Образовательный проект «Музыкальная палитра» для детей раннего возраста"
методическая разработка
Музыка является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Мир звуков влечет нас и завораживает, меняет наше состояние от спокойного до возбужденного, поддерживает в трудную минуту, настраивает на рабочий лад, отвлекает от горьких мыслей. По мнению В.А. Сухомлинского, музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека
Музыкотерапия оказывает целительное воздействие на психологическое здоровье ребенка. При помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции; поднять настроение, снизить чувство тревожности, сформировать чувства внутреннего покоя, радости, создать положительный эмоциональный фон. Слушание музыки развивает музыкальное восприятие ребенка, способствует развитию музыкального слуха и особенно его эмоционального компонента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_muzykalnaya_palitra_2020.docx | 145.32 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного направления воспитанников № 10 “Родничок”»
Образовательный проект
«Музыкальная палитра»
для детей раннего возраста
Составила:
Вдовкина Мария Федоровна,
музыкальный руководитель
Озерск, 2020 год
Оглавление
Интеграция образовательных областей: 5
Интеграция детских видов деятельности: 5
Предметно-пространственная развивающая среда: 5
Этапы проекта «Музыкальная палитра»: 7
Перспективный план по проекту «Музыкальная палитра». 8
Пояснительная записка:
«Музыка - это дух, душа, значит,
наша жизнь, прожить которую надо в гармонии
с природой, частью которой являемся и мы,
люди, и создаваемая нами музыка».
(С.Шушарджан, доктор медицинских наук,
профессор, президент Международной
академии интегративной медицины).
Музыка является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Мир звуков влечет нас и завораживает, меняет наше состояние от спокойного до возбужденного, поддерживает в трудную минуту, настраивает на рабочий лад, отвлекает от горьких мыслей. По мнению В.А. Сухомлинского, музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека
При помощи музыкотерапии происходит становление музыкальной культуры ребенка, а через нее – нравственной, эстетической и духовной культуры. Для всестороннего развития детей особенно важно формирование духовно богатой, эстетически и музыкально развитой личности, чуткой к красоте в искусстве и жизни, творчески активной, развитой интеллектуально и физически.
Музыкотерапия оказывает целительное воздействие на психологическое здоровье ребенка. При помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции; поднять настроение, снизить чувство тревожности, сформировать чувства внутреннего покоя, радости, создать положительный эмоциональный фон. Слушание музыки развивает музыкальное восприятие ребенка, способствует развитию музыкального слуха и особенно его эмоционального компонента.
Каждый год в детский сад приходят новые малыши раннего и младшего дошкольного возраста, и каждый год процесс адаптации проходит для кого-то тяжело. В нашем детском саду так же есть группы оздоровительной направленности для детей с атопическим дерматитом. Поэтому я и решила использовать в своей работе музыкотерапию. Музыкотерапия – это важная составляющая музыкально- оздоровительной работы ДОУ. В музыкальной терапии существует два направления:
Первое – воспринимающая деятельность, когда малышу поют, играют на инструменте, а он слушает;
Второе – строится на методе “освобождения творческих сил”, благодаря этому ребенок творит в музыке, танцует, импровизирует мелодии голосом или на музыкальном инструменте.
Музыка как разновидность искусства обладает в этом смысле тем преимуществом, что она понятна всем, вне зависимости от физических возможностей, и для многих людей с ограничениями является более доступным, а иногда и практически единственным способом взаимодействия с миром.
Моя работа включает обучение пению и игре на простых музыкальных инструментах с использованием методики Тютюнниковой Т.Э. и элементов методики Карла Орфа, задания на развитие крупной моторики из логоритмической методики Железновой Е.С. и Картушиной М. Ю.
Основной идеей занятий по музыкотерапии является создание на занятиях комфортной и уютной атмосферы.
Работа по проекту организуется в индивидуальной и групповой формах.
Цель проекта: создание условий для активизации музыкального потенциала детей и развитие эмоциональной сферы средствами музыкотерапии.
Цель достигается в процессе решения поставленных задач.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Стимулировать формирование основ творческого воображения, мышления, фантазии.
- Учить воспринимать, осознавать, различать, сравнивать эмоционально-образное содержание песенного репертуара.
- Создавать условия для использования приобретенных умений и навыков игры на музыкальных инструментах (клависах) на практике.
Развивающие:
- Формировать практические умения и навыки (чувства ритма, умения двигаться, петь).
- Развивать способности к самовыражению.
- Формировать коммуникативные навыки.
Оздоровительные:
- Сформировать оптимальные условия для вновь прибывших детей в адаптационный период.
- Способствовать положительному психоэмоциональному состоянию детей раннего возраста средствами музыкотерапии.
Речевые:
- Воспитывать умение изменять интонационную и тембровую окраску голоса, выражая свои чувства.
- Укреплять речевой аппарат с помощью артикуляционной гимнастики.
- Пополнять словарный запас, образность речи.
- Развивать певческие умения.
Воспитательные:
- Воспитывать готовность к творческому проявлению, исполнительскую, зрительскую культуру и художественный вкус.
- Формировать дисциплинированность, выдержку, трудолюбие.
Вид проекта: творческий
Продолжительность: долгосрочный проект (сентябрь 2019г. - май 2020 г.)
Состав участников проекта: дети 1 младшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Продукт проекта: творческие выступления детей на весенних развлечениях, презентация проекта
Планируемый результат:
- Формирование певческих и двигательных умений и навыков в музыкально-творческой деятельности, расширение кругозора.
- Развитие эмоциональной сферы и активных сторон личности.
- Улучшение общего состояния здоровья детей в процессе адаптации.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие (развитие творческих исполнительских навыков), речевое развитие, физическое развитие.
Интеграция детских видов деятельности: музыкально-игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная, музыкально-художественная.
Предметно-пространственная развивающая среда: музыкальный зал, групповое помещение
Средства и оборудование:
технические: аудиоколонка, музыкальный центр, музыкальные записи
методические: музыкальная литература для слушания, пения, игры на музыкальных инструментах; музыкально-дидактические игры.
организационные: детские музыкальные инструменты, клависы (деревянные палочки), музыкальные инструменты из подручных средств (кубики, карандаши, бумага и т.п.)
Содержание проекта:
Слушание музыкальных произведений:
- Музыкотерапия
- «Эффект Моцарта»
- Сказкотерапия
Пение музыкальных произведений:
- Вокалотерапия (разучивание и исполнение песенного репертуара)
- Дыхательная гимнастика
- Артикуляционная гимнастика
Музыкально-ритмические упражнения:
- Ритмотерапия (музыкально – ритмические упражнения; речедвигательные упражнения с элементами небольшого сюжета, игры – песни, игры – танцы)
- Логоритмика
- Терапия творчеством (игра на шумовых и музыкальных инструментах, клависах, танцевальные упражнения с предметами)
Игровое творчество:
- Пальчиковая гимнастика
- Музыкальные игры.
Используемая литература
- Ветлугина Н.А. «Музыкальное воспитание в детском саду»
- Галянт И.Г. Музыкальное развитие детей 2-8 лет. Методическое пособие для специалистов ДОО., - М.: Просвещение,2017 г
- Галянт И.Г. Палочки-стукалочки и веселые пальчики
- Галянт Ирина. Смешные человечки. Пальчиковые игры и игры с палочками для развития детского творчества: учебно – методическое пособие, Челябинск, 2010
- Кэмпбелл Д. Эффект Моцарта // Древнейшие и самые современные
- методы использования таинственной силы музыки для исцеления тела и разума. – Минск, 1999
- Новоскольцева И., Каплунова И. Программа «Ладушки». С-Пб., 2000.
- Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика:
- Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000
- Поплянова И.М. Палочки – скакалочки: игры, песенки, танцы для детей,- Челябинск: «Music Production Internanional», 2008
- Радынова О.П. «Музыкальное воспитание дошкольника»
- Тютюнникова Т.Э. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Вып. 1, -Спб.,2003
- Тютюнникова Т.Э. Уроки Музыки. Система обучения К.Орфа,-М.: АСТ,2000
- Тютюнникова Т.Э. Что такое «Шульверк» Карла Орфа?- дошкольное воспитание,-1988 № 4,с.23
Интернет-источники:
- Адаптивная программа по музыкотерапии для детей от 1, 6 до 3 лет. Автор Тоцкая О.В. https://pedsovet.su/load/309-1-0-7434
- Методическая разработка «МУЗЫКОТЕРАПИЯ» https://педпроект.рф/павлова-о-н-музыкотерапия/
- Музыкальная терапия для детей. Методическое пособие по музыкотерапии для детей. Сборник материалов, 2017 https://www.libfox.ru/658794-3-kollektiv-avtorov-muzykalnaya-terapiya-dlya-detey-metodicheskoe-posobie-po-muzykoterapii-dlya-detey-sbornik-materialov.html#book
- Музыкальная терапия в детском саду. Елькина А.В. http://www.2099.ru/2013/09/28/muzykalnaya-terapiya-v-detskom-sadu/
Этапы проекта «Музыкальная палитра»:
Этапы проекта | Деятельность муз. руководителя | Деятельность воспитателей и детей |
1 этап. Поисковый. | Создание условий для вхождения в проблемную ситуацию для детей, воспитателей и родителей. Выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта. Формирование базы данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы. | Принимают задачу. |
2 этап. Аналитический | Сбор информации: - подбор нотно-музыкального материала и аудиоматериалов; - изучение опыта педагогов по теме проекта; - выбор различных игр; - подбор инструментов и звучащих предметов; - изготовление шумовых музыкальных инструментов; - подбор танцевальных упражнений, изготовление атрибутов для игр и танцев; - привлечение воспитателей, родителей к сбору иллюстраций; - подборка консультаций по теме проекта для родителей и педагогов по теме проекта | Муз. рук и воспитатели планируют, что будут для этого делать все вместе: исследование звуков окружающего мира; игра на знакомых инструментах, деревянных палочках (клависах) без использования и с использованием фонограммы; слушание музыкальных произведений, разучивание игр, которые будут использоваться в работе с детьми |
3 этап. Практический | Проектирование текущей работы по проектной деятельности: - слушание муз. произведений; - ознакомление с некоторыми инструментами; - игра на муз. инструментах, деревянных палочках (клависах), кубиках и др.; - разучивание игр и танцев с детьми -беседы с родителями о роли музыки в развитии детей, а так же в период адаптации к детскому саду | Дети слушают муз. произведения, высказывают свои впечатления об услышанном; знакомятся с муз. инструментами; учатся играть; отгадывают какой инструмент звучит; танцуют, используя различные атрибуты, учатся взаимодействовать в танце и играх |
4 этап. Презентационный | Анализ достижения целей и полученных результатов. Продукт проекта | Весеннее развлечение, презентация для педагогов «Музыкотерапия для малышей» |
Перспективный план по проекту «Музыкальная палитра».
Совместная деятельность взрослых и детей с учетом интеграции образовательных областей. | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей. Взаимодействие с воспитателями | Взаимодействие с родителями. | |||
Совместная деятельность взрослого и детей. | Индивидуальная деятельность с детьми. | Образовательная деятельность в режимных моментах. | |||
Сентябрь | Слушание: «Музыка леса» «Музыка моря» | Дыхательная гимнастика | - Игра «Солнышко и дождик» (с зонтиком) - Пение «Зайка» с движениями | Внесение «Султанчика», который изображает дождик. Консультация для воспитателей «Музыкотерапия» | Консультация по музыкальному воспитанию детей в раннем возрасте в период адаптации |
Октябрь | Знакомство с деревянными инструментами: ложки, трещотки, ксилофон, клавесы | Пальчиковая гимнастика «Дождик» | Игра с палочками «Дождь и Туча» Танец – игра «Виноватая тучка» | Практическая консультация для воспитателей «Элементарное музицирование как средство развития эмоциональной отзывчивости у детей» -изготовление ленточек для танца - игры «Маленькие Лучики» | - Изготовление родителями шумовых музыкальных инструментов - Консультация для родителей «Как привить любовь к музыке малыша» |
Ноябрь | Знакомство с инструментами: бубен, треугольник, колокольчики, бубенчики, металлофон | Танец-игра «Тучка» Игра с листочками по цвету (2 цвета) | Игра на бубенцах под фонограмму Танец - игра с лентами «Маленькие Лучики» | Изготовление и внесение листочков двух цветов для игры Д\И «Ромашка» (эмоции) | «Консультация по музыкальному воспитанию детей в период адаптации» |
Декабрь – январь | Музыкотерапия (П.И. Чайковский. В.А. Моцарт) «Путешествие в зимнюю сказку» | Логоритмика «Перед нами – елочка» Танец – игра со снежками | -Танец с султанчиками «Крошки белые снежинки» -Хоровод «Елочка» вокруг елочки | - изготовление султанчиков синего и серебристого цвета Д\И «Медвежата» (на различение мелодий) | - Консультация «Влияние музыки для здоровья детей» Помощь родителей в приобретении материала для танца снежинок |
Февраль | Использование всех вышеперечисленных атрибутов и музыкальных инструментов. | Музыкально-дидактическая игра «Паровоз» (какой инструмент играет в вагоне) | Игра на всех инструментах Показ сказки-шумелки «Волшебная снежинка» | Внесение шумовых предметов для создания сказки - Консультация для воспитателей «Сказки-шумелки» - Сказка «Волшебная снежинка» Разучивание с воспитателями действий с шумовыми предметами для сказки | Консультация для родителей «Сказки-шумелки» |
Март | Д\и «Кого встретил колобок» с элементами сказкотерапии | Логоритмика «Мамин праздник» Пальчиковая гимнастика «Капустка» | Танец с ложками «Самовар» Игра – танец «Часики» | Консультация для воспитателей «Фоновая музыка» Д\И «Веселый паровоз» (с музыкальными инструментами) | -Консультация «Спасти в детях песню и танец» -Изготовление и приобретение родителями атрибутов к празднику: ободки с бантиками – для девочек, бантики – галстуки для мальчиков |
Апрель - май | Музыкальная игра «Автобус» (Железнова) | Пальчиковая гимнастика «Капель» | Игра с палочками «Весенний день» Пение «Села птичку на ветку» с движениями | Внесение цветов для игры «Собери цветочки» (3 цвета) Д\И «Что делают в домике» | Изготовление и приобретение атрибутов для Дня Победы: гвоздики, пилотки, звезда |
Итоги проекта
В течение 2019-2020 учебного года была проведена работа по исполнению проекта «Музыкальная палитра» с детьми 1 младшей группы.
Вид проекта был представлен как творческий Продолжительность проекта –1 учебный год
Участниками проекта стали дети 1 младшей группы, воспитатели, родители.
Проект способствовал формированию у детей положительных эмоций, активности в творческой деятельности. В течение всего проекта дети слушали музыкальные фрагменты и музыкальные произведения (композиторов-классиков; слушание музыкальных аудиозаписей «Музыка в природе», «Музыка и животные», «Музыка в сказках»), детям предлагались произведения Моцарта мнению психологов и музыкантов оказывает сильнейшее положительное влияние на развитие детской психики, интеллекта и творческого начала. В процессе слушания дети учились выражать свои чувства по отношению к произведению, рассказывали, о чем оно (что слышали, кого слышали). Если у детей в период адаптации проявлялись какие-то психологические проблемы (переживания, тоска по дому), то предлагала послушать более позитивную музыку, которая замещала негативные эмоции.
В течение учебного года детям предлагались музыкально – ритмические упражнения. Это терапия творчества, когда дети играли на шумовых инструментах, деревянных палочках, кубиках и т.д.; детям предлагалось выполнить танцевальные упражнения с различными предметами под музыку. С детьми разучивали логоритмические упражнения, а так же музыкально – ритмические упражнения, речедвигательные упражнения с элементами небольшого сюжета, игры – песни, игры – танцы (ритмотерапия), которые помогали детям раскрыться и развитию чувства ритма, снижают общую скованность, напряжение, формирует плавность движений, пластичность движений, умение владеть своим телом. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает развивает внимание, восприятие, самоконтроль, реакцию и речь ребенка. Движение и танец, помимо того, что снимает нервно – психическое напряжение, помогают ребенку быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект. Танец является формой социального контакта, через танец улучшаются способности к взаимоотношению, взаимопониманию. Рассматривали различные инструменты, учились различать их по внешнему виду и звуку. Старались вызвать у детей эмоциональный отклик на музыкальные произведения.
Так же одним из моментов музыкальной терапии было пение музыкальных произведений (это разучивание и исполнение песенного репертуара, дыхательная и артикуляционная гимнастика), которое активно используются педагогами и психологами во всем мире для лечения и профилактики как физических, так и психических расстройств. Пение – уникальная дыхательная гимнастика. Во время пения тренируется дыхательная мускулатура, улучшается дренаж бронхов, увеличивается жизненная емкость легких. Занимаясь с детьми вокалотерапией, старалась учить их петь, выражая свое состояние голосом, чтобы снять внутреннее напряжение у детей или для самовыражения. Потому что при пении происходит «сбрасывание» негативных эмоций, возникает эмоциональное умиротворение.
Образовательная деятельность по выбранной теме проводилась в игровой форме, что позволило продолжать формировать у детей, воспитывать культуру поведения, помогать другу, развивать желание делать выполнять различные действия друг с другом и совместно с взрослыми (петь, танцевать и играть на музыкальных инструментах).
Благодаря проекту дети научились слушать небольшие музыкальные произведения, различать звуки природы и леса, пение птиц и крики дельфинов, что способствовало не только их более легкой адаптации в начале учебного года, но и в дальнейшем желанию идти в детский сад.
Дети с удовольствием выполняют упражнения по логоритмике и пальчиковую гимнастику, танцуют с различными предметами, знают и различают музыкальные инструменты и могут выполнить простейший ритмический рисунок без музыки и под музыкальное произведение.
Проект дал мне возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу с педагогами и родителями, проходя через все виды детской музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально – ритмический упражнения и игровое творчество.
Данная работа повлияла на адаптацию воспитанников и на развитие детей в целом. Малыши второго года жизни начали поступать в детский сад в середине октября и последний ребенок поступил в группу в конце апреля, период адаптации детей проходил по-разному.
Для улучшения периода адаптации в группах проводилась музыкотерапия с детьми. Работа проводилась в первой половине года в основном индивидуально, реже подгруппами в группе, которую посещали дети. Помощь и взаимодействие с воспитателями были продуктивным. Все дети первой группы с удовольствием занимались различными видами деятельности, есть дети с особенностями, к которым был найден индивидуальный подход. Динамика развития по музыкальному воспитанию по итогам года составила 82%.
Дети второй группы – разновозрастные (1,5-3 лет), разница в развитии очень заметна. К концу года группа стала выравниваться, дети с удовольствием слушают музыку, радуются моему приходу на занятия, с удовольствием занимаются, очень любят танцевать и играть в подвижные игры, но есть дети, к которым нужен индивидуальный подход. Они требуют повышенного внимания и постоянной активизации, их нужно постоянно заинтересовывать и увлекать. Дети любознательные, подвижные, им трудно усидеть на месте, очень эмоциональны. Развитие детей шло волнообразно. Таким детям нравилось заниматься с музыкальными инструментами и палочками – стучалочками. Динамика развития по музыкальному воспитанию по итогам года составила 92%
Со слов воспитателей данных групп адаптация детей прошла намного легче, чем обычно, дети с интересом откликались на классическую музыку, живое пение или манипулировали с музыкальными инструментами. Впоследствии они радовались моему приходу и с удовольствием включались в игру, отвлекаясь от родителей.
Я думаю, что мне удалось убедить педагогов и родителей, что музыкотерапия помогает наладить отношения между взрослым и ребенком, открывает новые способности, повышает самооценку и оказывает гармонизирующее воздействие музыки на психические процессы ребенка, на формирование его богатой эмоциональной сферы.
Перспектива:
- изучение методических пособий Железновых, Тютюннковой Т.Э., Галянт И.А., просмотр вебинаров в кабинете музыкального руководителя на сайте «Преемственность и образование»
- изучение пособий по хореографии для малышей, просмотр вебинаров и видеолекций
- пополнение развивающей среды музыкального зала атрибутами для танцев и игр, новыми дидактическими играми и пособиями
-написание сценариев развлечений для детей раннего возраста с элементами музыкотерапии (пальчиковой гимнастики, логоритмики, клавесами и шумовыми инструментами)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности на тему « Оденем куклу на прогулку» с образовательной ситуацией « Одеваемся сами» для детей раннего возраста.
Методическая разработка...
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности на тему « Оденем куклу на прогулку» с образовательной ситуацией « Одеваемся сами» для детей раннего возраста.
Интеграция: физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.Цель: - целенаправленно формировать детску...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей раннего возраста Тема: «Кукла Аня принимает гостей»
Цель:закрепить знания детей о чайной посуде.Задачи:Познавательная· Продолжать знакомить детей с предметами чайной посуды, объяснить назначение каждого предмета.Рече...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей раннего возраста Тема: «Путешествие по сказке колобок».
Формировать интонационную выразительность речи при чтении слов за животных; передавать действием происходящее.Вызвать желание принимать участие в драматизации; выражать удовольствие от совместной деят...
"Планирование содержания образовательной работы по Образовательной области "Речевое развитие" для детей раннего возраста с учетом лексических тем"
В данной методической разработке представлено перспективное планирование образовательной работы по ОО "Речевое развитие" для детей раннего возраста на учебный год. В нем отражены лексические темы по м...
Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие для детей раннего возраста «Знакомство с пчелой»
Конспект НОД по познавательному развитию для детей раннего возраста Используемые технологии: *Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми*Технология деятельностного под...
Конспект непрерывной непосредственной организованной образовательной деятельности, образовательная область «Познавательное развитие» для детей раннего возраста. Тема «Рыбки»
Конспект для детей раннего возраста для развития сенсорых эталонов....