Дети прохлопывая или проигрывая на детском музыкальном инструменте ритм, узнает песню и выбирает подходящую картинку. |
Задание № 3 «Карнавал Животных» Детям предлагаю прослушать фрагменты из «Карнавала Животных» Сен-Санса и в движения передать образы животного. | Дети слушают фрагмент, узнают и называют его, затем движениями передают образ данного животного. |
Занятие № 54 (итоговое)
Тема: Закрепляем буквы «Р» и «С»
Игровые задания | Действия детей |
Задание № 1 «Четвертый лишний» Детям раздаются перфокарты с изображением четырёх музыкальных инструментов, один из них лишний. (струнные музыкальные инструменты, инструменты названия которых начинается на букву «р», на букву «с» и т.д.) | Дети зачеркивают лишний музыкальный инструмент и обосновывают свой выбор. |
Задание № 2 «Назови композитора» Для игры понадобятся портреты композиторов: Рахманинов, Римский-Корсаков, Сен-Санс. | Дети слушают фрагменты знакомых произведений и выбирают портрет композитора. |
Занятие № 55
Тема: Буква «Т»
Беседы | Методические приемы |
Знакомство с музыкальными инструментами: труба, туба. Найти сходства и различия данных музыкальных инструментов. | Рассмотреть иллюстрации с изображением тромбона, трубы и тубы. Прослушать звучания. |
Танец. Какие бывают танцы? | Рассмотреть иллюстрации. Привести примеры. Слушание. |
Занятие № 56
Тема: Буква «Т»
Беседы | Методические приемы |
Знакомство с музыкальными инструментами: труба, туба и тромбон. | Рассмотреть иллюстрации, прослушать звучание. |
Танец. Какие бывают танцы? | Рассмотреть иллюстрации. Привести примеры. Слушание. |
Занятие № 57
Тема: Буква «Т»
Беседы | Методические приемы |
Знакомство с музыкальными инструментами: трещотки, тарелки, музыкальный треугольник. | Рассмотреть музыкальные инструменты, дать детям возможность поиграть на них. |
Что такое тембр? | Привести примеры. |
Занятие № 58 (итоговое)
Тема: Закрепляем букву «Т»
Игровые задания | Действия детей |
Задание № 1 «Назови инструмент» Перед детьми карточки с изображением музыкальных инструментов названия которых начинается на букву «Т». | Дети слушаю фрагмент звучания какого-либо музыкального инструмента, узнают его, называют и выбирают подходящую карточку. Прикрепляют карточку в «Музыкальной азбуке» на странице с буквой «Т». |
Задание № 2 «Мы любим танцевать» Перед детьми на доске карточки с образными изображениями разных видов танцев. У детей карточки с одним любым видом танца. | Дети слушают фрагмент танца. Поднимают карточки с правильным ответом и вставляют в кармашки на стенде. Дети могут выполнить знакомые танцевальные движения подходящие для данного танца. |
Занятие № 59 (игровое)
Тема: Буква «У»
Игровые задания | Действия детей |
Задание № 1 «Ударные музыкальные инструменты» Перед детьми карточки с разными музыкальными инструментами. | Дети выбирают только те музыкальные инструменты, которые относятся к группе ударных. |
Задание № 2 «Угадай, кто поёт?» Перед детьми иллюстрации с изображениями героев из знакомых детям мультфильмов: Кот Леопольд, Мамонтёнок, крокодил Гена, Львёнок и Черепаха. | Дети слушают фрагмент песни из мультфильма и называют героя, который исполнял эту песню. Дети по желанию подпевают знакомые им песни. |
Занятие № 60
Тема: Буква «Ф»
Беседы | Методические приемы |
Знакомство с музыкальными инструментами: фортепиано, флейта. | Рассмотреть иллюстрации. Прослушать звучание. |
Фольклорная музыка. | Привести примеры |
Занятие № 61
Тема: Буква «Ф»
Беседы | Методические приемы |
Знакомство с музыкальными инструментами: флейта, фагот. | Рассмотреть иллюстрации. Прослушать звучание. Слушание темы дедушки (фагот) и темы птички (флейты) из симфонической сказки Прокофьева «Петя и волк». |
Русский народный фольклор. | Привести примеры. Слушание. |
Занятие № 62
Тема: Буква «Х»
Беседы | Методические приемы |
Что такое хор? | Рассмотреть иллюстрации. Привести примеры. |
«Мы водили хоровод» Что такое хоровод? Что олицетворяет хоровод? | Привести примеры. Рассмотреть иллюстрации. Походить в хороводе, выполнить хороводные движения. |
Занятие № 63 (итоговая)
Тема: Закрепляем буквы «Ф и Х»
Игровые задания | Действия детей |
Задание № 1 «Угадай-ка» Перед детьми картинки с изображением персонажей из симфонической сказки Прокофьева «Петя и волк»: волк, утка, птичка, дед. И картинки с изображением музыкальных инструментов: валторна, гобой, фагот, флейта. | Дети прослушивают фрагмент сказки, называют персонажа и музыкальный инструмент. Подбирают подходящие картинки. Картинки с музыкальными инструментами размещают на нужных страницах «Музыкальной азбуки». |
Задание № 2 «Ассоциации» Детям предлагают рассмотреть картинки. | Дети выбирают картинки подходящие к фольклору, затем выбрать картинки с изображением хоров. Разместить данные картинки на страницах «Музыкальной азбуки». |
Задание № 3 «Хоровод, хоровой, всех друзей к себе зовет» Педагог делит детей на две команды. В центре хоровода стоит ведущий с вытянутой вперед рукой. | Дети идут в хороводе и поют: «В хороводе мы идём, Песню звонкую поём. Раз, два, три (хлопают) Раз, два. (топают) Начинается игра». С окончанием песни тот на кого указывает ведущий, пытается его поймать. Оба выбегают из круга и бегут вокруг детей, пока не закончится музыка. Если ребенок поймал ведущего, то сам встаёт на его место в круг. |
Занятие № 64 (игровая)
Тема: Буква «Ц»
Игровые задания | Действия детей |
Задание № 1 «Цветик – семицветик» Дети вместе с педагогом находят в «Музыкальной азбуке» на странице с буквой «Ц» Цветик-семицветик. | Желающий ребёнок выбирает любой лепесток. Например лепесток со словом «темп». Педагог задаёт вопрос: «Какой бывает темп в музыке?» Затем выслушивает ответ ребёнка. Поднимаем лепесток и проверяем ответ. |
Задание № 2 «Музыкальный цветок» Перед детьми картинки с изображением нескольких цветов. Педагог предлагает детям указать цветок у которого музыкальное название. | Дети выбирают и обосновывают свой ответ. (колокольчик, в музыкальном мире есть музыкальный инструмент колокольчик, даже по форме он похож на соцветие данного цветка). |
Занятие № 65
Тема: Буква «Ч»
Беседы | Методические приемы |
Что такое частушка? | Привести примеры. Исполнить с детьми детские частушки. |
Композиторы П.И. Чайковский. | Показать портрет. Прослушать музыкальные произведения. |
Игровое задание | Действия детей |
«Чебурашкины загадки» Персонаж из знакомого детям мультфильма, Чебурашка, просит ребят помочь ему вспомнить кто на чём играет. Перед детьми картинки с изображением: крокодила Гены, Садко и Трубадура. А также картинки с изображением: гармошки, гуслей и электрогитары. | Дети выкладывают перед персонажами карточки с подходящими музыкальными инструментами, обосновывают свой ответ. |
Занятие № 66
Тема: Буквы «Ш» и «Щ»
Беседы | Методические приемы |
Шумовые музыкальные инструменты. | Рассмотреть иллюстрации. Дать детям поиграть на шумовых музыкальных инструментах. |
Щипковые музыкальные инструменты. | Рассмотреть иллюстрации. Привести примеры. Прослушать звучание. |
Занятие № 67 (игровое)
Тема: Буквы «Ш» и «Щ»
Игровые задания | Действия детей |
Задание № 1 «Школа композиторов» Перед детьми портреты известных им композиторов и картинки подходящие к музыкальным произведениям. | Дети слушают фрагмент музыкального произведения, подбираю картинку и располагают его в кармашке под портретом композитора, который написал эту музыку. |
Занятие № 68 (игровое)
Тема: Буквы «Ь», «Ы», «Ъ»
Игровые задания | Действия детей |
Задание № 1 «Гамма» Педагог говорит детям, что «ь», «ы» и «ъ» похожи на весёлые нотки и предлагает детям с ними поиграть. Для начала вспомнить песенку о гамме. | Дети поют гамму, несколько детей подыгрывают на металлофоне и синтезаторе. |
Задание № 2 «Лесенка» Педагог играет на фортепиано или на металлофоне поступенное движение мелодии вверх или вниз. | Дети угадывают направление мелодии. В роли ведущего может быть ребёнок. |
Задание № 3 «Длинные и короткие звуки» Педагог простукивает или прохлопывает ритмический рисунок. | Дети выбирают подходящую карточку, при необходимости дети сами прохлопывают ритмический рисунок. |
Занятие № 69 (игровое)
Тема: Буква «Э»
Беседы | Методические приемы |
Что такое этюд? Танцевальный этюд, музыкальный этюд. | Привести примеры |
Игровые задания | Действия детей |
Задание № 1 «Музыкальное эхо» Педагог прохлопывает ритмический рисунок. Можно играть на различие тембра музыки, динамики, регистра. | Дети повторяют. Дети могут исполнять роль ведущего. |
Задание № 2 «Что это?» Перед детьми карточки с музыкальными ребусами. | Дети с помощью педагога разгадывают ребусы. |
Задание № 3 «Бременские музыканты» Детям раздают перфокарты с изображением различных животных и птиц. | Дети обводят маркером в кружок животных и птиц, которые были в группе бременских музыкантов. |
Занятие № 70
Тема: Буква «Ю»
Беседы | Методические приемы |
Что такое юмореска? | Привести примеры. Рассмотреть иллюстрации. Слушание. |
Занятие № 71(итоговое)
Тема: «Я всё знаю!»
Буква «Я»
Игровые задания | Действия детей |
Задание № 1 «Раздели на группы» Детям раздаются перфокарты с изображением музыкальных инструментов. Педагог просит детей обвести красным маркером струнные музыкальные инструменты, синим – ударные, зелёным – духовые. | Дети обводят музыкальные инструменты разными цветами.
|
Задание № 2 «Угадай-ка» Педагог предлагает детям вспомнить какой музыкальный инструмент изображает волка в симфонической сказке «Петя и волк». И какое количество. | Дети выбирают картинку с валторной. И вспоминают, что звучало три валторны. |
Задание № 3 «Угадай попевку» Дети делятся на несколько подгрупп и каждой подгруппе раздаются карточки с изображением ритмического рисунка. | Дети по ритму угадываю свою попевку и исполняют её подгруппой. |
Занятие № 72 (итоговое)
Тема: «Я всё знаю!»
Буква «Я»
Игровые задания | Действия детей |
Задание № 1 «Назови композитора» Перед детьми портреты знакомых детям композиторов. | Дети прослушивают фрагмент знакомого им музыкального произведения, вспоминают название и выбирают портрет композитора. |
Задание № 2 «Ассоциации» Детям предлагается рассмотреть иллюстрации с изображением оперы, балета, хоровода, ансамбля. Затем педагог просит выбрать картинки с изображением оперы. | Дети выбирают подходящие картинки и обосновывают свой ответ. |
Задание № 3 «Составь слово» Перед детьми карточки с изображением музыкальных инструментов на обратной стороне буквы. Педагог задаёт вопросы, дети выбирают музыкальный инструмент и букву с обратной стороны карточки вписывают в пустые клеточки. | Выполнив все задания правильно, в заполненных клеточках дети прочитают слово «молодец». |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnyy_proekt_muzykalnaya_azbuka_-_kopiya.docx | 33.55 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Образовательный проект «Музыкальная азбука»
Автор: музыкальный руководитель Никифорова Оксана Юрьевна
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, долгосрочный.
Сроки реализации проекта: 2 года.
Возрастная категория детей: старшая и подготовительная к школе группа.
Партнёры: воспитатели, родители.
Формы работы: групповая, подгрупповая, фронтальная.
Цель:
Познакомить детей с музыкальными инструментами, композиторами и музыкальными терминами.
Задачи:
- пополнять и совершенствовать знания и умения детей в области музыкальной культуры;
- расширять представления детей о музыкальной культуре, знакомить с музыкальными терминами, композиторами, музыкальными инструментами;
- активизировать творческое мышление, фантазию детей;
- развивать музыкальные и творческие способности у детей;
- воспитывать культуру слушания музыкальных произведений;
- развивать творческую инициативу у детей;
- повышать профессиональную компетентность педагогов.
Актуальность проекта
Музыкальное искусство играет огромную роль в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Лучшие музыкальные произведения классической музыки способствуют формированию духовных ценностей человека. Но, к сожалению, в современном мире детей окружает музыка не понятного для них содержания. Родители редко посещают с детьми театры, концерты и не слушают дома классические произведения, поэтому и на музыкальных занятиях детям с трудом дается запомнить музыкальные понятия, термины, название музыкальных инструментов. Эти наблюдения навели меня на мысль: создать совместно с детьми «Музыкальную азбуку», как игровое пособие, которое поможет детям познать музыкальный мир. Благодаря «Музыкальной азбуке» дети легко и непринужденно запомнят названия музыкальных инструментов симфонического оркестра, народных музыкальных инструментов, познакомятся и научатся по портрету узнавать великих композиторов, с удовольствием выполнят увлекательные, творческие задания. Ещё В. А. Сухомлинский говорил: «Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок».
Ожидаемые результаты:
- повышенный уровень музыкальной грамотности и культуры детей, педагогов и родителей;
- устойчивый интерес детей к различным формам музыкальной деятельности;
- проявление творческого самовыражения;
- продуктивное творчество педагогов, родителей и детей;
- профессионализм и компетентность педагогов в музыкальной деятельности;
- заинтересованность и взаимодействие родителей, детей, педагогов в процессе музыкального воспитания.
Продукт проектной деятельности:
- Книга «Музыкальная азбука».
- Выставка самодельных шумовых музыкальных инструментов.
- Лэпбуки: «Музыка», «Композиторы».
- Мультфильм «Кузя и скрипка».
Этапы реализации проекта
I этап: погружение в проект.
Цель: познакомить участников проекта с предстоящей деятельностью.
Деятельность педагога и воспитателей | Деятельность детей и родителей |
1. Организует анкетирование на тему: «Роль музыки в жизни вашей семьи». 2. Проводит родительское собрание в группе «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами музы-кального искусства». 3.Проводят беседу-рассуждение с детьми «Зачем людям нужна музыка?» | 1.Родители принимают участие в анкетировании. 2. Родители определяют проблемы, создают творческую группу. 3. Дети принимают участив в обсуждении, осуществляется вживание в ситуацию и определяют свои потребности. |
II этап: планирование проекта.
Цель: составление этапов проекта, сбор информации для реализации проекта.
Деятельность педагога и воспитателей | Деятельность детей и родителей |
1. Составляет список музыкальных произведений для слушания, видео-подборки, составляет аудио и видео-библиотеку о музыкальных инструментах. 2. Подбирает иллюстрации, создает папки методического пособия. 3. Предлагает объявить конкурс-выставку на тему: «Лучший шумовой музыкальный инструмент, сделанный своими руками. 4. Предлагает подготовить рассказы о членах своей семьи играющих на музыкальных инструментах. 5. Предлагает провести конкурс «Наша музыкальная семья». | 1. Родители организовывают сбор информации о композиторах, музыкальных инструментах и т.д. 2. Родители организовывают сбор иллюстраций для вклеивание в «Музыкальную азбуку». 3. Дети совместно с родителями изготавливают поделку к конкурсу-выставке. 4. Родители с детьми подготавливают рассказы о своей семье. 5. Родители организовывают и совместно с детьми принимают участие в конкурсе. |
III этап: реализация проекта.
Цель: реализовать разработанный проект.
Деятельность педагога и воспитателей | Деятельность детей и родителей |
1. Организовывает непосредственно-образовательную деятельность по страницам «Музыкальной азбуки». 2. Проводит цикл бесед «Путешествие по музыкальному миру». 3. Проводит дидактические игры. 4. Предлагает детям вклеивать картинки с полученными знаниями в книгу. 5. Предлагает детям и родителям снять музыкальный мультфильм. 6. Проводит квест-игру: «Путешествие в увлекательный мир музыки» | 1. Дети получают знания. 2. Дети участвуют в беседе и решают проблемные ситуации. 3. Развивают игровые навыки. 4. Дети подбирают подходящие картинки и приклеивают их на страницы музыкальной азбуки. 5. Родители организовывают съемку мультфильма: рисуют с детьми персонажей. 6. Дети и родители принимают участие в музыкальном квесте. |
IV этап: заключительный.
Цель: оформление полученной информации, изготовление и презентация продукта.
Деятельность педагога и воспитателей | Деятельность детей и родителей |
1.Оформляет книгу-пособие: «Музыкальная азбука» 2. Проводит викторину: «Я всё знаю». 3. Оформляет лэпбуки: «Музыка» и «Композиторы» | 1.Родители помогают красочно оформить «Музыкальную азбуку». 2. Дети и родители принимают участие в викторине. 3. Родители принимают участие в изготовлении лепбуков. |
Примерный календарный план музыкально-образовательной деятельности по программе «Музыкальная азбука»
.
Занятие № 1
Буква «А»
Введение: В начале первого занятия предлагаем детям заглянуть в музыкальную азбуку и окунуться в загадочный и чудесный мир музыки. Читаем вместе с детьми приветственную страницу. Вызываем тем самым у детей желание страница за страницей изучить «Музыкальную азбуку».
Беседы | Методические приемы |
Знакомство с музыкальными инструментами: аккордеон, арфа. | Прослушивание музыкальных произведений в исполнении аккордеона и арфы. |
Аккомпанемент. Объяснить значение слова, привести пример. | Исполнить знакомую песню под аккомпанемент |
Занятие № 2
Тема: Буква «А»
Беседы | Методические приемы |
Рассказать детям об альте. | Прослушать музыкальное произведение, где главную партию исполняет альт. |
Ансамбль. Рассказать о видах ансамблей: танцевальный, вокальный, инструментальный. | Рассмотреть иллюстрации с изображением разных видов ансамблей. |
Занятие № 3
Тема: Буква «А»
Беседы | Методические приемы |
Строение аккордеона. | Рассмотреть иллюстрацию. |
Какие бывают ансамбли? Что такое дуэт, трио? | Привести примеры. |
Занятие № 4
Тема: Буква «А»
Беседы | Методические приемы |
Что общего у арфы и альта (струны). Строение арфы. | Рассмотреть иллюстрации. Продолжать слушать музыку в исполнении арфы и альта. |
Что такое квартет? Закрепляем понятие – аккомпанемент. | Привести примеры. |
Занятие № 5
Тема: Буква «Б»
Беседы | Методические приемы |
Знакомство с музыкальными инструментами: баян, | Прослушать произведения в исполнении баяна. |
Что такое балет? Кто такие балерины? | Рассмотреть иллюстрации. Просмотреть видеоподборку. |
Занятие № 6
Тема: Буква «Б»
Беседы | Методические приемы |
Знакомство с музыкальными инструментами: бубенцы, бубен, барабан | Предложить простучать ритм или подыграть на барабане и бубне. |
Балет. Кто пишет музыку к балету? | Прослушать фрагменты из балета П.И.Чайковского «Лебединное озеро» |
Занятие № 7
Тема: Буква «Б»
Беседы | Методические приемы |
Знакомство с музыкальными инструментами: балалайка. Приемы игры на балалайке. | Рассмотреть иллюстрации, если есть настоящий инструмент – дать детям попробовать поиграть. |
Балет. Где показывают балет? Где можно посмотреть балет в нашем городе? | Прослушать фрагменты балета «Щелкунчик» Рассмотреть иллюстрации с изображением Самарского театра оперы и балета |
Занятие № 8
Тема: Буква «Б»
Беседы | Методические приемы |
Строение балалайки. Что такое бандура? | Рассмотреть иллюстрации. |
Рассказать детям о великих композиторах: Бах, Бетховен | Прослушать произведения Баха, Бетховена. |
Занятие № 9 (итоговое)
Тема: Закрепляем буквы «А» и «Б»
Игровые задания | Действия детей |
Задание №1 «Назови музыкальный инструмент» Педагог перемешивает карточки с изображением музыкальных инструментов со страниц с буквами «А» и «Б» и говорит детям, что музыкальные инструменты выпали со своих страниц и их нужно вернуть на свои места. | Дети по очереди берут со стола карточку с изображением музыкального инструмента, называют его и отправляют на нужную страницу «Музыкальной азбуки». Аккордеон, альт, арфа - «А» Баян, бубенцы, балалайка, бандура, бубен, барабан– «Б» |
Задание № 2 «Ассоциации» (ансамбль) Детям предлагаются карточки с изображение разных видов ансамбля по жанру (танцевальный, инструментальный, фольклорный, эстрадный, детский и т. д.) Перед детьми на доске расположены картинки:
| Желающие играть дети должны на магнитах закрепить карточки с изображением ансамблей под подходящим предметом. Картинки с изображениями танцевальных ансамблей – под платочком. Картинки с изображением вокальных ансамблей – под микрофоном. Картинки с изображением инструментальным ансамблем – под музыкальным инструментом |
Задание№ 3 «Собери ансамбль» Нескольким детям раздают карточки с разными видами ансамблей по количеству участников (дуэт, трио, квартет).Дети называют ансамбли. Остальные дети встают вокруг них в большой круг. | Под музыку дети двигаются по кругу, с окончанием музыки ведущие поднимают карточки, остальные дети должны построиться возле ведущего. Если у ведущего карточка с «дуэтом», то возле него может стоять только один ребёнок, если карточка с «квартетом», то всего вместе с ведущим детей должно быть четыре и т.д. Затем дети проговаривают, какой ансамбль у них получился. |
Занятие № 10 (итоговое)
Тема: Закрепляем буквы «А» и «Б»
Игровые задания | Действия детей |
Задание № 1 «Ассоциации» (балет) Перед играющими лежат картинки с изображением танцующих людей. Необходимо выбрать картинки с изображением балета. | Дети выбирают картинки на которых изображен балет. Дети обосновывают свой выбор. (на танцующем балетная одежда, пуанты, выполняет балетные движения и т.д.) |
Задание № 2 «Что общего» Детям предлагаются карточки с изображением музыкальных инструментов на буквы «А» и «Б». На полу выкладывается три больших круга. | Под музыку дети двигаются подскоками по кругу, с окончанием музыки занимают места в кружках. Аккордеоны и баяны в круг для клавишно-духовых инструментов. Альт, арфа, балалайка и бандура к круг для струнных инструментов. Барабан, бубны, бубенцы в круг для ударных инструментов. |
Задание № 3 «Назови композитора» Перед детьми расположены портреты знакомых детям композиторов. Детям дается прослушать фрагмент знакомой для них музыки и назвать её название и композитора. | Дети узнают музыку выбирают портреты Баха и Бетховена и помещают их на нужную страницу Музыкальной азбуки. |
Занятие № 11
Тема: Буква «В»
Беседы | Методические приемы |
Знакомство с музыкальным инструментом: виолончель Строение виолончели. Приемы игры на виолончели. | Рассматривание иллюстраций, прослушивание аудио записей. |
Вальс. Что означает слово – вальс? Где танцуют вальс? Как танцуют вальс. | Рассмотреть иллюстрации. Предложить детям подвигаться по залу под звучание Вальса. |
Занятие № 12
Тема: Буква «В»
Беседы | Методические приемы |
Знакомство с музыкальным инструментом: валторна | Рассматривание иллюстраций, видео подборка игры на валторне. |
Симфоническая сказка «Петя и Волк» Прокофьева. Как музыкальные инструменты передают образ животных и людей. | Прослушать несколько фрагментов из симфонической сказки Прокофьева «Петя и Волк» и подробнее остановиться на тема «Волка» (три валторны). |
Занятие № 13
Тема: Буква «В»
Беседы | Методические приемы |
Строение валторны. Музыкальные образы которые передает валторна. | Показ иллюстраций. Прослушивание фрагмента из симфонической сказки Прокофьева «Петя и волк» - тема «Волка». |
А. Вивальди. Времена года. | Прослушивание не больших, но контрастных фрагментов из цикла «Времена года» А.Вивальди |
Занятие № 14
Тема: Буква «В»
Беседы | Методические приемы |
Знакомство с музыкальным инструментом: волынка. | Показ иллюстраций, видеофрагмент телепередачи «Академия занимательных искусств» - сюжет про волынку. |
Вальс. | Разучивание не сложных вальсовых шагов и движений. |
Занятие № 15
Тема: Буква «Г»
Беседы | Методические приемы |
Знакомство с музыкальными инструментами: гусли, гитара. Их строение. | Показ иллюстраций. При наличии натурального инструмента, дать попробовать поиграть на нем. |
Горн – сигнальный музыкальный инструмент! | Прослушать фрагмент произведения П.И. Чайковского «Охота» из цикла «Времена года». |
Занятие № 16
Тема: Буква «Г»
Беседы | Методические приемы |
Знакомство с музыкальными инструментами: гобой. Строение гобоя. Как звучание гобоя передает образ утки. | Рассмотреть иллюстрации с изображением местоположения гобоя в оркестре. Прослушать тему Утки из симфонической сказки «Петя и Волк» Прокофьева в исполнении гобоя. |
Гамма. | Рассмотреть иллюстрации с изображением гаммы, прочитать стихи о нотах. Исполнить песню о гамме. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный проект Дорожная азбука
Проек Дорожная азбука для детей с ЗПР (4-7 лет), направлен на предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма....
Образовательный проект "Театральная Азбука"
Данный проект расчитан на детей старшего дошкольного возраста. Длился он 9 месяцев. В процессе проекта дети узнали основы театрального творчества, приобрели актерские навыки и умения. За время участия...
Паспорт образовательного проекта музыкального руководителя с детьми коррекционной группы "Логоритмика"
Паспорт долгосрочного годового проекта "Логоритмика", проводимый музыкальным руководителем с детьми коррекционной группы. Включает в себя: цель, задачи, актуальность проекта, предполагаемые ...
Образовательный проект «Музыкальная палитра» для детей раннего возраста"
Музыка является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Мир звуков влечет нас и завораживает, меняет наше состояние от спокойного до возбужденного, поддерживает в трудную минуту, настраивает на ра...
Природоохранный социально-образовательный проект "Экологическая азбука маленького борчанина"
Согласно ст.58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Какую роль может выполнить каждый гражданин, в том числе ...
проект "Музыкальная Азбука"
Проект «Музыкальная азбука»Паспорт проекта.Руководитель проекта: музыкальный руководитель Николаева Т.В.Авторы – создатели: родители и дети старших и подготовите...