самообразование
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида №24
САМООБРАЗОВАНИЕ
Тема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Второй младшей группы №1
Воспитателя: Палилеевой Натальи Сергеевны
2021год
Перспективный план работы на 2021 – 2022 год воспитателя Палилеевой Н.С.
Тема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Вторая младшая группа
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | |
Дети | Мониторинг начальных знаний об элементарных математических представлениях | Формирование представлений о свойствах предметов (цвет, форма, размер) | Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру | Выделение части группы. Нахождение «лишних» предметов | Знакомство с понятием «один», «много» | Сравнение групп предметов по количеству (столько же, больше, меньше) | Формирование представлений о сравнении предметов по длине и ширине | Закрепление геометрических фигур Формирование умения соотносить цифру с количеством | Формирование пространственных представлений (на-над, слева-справа, вверху-внизу, за-перед) |
Педагоги | Диагностика | Диагностика | |||||||
Родители | Анкетирование «Математика для вашего ребенка» | Консультация «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста» | Оформление папки передвижки «Обучение дошкольников математике в условиях семьи» | Привлечение родителей к созданию дидактических игр | Оформление папки передвижки Формируем пространственные представления» | Индивидуальные беседы и консультации | Привлечение родителей к созданию дидактических игр Конкурс «Лучшая математическая игра своими руками» | Индивидуальные беседы и консультации на тему «Ориентировка в пространстве относительно предмета» | Отчет (фотографии) математика в детском саду) |
Оснащение образовательного процесса | Подбор материала для обучения детей | Сбор информации для составления картотеки дидактических игр. | Составление картотеки дидактических игр. | Изготовление Лэпбука «В стране математики» | Подбор материала для обучения детей | Изготовление игр и пособий | Составление картотеки дидактиких игр | Изготовление игр и пособий | Результаты работы по теме самообразования. |
Цель работы по самообразованию: совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности по данной теме.
Задачи:
-изучить и систематизировать теоретический и практический материал по теме;
-составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
-использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми дошкольного возраста;
-активно воздействовать на всестороннее развитие детей;
-развивать интерес родителей к совместной работе по вопросу математической подготовки детей.
-воспитывать самостоятельность.
Дидактические игры способствуют: развитию внимания, наблюдательности, сообразительности, творчеству, самостоятельности, закрепляют сенсорный опыт.
Актуальность выбранной темы
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.
Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.
Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.
Ожидаемый результат:
- активизация познавательного интереса дошкольников;
- развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
- формирование элементарных математических представлений.
Все дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся с признаками предметов: цветом, величиной, формой.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети познают окружающий мир, углубляют приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах, также они направлены на развитие речи и правильной ориентировке в пространстве.
Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, мозаика, разрезные картинки и кубики. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, устанавливать сходства и различия предметов, научить сравнивать и выделять признаки предметов.
Также при формировании элементарных математических способностей у дошкольников можно использовать игры на плоскостное моделирование, игры-головоломки, задачи-шутки.
Но, не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Сентябрь
Дидактические игры: «Сделаем кукле бусы», «Цветная вода», «Цветные палочки».
Октябрь
Дидактические игры по развитию представлений о величинах: «Украсим коврик», «Домики для медвежат», «Угостим мишек чаем», «Цветные кубики»»
Ноябрь
Дидактические игры: «Найди пару», «Разложи по коробочкам»
Декабрь
Д.игра: «Что лишнее», «Что изменилось?»
Январь
Д.игры по развитию количественных представлений: «В лес за грибами», «малина для медвежат», «Угости зайчат»
Февраль
Д.игры по развитию равенства на основе сопоставления двух групп предметов: « Угостим белочек грибочками», «Жучки на листиках», «Бабочки и цветы».
Март
Д.игры: «Подбери дорожки к домикам», «Почини коврик», «Мостики для зайчат»,
Апрель
Д.игры: «Геометрическое лото», «Разложи фигурки по домикам», «Катится не катится», «Найди пару по форме»
Май
Д.игры на расположение в пространстве: «Возьми игрушку», «Магазин игрушек»
Д.игры на умение соотносить цифры с количеством: «Следопыты», «Строители», «магазин игрушек»
Методическое обеспечение:
Сентябрь - май
1. Изучение литературы по теме.
В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.
1. | З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990. |
2. | Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с. |
3. | Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.: ВАКО, 2005 г. — 208 с. |
4. | «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева. |
5. | Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с. |
6. | Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004. |
7. | Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Детский сад. Всё для воспитателя». |
2. Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей младшего дошкольного возраста (в течение года).
3. Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...