Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Играем в оркестре"
методическая разработка

Тельнова Вера Анатольевна

Семинар-практикум для педагогов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraem_v_orkestre.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

 

 «ИГРАЕМ В ОРКЕСТРЕ»

В современных концепциях дошкольного музыкального воспитания можно выявить общую тенденцию – стремление к раскрытию творческого потенциала ребенка. Задача эта не нова. Еще в 20-е годы ее выдвинул музыкант, композитор и педагог академик Б. Асафьев. В своих статьях о музыкальном просвещении и образовании он писал, что необходимо пройти путь «от пассивного слушания к осознанному восприятию и активному участию в работе над музыкальным материалом». Этот принцип является методологически определяющим в приобщении детей к основам инструментального музицирования. Здесь ребенку легче всего проявить свою активность и самостоятельность, это самый доступный для него вид исполнительской деятельности. Дети не устают дудеть в дудочку или бить в барабан. Те музыкальные звуки, которые подчас раздражают взрослых, для них остаются необыкновенно привлекательными. С годами желание извлекать звуки не угасает, музыкальные инструменты невероятно их притягивают.

Яркий неподдельный интерес детей к музицированию отмечают все без исключения исследователи и педагоги, работающие по этой проблеме. Интерес усиливается по мере того, как дети овладевают инструментами и начинают чувствовать себя увереннее при исполнении произведений.

Как правило, инструментальное музицирование в детских садах осуществляется в ансамблевой форме. Выбор музыкальных инструментов, как и выбор музыкальных игрушек, довольно разнообразен. В работе используются различные группы.

Задание для педагоговРазделить по группам музыкальные инструменты и по возможности назвать группы.

  • Неозвученные музыкальные игрушки-инструменты (балалайки без струн, пианино с немой клавиатурой, баянчики с растягивающимися мехами)
  • Ударные без определенной высоты звука (барабаны, бубны, палочки, маракасы, кастаньеты, колокольчики, треугольники…)
  • Ударные мелодические инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом (металлофоны, ксилофоны, пианино, рояли)
  • Язычковые инструменты (аккордеоны, баяны, гармоники)
  • Струнные (арфы, гусли, цитры)
  • Духовые однозвуковые (дудки, клаксоны, трубы)
  • Духовые многозвуковые (саксофоны, кларнеты, триолы, свирели)
  • Электромузыкальные инструменты (синтезаторы).
  • Народные инструменты (ложки, трещотки, бубенцы, колотушки, рубель…)

В работе с детьми младшей группы мы используем погремушки, маракасы (самодельные шумелки), колокольчики, ложки, бубны, они помогают заинтересовать ребенка, побуждают их к действию. Воспитанники реагируют на громкое и тихое звучание: например, сильный и слабый дождик изображаем при игре на колокольчиках.  Для развития чувства ритма вносятся ударные инструменты, например, ложки, кубики.

Для сопровождения детской игры чаще используются русские народные двухчастные мелодии. Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле приносит детям радость, формирует интерес к  миру музыки. Игра на народных инструментах способствует формированию слухо-зрительно-двигательной координации у детей.

В средней группе детей можно уже разделить на две группы и использовать две группы инструментов. Самое сложное для этого возраста – дождаться своей очереди играть на инструменте. Воспитываются такие качества музыканта как выдержка, терпение, умение слушать партнёров по игре. Расширяется количество ударных музыкальных инструментов: могут использоваться треугольники, барабан, трещотки.

В старшей группе предусматривается игра на металлофоне, что способствует развитию у детей мелодического слуха, ритма и музыкальной памяти. Важно научить детей правильным приемам звукоизвлечения. Молоточек необходимо держать так, чтобы он лежал на указательном пальце, а большой палец придерживал его сверху. Удар должен приходиться на середину пластинки, и главное, быть легким. Кисть при этом должна быть свободной. Если же ребенок будет держать молоточек зажатым в кулаке, ударять громко, задерживать его на пластинке, то звук получится глухим, неприятным. Поясняем детям: «Молоточек должен быстро подниматься вверх, как мячик, который отскакивает от пола». Во время разучивания какой-либо попевки, сначала нужно точно воспроизводить ритмический рисунок при помощи звучащих жестов, ударных инструментов.

В этом возрасте играем на музыкальных инструментах индивидуально и небольшими группами. К такому исполнению мы подходим на примере простых попевок. Во время обучения стараемся развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям. Например, предложить детям подобрать музыкальные инструменты, которые помогут изобразить дождик, исполнить. Начинаем играть на маракасах. В одном музыкальном произведении используем 3−4 вида инструментов.

В подготовительной группе продолжаем обучать игре на металлофоне и ксилофоне. Сначала повторяем игру простых попевок на одном звуке («Андрей-воробей»), потом поступенное движение вверх и вниз («Лесенка» на 5 и 8 звуках). Затем переходим к попевкам, построенным на двух близлежащих звуках. Дети пропевают их, показывают движение мелодии рукой («Сорока-сорока»). Постепенно задания усложняются. У детей проявляется творчество (дети сами предлагают инструменты, которые подходят к данному музыкальному произведению, ритмический рисунок), желание проиграть знакомые мелодии вне музыкальных занятий.

Одним из эффективных методов музыкального воспитания дошкольников является такая форма коллективной музыкальной деятельности. Игра на детских музыкальных инструментах - это практическая (исполнительская) деятельность детей. Она формирует у ребенка чувство коллективизма, целеустремленность, помогает ему преодолеть робость, неуверенность в себе, повышает ответственность за свое участие в общем деле, расширяет музыкальный кругозор, развивает музыкальные способности: чувство ритма, звуковысотный и тембровый слух, умение слышать и исполнять свою партию в многоголосной фактуре. В процессе игры на музыкальных инструментах развивается творческая активность и художественный вкус, происходит приобщение к инструментальной музыке и к самостоятельному осмысленному музицированию. Игра в оркестре активизирует внимание, память детей, появляется творческая инициатива. Главная задача – увлечь детей музыкой и зародить в них желание научиться играть.

Пример игры на ложках со стихотворным сопровождением.

 «Весенняя телеграмма»

Дятел сел на толстый сук – тук да тук.

Всем друзьям своим на юг – тук да тук.

Телеграммы срочно шлет – туки-туки-тук,

Что весна уже идет – туки-тук, туки-тук,

Что растаял снег вокруг – туки-туки-тук,

Что подснежники вокруг – туки-туки-тук.

Дятел зиму зимовал – тук да тук,

В жарких странах не бывал – тук да тук.

И понятно, почему – скучно дятлу одному.

Организация оркестра всегда требует большой и кропотливой индивидуальной работы. Нужно научить правильно держать инструмент, правильно извлекать из него звук. При распределении партий учитываются интересы и способности дошкольников: более сложные партии (металлофон) поручаются детям, которые легко запоминают мелодию, а исполнение ритмических рисунков − детям с хорошим чувством ритма.

При совместной игре в оркестре дети должны слушать друг друга, музыкальное сопровождение, придерживаться общего темпа и динамики, одновременно начинать и заканчивать игру, вовремя вступать после пауз, выдерживать общий ансамбль и строй, добиваясь правильного баланса звучания, стараться передать настроение, выраженное в музыке, внимательно слушать и исполнять музыкальные фразы, отмечая смену частей и характер произведения.

Играем в оркестре:

1. Русская народная мелодия «Яблочко»

2. «Озорная полька» Вересокиной

3. И.Штраус «Анна-полька»

Коллективное музицирование дает положительные результаты в развитии всех без исключения детей, независимо от их возможностей. Занятия в оркестре открывают перед ребенком новый мир звуков и музыкальных образов, развивают творческие способности, формируют духовный мир, делая его богаче и одухотвореннее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"

Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по  проблеме детской а...

Семинар-практикум "Адаптация молодых педагогов к ДОУ"

Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому...

Семинар-практикум «Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»

Семинар-практикум«Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»...

Семинар-практикум «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской агрессивности  у дошкольников.Задачи:познакомить педагогов с понятием «агрессивность», групп...

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Семинар-практикум "Психологическое здоровье педагогов"

Семинар-практикум  для педагогов ДОУ по теме "Психологическое здоровье педагогов"...

Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».

Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....