Методическая разработка "Волшебный песок"
методическая разработка
методическая разработка по песочной терапии
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 47 Невского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
Коррекция эмоционально-волевой сферы дошкольников в технике песочной терапии
«Волшебный песок»
Шиганова Марина Владимировна
педагог-психолог
Содержание
- Введение
- Основная часть
- Заключение
- Литература
- Приложения
- Введение
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!
Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние, улучшает самочувствие. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития человека.
Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника сегодня весьма актуально, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности.
Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции.
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях, а отрицательные тормозят процесс развития.
Психологи считают, что все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка.
Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных проблем психологии и педагогики.
Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
• Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
• Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». Соприкасаясь пальцами с песком, ваши нервные окончания посылают сигналы в мозг и начинают стимулировать его работу.
• В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
• В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
• В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.
Новизна техники состоит в использовании метода песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста с целью коррекции и развития эмоционально – волевой сферы.
Ведущей психолого-педагогической идеей деятельности является создание условий для развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста через использование метода песочной терапии.
- Основная часть.
Целью деятельности является коррекция эмоционально-волевой сферы воспитанников старшего дошкольного возраста через использование песочной терапии.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- создать максимально спокойную и доброжелательную атмосферу для свободного общения, игры и воображения, открытого выражения своих чувств, богатого эмоционального мира;
- учить различать основные эмоции и состояния;
- актуализировать желание умения регулировать настроение, улучшать настрой себе и другим;
-содействовать снятию эмоционального и мышечного напряжения, гармонизации внутреннего состояния и получению позитивного эффекта деятельности воспитанников.
Форма занятий:
Групповая (микрогруппы), индивидуальная.
Методы проведения занятий:
Игры, упражнения, музыкотерапия, сказкотерапия.
Структура коррекционно-развивающего занятия с использованием песочной терапии:
Этап | Назначение | |
1 | Ритуал «входа» в волшебную страну | Создать настрой на совместную работу |
2 | Повторение | Вспомнить то, что делали в прошлый раз, какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились |
3 | Расширение | Завязка нового сюжета , постановка проблемы ,задач ,поиск решений , самостоятельная деятельность |
4 | Интеграция | Связать новый опыт с реальной жизнью |
5 | Рефлексия занятия | Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся |
6 | Ритуал «выхода» из песочной страны | Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде |
Все дети с удовольствием посещают занятия, с нетерпением ожидают продолжения, с восторгом делятся впечатлениями с родителями и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения, что свидетельствует о заинтересованности и мотивации к изменениям.
Чтобы вместе с детьми отправиться в увлекательное путешествие в волшебную Песочную страну, необходима песочница.
Оборудование:
Песочница с сухим песком (перед использованием песок должен быть просеян, обеззаражен), бессейн с кинетическим песком, также цветной песок, коллекция миниатюрных фигурок, наборы диких, домашних животных, морских обитателей,камни,ракушки, счетные палочки ,грабельки ,ложечки и др.предметы.
- Заключение.
В результате использования техники песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста с целью коррекции и развития эмоционально – волевой сферы я наблюдаю положительные изменения у детей:
- эмоции приобретают значительно большую глубину и устойчивость, преобладают положительные эмоции;
- развивается умение сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств;
- эмоциональная реакция ребенка максимально адекватна ситуации; наблюдается изменение характера детских рисунков (уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок);
- появляется постоянная дружба со сверстниками;
- снизился уровень агрессии.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что результативность опыта доказывает эффективность системного использования метода песочной терапии для эмоционально – волевого развития детей старшего дошкольного возраста.
- Литература
1. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010 – 74с.
2. Вайнер М.Э. Эмоциональное развитие детей: возрастные особенности, диагностика и критерии оценки / М.Э.Вайнер // Коррекционно-развивающее образование. - 2008. - №4. - С.64.
3. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-Пресс», 2011. – 80 с.
4. Сорин А.В. Практика использования методов песочной терапии. Справочник педагога – психолога. Детский сад. № 7 2012.
5. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2003. – 176 с.
6. Шубина Т.Б. Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста с использованием сказкотерапевтической песочной терапии: Опыт работы, 2011. – 40 с.
- Приложения
- Фотографии образовательной деятельности
2. Ритуал приветствия и прощания
Ритуалы приветствия.
«Веселое приветствие»
Дети стоят в кругу, здороваются с соседями справа и слева пальчиками, ладошками, локтями, носиками и т.д.
«Дружба начинается с улыбки»
Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.
Или в стихотворной форме:
(дети стоят, взявшись за руки)
В ладошки наши посмотри
В них доброту,любовь найди
Чтоб злодеев побеждать
Мало просто много знать
Надо быть активным
Смелым ,добрым,сильным
А еще желательно делать все внимательно
***
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
***
Покажите ладошки, мои крошечки
( Дети показывают свои ладошки воспитателю)
Я поглажу вас по ладошечке
(Воспитатель гладит детей по ладошкам)
А вот и мои ладошки
(Воспитатель показывает свои ладошку детям)
И вы погладте меня по ладошке .
(Дети гладят ладошку воспитателя)
***
Что за чудо-чудеса:
раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
вот ладошка левая.
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья!
Сильные руки не бросятся в драку,
Добрые руки погладят собаку.
Умные руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить!
Ритуалы прощания
«Круг друзей»
Стоя или сидя в круге, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех.
«Солнечные лучики»
Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.
Речёвки
Вместе хлопнули в ладоши (Все хлопают в ладоши,
Дружно топнули ногою топают ногами,
Всё, во что мы здесь играли, и вместе кружатся парами)
Мы запомнили с тобой
До свиданья всем сказали
И отправились домой
***
Дети встают в круг, берутся за руки, покачивая руками, произносят:
Мы играли, веселились,
Танцевали и резвились.
А теперь пришла пора
Попрощаться нам друзья!
***
В ладошки наши посмотри
Мудрее стали ведь они!
Спасибо,милый наш песок,
Ты нам смелее стать помог!
- Картотека игр с песком на снятие психо-эмоционального напряжения
Здравствуй песок!
Цель: снижение психофизического напряжения.
Оборудование: "Волшебник - песок"
Ход игры: Педагог-психолог просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка.
Ребенок:
- дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
- легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
- дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;
- перетирает песок между пальцами, ладонями.
В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка или его хозяин — ...»
Дети старшего дошкольного возраста описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.
Победитель злости
Цель: снятие нервно психического напряжения, развитие способности справляться с гневом.
Оборудование: "Волшебник - песок"
Ход игры: Педагог-психолог. Сегодня мы поговорим о настроении. Какое оно бывает у тебя? Что случается с тобой, когда ты сердишься, злишься? Что говорят и делают взрослые, когда ты сердишься? (Ответы ребенка.)
Твое злое настроение заставляет тебя делать и говорить разные вещи, от которых сердятся и огорчаются взрослые. А после того как злость ушла, тебе бывает грустно или неприятно. Открою тебе секрет — каждый большой и маленький человек имеет право злиться. Есть много игр, которые учат нас «сердиться правильно», то есть так, чтобы не обижать других. Одну из таких игр тебе подарит песок. Смотри, как можно с помощью песка вылепить и увидеть собственную злость, а потом победить ее. (Если напряжение ребенка слишком велико, то в этом случае можно предложить ему с силой сжать песок, утрамбовать поверхность песка кулаками и пр.)
Ребенок по примеру взрослого делает из песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот: «В этом шаре теперь живет твоя злость». Данный процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за «плохое поведение, мысли, чувства». Старший дошкольник может комментировать весь процесс изготовления «шара-злюки», которому в итоге присваиваются все злые мысли и действия.
Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая волшебное заклинание: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Малыш дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и контроля со стороны взрослого, он получает также специфическое удовольствие от разрушения. После этого ребенок руками медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на ней отпечатки своих ладоней — успокоение, обретение равновесия и контроля над собственными чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен». При желании ребенок может украсить свои отпечатки ладоней на песке.
Азбука настроений
Цель: Развитие у детей способности с помощью пальчиков изображать на песке различное настроение.
Оборудование: "Волшебник - песок, палочки, презентация «цепочка настроения».
Ход игры: Педагог-психолог предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением людей испытывающих разное настроение.
Затем педагог-психолог предлагает пальчиками на песке нарисовать настроение, соответствующее словесному описанию педагога. Например, «с утра пасмурно, нет солнца, идет сильный дождь» и т. д.
Норки для мышки
Цель: снятие мышечного напряжения, развитие мышления, воображения, мелкой моторики.
Оборудование: "Волшебник - песок" ,миниатюрные фигурки, совочек.
Ход игры: Ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки - норки руками или совочком. Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, педагог берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее "мышка-норушка" пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек - зайчиков, лисят, медвежат и пр.
Театр
Цель: формирование положительного настроя, развитие у детей творческих способностей моделировать ситуации сказок с использованием различного природного оборудования.
Оборудование: "Волшебник - песок" - видеозапись сказки, песочный стол, пластмассовые фигурки к сказке (набор для сказки "Три медведя"), веточки деревьев, шишки, раскрашенные в зеленый цвет, камешки, набор детской мебели.
Ход игры: Педагог-психолог говорит ребенку: "Сегодня мы с тобой отправимся в настоящий театр, но он будет не обычный, а на песке. Сейчас мы с тобой посмотрим и послушаем сказку "Три поросенка" и т.д., а затем начнём наше представление". После прослушивания или прочтения сказки просим ребенка выложить на песке декорации сказки. Вспомни, какие в сказке были деревья, цветы, дома, растения, и т. д. Выбери из этих предметов то, что подходит.
В театрализованную постановку можно играть с подгруппой детей, разъигрывая сюжет сказки по ролям.
Игра-упражнение «Мы создаем мир»
Цель: развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его
мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.
Материалы: песочница с песком, фигурки для игры в песочнице в
соответствии с темой: лес, поляна и их обитатели; море, река, озеро и их
обитатели; город и его жители, профессии и службы; деревня и ее жители;
космическое путешествие.
Ход : Психолог показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ — город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по разнообразные природные и рукотворные
Сообщества (тема построений может соответствовать теме занятий в группе).
Например, «Первый урок волшебства: лес, поляна и их обитатели»
Цель: развитие тактильной чувствительности, слуховой памяти, произвольности.
Инструкция: «Сегодня ты превращаешься в маленького волшебника, но
даже волшебство не совершается просто так. Сейчас Песочная фея наколдует лес,
она произнесет волшебные слова: «Елки, березки, боровики». Ты должен закрыть
глаза и подождать немного, только без разрешения глаза не открывай. (Ребенок
закрывает глаза, взрослый бесшумно засаживает песок игрушечными деревьями,
цветами, грибами.) Открой глазки и посмотри — как красиво, интересно это у нее
получилось! У феи есть замечательные помощники — пальцы (взрослый
сжимает-разжимает пальцы, «ходит» ими по песку, выкапывает ямки, ребенок
делает то же). Попроси свои пальчики помочь тебе в колдовстве. А теперь ты
произнеси те же волшебные слова, что и фея, и наколдуй другой лес. Какие
животные живут в лесу? Пригласи их в свой лес».
Если ребенок неправильно воспроизвел «волшебные слова», часть игрушек
взрослый прячет, вновь повторяет слова. После «посадки леса» взрослый может
вводить для запоминания еще несколько дополнительных слов, связанных с
сюжетом, например название дерева, цветка, гриба (не более трех-четырех новых
слов). Аналогичным образом выполняются упражнения: «Второй урок волшебства: море, река, озеро и их обитатели», «Третий урок волшебства: город и его жители, профессии и службы», «Четвертый урок волшебства: деревня и ее жители», «Пятый урок волшебства: космическое путешествие; встреча с инопланетянами». Задание формулируется так же, как и в первом уроке. Меняются персонажи, способы создания ландшафта, «волшебные слова».
Количество и сложность запоминаемых слов должны соответствовать возрасту
ребенка.
Игра-упражнение «Песочные прятки»
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия,
образного мышления, произвольности.
Материалы: песочница с песком, фигурки для игры в песочнице.
Ход: Инструкция: «Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки.
Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в
песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты
должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками,
использовать палочки, кисточки».
Усложнение. Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку
игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при
раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить
свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило,
он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать
игрушки очень осторожно.
Упражнение «Узоры на песке»
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
Материалы: песочница с песком, кисточка.
Ход: Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого.
Инструкция: «Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом.
Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай
свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу —
из треугольников».
Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной
последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.
Игра «Секретики»
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия,
образного мышления, воображения.
Оборудование: песок, кусочки оргстекла, фантики, камушки, цветы,
Ход игры: В песке делается углубление. В нем ребёнок раскладывает
листья и мелкие цветочки, а затем накрывает их сверху стеклышком. Композиция
засыпается песком, и секрет готов.
Осторожно расчистив пальцами песок, любой желающий может посмотреть
на цветочную композицию, сделанную юным флористом.
Дети самостоятельно изготавливают и ищут «секретики» друг друга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Здравствуй, песок!» методические рекомендации для воспитателей
Методические рекомендации для воспитателей по работе с песком....
Методические рекомендации для воспитателей групп на тему: «Глина, песок и вода в игре лучшие друзья»
Знакомство детей с Глиной песком и водой...
Методическая разработка "Волшебный песок"
Развивать познавательно-исследовательскую деятельность....
Методическая разработка . Образовательный проект "Песок"
Эксериментальная деятельность...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет «Образовательный маршрут «Что такое песок?»
Этот образовательный маршрут посвящен песку. Песок - с одной стороны такой знакомый всем и простой материал, а с другой - такой загадочный и таинственный. Смотришь на него и не можешь оторвать взгляд....
Методическая разработка по познавательному развитию с использованием элементов психологической разгрузки с учетом арт - терапевтической технологии «Кинетический песок» для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для дете
Методическая разработка по познавательному развитию с использованием элементов психологической разгрузки с учетом арт - терапевтической технологии «Кинетический песок» для детей стар...
Методическая разработка "Песок. Свойства песка"
Методическая разработка "Песок. Свойства песка"...