Теоретические предпосылки использования игры в экологическом воспитании детей
статья
В статье говорится об использовании игр в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Теоретические предпосылки использования игры в экологическом воспитании детей».
В последние десятилетия на игровую деятельность дошкольников обращено пристальное внимание ведущих психологов и педагогов. Д.Б.Элькониным вскрыта социальная природа и механизм становления сюжетно – ролевой игры в возрастном развитии ребенка. Исследователем установлено влияние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и нравственно – волевое развитие. Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекала внимание педагогов. К.Д.Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если их сопровождать игрой. Такого же мнения придерживались ведущие современные педагоги А.С.Макаренко, Е.И.Тихеева, Р.И.Жуковская, Д.Б.Менджерицкая и другие. Позиция понимания целесообразности исследования игры в обучении детей дошкольного возраста вывела исследователей на проблему разработки дидактических игр, цель которых – обеспечение наилучших условий для усвоения различных понятий, выработки навыков и умений. Исследованиями Е.Н.Удальцовой, Ф.Н.Блехер, А.Н.Сорокиной, А.П.Усовой, В.А.Аванесовой, А.К.Бондаренко и других установлено, что дидактическая игра на занятиях может быть использована и для обучения детей. С ее помощью решаются учебные задачи: формирование навыков умственной деятельности детей, умений использовать приобретенные знания в новых ситуациях. Дидактическая игра может быть формой организации обучения, методом закрепления знаний, средством воспитания нравственно – волевых, коллективистских качеств. Специфика дидактической игры как игры обучающей заключена в ее структуре, содержащей на ряду с игровыми, учебные задачи. Установлено, что любое произвольное изменение соотношений структурных элементов игры ведет превращению ее в систему упражнений. Хрупкость дидактической игры, быстрое разрушение ее занимательности под натиском учебных задач, направлено главным образом на закрепление имеющихся у детей знаний, а не на соблюдение им новой информации побуждают расширить поток связей обучения дошкольников с игрой, в частности сюжетно – ролевой как основным видом игры этого периода. Такой поиск ведется сейчас разными исследователями. Он особенно важен для экологического воспитания детей дошкольной педагогике. Возможность использования сюжетно – ролевой игры в экологическом воспитании детей может опираться на ряд теоретических положений, высказанных известными исследователями в дошкольной педагогике. Игра, по выражению А.В.Запорожцева, - это эмоциональная деятельность и эффективность обучения в большой степени зависит от эмоционального отношения ребенка к воспитателю, который обучает; к заданию, которое он дает детям; ко всей ситуации занятия. Несомненно, включение элементов в сюжетно – ролевой игры в процесс формирования у детей представлений о природе создаст эмоциональный фон, который может обеспечить более эффективный результат усвоения знаний. А.В.Запорожец подчеркивает: эмоциональные проявления влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и более широко на умственную активность ребенка и его творческие способности. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживание ребят, не может не оказать влияние на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. Подтверждением является исследование Л.А.Абрамян, показавшее, что через игру легко налаживается позитивное отношение к окружающим людям, формируются новые положительные эмоции и чувства. Важна и обратная сторона явления: экологические знания, вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую деятельность, станут ее содержанием, чем знания, воздействия которых затрагивало лишь интеллектуальную сторону личности дошкольников. Можно не сомневаться, что чем чаще воспитатель будет использовать игру на занятиях, чем удачнее и разнообразнее будут его находки, тем эффективнее окажется их влияние на самостоятельную игровую деятельность. Экологическое воспитание также можно осуществлять путем привлечения элементов сюжетно – ролевой игры в процесс обучения дошкольников и формирования у них осознанно – правильного отношения к растениям и животным, к себе как части природы, к материалам природного происхождения и предметам, изготовленным из них. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, искусствоведов, биологов. Большинство современных ученых объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определенном этапе развития общества. Окружающая ребенка действительность чрезвычайно многообразна, а в игре находят отражение лишь определенные ее стороны, а именно: сфера человеческой деятельности, труда, отношений между людьми. В первые годы жизни у ребенка преобладает интерес к предметам, вещам, которые используют окружающие. Поэтому в играх детей этого возраста воссоздаются действия взрослого с чем – то, с каким – то предметом. В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию. В игре находят выражение основные потребности ребенка – дошкольника. Прежде всего, как уже говорилось выше, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. По мере развития ребенка расширяется осознаваемый им мир, возникает внутренняя потребность участвовать в такой деятельности взрослых, которая в реальной жизни ему недоступна. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства. В процессе игры выделяют две формы отношений между детьми. Игровые отношения определяются ролями, потому что для самих играющих детей главное – выполнение взятой роли. Особое место в структуре сюжетно – ролевой игры занимают и реальные отношения. В процессе игры, когда отношения между детьми определяются взятыми ролями, они не перестают тем не менее относиться друг к другу как товарищи по игре. В своей игре дети используют различного рода предметы. Это не только игрушки, предметы, но и предметы – заместители. У старших дошкольников главным содержанием игры становится подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли. Причем дети этого возраста чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил своими товарищами по игре. У старших дошкольников в возрасте 6 – 7 лет наблюдается предварительное коллективное планирование игры, распределение ролей и коллективный подбор игрушек. В ходе игры дети контролируют действия друг друга, указывают, как должен вести себя ребенок, взявший на себя определенную роль. Усиливается связь между членами игровой группы; коллективы играющих детей становятся более многочисленными и существуют сравнительно долго. Таким образом, игра является одним из видов человеческой деятельности, самовыражение человека, способ его совершенствования, ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста. Исследования отмечают ценность игры, ее условность, указывают на ее значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование игры в экологическом воспитании детей"
Описаны варианты игр на познание и классификацию объектов окружающего мира, на развитие чувственного восприятия, игры, способствующие формированию основ экологического самосознания....
"Теоретические основы использование игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"
МБДОУ « Детский сад № 118» города Чебоксары Доклад по теме:"Теоретические основы использование игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"...
"Теоретические основы использования дидактической игры в экологическом воспитании детей"
Каким же образом игра может быть использована в педагогическом процессе ознакомлении дошкольников с природой? Каковы её функции и место в ряду методов и приемов , обеспечивающих формирование у детей р...
Опыт работы по экологическому воспитанию «Дидактическая игра –в экологическом воспитании детей»
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с приро...
Теоретические предпосылки использования игры в экологическом воспитании детей.
Взаимосвязь игры (ведущей деятельности дошкольников) с процессом представлений о природе – вопрос малоисследованный, но, перспективный. Включения элементов сюжетно-ролевых игр в процесс обучения...
Статья на тему: «ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
ОглавлениеТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 31.1 Дидактическая игра: значение, сущность, методика проведения. ...
Использование элементов технологии квест - игры в экологическом воспитании детей раннего возраста
Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности...