Конспект семинара - практикума «Формирование музыкально - двигательного творчества в танце.
материал по музыке на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект семинара - практикума
«Формирование музыкально - двигательного творчества в танце.
Понятие «ритмопластика» и «креативность»»
Задачи:
1. Познакомить педагогов с новой литературой по данной проблеме, с современным подходом к ритмопластике.
2. Обучить методике организации ритмопластических упражнений под музыку с детьми разных возрастных групп.
План проведения семинара
- часть: Вводная. Теоретическая.
- часть: Практическая: Ритмическая разминка.
Ритмопластические упражнения под музыку. Креативные задания. Свободная импровизация. Использование непрограммных движений в танце.
Теоретическая часть.
Творчество, его формирование и развитие - одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества - человек, способный к творческому созиданию.
Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста. По мнению психологов и педагогов, детей следует как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий (Л.С.Выготский, Л.А.Баренбойм, Н.А.Ветлугина). Более того, некоторые исследователи указывают на необходимость органичной связи обучения и творчества, при этом творчество они рассматривают как один из методов освоения учебного материала (Б.В.Асафьев, А.А.Никитин).
Актуальность проблемы сделала необходимым поиск видов детской художественной деятельности, оптимальных с точки зрения формирования творчества. Таким видом искусства, чрезвычайно благоприятным для развития творчества, является музыка. Благодаря своим особенностям музыка может активно воздействовать на развитие воображения - того психического процесса, который лежит в основе любого вида творчества.
Музыкальное движение - это один из наиболее продуктивных видов музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности. Формой художественной деятельности, сочетающей в себе музыку, движение и драматизацию, является сюжетный танец или ритмопластическое упражнение.
Танец, как любой вид искусства, имеет собственный выразительный язык, который в силу своей образной условности органично сочетается с условным языком музыки. Истоки образной природы танца коренятся в пластических интонациях, характерных выразительных элементах движений, рожденных в реальной жизни. На протяжении истории развития танцевального искусства эти пластические интонации отбирались из множества реальных движений, обобщались и заострялись, становясь элементами танцевальной лексики. Танец обрел неповторимое своеобразие в пластическом выражении образа.
Формирование у дошкольников музыкально - двигательного, в том числе танцевального, творчества является одной из программных задач музыкального воспитания в детском саду (по разделу «музыкально - ритмические движения»). Замечу, практика музыкального воспитания дошкольников (в своих лучших вариантах) давно уже ориентирует детей на то, чтобы отражать в движениях не только ритм музыки, но и её интонации, характер, образное содержание.
Существует такая разновидность образных упражнений, как танцы с сюжетным построением. (Не путать с музыкальными играми, где для передачи сюжета наряду с движениями используется слово, пение.) В практике детского сада сюжетные танцы довольно редки; разработок танцевальных сюжетов, предлагаемых методическими сборниками, считанные единицы. В то же время сюжетный танец - очень яркая форма художественной деятельности, которая вызывает живой интерес у детей (исполнителей и зрителей). Привлекательность его обусловлена образным перевоплощением, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой в соответствии с сюжетным развитием. Благодаря этим особенностям в танце создается своеобразная игровая ситуация, побуждающая детей к музыкально - двигательной импровизации.
Вследствие традиционного обучения большинство детей (особенно мальчиков) фактически не умеют и не любят танцевать. При переходе к выполнению творческих заданий они испытывают огромные трудности и либо часто отказываются импровизировать в танце, либо импровизируют на очень низком уровне; танцевальные композиции (таковыми их можно назвать весьма условно) отличаются бедностью и однообразием. Дети подражают друг другу, используя стереотипы движений; они скованы, неактивны, мало эмоциональны. Творчество по существу отсутствует.
Возникает вопрос: в чем же заключается музыкально - двигательное, танцевальное творчество дошкольников? Оно заключено в двух видах творчества в танце: исполнительском и композиционном. Такое разделение базируется на позиции, принятой в искусствоведении, в частности Б.В.Асафьев различал «творчество - воспроизведение» и «творчество-изобретение». Именно «творчество-изобретение» на современном этапе носит название «креативность».
Детским исполнительским творчеством в танце называется выразительность, индивидуальная манера исполнения музыкально-пластических, танцевальных образов. Детским композиционным творчеством в танце может называться создание новых, не являющихся воспроизведением известных детям по обучению музыкально-пластических, танцевальных образов, которые воплощаются средствами языка движений и представляют собой более или менее танцевальные композиции. Показателями творчества здесь могут быть удачный подбор движений, способствующих воплощению музыкально - пластического, танцевального образа, оригинальность сочетания, комбинирования, варьирования известных движений, своеобразие выразительной пластики.
Становится очевидным, что задачу формирования у дошкольников музыкально - двигательного творчества невозможно решить, если у детей не будет осознанного отношения к выразительным движениям, понимания их обобщенно - образных значений, если они не овладеют выразительным языком пантомимических и танцевальных движений. Овладение этим языком предполагает, наряду с осознанием отдельных его «единиц», развитие умения связывать эти «единицы» в «речевые» построения, позволяющие выражать средствами танца определенные мысли, чувства, отношения, настроения.
Раздел ритмики «ритмопластика» и «креативные задания» предусматривает целенаправленную работу педагога по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на:
развитие выдумки;
творческой инициативы;
формирование навыков выразительности пластичности и изящества танцевальных движений;
содействие развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания;
умения согласовывать движения с музыкой. Благодаря этим занятиям создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности.
Практическая часть.
1. Свободная импровизация под музыку К.Сен-Санса «Карнавал животных» («Кенгуру», «Аквариум», «Птичий двор», «Марш королевского льва», «Лебедь», «Слон»).
2. Ритмопластические упражнения:
«Ромашка» (музыка Поля Мориа «Любовь ушла»)
Маленькое солнце на моей ладошке, белая ромашка на зеленой ножке.
С белым ободочком желтое сердечко, сколько на лугу их, сколько их у речки.
Исходное положение: дети стоят, выпрямив спину, пятки вместе, носки врозь.
Ромашка проснулась, вытянула стебелек, расправляет листочки. | Дети плавными движениями рук и кистей поочередно разводят их в стороны. |
Покажите вашу ладошку. Это сердцевина ромашки. Она нежная, пушистая, погладим её. | Дети плавными круговыми движениями кончиков пальцев гладят ладошку. |
Пальчики-лепестки вашей ромашки. Их нужно расправить. | Плавными движениями свободной руки дети поглаживают каждый палец другой руки от основания до кончика. |
Пошел теплый летний дождик. Капельки дождя легко и игриво падают на ромашку и тут же отскакивают. | Дети имитируют капли дождя поочередными постукиваниями пальцев свободной руки о ладошку другой руки. |
Закончился дождь. Ромашка стряхнула с себя все капельки дождя; потянулась к солнышку, играя листочками. | Дети выполняют пружинки с плавными движениями рук, постепенно вытягиваются, поднимают руки вверх, играя пальчиками. |
Близится вечер. Солнце село, наша ромашка засыпает, закрывает лепесточки в бутон, опускает головку. | Плавные движения рук влево, вправо, затем соединяются внизу, имитируя бутон, голова опускается. |
«Рыбки» (музыка Сен-Санса «Аквариум»)
1 дв.: Дети стоят спиной вкруг. Движение мелкими шагами по кругу с волнообразным движением рук на уровне груди.
2 дв.: На месте: движение руками и туловища «восьмеркой». Руки сложены «свечкой».
3 дв.: На коленях. Ритмичные наклоны вправо, влево, назад, вперед.
4 дв.: Движение в круг в «стайку» с постепенным поднятием рук и потряхиванием кистей.
5 дв.: = 1 движению, но свободно по залу.
6 дв.: Остановка. Спиралеобразное кружение на месте на 360 .
7 дв.: Перестроение в 2 группы или бег змейкой, образуя круг.
8 дв.: По ритму: поднимание рук в круг с остановкой, из круга, поворот на 180 с плавными движениями рук. Повторить 2 раза.
9 дв.: = 2 движению.
10 дв. Поворот на 360 , остановка, присели, руки через стороны сложить на груди «свечкой».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для музыкальных руководителей по теме «Формирование музыкально - двигательного творчества в танце. Понятие «ритмопластика» и «креативность»»
Конспект семинара-практикума для музыкальных руководителей детских садов....
Методическая разработка "Формирование музыкально-двигательного творчества в танце у детей дошкольного возраста" и сценарий праздника "Навруз"
Методическая разработка "Формирование музыкально-двигательного творчества в танце у детей дошкольного возраста"...
Конспект семинара - практикума «Формирование музыкально - двигательного творчества в танце
Понятие «ритмопластика» и «креативность»»...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ХОРЕОГРАФАМИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МУЗЫКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье рассматриваются методы и формы взаимодействия музыкального руководителя с хореографами, потенциал используемых танцевальных программ «Спортивные бальные танцы» (авт. – Е.Ю. Саушева) и «Са-Фи...
Конспект семинара-практикума - "Роль музыкального руководителя и воспитателя в проведении музыкально-дидактических игр"
Семинар-практикум для воспитателей и музыкальных руководителей....
Методическая разработка. Семинар практикум «Формирование музыкально двигательного творчества в танце»
Ритмика -это своеобразный синтез гимнастики и йоги, классического балета и аэробики, народного танца и диско. Отличительные признаки ритмопластики заключаются в танцевальной манере вы...
семинар-практикум Семинар-практикум для музыкальных руководителей на тему «Развитие творческой активности дошкольников на основе музыкального фольклора»
Цель семинара: обобщить знания и опыт в применении методов и приемов развития творческой активности на основе музыкального фольклора...