Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников.
статья на тему
Экспериментирование детей в детском саду. План ирование экспериментально-опытной деятельности дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_16.docx | 22.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль экспериментальной деятельности в познавательном
развитии дошкольников.
Экспериментирование может использоваться в различных видах организованной и самостоятельной деятельности дошкольников. Им нравятся занятия, на которых вместе с взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.
Взрослым следует создать условия для экспериментирования. В группе должна быть оборудована мини-лаборатория, укомплектована всем необходимым.
Опыт работы показывает: элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего и младшего дошкольного возраста. Они с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая её тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, запускают самолётики; пробуют делать пену и рисовать ею; превращать снег в воду, а воду – в разноцветные льдинки; пускают мыльные пузырьки.
В среднем возрасте опыты усложняются. Дети уже способны найти ответы на трудные вопросы: как зёрнышки в муку превращаются? Как замесить тесто? Как поймать воздух? Где живёт воздух? Почему осенью много луж? Зачем растение пьёт? Чем она нюхает? И т.п.
Круг явлений, с которыми экспериментируют старшие дошкольники, расширяется.
Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает успешно развивать творческие способности и в дальнейшем- в школьные годы.
Месяц | Игра-эспериментирование | Задачи | Материалы | Ход опыта |
| "Почему осенью бывает грязно" | 1. Познакомить детей со свойствами почвы | Пульверизатор с водой, чашка с землей | В чашку с землей набрызгать воды (дождик идет). Пощупать руками образовавшуюся грязь |
"Лепим колобки" | 1. Познакомить детей со свойствами песка. | Различные формочки округлой формы, песок. | Дети экспериментируют из какого песка (влажного или сухого) лучше лепить колобки | |
"Веселые кораблики" | 1. Познакомить детей со свойствами воды | Таз с водой, лодочки | Дети запускают в таз с водой лодочки, наблюдают за ними делают «волны- -ветер» | |
"Вот какая пена" | 1. Познакомить детей со свойствами мыла. | Таз с водой мыло или мыльный раствор | Дети соревнуются, кто лучше взобьет пену в тазике | |
| "Блестящие комочки" | 1. Познакомить детей с различными видами бумаги | Фольга | Дети комкают тонкую фольгу, делают разные комочки и играют с ними |
-Нырки» | 1. Познакомить детей со свойствами воды | Таз с водой маленькие мячи, резиновые надувные игрушки | Дети топят в тазу резиновые игрушки, мячи разжимают пальцы - и игрушки выпрыгивают из ВОДЫ | |
"Разные ножки бегут по дорожке" | 1. Продолжать знакомить детей со свойства | Влажный песок, игрушки | Дети экспериментируют отпечатывая следы разной обуви на песке, оставляя отпечатки следов игрушек с колесами | |
«Чудесный мешочек» | 1. Учить детей сравнивать различные овощи, | Различные овощи | Определение путем обследования формы, цвета величины, запаха, вкуса различных овощей | |
| «Игры с тенью» | 1. Познакомить детей с особенностью появления теней. | Лампа, белая скатерть или экран различные предметы | Дети по своему желанию экспериментируют с тенями (с отражением предметов) |
"Бульбочки" | 1. Продолжать знакомить детей со свойства | Таз с водой, резиновые ипрушки. резиновая груша | В тазу с водой дети булькают воздухом из резиновых игрушек и наблюдают за пузырьками воздуха | |
"Игры с тенью" | 1. Продолжать знакомить детей со свойствами света и тени | Лампа белая скатерть или экран | Воспитатель закрепляет источник света так, чтобы на стене четко обозначилась тень, и дети по своему желанию экспериментируют с отражением своих рук, движений пальцев | |
"Цветная водичка» | 1. Продолжать знакомить детей со свойствами воды (прозрачность). | Вода прозрачные стаканы, гуашь | Воспитатель с детьми рассматривают воду в стакане, кидают в него предметы. Почему их видно? Потому что вода прозрачная. Далее педагог с детьми с помощью гуаши делают цветную воду | |
| «Снежки» | 1. Познакомить детей со свойствами бумаги. | Бумага | Дети комкают бумагу, делают «снежки - и бросаются ими |
«Делаем фигурки» | 1. Познакомить детей со свойствами мокрого и рассыпчатого снега. | Снег, разные формочки | Дети экспериментируют с разными формовками. пытаются сделать фигуры из мокрого и рассыпчатого снега | |
«Куда дует ветер» | 1. Познакомить детей с определением на | Ветродуи (ленточка намотанная на палку) | Воспитатель выносит на прогулку ветродуи, и дети наблюдают, в какую сторону они крутятся в каком направлении | |
«Украсим елочку сосульками» | 1. Познакомить детей с превращением воды | Вода, гуашь, формочки, нитки | В группе воспитатель с детьми окрашивает воду, напитую в формочки, кладет нитку Формочки выносят на улицу, где они застывают Ледяными фигурками украшают елку на участке |
МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ
январь | «Цветной снег» | 1. Продолжать знакомить детей со свойства | Резиновые груши, окрашенная вода | Дети поливают уплотненный снег тонкой струйкой окрашенной воды, рисуя узоры |
«Тает снежок» | 1. Познакомить детей с превращением сне | Ведерки, лопатки | На участке дети собирают снег в ведерки, несколько ведерок заносят в группу. К концу дня смотрят, что произошло со снегом | |
февраль | «Следы на снегу» | 1. Продолжать знакомить детей со свойства | Игрушки | Дети экспериментируют, отпечатывая следы на утрамбованном и рыхлом снегу. Почему на снежных тропинках не остается отпечатка снега? |
«Бумажный вихрь» | 1. Продолжать знакомить детей со свойства | Кусочки тонкой цветной бумаги и цветного картона | Детям дают кусочки цветной бумаги и картона. Ребята сдувают их с помощью «ветра», создаваемого дыханием, наблюдают за полетом. Кусочки какой бумаги летят лучше, почему9 | |
«Для чего нужен нос9» | 1. Знакомить детей с особенностями свое | Фрукты, различные духи и другие предметы с ярко выраженным запахом | Воспитатель предлагает детям понюхать разные предметы, а потом попробовать сделать то же самое зажав нос | |
«Где живет ветер?» | 1. Продолжать знакомить детей с ветром. | Ветродуи | Дети с воспитателем в ветреную погоду наблюдают, с какой скоростью крутятся ветродуи на открытой местности и на закрытой (в беседке, в домике) | |
март | «Ушки на макушке» | 1. Продолжать знакомить детей с особенно | Погремушки, барабан, ксилофон, аудиозапись с различными звуками (журчит ручей, гремит гром и т д.) | Воспитатель предлагает детям послушать разные звуки, издаваемые при помощи разных предметов, а потом попробовать сделать то же самое закрыв уши |
«Теплый камешек» | 1. Продолжать с детьми экспериментирова | Камешки разного цвета (обязательно — черный) | Воспитатель кладет камни на солнце, дети проверяют, какие камешки нагрелись сильней. Почему черный камень оказался самым теплым? | |
«Делаем узорные дорожки из песка» | 1. Продолжать знакомить детей со свойства | Сухой песок, маленькая | Дети из различных предметов тонкой струйкой сыплют песок на землю, асфальт, цветную бумагу, делая узоры | |
«Ловкие пальчики» | 1. Продолжать знакомить детей со свойства | Тазики, вода, поролоновые губки | Дети мочат в воде поролоновые губки разного цвета и формы, затем отжимают их, переливая воду из одного тазика в другой | |
апрель | «Высушим платочек» | 1. Продолжать знакомить детей с темпера | Мокрые платочки | Воспитатель сообщает, что постирала платочки, и предлагает их высушить на подоконнике, на батарее, в шкафу. Дети сравнивают, где быстрее высохнет платочек, По- |
«Веселые путешественники» | 1. Продолжать знакомить детей с различны | Лодочки, кораблики, прищепки, резиновые игрушки | Дети запускают в лужу, в ручеек разные предметы — лодочки, прищепки и др., наблюдают, какой предмет дольше останется на плаву | |
«Для чего нужны глаза?» | 1. Продолжать знакомить детей с организ | Разнообразные предметы, различные по форме, цвету, величине | Воспитатель предлагает рассмотреть разные предметы, отметить их цвет, форму, величину и попробовать сделать то же самое закрыв глаза | |
май | «Солнечные зайчики» | 1. Продолжать знакомить детей с явлениями | Зеркала | Воспитатель показывает детям, как с помощью зеркала можно поймать лучик солнца — «солнечного зайчика» |
«Сила зетра» | 1. Продолжать знакомить детей с ветром и | Стол. Предметы разного веса: перо, карандаш, картон, деревянный кубик | В ветреную погоду на столе в ряд выкладываются предметы разного веса. Какой предмет ветер сдует, а какой нет? Почему9 | |
«Руки-помощники» | 1. Продолжать знакомить детей с человече | Тарелка, ложка, карандаш, расческа | Дети по заданию выполняют действия с предметами, а затем пытаются проделать то же самое без помощи рук |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окру...
Мастер – класс по теме: «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников»
Особое развитие идеи исследовательского обучения получили в конце XIX – в начале XX веков в работах зарубежных и российских ученых, в период активного внедрения в практику новых подходов к обучению. Н...
Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника
Опыт с ребенком....
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии ребенка»
Дети в возрасте 3 - 4 года находятся во власти внешней ситуации, их действия зависят от окружающих вещей. Их исследовательские действия встроены в предметно - манипулятивную деятельность. Материалы ...
Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника
Экспериментирование в детском саду...
родительское собрание "Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии детей"
Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать.»В. Сухомлинский...
Консультация для воспитателей «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников»
Консультация для воспитателей «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников»...