Конспект занятия в подготовительной группе на тему: ««В картинах И.И. Шишкина – природа, её могучая краса!»»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Тема: «В картинах И. И. Шишкина – природа, её могучая краса!»
Цель: развитие предпосылок смыслового восприятия и понимания произведений искусства, эстетического отношения к окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_kartinah_shishkina.docx | 23.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной группе на тему:
««В картинах И.И. Шишкина – природа, её могучая краса!»»
Тема: «В картинах И. И. Шишкина – природа, её могучая краса!»
Цель: развитие предпосылок смыслового восприятия и понимания произведений искусства, эстетического отношения к окружающему миру.
Задачи:
Образовательные:
- напомнить об отличительных признаках пейзажа; отметить, что этот вид живописи наиболее полно и убедительно отражает действительность, передает духовную атмосферу времени, совокупность чувств и переживаний.
- Закрепление общих знаний об основных средствах выразительности: колорите - цветовой, живописной согласованности; рисунке - изображении форм окружающего нас предметного мира, их характерных особенностях; композиции - организации картины, составления, сочетания в ней элементов в единое целое, вычленения главного.
- Развивать интерес к окружающей природе: вызывать желание активно познавать и взаимодействовать с природными объектами.
Развивающие:
- Развитие устойчивого интереса к живописи: подвести к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир и художник изображает то, что вызвало его интерес и удивление.
- развивать монологическую речь - учить детей составлять повествовательные рассказы по картине; знакомить с невербальными средствами общения (жестами).
- Обогащать представление детей о людях, их бытовых действиях в природе (рыбалка, сбор ягод и грибов и др.).
Воспитательные:
- Воспитывать умение любоваться произведениями искусства, понимать настроение картины.
- Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир,, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Предварительная подготовка: беседа о видах живописи, рассказ о том «Кто такой Шишкин И.И.»,знакомство с репродукциями картин И.И. Шишкина, чтение литературы для детей о природе.
Оборудование и материалы: репродукции картин И.И. Шишкина, портрет художника, предметные картинки на тему «Когда это бывает» (времена года), детали для пазла, конверт с письмом.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
( Дети заходят в зал).
В круг широкий вижу я
Встали все мои друзья.
В центре круга соберёмся
Все друг другу улыбнёмся.
Всё, мы можем начинать,
Но прежде нужно дружно
Всем «Здравствуйте!» сказать.
Воспитатель:
Здравствуйте, гости,
Здравствуйте, ребятишки!
Девчонки и мальчишки!
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром, по пути к вам, я встретила мальчика Ваню. Ему 7 лет, и он учится в художественной школе. В руках у него был конверт с заданием, которое он не знает, как выполнить! Очень просил ему помочь! Давайте выручим юного художника? (Ответы детей).
(Дети вместе открывают конверт, достают письмо, читают):
«Ваня, ты должен узнать, что любил рисовать великий русский художник Иван Иванович Шишкин? Чтобы это понять, ты должен изучить репродукции картин, тогда быстро найдешь ответ на этот вопрос! »
Воспитатель: Ну, что, ребята, начнем? Мне кажется, если внимательно вглядеться в картины Ивана Ивановича, можно сразу понять его любимую тему для рисования. Давайте предположим, что любил изображать Шишкин. (Дети рассматривают репродукции и выдвигают свои версии).
Воспитатель: Действительно, главной темой в творчестве была, конечно же, природа. Давайте вспомним, как называется этот жанр у художников:
Если видишь на картине нарисована река,
Или сосны, белый иней, сад, поля и облака,
или снежные долины, или горы и шалаш,
то подобная картина называется … (пейзаж)
Воспитатель:
Да. Это пейзаж. Но ведь недостаточно просто сказать, что Шишкин любил рисовать природу, а вдруг мы ошиблись и тогда Ваня не поможем правильно выполнить задание. Мы не можем его так подвести. Давайте докажем, что это пейзажи. Сейчас предлагаю вступить в ряды исследователей. Давайте дадим клятву.
Вступая в ряды юных исследователей, клянёмся:
Картины Шишкина мы рассмотреть,
Даже травинки в них разглядеть,
Громко расскажем, о чем он писал
Как красоту нам передал!
В полотнах его от скуки спасемся
Клянемся! Клянемся! Клянемся!
За правильно выполненное задание вы будете получать часть пазла, если вам удастся собрать все части, вы составите репродукцию. Ее мы и отнесем Ване в художественную школу, чтобы получить «пятерку». (Ответы детей).
2. Основная часть.
Проведение исследования для подтверждения выдвинутой гипотезы.
Воспитатель:
(исследование репродукций по теме «Времена года»): Тогда отправляемся в научную лабораторию искусств. Перед вами 4 репродукции Шишкина. Давайте определим, что на них изображено. Почему они в этой группе? Расставьте времена года по порядку, начиная с зимы. Какие цвета использовал художник, чтобы изобразить зиму, весну, лето, осень? (Дети рассматривают, кратко описывают, определяют их цветовой фон).
Воспитатель:
(исследование репродукций по теме «Часть суток»): Давайте исследуем эту группу картин Шишкина. Что вы видите на этих картинах? Почему они в этой группе? Назовите, какое время суток здесь изображено? Расставьте картины по порядку. (Дети расставляют репродукции по порядку). Как вы догадались, что именно это время суток изобразил художник? Какие цвета он для этого использовал? (Ответы детей).
Воспитатель:
(разбор ситуации «На рыбалке»): А вы знаете, Иван Иванович Шишкин очень любил рыбалку. Давайте посмотрим на картину «Туманное утро» и представим, что мы на рыбалке. Как нужно вести себя на воде? (Ответы детей).
Да ребята, на природе нужно соблюдать правила безопасности. Смотрите, мы с вами поймали рыбу. Весь улов мы должны разложить по ведрам и в каждое ведро положить столько рыб, сколько указано на ведре. (Дети выполняют задание). Вы справились с этим заданием, и получаете часть пазла. (Педагог детям вторую часть пазла «Портрет Шишкина»). Но ведь на рыбалке можно не только рыбачить, давайте отдохнем, проведем физкультминутку: (В соответствии с текстом)
Руки вверх подняли и слегка их покачали
Это деревья в лесу,
Локти согнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В стороны руки,
Плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут - тоже покажем
Крылья сложили назад.
Воспитатель:
(исследование репродукций по теме «Настроение»): А ведь и правда, общение с природой приносит много пользы для нашего организма. Настроение становится радостным. Давайте исследуем эту группу картин Шишкина. Что вы видите на этих картинах? Какие цвета использовал художник, чтобы передать различные эмоции? (Ответы детей).
Вы справились с этим заданием, и получаете третью часть пазла. (Педагог отдает детям третью часть пазла «Портрет Шишкина»).
3. Заключительная часть.
Воспитатель:
(работа со всеми репродукциями одновременно): Итак, мои юные исследователи! Прошу вас сосредоточиться и прийти к общему мнению! Что любил рисовать И.И.Шишкин?! Что общего вы увидели на его полотнах? За что он любил природу? (Ответы детей).
Воспитатель:
Вы совершенно правы, этот художник любил лес. Любил его в любое время года, в любую погоду. Поэтому на всех полотнах мы видим необыкновенно разнообразные деревья, траву, облака, воду. Вы справились и достойны, получить четвертую часть пазла. Теперь вы можете их собрать в единую картину, а я и отправлю Ване. (Дети соединяют части и получают портрет Шишкина).
Воспитатель: Чей портрет вы сложили? (Ответы детей).
И.И.Шишкин - великий русский художник, который любил рисовать природу такой, какая есть. Шумят на картинах И.И. Шишкина сосновые рощи, волнуется золотая рожь, шелестят листвой могучие дубы. Кто ни посмотрит — залюбуется. Широка, просторна, нарядна, богата наша земля. Живи, да радуйся!
Молодцы, ребята! Спасибо за занятие!
Используемая литература:
1.Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой». Москва, «Просвещение»,1993г.
2.Грибанова М.В. Психолого-педагогические условия обогащения художественно-эстетической компетенции детей дошкольного возраста. Учеб.- метод. пособие, Пермь, 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира. Тема: «Хлеб – наше богатство»
Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме.В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность к общечеловеческим духовным ценностя...
Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира, тема: «Хлеб – наше богатство»
Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его....
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе на тему: «Рассматривание картины И.И.Шишкина «Рожь».
Данный конспект занятия способствует формированию любви к Родине, развитию умения описывать картину, воспитанию любви к родной природе и искусству....
Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира, тема: «Хлеб – наше богатство»
Цель занятия:Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на со...
Конспект занятия по истории искусств на тему: «Сравнение картин И.И. Шишкина «Зима» и И.Э. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца» ».
Программное содержание. Продолжать развивать у детей интерес к пейзажной живописи, вызывать эмоциональный отклик на красоту зимнего пейзажа. Подводить детей к пониманию художественного образа картины,...
Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира Тема: «Растительный мир Краснодарского края».
ЗАДАЧИ.Уточнить, расширить и закрепить знания детей о родном крае, довести до их понимания, что живут они на земле именуемой - Кубань.Познакомить дошкольников с существованием особых ландшафтов - равн...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...