Методические рекомендации для воспитателей групп на тему: «Глина, песок и вода в игре лучшие друзья»
методическая разработка (младшая группа) на тему

Закатова Надежда Макаровна

Знакомство детей с Глиной песком  и водой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakatova_nadezhda_makarovna.docx21.49 КБ

Предварительный просмотр:

Шестой Всероссийский конкурс педагогических идей « Инновации в образовании»

Методические рекомендации для воспитателей групп

на тему: «Глина, песок и вода в игре лучшие друзья»

Автор составитель:

воспитатель  I категории

Закатова Надежда Макаровна

Муниципальное бюджетное  дошкольное  образовательное учреждение комбинированного вида № 4

г. Ковров, Владимирская область

Чудесная пора – лето! На открытом воздухе дети проводят большую часть дня. Песок, вода, глина – природные материалы – именно сейчас необходимы для детского общения. Могут ли дошкольники усвоить их свойства? Думаю, что три состояния воды они способны поменять.

Самое привлекательное для детей – жидкое состояние. В младшем дошкольном возрасте складываются первые представления о воде: ее можно разделить, вода растекается, вода течет в весеннем ручье, из крана. На прогулке дети могут познакомиться с  этой особенностью воды: например: вылить воду на пол в беседке и понаблюдать  за тем, как она разливается, а затем испаряется под лучами солнца (на  асфальте – лужи высыхают).

Можно провести несложный опыт, уточнения представлений о текучести воды. Возьмите два стаканчика, наполненные водой, а также два – три предмета из твердого материала (палочки, камешки, кубики,  деревянные спилы и т.д.). Сравните свойства этих предметов и свойства воды: твердые предметы сохраняют форму, вода льется, растекается. А у воды есть форма? Самостоятельно, дети должны найти ответ на этот вопрос, переливая воду из одного сосуда в другой (формочки, баночки и т.д.). Результаты экспериментирования обобщите: вода принимает форму сосуда, в который ее наливают. Вода бесцветная, прозрачная, безвкусная, без запаха (пьем воду на прогулке из кувшина) на это обращаете внимание детей.

Нетрудно у детей сформировать представления воде как о жидкости без запаха. «Ничем не пахнет чистая вода», - они, говоря убежденно. Что вода не имеет вкуса,  доказать труднее. Дети часто говорят, утолив жажду: «Ой, какая вкусная!». Смысл слов «вкусная», «вкус» - уточняете. Дети обычно называют словами свои вкусовые ощущения: «горький», «кислый», «соленый», «сладкий». Что вода горькая, соленая, кислая, сладкая, можно так сказать? Что чистая вода не имеет вкуса, таким доступным способом можно сформировать представление об этом. Вода белого цвета, иногда дети ошибочно считают и говорят об этом. Как же их переубедить? Вместе с детьми вспоминаете предметы белого цвета. Поставить рядом прозрачную бутылочку с водой или стакан, затем взять лист бумаги и приложить к стакану. Дети убедятся – на основе  наглядности: чистая вода не имеет цвета – она бесцветна. Прозрачность – еще один из признаков воды. На прогулке  дети могут усвоить этот признак. Пусть дети бросят в таз с водой камешки. Задайте вопросы детям: Прозрачная ли вода в реке, луже, озере? Почему она бывает мутной? Всегда ли вода бывает прозрачной? Подведите детей к обобщению (в заключении):  мутная и грязная вода  - непрозрачная, а чистая вода – прозрачная.

 Есть еще один признак у воды, ознакомиться с которым дошкольнику интересно: способность поверхности воды отражать окружающие предметы. К луже на асфальте  после дождя  подведите детей. Что отражается в воде, рассмотрите. Люди рассматривали себя в старину, наклонитесь над рекой, бочкой с водой. Этот рассказ услышать будет интересно старшим дошкольникам. Сложнее познакомить детей с таким  физическим явлением, как испарение. Сформировать у детей представление о газообразном состоянии воды (облака, тучи, туман, пар). В солнечный, летний день, вылейте на пол в беседке воду. Пол под лучами солнца быстро высохнет, а вода в виде пара исчезнет на  глазах у детей. Необходимо чаще привлекать их внимание к этому процессу: поднимается пар из носика чайника, из-под крышки кастрюли, высохла лужа на участке  после дождя, снизился уровень воды в аквариуме. Окна в раздевалке запотели, «заплакали – когда вернулись с прогулки и сырую одежду развесили на шкафчике сушиться.

С каким удовольствием дети играют с песком.  

«Пусть не сердятся родители,

Что измажутся строители

Потому что тот,  кто строит,

Тот чего-нибудь да стоит!

и не важно, что пока

Этот домик из песка» (Б. Заходер).

Фантазия ребенка богата, развито воображение, умение трудиться, когда он делает подземные дороги и  дороги, с крутых гор, замки, удивительные здания, крепости и глубокие колодцы, сады и парки со скульптурами из песка. Дети воплощают свои замыслы, испытывают творческий подъем, работая с песком. Сколько в них изобретательности и выдумки! Какие они настойчивые в игре! Недолговечен песок, как строительный материал. Дошкольники успевают усвоить только первоначальные представление о свойствах песка: о липкости влажного, о сыпучести сухого песка, о цвете.

С еще с одним свойством песка можно познакомить дошкольников: влажный тяжелее сухого. Следует организовать игры с песком «Испечем куличики». Предложите детям насыпать в одинаковый по размеру ведерки влажный и сухой песок, сравнить, какое ведерко тяжелее. Задайте вопросы: почему ведерко с влажным песком тяжелее,  почему сухой песок легче влажного, пусть дети сами попытаются объяснить. Только тогда им будет понятно, что ветер разносит только сухой песок. Завершить такую работу можно, ознакомив детей с иллюстративным материалом о пустынях, дюнах: почему ветер «выводит волны на просторах пустынь, наметает барханы, дюны.

Познакомите детей с составом песка, чтобы подвести их к пониманию того, почему песок пропускает воду и быстро сохнет. Для этого разложите картонки на краю песочницы и предложите положить на картон горстку песка (каждому ребенку). Поставьте перед детьми познавательную задачу: «Рассмотрите внимательно песок, найдите как можно больше особенностей у песчинок; Дети обязательно обнаружат много интересного: в песке встречаются ракушки, песчинки неодинаковые по размеру (есть крупные и совсем маленькие), по цвету (светлые и попадаются темные), по степени блеска (одни матовые, другие блестят) и т.д.

К выводу несложно подвести, почему песок сыпучий: песчинки рассыпаются по листу бумаги, потому что не скреплены между собой. Причины быстрого высыхания песка станет понятнее детям: между песчинками есть свободное место, куда проникает ветер, солнечное тепло.

Продолжите разговор о глине. С глиной детям удобно заниматься и на группе и на улице. Во время лепки целесообразно познакомить детей со свойствами глины. Дети сразу отметят, что глина мягкая, легко поддается воздействию: они жмут ее в раках, раскатывают колбаску, шарик, делают лепешки – угощение для кукол. Под лучами солнца вылепленные  фигурки подсыхают на скамейке. Педагог отмечает успехи детей, беседует с ними о том, кто что лепил. Напоминает, что надо осторожно бать в руки сухую глиняную фигурку; уточняет («легко ломается, потому что хрупкая»). Спросить у детей, какие еще хрупкие материалы и предметы из глины делают. Постепенно подводим детей к знакомству с понятием «хрупкий», т.е. такой, который ломается, рассыпается на части от падения, удара. Предложить детям сначала ударить по куску сухой глины  и сравнить рассыпавшиеся частички с песком, и только затем сказать, что означают понятие «хрупкий» и «сыпучий». Вместе с детьми вспомните о тех предметах из глины, которые им знакомы (сувениры, фарфоровая, фаянсовая, керамическая посуда, игрушки «Дымково», «Филимоново», «Каргополя».)

Можно провести игры-занятия на сравнение глины и песка. На дощечку для лепки поместите порошок песка и глины. Задайте вопрос, чем различаются частички глины и песчинки, в чем их сходство. Различия дети увидят сами. Отметить надо одну из главных особенностей глины: частички ее связаны, скреплены между собой, поэтому глину нельзя пересыпать, сырая глина вязкая, липкая, пластичная, а песчинки рассыпаются. Можно организовать игры на участие детского сада, чтобы познакомить со свойствами глины не пропускать воду. Предложите слепить из глины чашку, а в утрамбованном песке сделать углубление. Налейте воду в глиняное изделие и в углубление песка. Задайте Вопрос: почему вода в глинной посуде держится, а в песке нет? С удовольствием строя в песке, запруды в ручейке, дамбы в луже дети убеждаются: песок опускается на дно, прозрачную запруду можно сделать из глины: она не пропускает воду.

Практическая деятельность поможет уточнить знания о свойствах глины. Игра «Пекарня», дети лепят из глины батоны, пироги, булочки, или игра «Мастерская - гончара» тоже их заинтересует. Хорошо организовать «Мастерскую добрых дел по изготовлению  сувениров, игрушек по образцу каргопольских, дымковских, филимоновских.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для воспитателей по теме «Простые игры для развития мелкой моторики»

У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себ...

Методические рекомендации ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ: «Использование нетрадиционной техники работы с бумагой для детей дошкольного возраста»

   Обучение техник «Айрис-Фолдинг», «Торцевание».      Работа в каждой из этих техник  очень интересна. Они развивают моторику пальцев рук, точност...

Методические рекомендации для воспитателей по теме «Организация летней оздоровительной работы в ДОУ»

В публикации представлены методические рекомендации по организации летней оздоровительной работы с воспитанниками в ДОУ...

Методические рекомендации для воспитателей на тему: «Игра – как средство профилактики конфликтного поведения у старших дошкольников».

Данные методические рекомендации предназначены для воспитателей ДОУ  с целью расширить круг приемов и методов работы с детьми  в формировании навыков разрешения конфликтных ситуаций. Воспита...

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ компенсирующих групп для детей с ТНР: "Игры и упражнения для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-6 лет с ОНР"

Данные методические рекомендации будут полезны для воспитателей ДОУ, работающих в группах компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с ТНР. Методические рекомендации построены на основе 30 лексич...