Природоохранный социально-образовательный проект "Экологическая азбука маленького борчанина"
проект по окружающему миру

Хахалева Маргарита Михайловна

Согласно ст.58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Какую роль может выполнить каждый гражданин, в том числе и ребенок – дошкольник, в выполнении этой обязанности?На решение этого вопроса нацелен природоохранный социально-образовательный проект«Экологическая азбука маленького борчанина».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ekologicheskaya_azbuka.docx31.39 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД

№ 15 «СОЛНЫШКО»

Природоохранный социально-образовательный проект

«Экологическая азбука маленького борчанина»

Автор проекта: экологический совет МАДОУ детский сад №15 «Солнышко», городской округ город Бор Нижегородская область.

Тип проекта:

по доминирующей  деятельности: познавательно – исследовательский.

по времени проведения: долгосрочный, 1 год (2022-2023 учебный год)

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, педагоги ДОО

Координатор проекта: информационно-методический центр по реализации Международной программы Экошкола/Зеленый флаг МАДОУ детский сад №1 «Ласточка»

Актуальность.

Согласно ст.58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Какую роль может выполнить каждый гражданин, в том числе и ребенок – дошкольник, в выполнении этой обязанности? На решение этого вопроса нацелен природоохранный социально-образовательный проект «Экологическая азбука маленького борчанина».

В процессе реализации данного проекта дети знакомятся с дидактическим пособием «Экологическая азбука маленького борчанина», в котором собран разнообразный литературный, наглядный, практический материал экологического содержания с учетом краеведческой составляющей. В игровой, занимательной форме дошкольники не только познают азы русской грамматики, но и  изучают основы экологической грамоты.

Цель проекта.

Создание условий для формирования элементов экологической культуры у самых маленьких граждан нашего города, бережного отношения к природе посредством расширения представлений о ближайшем окружении родного края.

Задачи.

- воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к природе;

- формирование представлений о самоценности природы, эмоционального, положительного отношения к ней,  экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту;

- закрепление приобретённых первоначальных умений, позволяющих участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края, осознание последствий своих действий по отношению к окружающей среде;

- обеспечение непрерывности экологического образования в системе: детский сад – семья.

Этапы проекта.

1.Подготовительный этап.

2. Проектировочный этап.

3. Реализационный этап.

4. Итоговый (рефлексивный) этап.

Подготовительный этап.

1.Постановка проблемы:

  • проведение бесед с детьми,  показ видеороликов, презентаций о проблемах загрязнения окружающей среды;
  • проведение опросов и анкетирования родителей (законных представителей) воспитанников на тему экологического обучения и воспитания дошкольников, беседы об актуальности и необходимости проведения мероприятий в рамках проекта.

2. Проектировочный этап.

1. Разработка плана реализации проекта.

2.Разработка интерактивного дидактического пособия «Экологическая азбука маленького борчанина»:

  • концепция создания пособия ознакомления дошкольников с экологическими правилами  через занимательный материал на каждую букву алфавита;
  • исследование различных источников информации, с аналогичным или похожим содержанием и названием;
  • определение содержания  каждой страницы азбуки  (подбор разнообразного литературного, наглядного, практического материала экологического содержания доступного и интересного для малышей с учетом краеведческой составляющей);
  • разработкой дизайна страниц пособия (каждая страница наполнена ярким иллюстративным материалом и разнообразным литературными произведениями; вверху страницы - ключевое название и соответствующая буква; внизу страницы - игровые задания для детей);
  • разработка интерактивных игр и мультимедийных презентаций для детей.

3. Реализационный этап.

План действий по реализации проекта

«Экологическая азбука маленького борчанина»

Буква

Содержание рассматриваемых экологических понятий

Цель

Мероприятия

срок

А

Азбука экологическая

Познакомить дошкольников с дидактическим пособием «Экологическая азбука маленького борчанина». Дать понятие об азбуке- «книге для изучения алфавита», об экологии – «науке о доме».

Сформировать познавательный интерес к проблеме загрязнения окружающей среды.

Беседа «Что такое азбука».

Зашифрованное письмо «Экология – наука о доме»

Игровая ситуация «Расшифруй слово - экология»

Просмотр видеосюжета «В гостях у Борчоныча и Борчульки» (герои ТВ передачи «Левый берег»)

Презентация «Экологическая азбука маленького борчанина»

октябрь

Б

Бор – моя малая Родина

Показать уникальность природы родного города Бор, Нижегородского края (почему город называется «Бор»)

Формирование у детей эмоционально положительного отношения к окружающей среде родного города, повышение уровня информированности о его экологических проблемах

Презентация «Экологические проблемы города Бор».

Путешествие по карте родного края.

Разучивание стихов о родном городе.

Рассказывание на тему «Красота природы родного края», «О чем грустит природа» по фотоиллюстрациям.

Совместная деятельность с родителями: составление рассказов, сочинение стихов  о родном городе

октябрь

В

Волга – матушка река

Показать уникальность природы родного города, его расположения на левом берегу великой русской реки Волга, познакомить с проблемами ее загрязнения и правилами охраны реки

Знакомство с пословицами о Волге

Речевой тренинг: какая Волга? - придумай «красивые» слова

Рисование знаков о правилах охраны реки

Видео «Экологическая сказка «Как люди речку обидели»

Совместная деятельность с родителями: соблюдение правил охраны реки во время совместного отдыха.

октябрь

Г

Газы. Загрязнение атмосферы.

Привлечение внимания к вопросам сохранения окружающего мира. Изучение проблемы влияния выхлопных газов автомобилей на состояние атмосферного воздуха.

Чтение стихотворения А.Матутия «Есть ли, дети, одеяло, чтоб всю Землю укрывало?..»

Рассматривание плаката «Отчего загрязняется воздух»

Проблемная ситуация «Что нужно сделать, чтобы помочь нашему городу очистить воздух?»

Игровая ситуация «На чем поехать по городу»

Совместная деятельность с родителями: посадка деревьев, цветов около домов.

Во время прогулок по городу обратить внимание на посадки вдоль дорог; на расположение бензоколонок

ноябрь

Д

Дворник – важная профессия

Познакомить с профессией дворника. Формировать уважительное отношение к людям этой профессии, вызывать желание вносить посильный вклад в поддержание чистоты и порядка в ближайшем окружении.

Отгадывание  загадок.

Наблюдение за работой дворника на прогулке.

Составление рассказа «Важная профессия дворник»

Рисование по трафаретам «Инвентарь дворника»

Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы»

Совместная деятельность с родителями: познакомиться с дворником, убирающим придомовую территорию.

Трудовой десант «Вместе с дворником пойдем и весь мусор уберем».

ноябрь

Е

Ё

Ёлка. Сохранение елей.

Привлечение внимания к взаимодействию человека и природы, в частности сохранению елей в период новогодних праздников.

Речевой тренинг «Доскажи словечко…»

Разучивание стихов, песен

Проблемная ситуация «О чем грустит елочка»

Совместная деятельность с родителями: Выставка совместного творчества «Ёлочка из бросового материала»

Эко - акция «Спасаем елочку»

декабрь

Ж

Животные и человек.

Воспитывать чувство заботы и любви к животным, чувства ответственности за прирученных животных, понимании ценности и неприкосновенности другой жизни.

Презентация «4 октября - Всемирный день животных»

Занятие «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Фотовыставка «Мой домашний питомец»

Виртуальная экскурсия по Керженскому заповеднику

октябрь

З

Знаки. Экологические знаки.

Познакомить детей с экологическими знаками, их назначением и областью применения.

Беседа «О чем могут рассказать знаки на упаковке»

Игра «Подбери знаки к предметам»

ноябрь

И

Источники загрязнения окружающей среды

Расширить знания детей об источниках загрязнения окружающей среды.Формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Занятие «Причины загрязнения: промышленный и бытовой мусор».

Экспериментальная деятельность «Как разлагается мусор»

Чтение стихотворения А.Усачева «Мусор»

Просмотр видео «Откуда берется и куда исчезает мусор»

апрель

К

Контейнер для сбора мусора.

Формировать у детей знания по раздельному сбору отходов и их вторичному использованию для решения экологической проблемы по загрязнению мусором окружающей среды.

Исследовательский проект «Как решают проблему сбора мусора контейнеры в нашем городе»

Игра – лабиринт «Помоги мусору добраться до своего контейнера»

Изготовление контейнеров для раздельного сбора мусора в детским саду

Оформление плаката «Это всем легко понять - мусор нужно разделять!»

декабрь

Л

Лес. Сохранение лесных ресурсов.

Формирование у детей культуры поведения, направленное на сохранение лесных ресурсов и расширение представлений о лесе, его значении для окружающего мира.

Изготовление плаката «Чего нельзя делать в лесу»

Развлечение по мотивам экологической сказки «Серая шапочка и Красный волк»

Игра-драматизация «Лесные приключения экоколобка»

Совместная деятельность с родителями: совместные экскурсии в лес, обсуждение и выполнение правил поведения в лесу

январь

М

Макулатура. Вторичное использование бумаги

Определение экологической значимости сбора макулатуры, экономного использования бумаги, воспитание бережного отношения к природным ресурсам.

Составление коллекции: «В мире бумаги» Учебный проект «Вторая жизнь бумаги»

Совместная деятельность с родителями:

Эко - акция «Макулатуру собираем –жизнь деревьям сохраняем»

Презентация «День без бумаги (отмечается каждый четвертый четверг октября)»

Проектная деятельность «Фабрика по переработке бумаги»

Октябрь-май

Н

Невежи и неряхи

Формирование у детей культуры поведения в природе, в общественных местах, экологического сознания, умения оценивать свои поступки и окружающих.

Проблемные игровые ситуации«Хорплоша оцени поступок»

Плакат «Что такое хорошо и что такое плохо»

январь

О

Опасные отходы.

Дать представление о выделении токсичных веществ в окружающую среду при попадании в почву.

Определение вреда использованной батарейки. Формирование экологического поведения.

Игра  (ТРИЗ) «Батарейка: хорошо и плохо»

Социальная акция  «Ёжика спаси -  батарейки к нам неси!»

Буклет «Сдай батарейку – спаси ёжика»

Плакат «Сколько батареек сдавал-столько ёжиков спасал»

февраль

П

Пластик.

Создать условия для формирования у детей дошкольного возраста понятия о возможности вторичного использования бытовых предметов из пластика как одном из источников ресурсосбережения

Эко-проект «Пластик в нашей жизни»

Акция «Добрые крышечки»

Выставка «Фантазии из пластика»

март

Р

Родники родного края

Формирование элементарного представления об источниках загрязнения воды, о влиянии качества воды на окружающий мир, в том числе здоровье человека, о правилах экологической безопасности.

Рассказ о родниках

Чтение сказок, где рассказывается о чудесных свойствах воды

Просмотр мульфильма «Как Гена и Чебурашка спасали озеро»

апрель

С

Субботник

Создать условия для возникновения интереса детей к совместной трудовой деятельности; использовать совместный детско-родительский субботник, как одну из форм работы по экологическому воспитанию дошкольников, для сплочения детско-родительского коллектива

Заучивание стихотворения Н.Анишиной «На городском субботнике»

Составление рассказа «Дети на субботнике»

Эко -акция «БУНТ( большая уборка нашей территории)»

апрель

Т

Туризм. Экологические правила туриста.

Формирование экологического сознания и умений, необходимых в туристическом походе

Выставка семейного фото «Мы -туристы»

май

У

Утилизация мусора

Дать представления о различных способах переработки мусора.

Игра «Что сначала, что потом»

Презентация «Как работают заводы по утилизации мусора»

Рассказ об месте сбора мусора в нашем городе «Утильный двор»

Сюжетно-ролевая игра «Утильный двор»

февраль

Ф

Фантики.

Привлечение внимания детей к проблеме загрязнения окружающей среды фантиками. Заинтересовать воспитанников возможностями создания из фантиков множества интересных и полезных вещей

Презентация «История фантика»

Коллекция «Фантики вокруг нас»

Флеш-моб «Съел конфетку - не сори, фантик в дело примени»

Выставка «Цветной мир из фантиков»

Картотека игр для родителей «Игры с фантиками»

январь

Х

Химия. Осторожность при использовании бытовой химии.

Содействовать формированию у воспитанников навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных компетенций (ответственного отношения к себе, осторожность при использовании бытовой химии, готовность к действиям в экстремальных ситуациях).

Презентация «Что было раньше или как люди обходились без бытовой химии».

Буклет «Бытовая химия – польза и вред»

февраль

Ц

Цвета экологии

Познакомить детей с экологическими эмблемами – символами сохранения окружающей среды и биологического разнообразия на планете, воспитания у населения умения жить в гармонии с законами природы

Рассматривание экологических эмблем.

Выставка детского рисунка «Цвета экологии»

апрель

Ч

Чистый город

Способствовать развитию у детей познания и личной заботы о природных ресурсах родного края, их рациональном использовании и восстановлении, минимизация накопления отходов и загрязнения ими территории города

Развлечение «Сделаем свой город чистым»

март

Ш

Шары. Гелевые шары - праздник или катастрофа?

Привлечение внимание воспитанников и их родителей к проблеме засорения окружающей среды воздушными шарами, формирование ответственного поведения в отношении природы.

Эко - акция «Не выпускайте шары!»Посадка деревьев на аллее выпускников детского сада

май

Э

Экономика в экологии

Формирование эколого-экономических представлений дошкольников с учетом особенностей проживания в условиях городскогоокруга город Бор

Драматизация эколого-экономической сказки «Теремок на новый лад»

Конкурс «Бережливая семья»

апрель

Ю

Юный натуралист

Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях на экологические темы.

Фотовыставка «Необычное в природе»

Коллекция натуралиста

Конкурс рисунков «Загадки природы»

июнь

Я

Я- часть природы

Формирование и развитие коммуникативных навыков для достижения конкретных целей, повышение социальной активности воспитанников, приобщение к общественнозначимой (экологической) деятельности.

Деловая игра совместно учащимися МАДОУ лицей «Экологическая гостиная»

Конкурс костюмов «Эко - мода»

февраль

4. Итоговый (рефлексивный) этап.

Результаты реализации проекта:

  • дети владеют элементарными навыками экологически грамотного поведения, понимают необходимость бережного отношения к природным  ресурсам, под руководством взрослого умеют правильно поступать в реальных жизненных ситуациях;
  • родители проявляют интерес к содержанию экологической работы с детьми, участвуют в совместных мероприятиях;
  • презентация проекта;
  • отчет о работе детского сада в рамках Международной программы Экошкола/Зеленый флаг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятие в рамках природоохранных социально-образовательных проектов «Эколята-дошколята», «Эколята» и «Молодые защитники Природы» для детей старшего дошкольного возраста «Земля наш общий дом, ее мы сбережем»

Развивать экологическую культуру, образование и просвещение подрастающего поколения; формировать основы активной жизненной позиции, ценность природы в её единстве с человеком, правильно применять п...

Участие в региональном природоохранном социально-образовательном проекте «Эколята – Дошколята» с детьми старшего возраста

Формирование у детей непосредственно через экологическое воспитание, чувство патриотизма к родному краю....

Природоохранный социально-образовательный проект «ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА

Создание в МБДОУ системы деятельности, направленной на формирование у дошкольников экологической культуры и культуры природолюбия....

Природоохранный социально- образовательный проект "Эколята-дошколята. Собирай и разделяй, и здоровым вырастай!"

Природоохранный социально- образовательный проект "Эколята-дошколята" направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.Цель проекта- форм...

Природоохранный, социально-образовательный проект "Эколята - друзья и защитники природы"

Природоохранная социально- образовательная деятельность по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия....

Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята - дошколята» (долгосрочный проект для детей дошкольного возраст 2-3лет)

План работы организации «Эколята – дошколята» на 2019-2020 уч.гпервой младшей группы «Ладушки»Взаимодействие с родителямиВсероссийская акция«Россия – тер...

Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята-дошколята»

План Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята-дошколята»...