Роль музейной педагогики в познавательном развитии дошкольников
статья (старшая, подготовительная группа)

Махрова Александра Юрьевна

Статья на тему "Роль музейной педагогики в познавательном развитии дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzei_v_dou.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

Роль музейной педагогики в познавательном развитии дошкольников

В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольников. Организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами задачи в поиске новых и интересных решений. Создать условия, в которых ребенок смог бы максимально реализоваться, установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательно-образовательного процесса. Организовать познавательно-исследовательскую деятельность средствами совместных проектов с воспитанниками возможно с помощью музейной педагогики.

Что же такое музей? Музей – это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений. Музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности личности. В условиях дошкольного учреждения невозможно оформить экспозиции, соответствующие требованиям настоящего музея, поэтому и называются они «мини-музеями».

Музей - это способ сохранения культурных ценностей, передачи памяти о прошлом, полезной информации из поколения в поколение. Посещения музеев, выставок и организация собственных мини-музеев очень важны для расширения кругозора детей, открытия новых возможностей самостоятельной исследовательской деятельности, стимуляции интереса к книгам и обучению.

Создание мини-музеев в детском саду на сегодняшний день очень актуально. Это связано, во-первых, с тем, что мы живем в регионе, удаленном от культурных центров, где размещено большее количество музеев; во-вторых, многие родители считают что, дошкольникам еще рано посещать такие учреждения, и поэтому родителям не приходит в голову идея такой экскурсии.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями». Это название в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.

Мини-музей расширяет кругозор дошкольников, дает возможность обогатить знания детей об окружающем мире.

Я предлагаю Вам более подробно проследить этапы познавательного развития детей при создании мини - музеев.

Цель создания мини-музея - это познавательное развитие дошкольника, обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями.

Для достижения данной цели нам необходимо решить задачи, которые определяются темой, содержанием и назначением мини-музея.

Цели и задачи мини-музея

1. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

2. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.

3. Формирование у дошкольников представления о музее.

4. Расширение кругозора дошкольников.

5. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

6. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

7. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

8. Развитие творческого и логического мышления, воображения.

9. Формирование активной жизненной позиции.

Принципы руководства при создании мини-музеев

- Наглядности

При подборе коллекции учитывается прежде всего образовательная функция. Коллекция музея должна содержать большой наглядный и практический материал.

- Доступности

Все экспонаты должны быть доступными для посетителей.

- Достоверности

Представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.

- Вариативности

Музеи могут быть разнообразны.

- Интерактивности

Позволяющий детям на основе чувственных восприятий обогащать личный опыт.

- Многофункциональности

Мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности

- Преемственности

Передавать культурные ценности.

- Психологической комфортности и безопасной деятельности в музейном пространстве;

- Координация обучения и воспитания в условиях детского сада и семьи. 

Экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей.

Педагогические функции мини - музея

Воспитательная

Формирует личностные качества, взгляды, убеждения. Становление умственного, нравственного, трудового, эстетического воспитания

Развивающая

Активизирует мышление. Развивает интеллектуальные чувства, памяти, сенсорно – физиологических структур. Обогащает словарный запас.

Образовательная

Развивает зрительно - слухового восприятие, усвоение информации. Использование дидактических материалов, расширяет рамки учебной программы.

Просветительская

Формирование умений, навыков. Формирует адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации.

Для чего мы создаём мини-музеи?

Современные дети живут в эпоху информационных технологий, они, любознательны, пытливы, активно познают окружающий мир, но компьютер и телевидение не дают в полном объёме представления о предметах, явлениях окружающей действительности и не способствуют речевому развитию детей. Основная идея работы нашего педагогического коллектива по внедрению музейной педагогики в образовательный процесс ДОУ – это формирование познавательного интереса обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями. Мини-музеи в детском саду позволяют сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты могут быть использованы для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта и эмоциональной сферы ребенка.

Вывод

Благодаря музейной педагогике возможно построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности.

Мини-музей стал новой особой формой работы с детьми. Возможность продуктивного отражения полученных впечатлений,

Интеграция метода проектов и музейной педагогики способствовала созданию единой системы воспитательной работы с детьми, основанной на личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога, ребенка и родителей. Реализация данной модели на основе совместной деятельности способствует рождению поля интеллектуального напряжения каждого ребенка, эмоциональному заряжению каждого, вовлечению детей в общественные связи и обогащению социальным опытом, предоставляет ребенку социальное пространство для проявления своей индивидуальности, помогает выработке образа жизни и ориентирует на соблюдение норм группы.

Эффективным средством развития познавательного интереса детей являются творческие задания, рассчитанные на догадку, знания, опыт. Мини - музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности личности, так как сама предметная среда окружающего мира играет роль воспитателя, помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности ребенка.

Таким образом, мини-музей в ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работы с детьми.

Музейная технология показывает, что коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, развивает любознательность и познавательную активность, воспитывает качества нужные для исследовательской работы, способствует развитию инициативности, креативности, коммуникативных и других базовых качеств личности.

Мини-музеи становятся частью предметно – развивающей среды и решают задачи всех образовательных областей.

Музей играет большую роль для дошкольников, У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из замечательных его проявлений – музею.

Развиваются следующие личностные качества:

  • проявляет уважительное отношение к народу, истории страны, истории родного города;
  • воспитание патриотических чувств;
  • воспитание чувства любви и гордости за свою страну, город, за защитников и героев своей страны и края;
  • возникновение желания в будущем стать защитником Отечества.

Интеллектуальные качества:

  • Способен проявлять любознательность и активность в процессе ознакомления с народными традициями, культурой, армией России, историей родного города и края;
  • расширены представления о достопримечательностях родного города;
  • расширены представления о народных промыслах, культуре, быте, традициях и обычаях русского народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников.

Экспериментирование  детей в детском саду. План ирование экспериментально-опытной  деятельности дошкольников....

Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на позна­ние окружающего мира и экс­периментирование с объектами и яв­лениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окру...

Мастер – класс по теме: «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников»

Особое развитие идеи исследовательского обучения получили в конце XIX – в начале XX веков в работах зарубежных и российских ученых, в период активного внедрения в практику новых подходов к обучению. Н...

Роль народной сказки в познавательном развитии дошкольников

Из опыта работы "Роль народной сказки в познавательном развитии дошкольников"...

Роль музейной педагогики в патриотическом воспитании дошкольников

о музейной педагогике - хранительнице подлинных свидетельств прошлого...