Образовательный проект «Музыкальная палитра» для детей раннего возраста"
методическая разработка

Вдовкина Мария Федоровна

Музыка является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Мир звуков влечет нас и завораживает, меняет наше состояние от спокойного до возбужденного, поддерживает в трудную минуту, настраивает на рабочий лад, отвлекает от горьких мыслей. По мнению  В.А. Сухомлинского, музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека

Музыкотерапия оказывает целительное воздействие на психологическое здоровье ребенка. При помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции; поднять настроение, снизить чувство тревожности, сформировать чувства внутреннего покоя, радости, создать положительный эмоциональный фон. Слушание музыки развивает музыкальное восприятие ребенка, способствует развитию музыкального слуха и особенно его эмоционального компонента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_muzykalnaya_palitra_2020.docx145.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного направления воспитанников № 10 “Родничок”»

Образовательный проект

«Музыкальная палитра»

для детей раннего возраста

http://co22tula.ru/wp-content/uploads/2019/10/slide-3.jpg

Составила: 

Вдовкина Мария Федоровна,

музыкальный руководитель

Озерск, 2020 год

Оглавление

Пояснительная записка:        3

Цель проекта:        4

Задачи проекта:        4

Вид проекта:        4

Продолжительность:        4

Состав участников проекта:        5

Продукт проекта:        5

Планируемый результат:        5

Интеграция образовательных областей:        5

Интеграция детских видов деятельности:        5

Предметно-пространственная развивающая среда:        5

Средства и оборудование:        5

Содержание проекта:        5

Используемая литература        6

Интернет-источники:        6

Этапы проекта «Музыкальная палитра»:        7

Перспективный план по проекту «Музыкальная палитра».        8

Итоги проекта        10


Пояснительная записка: 

«Музыка - это дух, душа, значит,
наша жизнь, прожить которую надо в гармонии
с природой, частью которой являемся и мы,
люди, и создаваемая нами музыка».

(С.Шушарджан, доктор медицинских наук,
профессор, президент Международной
академии интегративной медицины).

Музыка является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Мир звуков влечет нас и завораживает, меняет наше состояние от спокойного до возбужденного, поддерживает в трудную минуту, настраивает на рабочий лад, отвлекает от горьких мыслей. По мнению  В.А. Сухомлинского, музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека

При помощи музыкотерапии происходит становление музыкальной культуры ребенка, а через нее – нравственной, эстетической и духовной культуры. Для всестороннего развития детей особенно важно формирование духовно богатой, эстетически и музыкально развитой личности, чуткой к красоте в искусстве и жизни, творчески активной, развитой интеллектуально и физически.

Музыкотерапия оказывает целительное воздействие на психологическое здоровье ребенка. При помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции; поднять настроение, снизить чувство тревожности, сформировать чувства внутреннего покоя, радости, создать положительный эмоциональный фон. Слушание музыки развивает музыкальное восприятие ребенка, способствует развитию музыкального слуха и особенно его эмоционального компонента.

Каждый год в детский сад приходят новые малыши раннего и младшего дошкольного возраста, и каждый год процесс адаптации проходит для кого-то тяжело. В нашем детском саду  так же есть группы оздоровительной направленности для детей с атопическим дерматитом. Поэтому я и решила использовать в своей работе  музыкотерапию. Музыкотерапия – это важная составляющая музыкально- оздоровительной работы ДОУ. В музыкальной терапии существует два направления:

  Первое – воспринимающая деятельность, когда малышу поют, играют на инструменте, а он слушает;

  Второе – строится на методе “освобождения творческих сил”, благодаря этому ребенок творит в музыке, танцует, импровизирует мелодии голосом или на музыкальном инструменте.

Музыка как разновидность искусства обладает в этом смысле тем преимуществом, что она понятна всем, вне зависимости от физических возможностей, и для многих людей с ограничениями является более доступным, а иногда и практически единственным способом взаимодействия с миром.

Моя  работа включает обучение пению и игре на простых музыкальных инструментах с использованием методики Тютюнниковой Т.Э. и элементов методики Карла Орфа,  задания на развитие крупной моторики из логоритмической методики Железновой Е.С. и Картушиной М. Ю.

Основной идеей занятий по музыкотерапии является создание на занятиях  комфортной и уютной атмосферы.

Работа по проекту организуется в индивидуальной и групповой формах.

Цель проекта: создание условий для активизации музыкального потенциала детей и развитие эмоциональной сферы средствами музыкотерапии.

Цель достигается в процессе решения поставленных задач.

Задачи проекта:

Образовательные:

  1. Стимулировать формирование основ творческого воображения, мышления, фантазии.
  2. Учить воспринимать, осознавать, различать, сравнивать эмоционально-образное  содержание песенного репертуара.
  3. Создавать условия для  использования приобретенных умений и навыков  игры на музыкальных инструментах (клависах) на практике.

Развивающие:

  1. Формировать практические умения и навыки (чувства ритма, умения двигаться, петь).
  2. Развивать способности к самовыражению.
  3. Формировать коммуникативные навыки.

Оздоровительные:

  1. Сформировать оптимальные условия для вновь прибывших детей в адаптационный период.
  2. Способствовать положительному психоэмоциональному состоянию детей раннего возраста средствами музыкотерапии.

Речевые:        

  1. Воспитывать умение изменять интонационную и тембровую окраску голоса, выражая свои чувства.
  2. Укреплять речевой аппарат с помощью артикуляционной гимнастики.
  3. Пополнять словарный запас, образность речи.
  4. Развивать певческие умения.

Воспитательные:

  1. Воспитывать готовность к творческому проявлению, исполнительскую, зрительскую культуру и художественный вкус.
  2. Формировать дисциплинированность, выдержку, трудолюбие.

Вид проекта: творческий

Продолжительность: долгосрочный проект (сентябрь 2019г. - май 2020 г.)

Состав участников проекта: дети 1 младшей группы, воспитатели, родители воспитанников.

Продукт проекта: творческие выступления детей на весенних  развлечениях, презентация проекта

Планируемый результат:

  • Формирование певческих и двигательных умений и навыков в музыкально-творческой деятельности, расширение кругозора.
  • Развитие эмоциональной сферы и активных сторон личности.
  • Улучшение общего состояния здоровья детей в процессе адаптации.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,  социально-коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие (развитие  творческих исполнительских навыков), речевое развитие, физическое развитие.

Интеграция детских видов деятельности: музыкально-игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная,  музыкально-художественная.

Предметно-пространственная развивающая среда: музыкальный зал, групповое помещение

Средства и оборудование:  

технические: аудиоколонка, музыкальный центр, музыкальные записи

методические: музыкальная литература для слушания, пения, игры на музыкальных инструментах; музыкально-дидактические игры.

организационные:  детские музыкальные инструменты, клависы (деревянные палочки), музыкальные инструменты из подручных средств (кубики, карандаши, бумага и т.п.)

Содержание проекта:

Слушание музыкальных произведений:

  1. Музыкотерапия
  2. «Эффект Моцарта»
  3. Сказкотерапия

Пение музыкальных произведений:

  1. Вокалотерапия (разучивание  и исполнение песенного репертуара)
  2. Дыхательная гимнастика
  3. Артикуляционная гимнастика

Музыкально-ритмические упражнения:

  1. Ритмотерапия (музыкально – ритмические упражнения; речедвигательные упражнения с элементами небольшого сюжета, игры – песни, игры – танцы)
  2. Логоритмика
  3. Терапия творчеством (игра на шумовых и музыкальных инструментах, клависах, танцевальные упражнения с предметами)

Игровое творчество:

  1. Пальчиковая гимнастика
  2. Музыкальные игры.

Используемая литература

  1. Ветлугина Н.А. «Музыкальное воспитание в детском саду»
  2. Галянт И.Г. Музыкальное развитие детей 2-8 лет. Методическое пособие для специалистов ДОО., - М.: Просвещение,2017 г
  3. Галянт И.Г. Палочки-стукалочки и веселые пальчики
  4. Галянт Ирина. Смешные человечки. Пальчиковые игры и игры с палочками для развития детского творчества: учебно – методическое пособие, Челябинск, 2010
  5. Кэмпбелл Д. Эффект Моцарта // Древнейшие и самые современные
  6. методы использования таинственной силы музыки для исцеления тела и разума. – Минск, 1999
  7. Новоскольцева И., Каплунова И. Программа «Ладушки». С-Пб., 2000.
  8. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика:
  9. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000
  10. Поплянова И.М. Палочки – скакалочки: игры, песенки, танцы для детей,- Челябинск: «Music Production Internanional», 2008
  11. Радынова О.П. «Музыкальное воспитание дошкольника»
  12. Тютюнникова Т.Э. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Вып. 1, -Спб.,2003
  13. Тютюнникова Т.Э. Уроки Музыки. Система обучения К.Орфа,-М.: АСТ,2000
  14. Тютюнникова Т.Э. Что такое «Шульверк» Карла Орфа?- дошкольное воспитание,-1988 № 4,с.23

Интернет-источники:

  1. Адаптивная программа по музыкотерапии для детей от 1, 6 до 3 лет. Автор Тоцкая О.В. https://pedsovet.su/load/309-1-0-7434 
  2. Методическая разработка «МУЗЫКОТЕРАПИЯ» https://педпроект.рф/павлова-о-н-музыкотерапия/ 
  3. Музыкальная терапия для детей. Методическое пособие по музыкотерапии для детей. Сборник материалов, 2017 https://www.libfox.ru/658794-3-kollektiv-avtorov-muzykalnaya-terapiya-dlya-detey-metodicheskoe-posobie-po-muzykoterapii-dlya-detey-sbornik-materialov.html#book 
  4. Музыкальная терапия в детском саду. Елькина А.В. http://www.2099.ru/2013/09/28/muzykalnaya-terapiya-v-detskom-sadu/ 

Этапы проекта «Музыкальная палитра»:

Этапы проекта

Деятельность муз. руководителя

Деятельность воспитателей и детей

1 этап. Поисковый.

Создание условий для вхождения в проблемную ситуацию для детей, воспитателей и родителей.

Выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта.

Формирование базы данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.

Принимают задачу.

2 этап. Аналитический

Сбор информации:

- подбор нотно-музыкального материала и аудиоматериалов;

- изучение опыта педагогов  по теме проекта;

- выбор различных игр;

- подбор инструментов и звучащих предметов;

- изготовление шумовых музыкальных инструментов;

- подбор танцевальных упражнений, изготовление атрибутов для игр и танцев;

- привлечение воспитателей, родителей к сбору иллюстраций;

- подборка консультаций по теме проекта для родителей и педагогов по теме проекта

Муз. рук  и воспитатели планируют, что будут для этого делать все вместе: исследование звуков окружающего мира; игра на знакомых инструментах, деревянных палочках (клависах)  без использования и с использованием фонограммы; слушание музыкальных произведений, разучивание игр, которые будут использоваться в работе с детьми

3 этап. Практический

Проектирование текущей работы по проектной деятельности:

- слушание муз. произведений;

- ознакомление с некоторыми инструментами;

- игра на муз. инструментах, деревянных палочках (клависах), кубиках и др.;

- разучивание игр  и танцев с детьми

-беседы с родителями о роли музыки в развитии детей, а так же в период адаптации к детскому саду

Дети слушают муз. произведения, высказывают свои впечатления об услышанном; знакомятся с муз. инструментами; учатся играть; отгадывают какой инструмент звучит; танцуют, используя различные атрибуты, учатся взаимодействовать в танце и играх

4 этап. Презентационный

Анализ достижения целей и полученных результатов. Продукт проекта

Весеннее развлечение, презентация для педагогов

«Музыкотерапия для малышей»

Перспективный план по проекту «Музыкальная палитра».

Совместная деятельность взрослых и детей с учетом интеграции образовательных областей.

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей.

Взаимодействие с воспитателями

Взаимодействие с родителями.

Совместная деятельность взрослого и детей.

Индивидуальная деятельность с детьми.

Образовательная деятельность в режимных моментах.

Сентябрь

Слушание:

«Музыка леса»
«Музыка дождя»

«Музыка моря»

 Дыхательная гимнастика

- Игра «Солнышко и дождик»  (с зонтиком)

- Пение «Зайка» с движениями

Внесение  «Султанчика», который изображает дождик.

Консультация для воспитателей «Музыкотерапия»

Консультация по музыкальному воспитанию детей в раннем возрасте в период адаптации

Октябрь 

Знакомство с деревянными инструментами: ложки, трещотки, ксилофон, клавесы

Пальчиковая гимнастика «Дождик»

Игра с палочками «Дождь и Туча»

Танец – игра «Виноватая тучка»

Практическая консультация для воспитателей

«Элементарное музицирование как средство развития эмоциональной отзывчивости у детей»

-изготовление    ленточек для танца - игры «Маленькие Лучики»

- Изготовление родителями шумовых музыкальных инструментов

- Консультация для родителей

«Как привить любовь к музыке малыша»

Ноябрь 

Знакомство с инструментами: бубен, треугольник, колокольчики, бубенчики, металлофон

Танец-игра «Тучка»

Игра  с листочками по цвету (2 цвета)

Игра на бубенцах под фонограмму

Танец - игра  с лентами «Маленькие Лучики»

Изготовление и внесение листочков двух цветов для игры

Д\И «Ромашка» (эмоции)

«Консультация по музыкальному воспитанию детей в период адаптации»

Декабрь – январь

Музыкотерапия

 (П.И. Чайковский. В.А. Моцарт) «Путешествие в зимнюю сказку»

Логоритмика «Перед нами – елочка»

Танец – игра со снежками

-Танец с султанчиками «Крошки белые снежинки»

-Хоровод «Елочка» вокруг елочки

- изготовление султанчиков синего и серебристого цвета

Д\И  «Медвежата» (на различение мелодий)

- Консультация

«Влияние музыки для здоровья детей»

Помощь родителей в приобретении материала для танца снежинок

Февраль

Использование всех вышеперечисленных атрибутов и музыкальных инструментов.

Музыкально-дидактическая игра «Паровоз» (какой инструмент играет в вагоне)

Игра на всех инструментах

Показ сказки-шумелки

«Волшебная снежинка»

Внесение шумовых предметов для создания сказки

- Консультация для воспитателей «Сказки-шумелки»

- Сказка «Волшебная снежинка» Разучивание с воспитателями действий с шумовыми предметами для сказки

Консультация для родителей «Сказки-шумелки»

Март

Д\и «Кого встретил колобок» с элементами сказкотерапии

Логоритмика «Мамин праздник»

Пальчиковая гимнастика «Капустка»

Танец с ложками «Самовар»

Игра – танец «Часики»

Консультация для воспитателей «Фоновая музыка»

Д\И «Веселый паровоз» (с музыкальными инструментами)

-Консультация «Спасти в детях песню и танец»

-Изготовление и приобретение родителями атрибутов к празднику: ободки с бантиками – для девочек,  бантики – галстуки для мальчиков

Апрель - май

Музыкальная игра «Автобус» (Железнова)

Пальчиковая гимнастика «Капель»

Игра с палочками «Весенний день»

Пение «Села птичку на ветку» с движениями

Внесение цветов для игры «Собери цветочки» (3 цвета)

Д\И «Что делают в домике»

Изготовление и приобретение атрибутов для Дня Победы: гвоздики, пилотки, звезда

Итоги проекта

В течение 2019-2020 учебного года была проведена работа по исполнению проекта «Музыкальная палитра» с детьми 1 младшей группы.

Вид проекта был представлен как  творческий Продолжительность проекта –1 учебный год

Участниками  проекта стали  дети 1 младшей группы, воспитатели, родители.

Проект способствовал  формированию у детей положительных эмоций, активности в творческой деятельности. В течение всего проекта дети слушали музыкальные фрагменты и музыкальные произведения (композиторов-классиков; слушание музыкальных аудиозаписей  «Музыка в природе», «Музыка и животные», «Музыка в сказках»), детям предлагались произведения Моцарта мнению психологов и музыкантов оказывает сильнейшее положительное влияние на развитие детской психики, интеллекта и творческого начала. В процессе слушания дети учились выражать свои чувства по отношению к произведению, рассказывали, о чем оно (что слышали, кого слышали). Если у детей в период адаптации проявлялись какие-то психологические проблемы (переживания, тоска по дому), то предлагала послушать более позитивную музыку, которая  замещала негативные эмоции.

В течение учебного года детям предлагались музыкально – ритмические упражнения.  Это  терапия творчества, когда дети играли на шумовых инструментах, деревянных палочках, кубиках и т.д.; детям предлагалось выполнить танцевальные упражнения с различными предметами под музыку. С  детьми  разучивали логоритмические упражнения, а так же музыкально – ритмические упражнения, речедвигательные упражнения с элементами небольшого сюжета, игры – песни, игры – танцы (ритмотерапия), которые помогали детям раскрыться и  развитию чувства ритма, снижают общую скованность, напряжение, формирует плавность движений, пластичность движений, умение владеть своим телом. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает развивает внимание, восприятие, самоконтроль, реакцию и речь ребенка. Движение и танец, помимо того, что снимает нервно – психическое напряжение, помогают ребенку быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект. Танец является формой социального контакта, через танец улучшаются способности к взаимоотношению, взаимопониманию. Рассматривали различные инструменты, учились различать их по внешнему виду и звуку. Старались вызвать  у детей эмоциональный отклик на музыкальные произведения.

Так же одним из моментов музыкальной терапии было  пение музыкальных произведений (это разучивание  и исполнение песенного репертуара, дыхательная и артикуляционная гимнастика), которое  активно используются педагогами и психологами во всем мире для лечения и профилактики как физических, так и психических расстройств. Пение – уникальная дыхательная гимнастика. Во время пения тренируется дыхательная мускулатура, улучшается дренаж бронхов, увеличивается жизненная емкость легких. Занимаясь с детьми вокалотерапией, старалась учить их петь, выражая свое состояние голосом, чтобы  снять внутреннее напряжение у детей или для самовыражения. Потому что при пении происходит «сбрасывание» негативных эмоций, возникает эмоциональное умиротворение.

      Образовательная деятельность  по выбранной теме проводилась  в игровой форме, что позволило продолжать формировать у детей, воспитывать культуру поведения, помогать другу, развивать желание делать выполнять различные действия друг с другом и совместно с взрослыми (петь, танцевать и играть на музыкальных инструментах).

Благодаря проекту дети научились слушать небольшие музыкальные произведения, различать звуки природы и леса, пение птиц и крики дельфинов, что способствовало не только их более легкой адаптации в начале учебного года, но и в дальнейшем желанию идти в детский сад.

Дети с удовольствием выполняют упражнения по логоритмике и пальчиковую гимнастику, танцуют с различными предметами, знают и различают музыкальные инструменты и могут выполнить простейший ритмический рисунок без музыки и под музыкальное произведение.

Проект дал мне  возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу с педагогами и родителями, проходя через все виды детской музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально – ритмический упражнения и игровое творчество.

Данная работа повлияла на адаптацию воспитанников и на развитие детей в целом. Малыши второго года жизни начали поступать в детский сад в середине октября и последний ребенок поступил в группу в конце апреля, период адаптации детей проходил по-разному.

Для улучшения периода адаптации в группах проводилась музыкотерапия с  детьми. Работа проводилась в первой половине года  в основном индивидуально, реже подгруппами в группе, которую посещали дети. Помощь и взаимодействие с воспитателями были продуктивным.  Все дети  первой группы с удовольствием занимались различными видами деятельности, есть дети с особенностями, к которым был найден индивидуальный подход. Динамика развития по музыкальному воспитанию  по итогам года составила 82%.

Дети второй группы – разновозрастные (1,5-3 лет), разница в развитии очень заметна. К концу года группа стала выравниваться, дети с удовольствием слушают музыку, радуются моему приходу на занятия, с удовольствием занимаются, очень любят танцевать и играть в подвижные игры, но есть дети, к которым нужен индивидуальный подход. Они требуют повышенного внимания и постоянной активизации, их нужно постоянно заинтересовывать и увлекать. Дети любознательные, подвижные, им трудно усидеть на месте, очень эмоциональны. Развитие детей шло волнообразно. Таким детям нравилось заниматься с музыкальными инструментами и палочками – стучалочками. Динамика развития по музыкальному воспитанию  по итогам года составила 92%

Со слов воспитателей данных групп адаптация детей прошла намного легче, чем обычно, дети с интересом откликались на классическую музыку, живое пение или манипулировали с музыкальными инструментами. Впоследствии они радовались моему приходу и с удовольствием включались в игру, отвлекаясь от родителей.

Я думаю, что мне удалось убедить  педагогов и родителей, что музыкотерапия помогает наладить отношения между взрослым и ребенком, открывает новые способности, повышает самооценку и  оказывает  гармонизирующее воздействие музыки на психические процессы ребенка, на  формирование  его богатой эмоциональной сферы.

Перспектива:

- изучение методических пособий Железновых, Тютюннковой Т.Э., Галянт И.А., просмотр вебинаров в кабинете музыкального руководителя на сайте «Преемственность и образование»

- изучение пособий по хореографии для малышей, просмотр вебинаров и видеолекций

- пополнение развивающей среды музыкального зала  атрибутами для танцев и игр, новыми дидактическими играми и пособиями

-написание сценариев развлечений для детей раннего возраста с элементами музыкотерапии (пальчиковой гимнастики, логоритмики, клавесами и шумовыми инструментами)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности на тему « Оденем куклу на прогулку» с образовательной ситуацией « Одеваемся сами» для детей раннего возраста.

Интеграция: физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.Цель: - целенаправленно формировать детску...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей раннего возраста Тема: «Кукла Аня принимает гостей»

Цель:закрепить знания детей о чайной посуде.Задачи:Познавательная·       Продолжать знакомить детей с предметами чайной посуды, объяснить назначение каждого предмета.Рече...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей раннего возраста Тема: «Путешествие по сказке колобок».

Формировать интонационную выразительность речи при чтении слов за животных; передавать действием происходящее.Вызвать желание принимать участие в драматизации; выражать удовольствие от совместной деят...

"Планирование содержания образовательной работы по Образовательной области "Речевое развитие" для детей раннего возраста с учетом лексических тем"

В данной методической разработке представлено перспективное планирование образовательной работы по ОО "Речевое развитие" для детей раннего возраста на учебный год. В нем отражены лексические темы по м...

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие для детей раннего возраста «Знакомство с пчелой»

Конспект НОД по познавательному развитию для детей раннего возраста Используемые технологии: *Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми*Технология деятельностного под...