Мастер – класс по теме: «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников»
опыты и эксперименты по теме
Особое развитие идеи исследовательского обучения получили в конце XIX – в начале XX веков в работах зарубежных и российских ученых, в период активного внедрения в практику новых подходов к обучению. Необходимость утверждения исследовательского подхода в образовании наиболее четко выразил русский педагог – исследователь К.Вентцель (1857 - 1947), говоривший, что «ребенок по натуре своей утилитарист и практик» и утверждавший, что обучение и познание должны быть максимально близки. Поэтому необходимо включать самого ребенка в поиск.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_master-klass.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс по теме: «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников».
Самое лучшее открытие - то,
которое ребёнок делает сам.
Ральф Уолдо Эмерсон
Теоретическое обоснование.
Особое развитие идеи исследовательского обучения получили в конце XIX – в начале XX веков в работах зарубежных и российских ученых, в период активного внедрения в практику новых подходов к обучению. Необходимость утверждения исследовательского подхода в образовании наиболее четко выразил русский педагог – исследователь К.Вентцель (1857 - 1947), говоривший, что «ребенок по натуре своей утилитарист и практик» и утверждавший, что обучение и познание должны быть максимально близки. Поэтому необходимо включать самого ребенка в поиск.
Это утверждение не потеряло актуальность и в наше время, так как окружающий мир с каждым днём становится всё более динамичным и требующим от детей поисковой активности. Известно, что любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться на первых порах к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно направленность переходит в познавательную активность, когда у него проявляется интерес в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. Таким образом, предметы и явления живой и неживой природы являются объектами наблюдения и игр уже с рождения.
Исследовательский метод обучения я рассматриваю, как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам обучения дошкольников.
Это подтверждают и результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Л.А.Венгер, В.В.Запорожец, И.Я.Лернер, А.И.Савенков, Г.И. Щукина), которые показывают, что возможности умственного развития ребёнка дошкольного возраста напрямую зависят от потребностей в познании окружающего мира.
Это проявляется у детей, на мой взгляд, в поисковой активности, отвечающей на вопросы: Почему? Зачем? Как устроен мир? По мнению академика Н.Н.Подъякова в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления, с целью более полного их познания и освоения.
Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду с игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, в процессе которой формируется способность к начальным формам обобщения, умозаключения. У детей возникает интерес, когда они сами могут обнаружить новые свойства предметов, их сходство и различия, предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
Приступая к работе с детьми в этом направлении, я поставила перед собой следующую цель:
практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
Исходя из цели, поставила задачи:
развивать мыслительные процессы, операции, освоение методов познания, причинно-следственные связи и отношения, умения видеть проблемы, делать выводы и умозаключения, навыки и умения экспериментирования.
воспитывать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру.
В процессе экспериментирования дети учатся:
v Видеть и выделять проблему.
v Принимать и ставить цель.
v Анализировать объект или явление.
v Выделять существенные признаки, связи.
v Выдвигать гипотезы, строить сложные предложения.
v Отбирать материал для самостоятельной деятельности.
v Делать выводы.
Эксперименты я подбираю самые разнообразные, но самое главное, они должны быть интересны и привлекательны для детей, а также соответствовать их возрасту. Это запланированные эксперименты, которые требуют от меня определения текущих дидактических задач, выбора объекта, осваивания техники экспериментирования, случайные эксперименты, которые проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке, сравнительные эксперименты, позволяющие мне научить детей видеть сходства и различия предметов и явлений и обобщающие эксперименты , проводимые после проведения цикла опытов по изучению разных объектов.
Я провожу опыты с объектами живой и неживой природы (с растениями, воздухом, водой, песком, землёй, снегом, льдом);
Знакомлю с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
Развиваю географические представления – знакомство с глобусом, солнечной системой, космическими явлениями.
При проведении опытов знакомлю детей с правилами техники безопасности.
Учитывая силу воздействия образа природы на эмоциональное состояние и настроение ребёнка ввожу «Минутки открытий», которые проходят в форме созерцания предметов или явлений природы, где дети замечают, удивительное в простом («Каменные секреты», «Любопытные листочки»). Особое внимание обращается на форму, цвет, необычность строения, сочетание линий, смену колорита. Детям предлагается поделиться впечатлениями о возникающих при созерцании образах.
Таким образом, проводимая мною работа с детьми по элементарному экспериментированию дала положительные результаты. Дети активно проявляют познавательный интерес, который заметно возрастает с каждым днем, что, в свою очередь, помогает детям усвоить весь материал. Перед вами диаграмма повышения познавательного развития детей в результате экспериментальной деятельности.
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».Сухомлинский В.А.
Просмотр видеофрагмента по теме.
Практическая часть.
Уважаемые коллеги, давайте вспомним, что такое эксперимент?
Дословно в переводе с греческого – это опыт, проба.
Я хочу сегодня в форме сказки провести с вами эксперименты с разными материалами, так как считаю, что это эффективный метод, ведь детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме сказки. Сказка называется «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора».
На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-утки вылупились утятки. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-уткой, только один был уж очень любопытный, везде совал свой клюв. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.
Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и утенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.
Опыт № 1
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Потом он увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.
Опыт № 2
Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».
Утёнок так близко подошёл к воде, что не удержался и бултыхнулся в воду.
Опыт №3
- Можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку?
-Возможно ли это, давайте выясним.
- Убедитесь, пожалуйста, что салфетка на дне стакана сухая.
- А теперь, переворачиваем стакан вверх дном и погружаем осторожно в воду, не наклоняя стакан до самого дна ёмкости.
- Далее поднимаем его из воды, даём воде стечь, не переворачивая стакан.
- Определите, намокла ли салфетка или не намокла, и объясните, что помешало воде намочить её (воздух в стакане).
- А, что произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан?
- Давайте попробуем.
- И так, что же произошло? (Пузырьки воздуха вышли, а их место заняла вода, салфетка намокла).
Но тут подул ветер, на небе появились тучи и пошел дождь.
Опыт № 4
Налейте в банку горячей воды. Банку закройте крышкой с дырочками, сверху положите несколько кубиков льда. Лед будет таять от теплого воздуха, в дырочки будет стекать талая вода, имитируя капли дождя.
Утенок испугался и спрятался под кустом. Прошло немного времени и дождь закончился, снова появилось солнце. Утенок решил идти дальше. Тут он увидел, что идя по мокрому песку, после него остаются следы, а потом он увидел еще другие следы, и был в недоумении, кто же это?
Опыт № 5
Песок в ёмкости смачивается водой, чтобы видно было отпечатки, делаете отпечаток на песке пальцами. Сначала сделать отпечаток следа утенка, а потом собачки или птицы. Что можно делать с мокрым песком? (рисовать)
Шел, шел утенок и увидел перед собой огромный луг, который был усыпан разноцветными цветами, к цветам подлетали маленькие разноцветные бабочки.
Опыт № 6
Железный цветок обклеить блестящей липкой бумагой, на картинки бабочки приклеить с обратной стороны магнит. Что наблюдаем?
Утенку так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у него осталось много вопросов:
1. Почему же распускаются кувшинки?
2. Почему плавают рыбки?
3. - Что означает «выйти сухим из воды»?
4. Почему идет дождь?
5. Почему остались следы на песке?
6. Почему бабочки летят на цветы?
Рефлексия.
Закончить нашу встречу я хочу обменом мнениями с помощью цветов. На поляне растут цветы: красного цвета (было интересно, понравилось мероприятие), синего цвета (было интересно, но кое-что непонятно), жёлтого (было не интересно, многое осталось непонятным).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников.
Экспериментирование детей в детском саду. План ирование экспериментально-опытной деятельности дошкольников....
Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окру...
Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника
Опыт с ребенком....
Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника
Экспериментирование в детском саду...
Консультация для воспитателей «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников»
Консультация для воспитателей «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников»...
Статья «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника»
Ребенку – дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий ...
«Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника»
Дети старшего дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем мире как можно больше. Именно опытно-экспериментальная деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании р...