Методическая разработка "Волшебный песок"
методическая разработка

Марина Шиганова

методическая разработка по песочной терапии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 47 Невского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

Коррекция эмоционально-волевой сферы дошкольников в технике песочной терапии

«Волшебный песок»

Шиганова Марина Владимировна

педагог-психолог

Содержание

  1. Введение
  2. Основная часть
  3. Заключение
  4. Литература
  5. Приложения
  1. Введение

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние, улучшает самочувствие. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития человека.

        Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника сегодня весьма актуально, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности.

Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции.

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях, а отрицательные тормозят процесс развития.

Психологи считают, что все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка.

Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных  проблем психологии и педагогики.

Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
• Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
• Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». Соприкасаясь пальцами с песком, ваши нервные окончания посылают сигналы в мозг и начинают стимулировать его работу.
• В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
• В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
• В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

Новизна техники состоит в использовании метода песочной терапии в работе с  детьми дошкольного возраста с целью коррекции и развития эмоционально – волевой сферы.

Ведущей психолого-педагогической идеей деятельности является создание условий для развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста через использование метода песочной терапии.

  1. Основная часть.  

Целью деятельности является   коррекция эмоционально-волевой сферы воспитанников старшего дошкольного возраста через использование песочной терапии.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- создать максимально спокойную и доброжелательную атмосферу для свободного общения, игры и воображения, открытого выражения своих чувств, богатого эмоционального мира;

- учить различать основные эмоции и состояния;

- актуализировать желание умения регулировать настроение, улучшать настрой себе и другим;

-содействовать снятию эмоционального и мышечного напряжения, гармонизации внутреннего состояния и получению позитивного эффекта деятельности воспитанников.

Форма занятий:

Групповая (микрогруппы), индивидуальная.

Методы проведения занятий:

Игры, упражнения, музыкотерапия, сказкотерапия.

Структура коррекционно-развивающего занятия с использованием песочной терапии:

Этап

Назначение

1

Ритуал «входа» в волшебную страну

Создать настрой на совместную работу

2

Повторение

Вспомнить то, что делали в прошлый раз, какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились

3

Расширение

Завязка нового сюжета , постановка проблемы ,задач ,поиск решений , самостоятельная деятельность

4

Интеграция

Связать новый опыт с реальной жизнью

5

Рефлексия занятия

Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся

6

Ритуал «выхода» из песочной страны

Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде

Все дети с удовольствием посещают занятия, с нетерпением ожидают продолжения, с восторгом делятся впечатлениями с родителями и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения, что свидетельствует о заинтересованности и мотивации к изменениям.

Чтобы вместе с детьми отправиться в увлекательное путешествие в волшебную  Песочную страну, необходима песочница.  

 Оборудование:

  Песочница с сухим песком (перед использованием песок должен быть просеян, обеззаражен), бессейн с кинетическим песком, также цветной песок, коллекция миниатюрных фигурок, наборы диких, домашних животных, морских обитателей,камни,ракушки, счетные палочки ,грабельки ,ложечки и др.предметы.

  1. Заключение.

В результате использования техники песочной терапии в работе с  детьми дошкольного возраста с целью коррекции и развития эмоционально – волевой сферы я наблюдаю положительные изменения у детей:

 - эмоции приобретают значительно большую глубину и устойчивость, преобладают положительные эмоции;

- развивается умение сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств;

- эмоциональная реакция ребенка максимально адекватна ситуации; наблюдается изменение характера детских рисунков (уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок);

-  появляется постоянная дружба со сверстниками;

- снизился уровень агрессии.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что результативность  опыта доказывает эффективность системного использования метода песочной терапии для эмоционально – волевого развития детей старшего дошкольного возраста.

  1. Литература

1. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010 – 74с.

2. Вайнер М.Э. Эмоциональное развитие детей: возрастные особенности, диагностика и критерии оценки / М.Э.Вайнер // Коррекционно-развивающее образование. - 2008. - №4. - С.64.

3. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-Пресс», 2011. – 80 с.

4. Сорин А.В. Практика использования методов песочной терапии. Справочник педагога – психолога. Детский сад. № 7 2012.

5. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2003. – 176 с.

6. Шубина Т.Б. Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста с использованием сказкотерапевтической песочной терапии: Опыт работы, 2011. – 40 с.

  1. Приложения

  1. Фотографии образовательной деятельности

IMG_20201215_152241.jpg

IMG_20201215_152318.jpg

IMG-20201124-WA0001.jpg

2. Ритуал приветствия и прощания

Ритуалы  приветствия.

 «Веселое приветствие»

Дети стоят в кругу, здороваются с соседями справа и слева пальчиками, ладошками, локтями, носиками и т.д.

«Дружба начинается с улыбки»

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

Или в стихотворной форме:

(дети стоят, взявшись за руки)

В ладошки наши посмотри

В них доброту,любовь найди

Чтоб злодеев побеждать

Мало просто много знать

Надо быть активным

Смелым ,добрым,сильным

А еще желательно делать все внимательно

***

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

***

Покажите ладошки, мои крошечки

( Дети показывают свои ладошки воспитателю)

Я поглажу вас по ладошечке

(Воспитатель гладит детей по ладошкам)

А вот и мои ладошки

(Воспитатель показывает свои ладошку детям)

И вы погладте меня по ладошке .

(Дети гладят ладошку воспитателя)

***

Что за чудо-чудеса:

раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

вот ладошка левая.

И скажу вам, не тая,

Руки всем нужны, друзья!

Сильные руки не бросятся в драку,

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лепить.

Чуткие руки умеют дружить!

 

Ритуалы прощания

«Круг друзей»

Стоя или сидя в круге, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех.

«Солнечные лучики»

Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.

 

Речёвки

Вместе хлопнули в ладоши (Все хлопают в ладоши,

Дружно топнули ногою топают ногами,

Всё, во что мы здесь играли, и вместе кружатся парами)

Мы запомнили с тобой

До свиданья всем сказали

И отправились домой

***

Дети встают в круг, берутся за руки, покачивая руками, произносят:

Мы играли, веселились,

Танцевали и резвились.

А теперь пришла пора

Попрощаться нам друзья!

***

В ладошки наши посмотри

Мудрее стали ведь они!

Спасибо,милый наш песок,

Ты нам смелее стать помог!

  1. Картотека игр с песком на снятие психо-эмоционального напряжения

Здравствуй песок!

       Цель: снижение психофизического напряжения.

Оборудование: "Волшебник - песок"

Ход игры: Педагог-психолог просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка.

Ребенок:

  • дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
  • легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
  • дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;
  • перетирает песок между пальцами, ладонями.

В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка или его хозяин — ...»

Дети старшего дошкольного возраста описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.

Победитель злости

Цель: снятие нервно психического напряжения, развитие способности справляться с гневом.

Оборудование: "Волшебник - песок"

Ход игры: Педагог-психолог. Сегодня мы поговорим о настроении. Какое оно бывает у тебя? Что случается с тобой, когда ты сердишься, злишься? Что говорят и делают взрослые, когда ты сердишься? (Ответы ребенка.)

Твое злое настроение заставляет тебя делать и говорить разные вещи, от которых сердятся и огорчаются взрослые. А после того как злость ушла, тебе бывает грустно или неприятно. Открою тебе секрет — каждый большой и маленький человек имеет право злиться. Есть много игр, которые учат нас «сердиться правильно», то есть так, чтобы не обижать других. Одну из таких игр тебе подарит  песок. Смотри, как можно с помощью песка вылепить и увидеть собственную злость, а потом победить ее. (Если напряжение ребенка слишком велико, то в этом случае можно предложить ему с силой сжать песок, утрамбовать поверхность песка кулаками и пр.)

Ребенок по примеру взрослого делает из песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот: «В этом шаре теперь живет твоя злость». Данный процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за «плохое поведение, мысли, чувства». Старший дошкольник может комментировать весь процесс изготовления «шара-злюки», которому в итоге присваиваются все злые мысли и действия.

Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая волшебное заклинание: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Малыш дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и контроля со стороны взрослого, он получает также специфическое удовольствие от разрушения. После этого ребенок руками медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на ней отпечатки своих ладоней — успокоение, обретение равновесия и контроля над собственными чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен». При желании ребенок может украсить свои отпечатки ладоней на песке.

Азбука настроений

Цель: Развитие у детей способности с помощью пальчиков изображать на песке различное настроение.

Оборудование: "Волшебник - песок, палочки, презентация «цепочка настроения».

Ход игры: Педагог-психолог предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением людей испытывающих разное настроение.

 Затем педагог-психолог предлагает пальчиками на песке нарисовать настроение, соответствующее словесному описанию педагога. Например, «с утра пасмурно, нет солнца, идет сильный дождь» и т. д.

Норки для мышки

Цель: снятие мышечного напряжения, развитие мышления, воображения, мелкой моторики.

Оборудование: "Волшебник - песок" ,миниатюрные фигурки, совочек.

Ход игры: Ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки - норки руками или совочком. Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, педагог берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее "мышка-норушка" пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек - зайчиков, лисят, медвежат и пр.

 Театр

Цель: формирование положительного настроя, развитие у детей творческих способностей моделировать ситуации сказок с использованием различного природного оборудования.

Оборудование: "Волшебник - песок" - видеозапись сказки, песочный стол, пластмассовые фигурки к сказке (набор для сказки "Три медведя"), веточки деревьев, шишки, раскрашенные в зеленый цвет, камешки, набор детской мебели.

Ход игры: Педагог-психолог говорит ребенку: "Сегодня мы с тобой отправимся в настоящий театр, но он будет не обычный, а на песке. Сейчас мы с тобой посмотрим и  послушаем сказку "Три поросенка" и т.д., а затем начнём наше представление". После прослушивания или прочтения сказки просим ребенка выложить на песке декорации сказки. Вспомни, какие в сказке были деревья, цветы, дома, растения, и т. д. Выбери из этих предметов то, что подходит.

В театрализованную постановку можно играть с подгруппой детей, разъигрывая сюжет сказки по ролям.

Игра-упражнение «Мы создаем мир»

Цель: развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его

мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.

Материалы: песочница с песком, фигурки для игры в песочнице в

соответствии с темой: лес, поляна и их обитатели; море, река, озеро и их

обитатели; город и его жители, профессии и службы; деревня и ее жители;

космическое путешествие.

Ход : Психолог показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ — город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по разнообразные природные и рукотворные

Сообщества (тема построений может соответствовать теме занятий в группе).

Например, «Первый урок волшебства: лес, поляна и их обитатели»

Цель: развитие тактильной чувствительности, слуховой памяти, произвольности.

Инструкция: «Сегодня ты превращаешься в маленького волшебника, но

даже волшебство не совершается просто так. Сейчас Песочная фея наколдует лес,

она произнесет волшебные слова: «Елки, березки, боровики». Ты должен закрыть

глаза и подождать немного, только без разрешения глаза не открывай. (Ребенок

закрывает глаза, взрослый бесшумно засаживает песок игрушечными деревьями,

цветами, грибами.) Открой глазки и посмотри — как красиво, интересно это у нее

получилось! У феи есть замечательные помощники — пальцы (взрослый

сжимает-разжимает пальцы, «ходит» ими по песку, выкапывает ямки, ребенок

делает то же). Попроси свои пальчики помочь тебе в колдовстве. А теперь ты

произнеси те же волшебные слова, что и фея, и наколдуй другой лес. Какие

животные живут в лесу? Пригласи их в свой лес».

Если ребенок неправильно воспроизвел «волшебные слова», часть игрушек

взрослый прячет, вновь повторяет слова. После «посадки леса» взрослый может

вводить для запоминания еще несколько дополнительных слов, связанных с

сюжетом, например название дерева, цветка, гриба (не более трех-четырех новых

слов). Аналогичным образом выполняются упражнения: «Второй урок волшебства: море, река, озеро и их обитатели», «Третий урок волшебства: город и его жители, профессии и службы», «Четвертый урок волшебства: деревня и ее жители», «Пятый урок волшебства: космическое путешествие; встреча с инопланетянами». Задание формулируется так же, как и в первом уроке. Меняются персонажи, способы создания ландшафта, «волшебные слова».

Количество и сложность запоминаемых слов должны соответствовать возрасту

ребенка.

Игра-упражнение «Песочные прятки»

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия,

образного мышления, произвольности.

Материалы: песочница с песком, фигурки для игры в песочнице.

Ход: Инструкция: «Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки.

Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в

песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты

должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками,

использовать палочки, кисточки».

Усложнение. Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку

игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при

раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить

свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило,

он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать

игрушки очень осторожно.

Упражнение «Узоры на песке»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Материалы: песочница с песком, кисточка.

Ход: Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого.

Инструкция: «Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом.

Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай

свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу —

из треугольников».

Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной

последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.

Игра «Секретики»

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия,

образного мышления, воображения.

Оборудование: песок, кусочки оргстекла, фантики, камушки, цветы,

Ход игры: В песке делается углубление. В нем ребёнок раскладывает

листья и мелкие цветочки, а затем накрывает их сверху стеклышком. Композиция

засыпается песком, и секрет готов.

Осторожно расчистив пальцами песок, любой желающий может посмотреть

на цветочную композицию, сделанную юным флористом.

Дети самостоятельно изготавливают и ищут «секретики» друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здравствуй, песок!» методические рекомендации для воспитателей

Методические рекомендации для воспитателей по работе с песком....

Методическая разработка "Волшебный песок"

Развивать познавательно-исследовательскую деятельность....

Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет «Образовательный маршрут «Что такое песок?»

Этот образовательный маршрут посвящен песку. Песок - с одной стороны такой знакомый всем и простой материал, а с другой - такой загадочный и таинственный. Смотришь на него и не можешь оторвать взгляд....

Методическая разработка по познавательному развитию с использованием элементов психологической разгрузки с учетом арт - терапевтической технологии «Кинетический песок» для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для дете

Методическая разработка по познавательному развитию с использованием элементов психологической разгрузки с учетом  арт - терапевтической технологии «Кинетический песок» для детей стар...

Методическая разработка "Песок. Свойства песка"

Методическая разработка "Песок. Свойства песка"...