Теоретические предпосылки использования игры в экологическом воспитании детей.
статья (старшая группа)

Горгун Татьяна Михайловна

Взаимосвязь игры (ведущей деятельности дошкольников) с процессом представлений о природе – вопрос малоисследованный, но, перспективный. Включения элементов сюжетно-ролевых игр в процесс обучения и формирования у дошкольников системы представлений о природе станет эффективным средством воспитания детей: обеспечит совершенствования методики дошкольного природоведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теоретические предпосылки использования игры в экологическом воспитании детей.

      Взаимосвязь игры (ведущей деятельности дошкольников) с процессом представлений о природе – вопрос малоисследованный, но, перспективный. Включения элементов сюжетно-ролевых игр в процесс обучения и формирования у дошкольников системы представлений о природе станет эффективным средством воспитания детей: обеспечит совершенствования методики дошкольного природоведения. Особо важным достижением при этом может быть более успешное воспитание у детей бережного отношения к растениям, животным и всему природному окружению.

    Игра может быть использована в педагогическом процессе ознакомления дошкольников с природой.

    Идея включения в процесс обучения издавна привлекала педагогов К. Д. Ушинского, А.С.Макаренко, Е.И. Тихеева и др.

    Наблюдения природы, беседы по картинам, просмотр диафильмов, видеофильмов, чтение художественной литературы природоведческого содержания осуществляются без игры. Знания дети получают посредством прямого обучающего воздействия взрослого.

    Наблюдения за самостоятельной игровой деятельностью детей показывают, что сведения о природе почти не включаются в неё, отсутствуют сюжеты природоведческого характера, дети не берут на себя роли людей, регулирующих взаимоотношения человека с природой, игрушки – животные используются как антропоморфизированные персонажи в играх на бытовые или общественные темы.

    Возможность использования сюжетно – ролевой игры в экологическом воспитании детей может опираться на ряд положений, высказанных известными исследователями в дошкольной педагогике.

    Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживание ребят, не может не оказать влияния на формирование у них бережного отношения к объектам растительного и животного мира. Л.А, Абрамян, показал, что через игру легко налаживается позитивное отношение к окружающим людям, формируются новые положительные эмоции и чувства.

    Важна и обратная сторона явления: экологические знания,  вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую деятельность, станут её содержанием, чем знания, воздействие которых затрагивало, лишь интеллектуальную сторону личности дошкольника С.Л. Рубиштейн, считает, что раз игра – это деятельность ребёнка, значит,  она является выражением его отношения к окружающей действительности.

    Структура сюжетно-ролевой игры включает такие элементы, как воображаемая ситуация, сюжет, роль, игровые действия, совершаемые с теми или иными атрибутами.

    Первое звено в руководстве игрой -  это формирование необходимого круга, знаний о какой – либо стороне действительности, которые служат источником построения сюжетов игр.

    Два момента-получения детьми знаний о природе и овладение способами их реализации игре – смыкают игровую деятельность с экологическим воспитанием.

    Р.И. Жуковская выявила необходимость проведения специальных игр-занятий, которые были обучающим этапом в становлении самостоятельной сюжетно-ролевой игры дошкольников.

       Таким образом, привнесение сюжетно-ролевой игры в процесс обучения, в частности на занятие по природе, ни в коей степени не противоречит становлению самостоятельной игровой деятельности. Включение различных  структурных элементов игры (обыгрывание игрушек, создание воображаемой ситуации, разыгрывание сюжета, ролевых действий и отношений) будет служить для детей игровым образцом, своеобразной формой обучающей игры, которая, несомненно, окажет влияние на содержание последующих детских игр.

    В зависимости от учебной задачи занятия могут быть задействованы сюжетная сторона игры, сказочные или литературные персонажи, ролевые отношения и т.д. Характер игры целиком определяется логикой построения занятия.

    Для любого возраста игра на занятии – это игра воспитателя с детьми, где дети следуют за взрослым. В самостоятельной игровой деятельности взрослый «следует» за дошкольниками.

    Сюжет игры должен заинтересовать дошкольников, иначе будет нарушено ролевое поведение.

    Роль – это центральное явление сюжетно-ролевой игры. Реализация роли создаёт ответственный мотив игры. Реализация роли создаёт ответственный мотив игры.

    Ролевые действия развёртываются в соответствии с правилами, которые отражают логику реального действия и реальных отношений!

    Совместное исследование с И.А. Комаровой показало, что оптимальной формой привнесения сюжетно-ролевой игры в процессе ознакомления дошкольников с природой являются игровые обучающие ситуации (ИОС). Они создаются для решения конкретных дидактических задач, входящих в природоведческие занятия, наблюдения.

    Дидактическая игра может быть формой организации обучения, методом закрепления знаний, средством воспитания нравственно-волевых, коллективистских качеств.

    Специфика дидактической игры, как игры обучающей заключена в её структуре содержащей наряду с игровыми учебные задачи. Установлено, что любое произвольное изменение соотношений структурных элементов игры, /например, смещение акцента с игровых на учебные задачи, несоблюдение правил, ограничение игровых действий и т.д./ ведёт к превращению её в систему упражнений.

    Хрупкость дидактической игры, быстрое разрушение её занимательности под натиском учебных задач, направленность главным образом на закрепления имеющихся у детей знаний, а не на сообщение им новой информации побуждают расширить поиск связей обучения дошкольников с игрой.

   Некоторые дидактические игры имеют сюжет, требуя разыгрывания ролей. Дидактические игры, как и творческие, должны помогать воспитанию у детей правильных представлений о различных предметах и явлениях, гуманных чувств, интереса и уважения к труду, дружелюбного отношения к людям, доброго отношения к животным.

    Из дидактических игр с сюжетом следует выделить – инсценировки - показ с помощью игрушек небольших сценок, в которых перед детьми ставится дидактическая задача.

    Многие дидактические игры не имеют сюжета и заключаются только в решении определённой задачи.

    В старших группах до начала игры должны уяснить её задачу и правила. При выполнении игровой задачи от них требуется полная самостоятельность.

    Очень хорошо сказано о дидактических играх, которые используются в экологическом воспитании и обучении в книге В.А. Дрязгуновой «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями.

    В ознакомлении детей с природой полезно использовать дидактические игры с природным материалом. Это могут быть овощи, фрукты, листья деревьев и кустарников, цветущие травянистые и комнатные растения.

    Чтобы облегчить усвоение детьми знаний об отличительных признаках растений, для игр хорошо использовать листья, цветы, плоды, кору.

    Дидактические игры с природным материалом можно проводить в естественных условиях,  на открытом воздухе и в групповой комнате. Игры в лесу, парке, на лугу не требуют специального оборудования.

    Однако проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности. Дети легко отвлекаются, переключают внимание на посторонние предметы.

    Если игра проводится в помещении, природный материал размещают так, чтобы дети хорошо видели отличительные признаки каждого предмета и все детали.

    Можно выделить два типа дидактических игр с природным материалом:  бессюжетные и сюжетные. Игры, в которых все дети выполняют одно – два однородных действия, относятся к бессюжетным играм. Если же действия согласно её правилам выполняются соответствующими участниками, а содержание определяет сюжет, то эти игры сюжетные. Такие игры требуют некоторых знаний, умения применять их в соответствующей ситуации, Поэтому рекомендуется проводить с детьми старшей и подготовительной к школе  группы.

    Последовательность проведения игр даётся в соответствии с постепенным усложнением дидактических задач, с учётом уровня представлений детей о разных группах растений.

    Воспитатель сам может придумать различные варианты игр: ввести в них дополнительные задания, новые роли, обогатить сведениями об окружающей детей природе.

    Игры для детей 5-7 лет.

     Перед детьми 5-7 нужно ставить более сложные задачи, требующие умения выделять отдельные части растений, сравнивать их, объединять их, устанавливать последовательность изменений по мере роста и развития.

  1. Находить предмет с помощью одного анализатора (на ощупь, на вкус, по запаху).
  2. Описывать предметы и находить по описанию.
  3. Находить целое по части  и часть по целому.
  4. Составлять целое из частей.
  5. Группировать предметы по месту произрастания.
  6. Группировать предметы по использованию их в жизни.
  7. Устанавливать последовательность стадий развития растений.

    В основе словесных игр – СЛОВА.  « Кто живёт во дворе?» «Коза рогатая» и др. Игры путешествия. Словесные игры проводятся преимущественно в старших  группах и очень важны для подготовки детей к школе, так как требуют и, следовательно, развивают умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос.

    Каждая дидактическая игра содержит задачу, решения которой требует определённой умственной работы, хотя и воспринимается им как игровая. Наиболее важны для умственного развития детей следующие:  сравнение предметов, отгадывание и загадывание загадок, обобщение предметов, быстрое припоминание, точное определение. Независимо от характера задачи все дидактические игры развивают у детей произвольное внимание – умение сосредоточиться на поставленной цели.

    Сравнение – один из важнейших приёмов познания окружающего мира. Умение сравнивать развивается постепенно и нуждается в упражнениях.

    Процесс сравнения, установления сходства и различия заставляет ребёнка, приглядываться, задумываться, самостоятельно делать выводы.

    Когда у детей накоплено достаточно представлений о предметах и их признаках, можно проводить игры, в которых требуется обобщение: в «Чудесный мешочек».

    Но и в этих играх содержание черпается из представлений детей об окружающем и связано с задачами воспитания. Иногда и  бессюжетные игры вводится образ, например загадки, загадывает  Петрушка или другой  сказочный персонаж.

    Тоя, что игровую задачу ставит перед детьми не воспитатель, а кукла, очень повышает умственную активность малышей.

    В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.), настольные печатные игры и словесные игры.

    Игры с предметами наиболее доступны детям, т.к. основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребёнка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ним.

    Настольные печатные игры, так же и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям даётся не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Некоторые виды лото, парные картинки знакомят детей с животными, птицами, овощами, фруктами, их качествами и свойствами.

    Наиболее сложны словесные игры: они связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребёнка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы, умозаключения не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки.

    Умение обобщать требуют и некоторые печатные игры, например: подобрать картинки про лето, зиму, отобрать животных домашних и диких.

    Наиболее интересны для детей и полезны для их умственного развития разнообразные игры – загадки. Отгадывание и особенно загадывание загадок требует рассуждения, умение определить существенные признаки.

    Некоторые словесные игры для старших дошкольников строятся на соревновании в сообразительности, умении быстро припомнить,  мобилизировать  свои знания, дать точный ответ.

    Напряжённого внимания и сообразительности требует игра в «небылицы» нужно заменить небылицы при чтении или рассказе.

    Сообразительности и внимания требуют также игры, в которых из частей составляется целое – разрезные картинки, кубики.

Классификация игр природоведческой тематике (по Логиновой,  Ядешко).

Содержание:

ТВОРЧЕСКИЕ.

Сюжетно – ролевые: зоопарк, аптека, магазин «цветы» птичник, колхозный двор, уборка урожая.

Их разновидность: строительные с природным материалом (песок, глина, снег, камешки, шишки, вода, ветром).

Игры с готовым содержанием и правилами.

    В основе используется материал, дидактические, подвижные игры.

Дидактические.

Предметные. В основе используется естественный материал, объект.

С природным материалом (снег, куличики, плетение венков, вода, камешки, семена).

С натуральными объектами их частями (комнатные растения, цветы, листья, деревья, куст).

Игры упражнения.

Игры поручения основаны на имитации, проводится только с взрослым.

 «Чудесный мешочек»  2 мл.гр. – узнавать по характерным признакам внешнего вида.

                                             Средняя группа – узнавать предметы на ощупь.

                                              Старшая группа и подг.гр. – узнавать с помощью одного анализа (вкус, запах, ветка черёмухи, яблоко, апельсин, и т.д. Признакам – целое, части, по почкам).

Настольно – печатные.

Словесные.

Словесно – дидактические в основе слово. сложные – нет изображения, оперируют представлениями.  2 мл.гр. – на птичьем дворе, петушок, коза рогатая.

                                      средняя  группа – что сажают в огороде (в саду), кто в домике живёт;

                                       стр. и подг.гр. – съедобное – несъедобное; кто где живёт, назови 3-х домашних (диких) животных, 3 -5  породы деревьев, 3-5 вида цветов, вершки – корешки, небылицы, загадки.

Игры забавы.

Игры путешествия. Круглый год. Путешествие в лес, в парк, к воде, к комнатным растениям. Можно стать практической моделью правильного поведения в плане экологического воспитания. Главное звено – воображаемая  ситуация. Важен момент – установка воспитателя на правильное поведение  в лесу, в парке и т.д.

Развивающие игры.

Игры экологического содержания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование игры в экологическом воспитании детей"

Описаны варианты игр на познание и классификацию объектов окружающего мира, на развитие чувственного восприятия, игры, способствующие формированию основ экологического самосознания....

"Теоретические основы использование игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"

МБДОУ « Детский сад № 118» города Чебоксары      Доклад по теме:"Теоретические основы использование игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"...

"Теоретические основы использования дидактической игры в экологическом воспитании детей"

Каким же образом игра может быть использована в педагогическом процессе ознакомлении дошкольников с природой? Каковы её функции и место в ряду методов и приемов , обеспечивающих формирование у детей р...

Опыт работы по экологическому воспитанию «Дидактическая игра –в экологическом воспитании детей»

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с приро...

Теоретические предпосылки использования игры в экологическом воспитании детей

В статье говорится об использовании игр в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста....

Статья на тему: «ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ОглавлениеТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 31.1 Дидактическая игра: значение, сущность, методика проведения. ...

Использование элементов технологии квест - игры в экологическом воспитании детей раннего возраста

Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности...