Образовательный проект «Музыкальная азбука»
проект (старшая группа)

Никифорова Оксана Юрьевна

Образовательный проект «Музыкальная азбука»

 

Автор: музыкальный руководитель Никифорова Оксана Юрьевна

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, долгосрочный.

Сроки реализации проекта: 2 года.

Возрастная категория детей: старшая и подготовительная к школе группа.

Партнёры: воспитатели, родители.

Формы работы: групповая, подгрупповая, фронтальная.

Цель:

Познакомить детей с музыкальными инструментами, композиторами и музыкальными терминами.

Задачи:

  • пополнять и совершенствовать знания и умения детей в области музыкальной культуры;
  • расширять представления детей о музыкальной культуре, знакомить с музыкальными терминами, композиторами, музыкальными инструментами;
  • активизировать творческое мышление, фантазию детей;
  • развивать музыкальные и творческие способности у детей;
  • воспитывать культуру слушания музыкальных произведений;
  • развивать творческую инициативу у детей;
  • повышать профессиональную компетентность педагогов.

Актуальность проекта

Музыкальное искусство играет огромную роль в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Лучшие музыкальные произведения классической музыки способствуют формированию духовных ценностей человека. Но, к сожалению, в современном мире детей окружает музыка не понятного для них содержания. Родители редко посещают с детьми театры, концерты и не слушают дома классические произведения, поэтому и на музыкальных занятиях детям с трудом дается запомнить музыкальные понятия, термины, название музыкальных инструментов. Эти наблюдения навели меня на мысль: создать совместно с детьми «Музыкальную азбуку», как игровое пособие, которое поможет детям познать музыкальный мир. Благодаря «Музыкальной азбуке» дети легко и непринужденно запомнят названия музыкальных инструментов симфонического оркестра, народных музыкальных инструментов, познакомятся и научатся по портрету узнавать великих композиторов, с удовольствием выполнят увлекательные, творческие задания. Ещё В. А. Сухомлинский говорил: «Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок».

Ожидаемые результаты:

  • повышенный уровень музыкальной грамотности и культуры детей, педагогов и родителей;
  • устойчивый интерес детей к различным формам музыкальной деятельности;
  • проявление творческого самовыражения;
  • продуктивное творчество педагогов, родителей и детей;
  • профессионализм и компетентность педагогов в музыкальной деятельности;
  • заинтересованность и взаимодействие родителей, детей, педагогов в процессе музыкального воспитания.

Продукт проектной деятельности:

  1. Книга «Музыкальная азбука».
  2. Выставка самодельных шумовых музыкальных инструментов.
  3. Лэпбуки: «Музыка», «Композиторы».
  4. Мультфильм «Кузя и скрипка».

 

Этапы реализации проекта

 

I этап: погружение в проект.

 

Цель: познакомить участников проекта с предстоящей деятельностью.

Деятельность

педагога и воспитателей

Деятельность

детей и родителей

1. Организует анкетирование на тему: «Роль музыки в жизни вашей семьи».

2. Проводит родительское собрание в группе  «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами музы-кального искусства».

3.Проводят беседу-рассуждение с детьми «Зачем людям нужна музыка?»

 

1.Родители принимают участие в анкетировании.

2. Родители определяют проблемы, создают творческую группу.

3. Дети принимают участив в обсуждении, осуществляется вживание в ситуацию и определяют свои потребности.

 

II этап: планирование проекта.

 

Цель: составление этапов проекта, сбор информации для реализации проекта.

Деятельность

педагога и воспитателей

Деятельность

детей и родителей

1. Составляет список музыкальных произведений для слушания, видео-подборки, составляет аудио и видео-библиотеку о музыкальных инструментах.

2. Подбирает иллюстрации, создает папки методического пособия.

3. Предлагает объявить конкурс-выставку на тему: «Лучший шумовой музыкальный инструмент, сделанный своими руками.

4. Предлагает подготовить рассказы о членах своей семьи играющих на музыкальных инструментах.

5. Предлагает провести конкурс «Наша музыкальная семья».

1. Родители организовывают сбор информации о композиторах, музыкальных инструментах и т.д.

2. Родители организовывают сбор иллюстраций для вклеивание в «Музыкальную азбуку».

3. Дети совместно с родителями изготавливают поделку к конкурсу-выставке.

4. Родители с детьми подготавливают рассказы о своей семье.

5. Родители организовывают и совместно с детьми принимают участие в конкурсе.

 

 

III этап: реализация проекта.

 

Цель: реализовать разработанный проект.

Деятельность

педагога и воспитателей

Деятельность

детей и родителей

1. Организовывает непосредственно-образовательную деятельность по страницам «Музыкальной азбуки».

2. Проводит цикл бесед «Путешествие по музыкальному миру».

3. Проводит дидактические игры.

4. Предлагает детям вклеивать картинки с полученными знаниями в книгу.

5. Предлагает детям и родителям снять музыкальный мультфильм.

6. Проводит квест-игру: «Путешествие в увлекательный мир музыки»

 

1. Дети получают знания.

2. Дети участвуют в беседе и решают проблемные ситуации.

3. Развивают игровые навыки.

4. Дети подбирают подходящие картинки и приклеивают их на страницы музыкальной азбуки.

5. Родители организовывают съемку мультфильма: рисуют с детьми персонажей.

6. Дети и родители принимают участие в музыкальном квесте.

 

 

IV этап: заключительный.

 

Цель: оформление полученной информации, изготовление и презентация продукта.

Деятельность

педагога и воспитателей

Деятельность

детей и родителей

1.Оформляет книгу-пособие: «Музыкальная азбука»

2. Проводит викторину: «Я всё знаю».

3. Оформляет лэпбуки: «Музыка» и «Композиторы»

1.Родители помогают красочно оформить «Музыкальную азбуку».

2. Дети и родители принимают участие в викторине.

3. Родители принимают участие в изготовлении лепбуков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерный календарный план музыкально-образовательной деятельности по программе «Музыкальная азбука»

 

.

Занятие № 1

Буква «А»

Введение: В начале первого занятия предлагаем детям заглянуть в музыкальную азбуку и окунуться в загадочный и чудесный мир музыки. Читаем вместе с детьми приветственную страницу. Вызываем тем самым у детей желание страница за страницей изучить «Музыкальную азбуку».

 

Беседы

Методические приемы

Знакомство с музыкальными инструментами: аккордеон, арфа.

Прослушивание музыкальных произведений в исполнении аккордеона и арфы.

Аккомпанемент. Объяснить значение слова, привести пример.

Исполнить знакомую песню под аккомпанемент

 

Занятие № 2

Тема: Буква «А»

Беседы

Методические приемы

Рассказать детям об альте.

Прослушать музыкальное произведение, где главную партию исполняет альт.

Ансамбль. Рассказать о видах ансамблей: танцевальный, вокальный, инструментальный.

Рассмотреть иллюстрации с изображением разных видов ансамблей.

 

Занятие № 3

Тема: Буква «А»

Беседы

Методические приемы

Строение аккордеона.

Рассмотреть иллюстрацию.

Какие бывают ансамбли?

Что такое дуэт, трио?

Привести примеры.

 

Занятие № 4

Тема: Буква «А»

Беседы

Методические приемы

Что общего у арфы и альта (струны). Строение арфы.

Рассмотреть иллюстрации.

Продолжать слушать музыку в исполнении арфы и альта.

Что такое квартет?

Закрепляем понятие – аккомпанемент.

Привести примеры.

 

Занятие № 5

Тема: Буква «Б»

Беседы

Методические приемы

Знакомство с музыкальными инструментами: баян,

Прослушать произведения в исполнении баяна.

Что такое балет? Кто такие балерины?

Рассмотреть иллюстрации. Просмотреть видеоподборку.

 

Занятие № 6

Тема: Буква «Б»

 

Беседы

Методические приемы

Знакомство с музыкальными инструментами: бубенцы, бубен, барабан

Предложить простучать ритм или подыграть на барабане и бубне.

Балет. Кто пишет музыку к балету?

Прослушать фрагменты из балета П.И.Чайковского «Лебединное озеро»

 

Занятие № 7

Тема: Буква «Б»

Беседы

Методические приемы

Знакомство с музыкальными инструментами: балалайка.

Приемы игры на балалайке.

Рассмотреть иллюстрации, если есть настоящий инструмент – дать детям попробовать поиграть.

Балет. Где показывают балет? Где можно посмотреть балет в нашем городе?

Прослушать фрагменты балета «Щелкунчик»

Рассмотреть иллюстрации с изображением Самарского театра оперы и балета

 

Занятие № 8

Тема: Буква «Б»

Беседы

Методические приемы

Строение балалайки.

Что такое бандура?

Рассмотреть иллюстрации.

Рассказать детям о великих композиторах: Бах, Бетховен

Прослушать произведения Баха, Бетховена.

 

Занятие № 9 (итоговое)

Тема: Закрепляем буквы «А» и «Б»

Игровые задания

Действия детей

Задание №1

«Назови музыкальный инструмент»

Педагог перемешивает карточки с изображением музыкальных инструментов со страниц с буквами «А» и «Б» и говорит детям, что музыкальные инструменты выпали со своих страниц и их нужно вернуть на свои места.

 

Дети по очереди берут со стола карточку с изображением музыкального инструмента, называют его и отправляют на нужную страницу «Музыкальной азбуки».

Аккордеон, альт, арфа - «А»

Баян, бубенцы, балалайка, бандура, бубен, барабан– «Б»

Задание № 2

«Ассоциации» (ансамбль)

Детям предлагаются карточки с изображение разных видов ансамбля по жанру (танцевальный, инструментальный, фольклорный, эстрадный, детский и т. д.)

Перед детьми на доске расположены картинки:

  • микрофон;
  • любой музыкальный инструмент;
  • платочек (атрибут для танца)

 

Желающие играть дети должны на магнитах закрепить карточки с изображением ансамблей под подходящим предметом.

Картинки с изображениями танцевальных ансамблей – под платочком.

Картинки с изображением вокальных ансамблей – под микрофоном.

Картинки с изображением инструментальным ансамблем – под музыкальным инструментом

Задание№ 3

«Собери ансамбль»

Нескольким детям раздают карточки с разными видами ансамблей по количеству участников (дуэт, трио, квартет).Дети называют ансамбли. Остальные дети встают вокруг них в большой круг.

Под музыку дети двигаются по кругу, с окончанием музыки ведущие поднимают карточки, остальные дети должны построиться возле ведущего. Если у ведущего карточка с «дуэтом», то возле него может стоять только один ребёнок, если карточка с «квартетом», то всего вместе с ведущим детей должно быть четыре и т.д. Затем дети проговаривают, какой ансамбль у них получился.

 

Занятие № 10 (итоговое)

Тема: Закрепляем буквы «А» и «Б»

Игровые задания

Действия детей

Задание № 1

«Ассоциации» (балет)

Перед играющими лежат картинки с изображением танцующих людей. Необходимо выбрать картинки с изображением балета.

 

Дети выбирают картинки на которых изображен балет. Дети обосновывают свой выбор. (на танцующем балетная одежда, пуанты, выполняет балетные движения и т.д.)

Задание № 2

«Что общего»

Детям предлагаются карточки с изображением музыкальных инструментов на буквы «А» и «Б». На полу выкладывается три больших круга.

 

Под музыку дети двигаются подскоками по кругу, с окончанием музыки занимают места в кружках.

Аккордеоны и баяны в круг для клавишно-духовых инструментов. Альт, арфа, балалайка и бандура к круг для струнных инструментов.

Барабан, бубны, бубенцы в круг для ударных инструментов.

Задание № 3

«Назови композитора»

Перед детьми расположены портреты знакомых детям композиторов.

Детям дается прослушать фрагмент знакомой для них музыки и назвать её название и композитора.

 

Дети узнают музыку выбирают портреты Баха и Бетховена и помещают их на нужную страницу Музыкальной азбуки.

 

Занятие № 11

Тема: Буква «В»

Беседы

Методические приемы

Знакомство с музыкальным инструментом: виолончель

Строение виолончели.

Приемы игры на виолончели.

Рассматривание иллюстраций, прослушивание аудио записей.

Вальс. Что означает слово – вальс? Где танцуют вальс? Как танцуют вальс.

Рассмотреть иллюстрации.

Предложить детям подвигаться по залу под звучание Вальса.

 

Занятие № 12

Тема: Буква «В»

Беседы

Методические приемы

Знакомство с музыкальным инструментом: валторна

Рассматривание иллюстраций, видео подборка игры на валторне.

Симфоническая сказка «Петя и Волк» Прокофьева. Как музыкальные инструменты передают образ животных и людей. 

Прослушать несколько фрагментов из симфонической сказки Прокофьева «Петя и Волк» и подробнее остановиться на тема «Волка» (три валторны).

 

Занятие № 13

Тема: Буква «В»

Беседы

Методические приемы

Строение валторны.

Музыкальные образы которые передает валторна.

Показ иллюстраций.

Прослушивание фрагмента из симфонической сказки Прокофьева «Петя и волк» - тема «Волка».

А. Вивальди. Времена года.

Прослушивание не больших, но контрастных фрагментов из цикла «Времена года» А.Вивальди

 

Занятие № 14

Тема: Буква «В»

Беседы

Методические приемы

Знакомство с музыкальным инструментом: волынка.

Показ иллюстраций, видеофрагмент телепередачи «Академия занимательных искусств» - сюжет про волынку.

Вальс.

Разучивание не сложных вальсовых шагов и движений.

 

Занятие № 15

Тема: Буква «Г»

Беседы

Методические приемы

Знакомство с музыкальными инструментами: гусли, гитара. Их строение.

Показ иллюстраций. При наличии натурального инструмента, дать попробовать поиграть на нем.

Горн – сигнальный музыкальный инструмент!

Прослушать фрагмент произведения П.И. Чайковского «Охота» из цикла «Времена года».

Занятие № 16

Тема: Буква «Г»

Беседы

Методические приемы

Знакомство с музыкальными инструментами: гобой. Строение гобоя.

Как звучание гобоя передает образ утки.

Рассмотреть иллюстрации с изображением местоположения гобоя в оркестре. Прослушать тему Утки из симфонической сказки «Петя и Волк» Прокофьева в исполнении гобоя.

Гамма.

Рассмотреть иллюстрации с изображением гаммы, прочитать стихи о нотах. Исполнить песню о гамме.

 

Занятие № 17

Тема: Буква «Г»

Беседы

Методические приемы

Знакомство с музыкальными инструментами: губная гармошка.

Показать иллюстрации. Прослушать аудио звучание.

Что такое гимн? У каждой страны есть свой гимн. У нашего детского сада тоже есть свой гимн.

Предложить детям прослушать гимн Российской Федерации.

Исполнить совместно с детьми гимн нашего детского сада.

 

 

Занятие № 18

Тема: Буква «Г»

Беседы

Методические приемы

Знакомство с музыкальными инструментами: гонг.

Показать иллюстрации, прослушать звучание гонга.

Композиторы: Григ, Глинка.

Прослушать музыкальные произведения Грига и Глинки.

 

Занятие № 19 (итоговое)

Тема: Закрепляем буквы «В» и «Г»

Игровые задания

Действия детей

Задание №1

«Назови музыкальный инструмент»

Педагог перемешивает карточки с изображением музыкальных инструментов со страниц с буквами «В» и «Г» и говорит детям, что музыкальные инструменты выпали со своих страниц и их нужно вернуть на свои места.

Дети по очереди берут со стола карточку с изображением музыкального инструмента, называют его и отправляют на нужную страницу «Музыкальной азбуки».

Валторна, виолончель, волынка - «В»

Гитара, гусли, губная гармошка, гобой, горн, гонг –«В»

Задание № 2

«Ассоциации» (Вальс)

Детям предлагаются картинки с изображением танцующих людей.

Дети выбирают картинки с изображением людей танцующих Вальс.

Задание № 3

«Утки и Волки»

Дети делятся на две команды. Первая – это утки, вторая – волки. На полу лежат обручи.

Когда звучит тема утки из симфонической сказки прокофьева «Петя и Волк», дети-утки выполняя ходьбу на корточках двигаются по залу. Когда звучит тема волка – утки занимают места в обручах – домиках, а волки их пытаются поймать.

 

Занятие № 20 (итоговое)

Тема: Закрепляем буквы «В» и «Г»

Беседы

Методические приемы

Задание № 1

«Запутанные нотки»

Перед детьми лежат цветные нотки с магнитами на обратной стороне. Нотки подписанные.  На доске нотный стан.

Дети должны с помощью магнитов расположить ноты на нотном стане в правильном порядке. Затем под аккомпанемент пропеть гамму.

Задание № 2

«Назови композитора»

Перед детьми расположены портреты знакомых детям композиторов.

Детям дается прослушать фрагмент знакомой для них музыки и назвать её название и композитора.

 

Дети узнают музыку выбирают портреты Вивальди, Грига и Глинки и помещают их на нужную страницу Музыкальной азбуки.

 

Занятие № 21

Тема: Буква «Д»

Беседы

Методические приемы

Знакомство с музыкальными инструментами: домра, домбра. В чем сходство и отличие. Происхождение инструментов.

Показать иллюстрации. Прослушать и сравнить звучание данных инструментов.

Кто такой дирижёр?

Рассмотреть с детьми иллюстрации, видео.

 

Занятие № 22

Тема: Буква «Д»

Беседы

Методические приемы

Строение музыкальных инструментов: домра, домбра.

Рассмотреть иллюстрации с изображением строения домры и домбры.

Динамические оттенки. Что такое (f) форте, (p) пиано?

Рассмотреть как изображают динамические оттенки в нотах. Прослушать музыку, определить динамические оттенки.

 

Занятие № 23

Тема: Буква «Д»

Беседы

Методические приемы

Знакомство с музыкальными инструментами: дудочка, дудук. Строение инструментов, страна происхождения.

Рассмотреть иллюстрации. Сравнить звучание дудочки и дудука.

Динамические оттенки (ff) фортиссимо, (pp) пианиссимо.

Предложить передать на детских музыкальных инструментах различные динамические оттенки.

 

Занятие № 24 (итоговое)

Тема: Закрепляем букву «Д»

Игровые задания

Действия детей

Задание № 1

«Узнай музыкальный инструмент»

Перед детьми на столе выложены карточки с разными музыкальными инструментами.

 

Дети слушают фрагмент звучания знакомого им музыкального инструмента, называют его и выбирают подходящую карточку. Педагог включает звучание домбры или домры (так как звучание похоже) дудочки и дудука.

Задание № 2

«Громко или тихо»

Педагог предлагает детям помочь музыканту Кузе расставить знаки, обозначающие динамические оттенки, в нотах. Перед детьми карточки с обозначением динамических оттенков и нотный лист с гаммой.

 

Дети прослушивают фрагменты музыкальных произведений, определяют их звучание и выбирают подходящие карточки, выкладывая их под гаммой. Затем педагог предлагает спеть гамму, соблюдая динамические оттенки.

Задание № 3

«Дирижер и оркестр»

1 вариант

С детьми разучивается под музыку не сложный ритмический рисунок. Затем детей разделить на несколько команд. Каждой раздать музыкальные инструменты. В одной команде один вид музыкального инструмента (бубна, барабаны, деревянные ложки, погремушки и т.д.) Один ребёнок играет роль дирижера, ему дают дирижерскую палочку.

 

2 вариант

Для игры понадобятся большие картинки с изображение знакомых детям музыкальных инструментов. Дети должны уметь показывать имитационные движения игры на данных музыкальных инструментах.

Дети внимательно смотрят на дирижера, на кого он показывает, для кого дирижирует, та команда исполняет знакомый ритмический рисунок на своих музыкальных инструментах. Можно включить в игру динамику звука. Дирижер делает сильные движения – значит дети исполняют форте и наоборот.

 

 

 

 

 

 

 

Дети под музыку свободно двигаются по залу, выполняя подскоки. С окончанием музыки дети встают по двое, взявшись за руки. Кому не хватило пары, тот становится дирижером. Дирижер отворачивается, а педагог показывает детям картинку с музыкальным инструментом.  Звучит музыка в оркестровом исполнении. Дети имитационными движениями изображают игру на музыкальном инструменте, который им показал педагог. Дирижер – дирижирует и внимательно смотрит на детей.  С окончанием музыки дирижер должен назвать музыкальный инструмент с картинки.

 

 

Занятие № 25 (игровое)

Тема: Буквы «Е» и «Ё»

 

Игровое задание

Действия детей

«Песни для Ёжика»

На данной странице «Музыкальной азбуки» дети встречаются с Ёжиком, который любит петь. Но его любимые песни все перепутались и он просит детей помочь ему по ритмическому рисунку узнать песни и подобрать подходящую картинку.

Дети прохлопывают ритм. Можно использовать детские музыкальные инструменты. Угадывают и называют песню. Находят подходящую картинку и прикрепляют её напротив ритмического рисунка. В игре используются знакомые или ранее разучиваемые с детьми песни.

 

Занятие № 26

Тема: Буква «Ж»

Беседы

Методические приемы

Знакомство с музыкальным инструментом: жалейка. Строение. Страна происхождения.

Показать иллюстрации, прослушать аудиозвучание жалейки.

Музыкальные жанры в музыке (песня, танец, марш).

Рассмотреть иллюстрации. Прослушать аудиозаписи. Определить жанры прослушанной музыки.

 

Занятие № 27

Тема: Буква «З»

Беседы

Методические приемы

Знакомство с музыкальным инструментом: зурна.

Рассматривание иллюстраций, прослушивание аудиозвучания зурны.

Что такое звук? Какие бывают звуки?

Проведение опытов со звуком. Что как звучит.

 

Занятие № 28

Тема: Буквы «Ж» и «З»

Беседы

Методические приемы

В чем сходство и различия между жалейкой и зурной.

Показать иллюстрации зурны и жалейки. Сравнить звучание.

Кто такой запевала?

Привести примеры. Предложить исполнить знакомую детям песню, но начинать её будет солист-запевала.

 

Занятие № 29 (итоговое)

Тема: Закрепляем буквы «Ж» и «З»

Игровые задания

Действия детей

Задание № 1

«Чудо дудочки»

Перед детьми расположении карточки с изображение дудочки, дудука, жалейки, зурны.

Дети слушают звучание музыкального инструмента, выбирают подходящую карточку и выкладывают её на нужную страницу «Музыкальной азбуки».

Задание № 2

Музыкально-дидактическая игра «Что в домике делают?»

В игре используется картонный домик и карточки с изображение детей (дети танцуют, маршируют, поют)

Дети прослушивают музыкальное произведение, определяют его жанр. Выбирают подходящую картинку и вставляют её в окошко-кармашек на домике.

 

Занятие № 30 (игровое)

Тема: Буквы «И» и «Й»

Игровое задание

Действия детей

Задание № 1

«Музыкальный кот»

Перед детьми появляется персонаж из известного мультфильма «каникулы в Простоквашине» кот Матроскин. И различные музыкальные инструменты.

Дети выбирают музыкальный инструмент на котором играл кот Матроскин в мультфильме.

Задание № 2

«Поющий Ослик»

Для игры необходима маска-шапочка Ослика. Педагог выбирает ведущего и одевает на него маску. Затем детям объясняют, что это Ослик Иа, он очень любит петь.

Ослик на слог «ИА –ИА» пропевает не длинную мелодию. Дети хором должны повторить тоже самое.

 

 

Занятие № 31

Тема: Буква «К»

Беседы

Методические приемы

Знакомство с музыкальными инструментами: контрабас. Сравнить размеры контрабаса, виолончели и скрипки.

Рассмотреть иллюстрации. Прослушать звучание контрабаса. Посмотреть видео подборку игры на контрабасе.

Профессия - композитор. Кто такой композитор? Каких композиторов мы знаем?

Беседа о Д. Д.Кабалевском

Показать портреты знакомых композиторов. Прослушать несколько известных Д. Кабалевского произведений.

 

Занятие № 32

Тема: Буква «К»

Беседы

Методические приемы

Знакомство с музыкальными инструментами: кларнет. Строение кларнета. Местоположение в оркестре.

Показать иллюстрации с изображением кларнета. Прослушать фрагмент музыкального произведения в исполнении кларнета «Кошка» (Симфоническая сказки «Петя и Волк» муз. С. Прокофьева)

Ключ скрипичный и басовый. Зачем они нужны музыкантам? Что они означают?

Рассмотреть иллюстрации, расположение их на нотном стане.

 

Занятие № 33

Тема: Буква «К»

Беседы

Методические приемы

Знакомство с музыкальными инструментами: клавесин. Родственники клавесина.

Показать детям иллюстрацию с изображением клавесина. Прослушать фрагмент музыкального произведения в исполнении клавесина.

Что такое концерт?

Концерт как музыкальное произведение.

Привести примеры.

 

Занятие № 34

Тема: Буква «К»

Беседы

Методические приемы

Знакомство с музыкальными произведениями: колокола, коробочка, кастаньеты.

Рассмотреть иллюстрации, прослушать звучание. Использовать на занятии настоящие музыкальные инструменты.

Вспомнить с детьми: Что такое квартет? Что такое концерт?

Дети сами отвечают на вопросы и обосновывают свой ответ.

 

Занятие № 35

Тема: Буква «Л»

Беседы

Методические приемы

Знакомство с музыкальными инструментами: лира, лютня.

Рассмотреть иллюстрации. Прослушать звучание.

Что такое лад? Мажор и Минор.

Привести примеры.

 

Занятие № 36

Тема: Буква «Л»

Беседы

Методические приемы

Знакомство с музыкальными инструментами: литавры, деревянные ложки.

Рассмотреть иллюстрации. Прослушать звучание.

Лад. Мажор и Минор

Исполнить на фортепиано или металлофоне мажорное, затем минорное трезвучие. Дети определяют лад.

 

Занятие № 37

Тема: Буква «М»

Беседы

Методические приемы

Знакомство с музыкальными инструментами: мандолина.

Строение. История происхождения.

Показать иллюстрации. Прослушать звучание.

Марш. Виды маршей.

Примести примеры. Прослушать, определить средства музыкальной выразительности.

 

 

Занятие № 38

Тема: Буква «М»

Беседы

Методические приемы

Знакомство с музыкальными инструментами: металлофон.

Рассмотреть музыкальный инструмент, показать приемы игры.

Что такое мелодия? Что такое метроном?

Показать иллюстрации. Привести примеры.

 

Занятие № 39

Тема: Буква «М»

Беседы

Методические приемы

Знакомство с музыкальными инструментами: маракасы.

Рассмотреть музыкальный инструмент. С помощью пластиковой бутылочки и крупы (рис) совместно с детьми изготовить самодельный маракас. В дальнейшем изготовить можно изготовить маракасы с разными наполнителями монетки, косточки от абрикосов, бусинки и т.д.)

Моцарт, Мусоргский – великие композиторы.

Показать портреты композиторов, прослушать фрагменты известных музыкальных произведений данных композиторов.

 

Занятие № 40 (итоговое)

Тема: Закрепляем буквы «К», «Л» и «М»

Игровые задания

Действия детей

Задание № 1

«Запутанная история»

Детям предлагается помочь кузнечику Кузе разложить карточки с музыкальными инструментами на свои страницы, так как они рассыпались и перепутались.

Дети берут по одной карточке, называют музыкальный инструмент и размещают его на нужную страницу «Музыкальной азбуки»

Задание № 2

«Кто поёт»

Перед детьми изображены скрипичный и басовый ключ и карточки с изображением пицц и животных.

Педагог показывает картинку и играет на фортепиано мелодию, то в скрипичном ключе, то в басовом. Дети кладут карточку рядом с нужным музыкальным ключом. Например: медведь, волк, слон – басовый ключ; мышка, воробей, котенок – скрипичный ключ.

Задание № 3

« Концерт»

Детям предлагается приготовить концерт. Заранее приготовить большой кубик, можно из мягкого конструктора и приклеить на его стороны картинки обозначающие: танец, песню, игру на музыкальных инструментах, чтение стихов.

Желающие играть дети по очереди кидают кубик. Затем исполняют свой номер. Номера могут быть разученные ранее на занятиях, с утренников, возможна импровизация.

 

Занятие № 41 (итоговое)

Тема: Закрепляем буквы «К», «Л» и «М»

Игровые задания

Действия детей

Задание № 1

«Грустно и весело»

Детям раздаются карточки с изображением грустного и весёлого клоуна.

Педагог исполняет на фортепиано трезвучие, оно означает начало выступление клоуна, а какого должны угадать дети и поднять соответствующую карточку. Если звучит мажорное трезвучие – на сцену выбегает весёлый клоун и наоборот.

Задание № 2

«Вместе весело шагать»

Перед детьми на доске карточки с образными изображениями разных видов маршей. У детей карточки с одним любым видом марша.

Дети слушают фрагмент марша. Поднимают карточки с правильным ответом и вставляют в кармашки на стенде.

Задание № 3

«Кто написал музыку?»

Для игры необходимо приготовить портреты знакомых детям композиторов и иллюстрации с подходящие к музыкальным произведениям.

Дети слушают фрагмент музыкальных произведений Кабалевского, Моцарта, Мусоргского, выбирают подходящие иллюстрации и портреты.

 

Занятие № 42

Тема: Буква «Н»

Беседы

Методические приемы

Народные музыкальные инструменты. Сделать акцент на русских народных музыкальных инструментах.

Рассмотреть иллюстрации с изображением русских народных инструментах. Прослушать их звучание.

Весёлые Нотки.

Дети поют гамму, запоминают расположение нот на нотном стане.

 

Занятие № 43 (итоговое)

Тема: Закрепляем букву «Н»

Игровые задания

Действия детей

Задание № 1

«Назови музыкальный инструмент»

Перед детьми иллюстрации с изображением русских народных музыкальных инструментов.

Дети слушают аудиозвучание музыкального инструмента и называют его, выбирают подходящую иллюстрацию.

Задание № 2

«Чей кружок быстрее соберется?»

Педагог выбирает троих ведущих и раздает им музыкальные инструменты: деревянные ложки, трещотка, музыкальная коробочка.

Ведущие стоят в центре зала. Дети двигаются хороводом вокруг них и поют знакомую русскую народную песню. С окончанием музыки дети закрывают глаза, ведущие меняются местами. Под весёлую музыку дети находят своего ведущего и делают вокруг него хоровод. Победители исполняют знакомую песню, ведущий играет на своем музыкальном инструменте.

 

Занятие № 44

Тема: Буква «О»

Беседы

Методические приемы

Знакомство с музыкальными инструментами: орган.

Показ иллюстраций. Слушание.

Оркестр. Что такое оркестр? Виды оркестров. Симфонический, духовой, русский народный, эстрадный.

Рассматривание иллюстраций, расположение музыкальных инструментов в симфоническом оркестре.

Аудио, видео подборка.

 

Занятие № 45

Тема: Буква «О»

Беседы

Методические приемы

Орган – строение и происхождение музыкального инструмента.

Рассмотреть иллюстрации. Просмотр фрагмента из телепередачи «Академия занимательных искусств».

Опера. Что такое опера?

Показ иллюстраций, прослушивание фрагментов оперы.

 

Занятие № 46

Тема: Буква «П»

Беседы

Методические приемы

Значок «пауза» в музыкальной грамоте? Что такое «пиццикато».

Привести примеры.

Композиторы: С. Прокофьев

Прослушивание произведений

С. Прокофьева

Песня строить и жить помогает!  Виды песен.

Прослушивание и исполнение песен.

 

Занятие № 47 (итоговое)

Тема: Закрепляем буквы «О» и «П»

Игровые задания

Действия детей

Задание № 1

«Оркестровая путаница»

Педагог говорит детям, что несколько музыкальных оркестров разного вида ехали выступать в наш город на поезде, но по дороге поезд резко остановился и весь багаж с музыкальными инструментами перепутался.

Перед детьми разложены карточки с музыкальными инструментами и карточки с изображением людей: во фраках, в русской народной одежде и в современной одежде (музыканты симфонического, русского народного и эстрадного оркестра)

Дети должны распределить музыкальные инструменты по своим оркестрам и выложить их рядом с музыкантами.

Задание № 2

«Опера»

Детям предлагается рассмотреть ряд иллюстраций и выбрать картинку с изображением оперы. Среди картинок встречается балет, дети закрепляют знания о нем.

Дети выбирают нужную картинку и обосновывают свой ответ. (люди на сцене поют, они в театральных костюмах, есть оркестр и т.д.)

Задание № 3

«Песни разные бывают»

Перед детьми на доске карточки с образными изображениями разных видов песен. У детей карточки с одним любым видом песни.

Дети слушают фрагмент песни. Поднимают карточки с правильным ответом и вставляют в кармашки на стенде. Дети подпевают знакомые им песни.

 

Занятие № 48

Тема: Буква «Р»

 

Беседы

Методические приемы

Знакомство с музыкальными инструментами: рояль.

Рассмотреть строение, способ извлечения звука. Прослушать звучание рояля.

Что такое ритм?

Привести примеры. Прохлопать простые ритмические рисунки.

Композиторы: Римский – Корсаков.

Показать портрет. Прослушать музыкальные произведения.

 

Занятие № 49

Тема: Буква «Р»

Беседы

Методические приемы

Знакомство с музыкальными инструментами: рубель, рожок.

Рассмотреть иллюстрации. Прослушать звучание.

Композиторы: Рахманинов.

Показать портрет. Слушание.

 

Занятие № 50

Тема: Буква «С»

Беседы

Методические приемы

Знакомство с музыкальными инструментами: скрипка.

Сравнить строение и размер с виолончелью и контрабасом. Сравнить звучание.

Что такое симфония?

Привести примеры, прослушать фрагменты.

 

Занятие № 51

Тема: Буква «С»

Беседы

Методические приемы

Знакомство с музыкальными инструментами: скрипка, ситар (страна происхождения).

Рассмотреть иллюстрации. Прослушать звучание.

Что такое серенада?

Привести примеры. Прослушать фрагмент.

 

Занятие № 52

Тема: Буква «С»

Беседы

Методические приемы

Знакомство с музыкальными инструментами: саксофон, свирель.

Рассмотреть иллюстрации. Прослушать звучание.

Композиторы: Сен-Санс.

Прослушать фрагменты «Карнавал животных».

 

Занятие № 53 (итоговое)

Тема: Закрепляем буквы «Р» и «С»

Игровые задания

Действия детей

Задание № 1

«Назови музыкальный инструмент»

Перед детьми карточки с изображением музыкальных инструментов на буквы «Р» и «С».

Дети слушают фрагмент звучания музыкального инструмента, то кто узнает, выбирает подходящую карточку и отправляет её на нужную страницу «Музыкальной азбуки».

Задание № 2

«Удивительные ритмы»

Детям предлагается рассмотреть карточки с изображением ритмического рисунка знакомых детям песен и картинки по тематике песен.

Дети прохлопывая или проигрывая на детском музыкальном инструменте ритм, узнает песню и выбирает подходящую картинку.

Задание № 3

«Карнавал Животных»

Детям предлагаю прослушать фрагменты из «Карнавала Животных» Сен-Санса и в движения передать образы животного.

Дети слушают фрагмент, узнают и называют его, затем движениями передают образ данного животного.

 

Занятие № 54 (итоговое)

Тема: Закрепляем буквы «Р» и «С»

Игровые задания

Действия детей

Задание № 1

«Четвертый лишний»

Детям раздаются перфокарты с изображением четырёх музыкальных инструментов, один из них лишний. (струнные музыкальные инструменты, инструменты названия которых начинается на букву «р», на букву «с» и т.д.)

Дети зачеркивают лишний музыкальный инструмент и обосновывают свой выбор.

Задание № 2

«Назови композитора»

Для игры понадобятся портреты композиторов: Рахманинов, Римский-Корсаков, Сен-Санс.

Дети слушают фрагменты знакомых произведений и выбирают портрет композитора.

 

Занятие № 55

Тема: Буква «Т»

Беседы

Методические приемы

Знакомство с музыкальными инструментами: труба, туба. Найти сходства и различия данных музыкальных инструментов.

Рассмотреть иллюстрации с изображением тромбона, трубы и тубы.  Прослушать звучания.

Танец.  Какие бывают танцы?

Рассмотреть иллюстрации. Привести примеры. Слушание.

 

Занятие № 56

Тема: Буква «Т»

Беседы

Методические приемы

Знакомство с музыкальными инструментами: труба, туба и тромбон.

Рассмотреть иллюстрации, прослушать звучание.

Танец.  Какие бывают танцы?

Рассмотреть иллюстрации. Привести примеры. Слушание.

 

Занятие № 57

Тема: Буква «Т»

Беседы

Методические приемы

Знакомство с музыкальными инструментами: трещотки, тарелки, музыкальный треугольник. 

Рассмотреть музыкальные инструменты, дать детям возможность поиграть на них.

Что такое тембр?

Привести примеры.

 

Занятие № 58 (итоговое)

Тема: Закрепляем букву «Т»

Игровые задания

Действия детей

Задание № 1

«Назови инструмент»

Перед детьми карточки с изображением музыкальных инструментов названия которых начинается на букву «Т».

Дети слушаю фрагмент звучания какого-либо музыкального инструмента, узнают его, называют и выбирают подходящую карточку. Прикрепляют карточку в «Музыкальной азбуке» на странице с буквой «Т».

Задание № 2

«Мы любим танцевать»

Перед детьми на доске карточки с образными изображениями разных видов танцев. У детей карточки с одним любым видом танца.

Дети слушают фрагмент танца. Поднимают карточки с правильным ответом и вставляют в кармашки на стенде. Дети могут выполнить знакомые танцевальные движения подходящие для данного танца.

 

Занятие № 59 (игровое)

Тема: Буква «У»

Игровые задания

Действия детей

Задание № 1

«Ударные музыкальные инструменты»

Перед детьми карточки с разными музыкальными инструментами.

Дети выбирают только те музыкальные инструменты, которые относятся к группе ударных.

Задание № 2

«Угадай, кто поёт?»

Перед детьми иллюстрации с изображениями героев из знакомых детям мультфильмов: Кот Леопольд, Мамонтёнок, крокодил Гена, Львёнок и Черепаха. 

Дети слушают фрагмент песни из мультфильма и называют героя, который исполнял эту песню. Дети по желанию подпевают знакомые им песни.

 

Занятие № 60

Тема: Буква «Ф»

Беседы

Методические приемы

Знакомство с музыкальными инструментами: фортепиано, флейта.

Рассмотреть иллюстрации. Прослушать звучание.

Фольклорная музыка.

Привести примеры

 

Занятие № 61

Тема: Буква «Ф»

Беседы

Методические приемы

Знакомство с музыкальными инструментами: флейта, фагот.

Рассмотреть иллюстрации. Прослушать звучание. Слушание темы дедушки (фагот) и темы птички (флейты) из симфонической сказки Прокофьева «Петя и волк».

Русский народный фольклор.

Привести примеры. Слушание.

 

Занятие № 62

Тема: Буква «Х»

Беседы

Методические приемы

Что такое хор?

Рассмотреть иллюстрации. Привести примеры.

«Мы водили хоровод»

Что такое хоровод?

Что олицетворяет хоровод?

Привести примеры. Рассмотреть иллюстрации. Походить в хороводе, выполнить хороводные движения.

 

Занятие № 63 (итоговая)

Тема: Закрепляем буквы «Ф и Х»

Игровые задания

Действия детей

Задание № 1

«Угадай-ка»

Перед детьми картинки с изображением персонажей из симфонической сказки Прокофьева «Петя и волк»: волк, утка, птичка, дед. И картинки с изображением музыкальных инструментов: валторна, гобой, фагот, флейта.

Дети прослушивают фрагмент сказки, называют персонажа и музыкальный инструмент. Подбирают подходящие картинки. Картинки с музыкальными инструментами размещают на нужных страницах «Музыкальной азбуки».

Задание № 2

«Ассоциации»

Детям предлагают рассмотреть картинки.

Дети выбирают картинки подходящие к фольклору, затем выбрать картинки с изображением хоров. Разместить данные картинки на страницах «Музыкальной азбуки».

Задание № 3

«Хоровод, хоровой, всех друзей к себе зовет»

Педагог делит детей на две команды. В центре хоровода стоит ведущий с вытянутой вперед рукой.

Дети идут в хороводе и поют:

«В хороводе мы идём,

Песню звонкую поём.

Раз, два, три (хлопают)

Раз, два. (топают)

Начинается игра».

С окончанием песни тот на кого указывает ведущий, пытается его поймать. Оба выбегают из круга и бегут вокруг детей, пока не закончится музыка. Если ребенок поймал ведущего, то сам встаёт на его место в круг.

 

Занятие № 64 (игровая)

Тема: Буква «Ц»

Игровые задания

Действия детей

Задание № 1

«Цветик – семицветик»

Дети вместе с педагогом находят в «Музыкальной азбуке» на странице с буквой «Ц» Цветик-семицветик.

Желающий ребёнок выбирает любой лепесток. Например лепесток со словом «темп». Педагог задаёт вопрос: «Какой бывает темп в музыке?»

Затем выслушивает ответ ребёнка. Поднимаем лепесток и проверяем ответ.

Задание № 2

«Музыкальный цветок»

Перед детьми картинки с изображением нескольких цветов. Педагог предлагает детям указать цветок у которого музыкальное название.

Дети выбирают и обосновывают свой ответ. (колокольчик, в музыкальном мире есть музыкальный инструмент колокольчик, даже по форме он похож на соцветие данного цветка).

 

Занятие № 65

Тема: Буква «Ч»

Беседы

Методические приемы

Что такое частушка?

Привести примеры. Исполнить с детьми детские частушки.

Композиторы П.И. Чайковский.

Показать портрет. Прослушать музыкальные произведения.

Игровое задание

Действия детей

«Чебурашкины загадки»

Персонаж из знакомого детям мультфильма, Чебурашка, просит ребят помочь ему вспомнить кто на чём играет. Перед детьми картинки с изображением: крокодила Гены, Садко и Трубадура. А также картинки с изображением: гармошки, гуслей и электрогитары.

Дети выкладывают перед персонажами карточки с подходящими музыкальными инструментами, обосновывают свой ответ.

 

Занятие № 66

Тема: Буквы «Ш» и «Щ»

Беседы

Методические приемы

Шумовые музыкальные инструменты.

Рассмотреть иллюстрации. Дать детям поиграть на шумовых музыкальных инструментах.

Щипковые музыкальные инструменты.

Рассмотреть иллюстрации. Привести примеры. Прослушать звучание.

 

Занятие № 67 (игровое)

Тема: Буквы «Ш» и «Щ»

Игровые задания

Действия детей

Задание № 1

«Школа композиторов»

Перед детьми портреты известных им композиторов и картинки подходящие к музыкальным произведениям.

Дети слушают фрагмент музыкального произведения, подбираю картинку и располагают его в кармашке под портретом композитора, который написал эту музыку.

 

Занятие № 68 (игровое)

Тема: Буквы «Ь», «Ы», «Ъ»

Игровые задания

Действия детей

Задание № 1

«Гамма»

Педагог говорит детям, что «ь», «ы» и «ъ» похожи на весёлые нотки и предлагает детям с ними поиграть. Для начала вспомнить песенку о гамме.

Дети поют гамму, несколько детей подыгрывают на металлофоне и синтезаторе.

Задание № 2

«Лесенка»

Педагог играет на фортепиано или на металлофоне поступенное движение мелодии вверх или вниз.

Дети угадывают направление мелодии. В роли ведущего может быть ребёнок.

Задание № 3

«Длинные и короткие звуки»

Педагог простукивает или прохлопывает ритмический рисунок.

Дети выбирают подходящую карточку, при необходимости дети сами прохлопывают ритмический рисунок.

 

Занятие № 69 (игровое)

Тема: Буква «Э»

 

Беседы

Методические приемы

Что такое этюд?

Танцевальный этюд, музыкальный этюд.

Привести примеры

Игровые задания

Действия детей

Задание № 1

«Музыкальное эхо»

Педагог прохлопывает ритмический рисунок. Можно играть на различие тембра музыки, динамики, регистра.

Дети повторяют. Дети могут исполнять роль ведущего.

Задание № 2

«Что это?»

Перед детьми карточки с музыкальными ребусами.

Дети с помощью педагога разгадывают ребусы.

Задание № 3

«Бременские  музыканты»

Детям раздают перфокарты с изображением различных животных и птиц.

Дети обводят маркером в кружок животных и птиц, которые были в группе бременских музыкантов.

 

Занятие № 70

Тема: Буква «Ю»

Беседы

Методические приемы

Что такое юмореска?

Привести примеры. Рассмотреть иллюстрации. Слушание.

 

Занятие № 71(итоговое)

Тема: «Я всё знаю!»

             Буква «Я»

Игровые задания

Действия детей

Задание № 1

«Раздели на группы»

Детям раздаются перфокарты с изображением музыкальных инструментов. Педагог просит детей обвести красным маркером струнные музыкальные инструменты, синим – ударные, зелёным – духовые.

Дети обводят музыкальные инструменты разными цветами.

 

Задание № 2

«Угадай-ка»

Педагог предлагает детям вспомнить какой музыкальный инструмент изображает волка в симфонической сказке «Петя и волк». И какое количество.

Дети выбирают картинку с валторной. И вспоминают, что звучало три валторны.

Задание № 3

«Угадай попевку»

Дети делятся на несколько подгрупп и каждой подгруппе раздаются карточки с изображением ритмического рисунка.

Дети по ритму угадываю свою попевку и исполняют её подгруппой.

 

Занятие № 72 (итоговое)

Тема: «Я всё знаю!»

             Буква «Я»

Игровые задания

Действия детей

Задание № 1

«Назови композитора»

Перед детьми портреты знакомых детям композиторов.

Дети прослушивают фрагмент знакомого им музыкального произведения, вспоминают название и выбирают портрет композитора.

Задание № 2

«Ассоциации»

Детям предлагается рассмотреть иллюстрации с изображением оперы, балета, хоровода, ансамбля. Затем педагог просит выбрать картинки с изображением оперы.

Дети выбирают подходящие картинки и обосновывают свой ответ.

Задание № 3

«Составь слово»

Перед детьми карточки с изображением музыкальных инструментов на обратной стороне буквы.

Педагог задаёт вопросы, дети выбирают музыкальный инструмент и букву с обратной стороны карточки вписывают в пустые клеточки.

Выполнив все задания правильно, в заполненных клеточках дети прочитают слово «молодец».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_proekt_muzykalnaya_azbuka_-_kopiya.docx33.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Образовательный проект «Музыкальная азбука»

Автор: музыкальный руководитель Никифорова Оксана Юрьевна

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, долгосрочный.

Сроки реализации проекта: 2 года.

Возрастная категория детей: старшая и подготовительная к школе группа.

Партнёры: воспитатели, родители.

Формы работы: групповая, подгрупповая, фронтальная.

Цель: 

Познакомить детей с музыкальными инструментами, композиторами и музыкальными терминами.

Задачи:

  • пополнять и совершенствовать знания и умения детей в области музыкальной культуры;
  • расширять представления детей о музыкальной культуре, знакомить с музыкальными терминами, композиторами, музыкальными инструментами;
  • активизировать творческое мышление, фантазию детей;
  • развивать музыкальные и творческие способности у детей;
  • воспитывать культуру слушания музыкальных произведений;
  • развивать творческую инициативу у детей;
  • повышать профессиональную компетентность педагогов.

Актуальность проекта

Музыкальное искусство играет огромную роль в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Лучшие музыкальные произведения классической музыки способствуют формированию духовных ценностей человека. Но, к сожалению, в современном мире детей окружает музыка не понятного для них содержания. Родители редко посещают с детьми театры, концерты и не слушают дома классические произведения, поэтому и на музыкальных занятиях детям с трудом дается запомнить музыкальные понятия, термины, название музыкальных инструментов. Эти наблюдения навели меня на мысль: создать совместно с детьми «Музыкальную азбуку», как игровое пособие, которое поможет детям познать музыкальный мир. Благодаря «Музыкальной азбуке» дети легко и непринужденно запомнят названия музыкальных инструментов симфонического оркестра, народных музыкальных инструментов, познакомятся и научатся по портрету узнавать великих композиторов, с удовольствием выполнят увлекательные, творческие задания. Ещё В. А. Сухомлинский говорил: «Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок».

Ожидаемые результаты:

  • повышенный уровень музыкальной грамотности и культуры детей, педагогов и родителей;
  • устойчивый интерес детей к различным формам музыкальной деятельности;
  • проявление творческого самовыражения;
  • продуктивное творчество педагогов, родителей и детей;
  • профессионализм и компетентность педагогов в музыкальной деятельности;
  • заинтересованность и взаимодействие родителей, детей, педагогов в процессе музыкального воспитания.

Продукт проектной деятельности:

  1. Книга «Музыкальная азбука».
  2. Выставка самодельных шумовых музыкальных инструментов.
  3. Лэпбуки: «Музыка», «Композиторы».
  4. Мультфильм «Кузя и скрипка».

Этапы реализации проекта

I этап: погружение в проект.

Цель: познакомить участников проекта с предстоящей деятельностью.

Деятельность

педагога и воспитателей

Деятельность

детей и родителей

1. Организует анкетирование на тему: «Роль музыки в жизни вашей семьи».

2. Проводит родительское собрание в группе  «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами музы-кального искусства».

3.Проводят беседу-рассуждение с детьми «Зачем людям нужна музыка?»

1.Родители принимают участие в анкетировании.

2. Родители определяют проблемы, создают творческую группу.

3. Дети принимают участив в обсуждении, осуществляется вживание в ситуацию и определяют свои потребности.

II этап: планирование проекта.

Цель: составление этапов проекта, сбор информации для реализации проекта.

Деятельность

педагога и воспитателей

Деятельность

детей и родителей

1. Составляет список музыкальных произведений для слушания, видео-подборки, составляет аудио и видео-библиотеку о музыкальных инструментах.

2. Подбирает иллюстрации, создает папки методического пособия.

3. Предлагает объявить конкурс-выставку на тему: «Лучший шумовой музыкальный инструмент, сделанный своими руками.

4. Предлагает подготовить рассказы о членах своей семьи играющих на музыкальных инструментах.

5. Предлагает провести конкурс «Наша музыкальная семья».

1. Родители организовывают сбор информации о композиторах, музыкальных инструментах и т.д.

2. Родители организовывают сбор иллюстраций для вклеивание в «Музыкальную азбуку».

3. Дети совместно с родителями изготавливают поделку к конкурсу-выставке.

4. Родители с детьми подготавливают рассказы о своей семье.

5. Родители организовывают и совместно с детьми принимают участие в конкурсе.

III этап: реализация проекта.

Цель: реализовать разработанный проект.

Деятельность

педагога и воспитателей

Деятельность

детей и родителей

1. Организовывает непосредственно-образовательную деятельность по страницам «Музыкальной азбуки».

2. Проводит цикл бесед «Путешествие по музыкальному миру».

3. Проводит дидактические игры.

4. Предлагает детям вклеивать картинки с полученными знаниями в книгу.

5. Предлагает детям и родителям снять музыкальный мультфильм.

6. Проводит квест-игру: «Путешествие в увлекательный мир музыки»

1. Дети получают знания.

2. Дети участвуют в беседе и решают проблемные ситуации.

3. Развивают игровые навыки.

4. Дети подбирают подходящие картинки и приклеивают их на страницы музыкальной азбуки.

5. Родители организовывают съемку мультфильма: рисуют с детьми персонажей.

6. Дети и родители принимают участие в музыкальном квесте.

IV этап: заключительный.

Цель: оформление полученной информации, изготовление и презентация продукта.

Деятельность

педагога и воспитателей

Деятельность

детей и родителей

1.Оформляет книгу-пособие: «Музыкальная азбука»

2. Проводит викторину: «Я всё знаю».

3. Оформляет лэпбуки: «Музыка» и «Композиторы»

1.Родители помогают красочно оформить «Музыкальную азбуку».

2. Дети и родители принимают участие в викторине.

3. Родители принимают участие в изготовлении лепбуков.

Примерный календарный план музыкально-образовательной деятельности по программе «Музыкальная азбука» 

.

Занятие № 1

Буква «А»

Введение: В начале первого занятия предлагаем детям заглянуть в музыкальную азбуку и окунуться в загадочный и чудесный мир музыки. Читаем вместе с детьми приветственную страницу. Вызываем тем самым у детей желание страница за страницей изучить «Музыкальную азбуку».

Беседы

Методические приемы

Знакомство с музыкальными инструментами: аккордеон, арфа.

Прослушивание музыкальных произведений в исполнении аккордеона и арфы.

Аккомпанемент. Объяснить значение слова, привести пример.

Исполнить знакомую песню под аккомпанемент

Занятие № 2

Тема: Буква «А»

Беседы

Методические приемы

Рассказать детям об альте.

Прослушать музыкальное произведение, где главную партию исполняет альт.

Ансамбль. Рассказать о видах ансамблей: танцевальный, вокальный, инструментальный.

Рассмотреть иллюстрации с изображением разных видов ансамблей.

Занятие № 3

Тема: Буква «А»

Беседы

Методические приемы

Строение аккордеона.

Рассмотреть иллюстрацию.

Какие бывают ансамбли?

Что такое дуэт, трио?

Привести примеры.

Занятие № 4

Тема: Буква «А»

Беседы

Методические приемы

Что общего у арфы и альта (струны). Строение арфы.

Рассмотреть иллюстрации.

Продолжать слушать музыку в исполнении арфы и альта.

Что такое квартет?

Закрепляем понятие – аккомпанемент.

Привести примеры.

Занятие № 5

Тема: Буква «Б»

Беседы

Методические приемы

Знакомство с музыкальными инструментами: баян,

Прослушать произведения в исполнении баяна.

Что такое балет? Кто такие балерины?

Рассмотреть иллюстрации. Просмотреть видеоподборку.

Занятие № 6

Тема: Буква «Б»

Беседы

Методические приемы

Знакомство с музыкальными инструментами: бубенцы, бубен, барабан

Предложить простучать ритм или подыграть на барабане и бубне.

Балет. Кто пишет музыку к балету?

Прослушать фрагменты из балета П.И.Чайковского «Лебединное озеро»

Занятие № 7

Тема: Буква «Б»

Беседы

Методические приемы

Знакомство с музыкальными инструментами: балалайка.

Приемы игры на балалайке.

Рассмотреть иллюстрации, если есть настоящий инструмент – дать детям попробовать поиграть.

Балет. Где показывают балет? Где можно посмотреть балет в нашем городе?

Прослушать фрагменты балета «Щелкунчик»

Рассмотреть иллюстрации с изображением Самарского театра оперы и балета

Занятие № 8

Тема: Буква «Б»

Беседы

Методические приемы

Строение балалайки.

Что такое бандура?

Рассмотреть иллюстрации.

Рассказать детям о великих композиторах: Бах, Бетховен

Прослушать произведения Баха, Бетховена.

Занятие № 9 (итоговое)

Тема: Закрепляем буквы «А» и «Б»

Игровые задания

Действия детей

Задание №1

«Назови музыкальный инструмент»

Педагог перемешивает карточки с изображением музыкальных инструментов со страниц с буквами «А» и «Б» и говорит детям, что музыкальные инструменты выпали со своих страниц и их нужно вернуть на свои места.

Дети по очереди берут со стола карточку с изображением музыкального инструмента, называют его и отправляют на нужную страницу «Музыкальной азбуки».

Аккордеон, альт, арфа - «А»

Баян, бубенцы, балалайка, бандура, бубен, барабан– «Б»

Задание № 2

«Ассоциации» (ансамбль)

Детям предлагаются карточки с изображение разных видов ансамбля по жанру (танцевальный, инструментальный, фольклорный, эстрадный, детский и т. д.)

Перед детьми на доске расположены картинки:

  • микрофон;
  • любой музыкальный инструмент;
  • платочек (атрибут для танца)

Желающие играть дети должны на магнитах закрепить карточки с изображением ансамблей под подходящим предметом.

Картинки с изображениями танцевальных ансамблей – под платочком.

Картинки с изображением вокальных ансамблей – под микрофоном.

Картинки с изображением инструментальным ансамблем – под музыкальным инструментом

Задание№ 3

«Собери ансамбль»

Нескольким детям раздают карточки с разными видами ансамблей по количеству участников (дуэт, трио, квартет).Дети называют ансамбли. Остальные дети встают вокруг них в большой круг.

Под музыку дети двигаются по кругу, с окончанием музыки ведущие поднимают карточки, остальные дети должны построиться возле ведущего. Если у ведущего карточка с «дуэтом», то возле него может стоять только один ребёнок, если карточка с «квартетом», то всего вместе с ведущим детей должно быть четыре и т.д. Затем дети проговаривают, какой ансамбль у них получился.

Занятие № 10 (итоговое)

Тема: Закрепляем буквы «А» и «Б»

Игровые задания

Действия детей

Задание № 1

«Ассоциации» (балет)

Перед играющими лежат картинки с изображением танцующих людей. Необходимо выбрать картинки с изображением балета.

Дети выбирают картинки на которых изображен балет. Дети обосновывают свой выбор. (на танцующем балетная одежда, пуанты, выполняет балетные движения и т.д.)

Задание № 2

«Что общего»

Детям предлагаются карточки с изображением музыкальных инструментов на буквы «А» и «Б». На полу выкладывается три больших круга.

Под музыку дети двигаются подскоками по кругу, с окончанием музыки занимают места в кружках.

Аккордеоны и баяны в круг для клавишно-духовых инструментов. Альт, арфа, балалайка и бандура к круг для струнных инструментов.

Барабан, бубны, бубенцы в круг для ударных инструментов.

Задание № 3

«Назови композитора»

Перед детьми расположены портреты знакомых детям композиторов.

Детям дается прослушать фрагмент знакомой для них музыки и назвать её название и композитора.

Дети узнают музыку выбирают портреты Баха и Бетховена и помещают их на нужную страницу Музыкальной азбуки.

Занятие № 11

Тема: Буква «В»

Беседы

Методические приемы

Знакомство с музыкальным инструментом: виолончель

Строение виолончели.

Приемы игры на виолончели.

Рассматривание иллюстраций, прослушивание аудио записей.

Вальс. Что означает слово – вальс? Где танцуют вальс? Как танцуют вальс.

Рассмотреть иллюстрации.

Предложить детям подвигаться по залу под звучание Вальса.

Занятие № 12

Тема: Буква «В»

Беседы

Методические приемы

Знакомство с музыкальным инструментом: валторна

Рассматривание иллюстраций, видео подборка игры на валторне.

Симфоническая сказка «Петя и Волк» Прокофьева. Как музыкальные инструменты передают образ животных и людей.  

Прослушать несколько фрагментов из симфонической сказки Прокофьева «Петя и Волк» и подробнее остановиться на тема «Волка» (три валторны).

Занятие № 13

Тема: Буква «В»

Беседы

Методические приемы

Строение валторны.

Музыкальные образы которые передает валторна.

Показ иллюстраций.

Прослушивание фрагмента из симфонической сказки Прокофьева «Петя и волк» - тема «Волка».

А. Вивальди. Времена года.

Прослушивание не больших, но контрастных фрагментов из цикла «Времена года» А.Вивальди

Занятие № 14

Тема: Буква «В»

Беседы

Методические приемы

Знакомство с музыкальным инструментом: волынка.

Показ иллюстраций, видеофрагмент телепередачи «Академия занимательных искусств» - сюжет про волынку.

Вальс.

Разучивание не сложных вальсовых шагов и движений.

Занятие № 15

Тема: Буква «Г»

Беседы

Методические приемы

Знакомство с музыкальными инструментами: гусли, гитара. Их строение.

Показ иллюстраций. При наличии натурального инструмента, дать попробовать поиграть на нем.

Горн – сигнальный музыкальный инструмент!

Прослушать фрагмент произведения П.И. Чайковского «Охота» из цикла «Времена года».

Занятие № 16

Тема: Буква «Г»

Беседы

Методические приемы

Знакомство с музыкальными инструментами: гобой. Строение гобоя.

Как звучание гобоя передает образ утки.

Рассмотреть иллюстрации с изображением местоположения гобоя в оркестре. Прослушать тему Утки из симфонической сказки «Петя и Волк» Прокофьева в исполнении гобоя.

Гамма.

Рассмотреть иллюстрации с изображением гаммы, прочитать стихи о нотах. Исполнить песню о гамме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект Дорожная азбука

Проек Дорожная азбука для детей с ЗПР (4-7 лет), направлен на предупреждение  детского дорожно-транспортного травматизма....

Образовательный проект "Театральная Азбука"

Данный проект расчитан на детей старшего дошкольного возраста. Длился он 9 месяцев. В процессе проекта дети узнали основы театрального творчества, приобрели актерские навыки и умения. За время участия...

Паспорт образовательного проекта музыкального руководителя с детьми коррекционной группы "Логоритмика"

Паспорт долгосрочного годового проекта "Логоритмика", проводимый музыкальным руководителем с детьми коррекционной группы. Включает в себя: цель, задачи, актуальность проекта, предполагаемые ...

Образовательный проект «Музыкальная палитра» для детей раннего возраста"

Музыка является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Мир звуков влечет нас и завораживает, меняет наше состояние от спокойного до возбужденного, поддерживает в трудную минуту, настраивает на ра...

Природоохранный социально-образовательный проект "Экологическая азбука маленького борчанина"

Согласно ст.58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Какую роль может выполнить каждый гражданин, в том числе ...

проект "Музыкальная Азбука"

Проект «Музыкальная азбука»Паспорт проекта.Руководитель  проекта: музыкальный руководитель Николаева Т.В.Авторы – создатели: родители и дети старших и подготовите...