Выступление на педагогическом совете «Развитие познавательной активности ребенка в опытно-исследовательской деятельности с объектами живой и неживой природы»
консультация (старшая группа)
Природа наделила человека таким качеством как любознательность: стремление узнавать новое, ставить вопросы и искать на них ответы. Поэтому мы можем говорить о том, что ребенок от природы исследователь: он хочет все трогать, пробовать, экспериментировать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_sovet_no_2.docx | 22.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №7
Педагогический совете
«Система опытно-исследовательской деятельности – источник формирования осознанно-правильного отношения ребенка дошкольника к природе»
Выступление на педагогическом совете
«Развитие познавательной активности ребенка в опытно-исследовательской деятельности с объектами живой и неживой природы»
Подготовила: Абрамова Татьяна Алексеевна, воспитатель Провела: 24 ноября 2020 |
г. Химки
ФГОС рассматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
Одним из режимных моментов дня является прогулка. Организация совместной деятельности с детьми на прогулке позволяет решать максимальное количество задач различных образовательных областей.
Прогулку в детском саду можно использовать для укрепления здоровья детей, развития физических качеств и укрепления здоровья детей, развития физических качеств и двигательной активности, а так же для закрепления и применения знаний на практике, полученных в ходе совместной деятельности педагога с детьми в группе и др.
Природа наделила человека таким качеством как любознательность: стремление узнавать новое, ставить вопросы и искать на них ответы. Поэтому мы можем говорить о том, что ребенок от природы исследователь: он хочет все трогать, пробовать, экспериментировать.
Задачи:
- Развивать у детей интерес к поисковой деятельности;
- Развивать познавательный интерес детей: наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать;
- Учить устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы;
- Развивать мышление, речь в процессе познавательно – исследовательской деятельности;
- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение детей к окружающему миру;
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Формы и методы работы по поисково-экспериментальной деятельности:
- Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Проведение опытов и экспериментов.
- Развлечения.
- Наблюдения.
- Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.
- Беседы по теме эксперимента.
- Целевые прогулки.
Напомню, что эксперименты и наблюдения можно классифицировать по разным принципам:
- по характеру объектов, используемых в эксперименте (с растениями, животными, с объектами живой и неживой природы), по месту проведения опытов (в группе, на участке и т.д.),
- по количеству детей (индивидуальные, групповые, коллективные – вся группа),
- по причине проведения (случайные, запланированные, поставленные на ответ ребенка),
- по характеру включения в педагогический процесс (эпизодические, систематические),
- по продолжительности (от 5 до 15 минут, длительные – свыше 15 мин),
- по количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные или цикличные,
- по месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые,
- по характеру мыслительных операций: констатирующие, т.е. позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление, сравнительные, обобщающие, по характеру познавательной деятельности детей –иллюстративные (когда детям все известно, и эксперимент подтверждает знакомые факты, поисковые ( дети не знают конечный результат) и решение экспериментальных задач,
- по способу применения: демонстрационные и фронтальные.
Демонстрационными называются наблюдения и экспериментальных задач,
- по способу применения: демонстрационные и фронтальные. Демонстрационными называются наблюдения и эксперименты, при которых имеется только один объект, если объект не может быть дан в руки детей (Солнце, облака, дерево), если объект представляет для детей опасность (например, ядовитое растение и грибы), если не рационально вести работы сразу с несколькими объектами (например, с 22 котятами), если понятия для изучения сложны и не могут быть усвоены детьми самостоятельно, если педагог не уверен, что сможет в данной конкретной ситуации удержать дисциплину.
Во всех остальных случаях следует проводить фронтальные наблюдения и эксперименты, т.к. они более соответствуют возрастным особенностям мышления детей.
Еще хочется остановиться на том. Что при организации наблюдений очень важно правильно выбрать объект. При несоблюдении этого условия познавательная ценность эксперимента может снизиться.
Например, наблюдение за почками: на одном дереве почки еще не набухли, их невидно, а на другом они заметны, отсюда следует, что наблюдение надо проводить со вторым деревом.
Особенности детского экспериментирования:
Детское экспериментирование свободно от обязательности,
Как в игре, не следует жестко регламентировать продолжительность опыта,
В процессе детского экспериментирования не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана,
- Дети не могут работать, не разговаривая,
- Нужно учитывать индивидуальные особенности детей,
- Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов,
- Нужно учитывать право ребенка на ошибку,
- Применять адекватные способы вовлечения детей в работы, соблюдение правил безопасности, способ введения ребенка в целостный педагогический процесс,
- Очень ответственным является конечный этап экспериментирования – анализ результатов и формулирование выводов,
- Нельзя подменять анализ результатов экспериментов анализом поведения детей и их отношения к работе.
Предполагаемые результаты
- Дети проявляют интерес к предметам и явлениям природно– предметного мира. Задает вопросы «Почему?», «Зачем?», «Как?».
- Самостоятельно выполняют ряд последовательных действий (проводят опыт), используют схемы для исследования.
- Умеют анализировать, выявлять существенные свойства и признаки вещества, материалов, предметов.
- Отражают свои наблюдения в разных видах деятельности.
По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. Поддерживать стремление ребёнка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой детский сад. Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка.
Следует отметить, что в возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем
большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно.
После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление - превращается в игру, второе - в осознанное экспериментирование.
Поэтому планируя работу по организации экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста, мы должны наличие двух типов поисковой деятельности детей – самостоятельное экспериментирование, где инициатором выступает ребенок и специально организованные педагогом опыты. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного.
А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать ещё больше. Прогулки с детьми будут радостными, интересными, познавательными, будут достигнуты поставленные цели при условии, если воспитатель на наглядном материале сумеет дополнить и обогатить знание детей. На прогулке появляется возможность расширить сферу экспериментальной деятельности детей. Тематика опытов прежде всего связана с сезонными явлениями.
Методические требования к подготовке и проведению экспериментов. В зависимости от характера наблюдений и экспериментов различаются следующие требования:
Случайные наблюдения и эксперименты – не требуют специальной подготовки, они проводятся экспронтом в той ситуации, которая сложилась на данный момент, когда дети или воспитатель увидели что-то интересное в природе, на участке;
Плановые наблюдения и эксперименты - начинаются с определения задач, выбором объекта, и т.д.
Эксперимент как ответ на детские вопросы (например, сможет ли кораблик развернуться в узком ручейке?)
Исследовательская деятельность - весна-лето
Вот опыты, которые можно проводить с детьми на прогулке: Исследование свойств воды: вода жидкая, прозрачная, без запаха, она льётся, пропитывает предметы, (испаряется на солнце и от ветра).
" Тонет - не тонет"
" Где можно найти воду? "
" Какой формы вода? " Определить опытным путем скорость высыхания воды на лужах в тени и на солнце.
Опыты с Солнцем:
«Солнце стало греть больше»: на скамейку на солнышко положить лист влажной бумаги. В конце прогулки дети обнаружат, что он сухой. Почему это произошло? Кто его высушил? ( солнце.) Где быстрей высохнет? Закрепить знания о тени. Можно разорвать лист пополам. Одну половину поместить на солнышко, другую в тень
Дети наблюдают, делают выводы.
Дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее. Ответить, какие предметы быстрее нагреваются: темные или светлые? С помощью чего можно долгое время смотреть на солнце? (Темных стекол.)
Как появляются солнечные зайчики? "
" Как появляется тень? "
«Солнце высушивает предметы и песок»
Опыты с песком:
Наблюдение за песком: сухим и влажным; эксперименты
Эксперименты и наблюдения во время дождя:
дождь смывает грязь и песок с предметов.(под дождь положить несколько формочек, мяч, лопату и наблюдать, как песок и грязь стекают вместе с водой.
«Музыка дождя» Дети кладут под дождь дном кверху: аллюминивую кастрюльку, пластмассовую, лист бумаги и слушают, как стучат капли по различной поверхности.
Камни Рассмотреть камень через лупу. Что видно? (Трещины, узоры, кристаллики.)
Вес «Легкий - тяжелый» Учить детей сравнивать по тяжести разнообразные материалы, воспитывать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов.
Предложить детям наполнить ведерки одинакового объема песком, камнями, и сравнить, счем ведерки легче, а с чем тяжелее. Опыты с магнитами:
К чему примениться магнит?
Опыты с растениями:
Рассматривание почек, расспускание листьев у деревьев .
Рассмотреть через лупу ветку, Что мы увидели? (Еле заметные почки, большие почки, маленькие листочки. листочки) Что это значит? (Деревья не погибли, они оживают после зимы…_)
Определить возраст одуванчика. Рассмотреть через лупу розетку цветка. Посадка цветов на клумбы для выращивания из группы. Учить детей устанавливать связи между потеплением и ростом растений.
«Почему повял цветочек?»
Сравнить сухие и влажные комочки земли. Через лупу рассмотреть, из чего состоит земля стебельки листья, корешки растений, мох, кусочки земли).
При наблюдении за насекомыми:
обратить внимание на то, что насекомых стало больше. Понаблюдать с детьми, какие насекомые появились на участке.
Не только в детском саду, но и дома необходимо продумать деятельность детей так, чтобы у них всегда была возможность познавать свойства и качества предметов, сравнивать их между собой. Для этого можно изготовить наглядную информацию для родителей. Китайская пословица гласит: Литература: 1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004 2. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 – 92 3. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М., 2004 4. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002 5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под .ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004 6. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005 7. Материалы Интернет-сайтов.
Создание условий для развития познавательных интересов, самостоятельной поисковой деятельности.
Формы и методы работы по поисково-экспериментальной деятельности:
- Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Проведение опытов и экспериментов.
- Развлечения.
- Наблюдения.
- Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.
- Беседы по теме эксперимента.
- Целевые прогулки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Презентация опыта работы по экспериментальной деятельности c объектами живой и неживой природы"
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой об...
"Развитие познавательной инициативы детей в исследовательской деятельности через объекты живой и неживой природы"
Развитие познавательной инициативы детей в исследовательской деятельности через объекты живой и неживой природы...
Педагогический совет "Развитие познавательной активности дошкольников в логико-математической деятельности".
Тема: «Развитие познавательной активности дошкольников в логико-математической деятельности».Цель:повышение педагогической компетентности педагогов, позволяющей им осуществлять интеллектуальное развит...
Выступление на тему: "Развитие познавательной активности ребенка в процессе опытно-исследовательской деятельности с объектами живой и неживой природы"
выступление было подготовлено для педагогического совета по теме:"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников"...
Конспект НОД в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов живой и неживой природы, математическому и сенсорному развитию) Тема: «Лес и его обитатели»
Конспект НОД в старшей группепо познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов живой и неживой природы, математическому и сенсорному развитию)Тема: «Лес и его обитател...