Семинар−практикум для педагогов ДОУ «Коммуникативные танцы для детей и взрослых»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Семинар−практикум для педагогов
«Коммуникативные танцы
для детей и взрослых»
Музыкальный руководитель
Тельнова В.А.
Современный мир влияет на коммуникативное развитие детей не лучшим образом. В детство довольно агрессивно вторглись телевизор, компьютер, интернет, увлечение которыми нередко вызывает во взаимоотношениях ребенка со сверстниками коммуникативный дефицит, что приводит к нежелательным последствиям в виде доминирования собственных интересов в общении.
Поэтому мы и заинтересованы в совместных партнерских детских играх, в которых все члены коллектива чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также право и других быть самими собой.
Приходя в детский сад, детям дошкольного возраста тяжело бывает познакомиться, общаться и найти общий язык со сверстниками. Большинство родителей желают, чтобы их ребенок вырос общительный. Проблема общения и взаимодействия личностей очень важна в современном обществе. И развивать эти функции лучше всего с детства. И конечно, проще всего чему–то научить ребёнка в форме игры.
Все дети в восторге от игр и многим детям нравится музыка. Объединяя это, мы получаем коммуникативные игры-танцы. Каковы же их особенности?
Музыкальные коммуникативные игры – танцы — это игровые танцевальные композиции, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств.
В коммуникативных танцах-играх, помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т.д. у детей развивается динамическая сторона общения – они легче вступают в контакт, они инициативны, готовы к более активному общению, уверены в себе, раскрепощены. Развивается эмпатия – сочувствие к партнеру,
Так как коммуникативные танцы-игры построены, в основном, на жестах и движениях, которые выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в ребенке развивается эмоциональность и выразительность невербальных средств общения.
В целом, коммуникативные танцы-игры вызывают положительные и радостные эмоции, а если следовать формуле, что «учиться надо весело…», то лучшего материала для занятий с детьми просто не придумать.
Наиболее популярной формой коммуникативных музыкальных игр являются танцы со сменой действий. Движения и фигуры в них очень простые, доступные для исполнения маленькими детьми. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание.
Танцы парами полезны детям, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Это способствует повышению самооценки. Поскольку подобные танцы построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение друг к другу, то в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального микроклимата в группе.
Музыка, танцы помогают детям легко входить в игру, привыкать друг к другу.
Коммуникативные игры - танцы несут не только развлекательный характер, но и позволяют решать педагогические задачи. ( по А.И.Бурениной)
Их цель – улучшение социализации детей дошкольного возраста в детском коллективе.
Задачи:
- развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению со сверстниками,
- развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения,
- развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
Помимо этого, можно выделить сопутствующие задачи:
- нравственное воспитание (создавать игровые ситуации, способствующие формированию доброты, доброжелательности, дружелюбия);
- способствовать развитию певческих навыков (петь без напряжения в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно);
- ритмическая гимнастика (выполнение разученных ранее общеразвивающих упражнений и циклических движений под музыку);
- музыкально-ритмические движения (двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения, с предметами и без них; реагировать на начало звучания музыки и ее окончание (самостоятельно начинать и заканчивать движение).
Краткость коммуникативной игры-танца позволяет применять её как самостоятельно поставленную игру, так и как физминутку.
На первом месте – доброжелательное общение в совместной деятельности, желание взаимодействовать посредством танца. Правильность выполнения движений, чистота пения и все остальные задачи занимают второстепенное значение.
Всем вам уже знакомы некоторые коммуникативные танцы. Мы их разучивали на музыкальных занятиях.
В младшей группе: «Мы подпрыгнем высоко», «Приседай»;
в средней группе: «У меня, у тебя», «Пляска лесных зверят»;
в старшей группе: «Отвернись – повернись», «Четыре шага», «Приглашение»;
в подготовительной группе: «Найди пару», «Ку−ку», «Здравствуй, милый друг».
Сегодня мы познакомимся с новыми Коммуникативными танцами:
- «Мы с дружочком танцевали» (для младшей группы)
Коммуникативные танцы для младшей группы просты:
Что делаю, то пою. Что пою, то делаю.
Для танца каждый участник выбирает себе «дружочка».
- «Мы цветочки в руки взяли» (для младшей группы)
Педагогам предлагается выбрать себе по цветочку. Можно танцевать в общем кругу.
- «Делай всё как я» (для средней группы)
Танец исполняется в парах.
- «Я по садику пойду» (для старшей группы)
Можно придумать коммуникативный танец самостоятельно. Например, берём русскую народную мелодию, сочиняем простой текст. Готово!
К окончанию второй строчки нужно найти себе новую пару.
- «Ну, и до свиданья» (для старшей группы)
Участники выбирают себе пару, встают в двух концентрических кругах.
Играйте, танцуйте и общайтесь с детьми с удовольствием!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/17/picture-383445-1426622510.jpg)
Семинар- практикум "Применение технологии ТРИЗ в коммуникативном развитии дошкольников."
Материал адресован старшим воспитателям для повышения профессиональной компетентности воспитателей в области коммуникативного развития детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/19/picture-133447-1358587717.jpg)
Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/15/picture-667246-1442303460.jpg)
Конспект семинара - практикума «Формирование музыкально - двигательного творчества в танце
Понятие «ритмопластика» и «креативность»»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/23/picture-953462-1516706189.jpg)
Семинар-практикум «Музейная педагогика как форма организации совместной деятельности детей и взрослых»
Сценарий семинара - практикума для педагогов ДОУ ....
Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».
Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/03/picture-1441038-1670087447.jpg)
Методическая разработка. Семинар практикум «Формирование музыкально двигательного творчества в танце»
Ритмика -это своеобразный синтез гимнастики и йоги, классического балета и аэробики, народного танца и диско. Отличительные признаки ритмопластики заключаются в танцевальной манере вы...