Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира Тема: «Растительный мир Краснодарского края».
план-конспект занятия на тему
ЗАДАЧИ.
Уточнить, расширить и закрепить знания детей о родном крае, довести до их понимания, что живут они на земле именуемой - Кубань.
Познакомить дошкольников с существованием особых ландшафтов - равнина, предгорье, горы.
Закрепить знания детей о культурах, выращиваемых у нас в крае. Учить отгадывать загадки.
Расширить знания детей о разнообразии лекарственных растений Кубани, закрепить знания об их строении, формировать представление об использовании лекарственных растений в медицине.
Закрепить знания детей о лесах Краснодарского края.
Воспитывать чувство прекрасного, прививать любовь к природе родного края, учить беречь природу.
Активизировать познавательную деятельность ребенка.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ.
Игровой, художественное слово, вопросы - ответы, рассматривание картин, составление рассказов, поощрение, показ с объяснением.
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ.
«Волшебная книга», карта - схема растительного мира Кубани: картины - поле, лекарственные растения, лиственный лес, хвойный лес; карточки с сельскохозяйственными культурами (по количеству детей ) (подсолнечник, пшеница, кукуруза, овес); разрезные картины с лекарственными растениями (ромашка, календула, одуванчик) ; демонстрационный материал — деревья; дорожка с препятствиями, мягкие модули.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rastitelnyy_mir_krasnodarskogo_kraya_ftskm.docx | 22.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира
Тема: «Растительный мир Краснодарского края».
ЗАДАЧИ.
Уточнить, расширить и закрепить знания детей о родном крае, довести до их понимания, что живут они на земле именуемой - Кубань.
Познакомить дошкольников с существованием особых ландшафтов - равнина, предгорье, горы.
Закрепить знания детей о культурах, выращиваемых у нас в крае. Учить отгадывать загадки.
Расширить знания детей о разнообразии лекарственных растений Кубани, закрепить знания об их строении, формировать представление об использовании лекарственных растений в медицине.
Закрепить знания детей о лесах Краснодарского края.
Воспитывать чувство прекрасного, прививать любовь к природе родного края, учить беречь природу.
Активизировать познавательную деятельность ребенка.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ.
Игровой, художественное слово, вопросы - ответы, рассматривание картин, составление рассказов, поощрение, показ с объяснением.
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ.
«Волшебная книга», карта - схема растительного мира Кубани: картины - поле, лекарственные растения, лиственный лес, хвойный лес; карточки с сельскохозяйственными культурами (по количеству детей ) (подсолнечник, пшеница, кукуруза, овес); разрезные картины с лекарственными растениями (ромашка, календула, одуванчик) ; демонстрационный материал — деревья; дорожка с препятствиями, мягкие модули.
Ход занятия.
Раздается стук в дверь. Входит почтальон.
Почтальон:
- Здравствуйте ребята. Здесь группа «Солнышко»
Дети:
- Да, это наша группа.
Почтальон:
- Получите посылку из леса от Феи растений.
Воспитатель:
- Спасибо за посылку (почтальон уходит). Давайте откроем посылку. Интересно, что нам прислала Фея растений (открывает посылку с детьми, достает книгу, карту, читает) «Волшебная книга обо всем на свете». Посмотрите, какая она необычная, удивительно красивая (открывает, звучит мелодия). Послушайте, какая нежная и ласковая мелодия, как будто приглашает нас в путешествие. А путешествие сегодня будет на Кубань, куда и приглашает нас Фея растений, в путешествии поможет нам карта - схема растительности Кубани.
- Ребята, что называют Кубанью?
Дети:
- Кубанью называют наш Краснодарский край, в котором мы живем.
Воспитатель:
- А почему так называют наш край?
Дети:
- Потому что в нашем крае протекает река Кубань
Воспитатель:
- Правильно. Территория Краснодарского края делится рекой Кубань на две части: северную равнинную и южную гористую. Северную часть занимает равнина, здесь сплошная степь, превращенная в поля, где мы с вами и живем. А южную часть занимает предгорье, горы Главного Кавказского хребта и Черноморское побережье.
- Сегодня нам Фея и предлагает с помощью этой «Волшебной книги» и карты отправиться в страну растений Кубани.
Вы готовы идти в путешествие?
Но я вас должна предупредить, что путешествие будет непростым, впереди нас ждут сложные задания.
Давайте открывать первую страничку (открывают страничку, звучит мелодия, дети рассматривают картину - поле подсолнечников).
Эта страничка приглашает нас посетить нашу равнину, степи, превращенные в поля.
Фея приготовила для вас интересные загадки, о том, что выращивают на полях. Послушайте первую загадку. Если вы знаете ответ, поднимите карточку, соответствующую отгадке.
1. Посреди двора
Золотая голова (подсолнух)
2.Как на поле, на кургане
Стоят девушки с серьгами (овес)
3.В поле - метелкой
В мешке - жемчугом, (пшеница)
4.У закутанных девиц
Волос ветер шевелит, (кукуруза)
Воспитатель:
- Молодцы ребята. А какие еще сельскохозяйственные культуры выращиваю у нас на полях.
Дети:
- Это лен, рожь, рис, сахарная свекла.
Воспитатель:
- Молодцы ребята, вы справились с первым заданием.
2. Воспитатель:
- Отправляемся в путешествие дальше. Я открываю следующую страничку нашей «Волшебной книги» (открываю страничку, звучит мелодия, дети рассматривают картину - лекарственные травы).
Эта страничка приглашает нас посетить «Зеленую аптеку». Нам необходимо пройтись вдоль дорог, по склонам балок и оврагов равнины и переправиться в южную часть Кубани - предгорье (пока на карте). Вы готовы? Пошли.
(Дети проходят по организованной дорожке, перешагивают через овраги (модули), проползают под веточкой (под дугой), переходят по мостику через речку (по гимнастической скамье).
Воспитатель:
- Вот наша «Зеленая аптека». Располагайтесь поудобнее. «Зеленой аптекой» называют растения, которые помогают избавиться от болезней. Болеть могут все, и люди и животные. Но где взять бедному зверю рецепт? Только у доктора Айболита. А если его нет дома? Вот и приходится животным лечить себя самостоятельно. В «Зеленой аптеке» всегда можно отыскать то, что их исцелит. Люди еще в древние времена, наблюдая за животными, тоже стали лечиться травами, ягодами, листьями растений.
Фея и здесь приготовила для вас задание, она считает, что видеть - то вы их видели, а вот как они называются помните? Она предлагает из разрезных карточек собрать картинку, и сказать что это за растение на ней изображено, и рассказать о нем.
Приступаем к выполнению задания.
Воспитатель:
- Как называются лекарственные растения, которые вы собрали?
Дети:
- Одуванчик, ромашка, календула.
Воспитатель:
- Кто хочет рассказать о своем растении?
Дети:
- Одуванчик растет на лугу. У него резные листья и на длинном тонком стебле желтый цветок, похожий на шарик.
Воспитатель:
- Послушайте, я вам расскажу, чем же полезен одуванчик. В листьях одуванчика много витаминов. Если его положить в салат, он повышает аппетит. Но листья свежие очень горькие из-за млечного белого сока. Помните, как мы немного отщипывали от листочка и видели белое молочко, которое так и называется «млечный сок». Чтобы убрать горечь, нужно листики просто залить кипятком на несколько минут. Листья и корни помогают при кашле. Послушайте стихотворение об одуванчике:
Одуванчик, одуванчик, золотистый сарафанчик
Он везде произрастает, его даже дети знают.
Аппетит он улучшает и при кашле помогает.
Лучший при ожогах лекарь, одуванчик как аптека!
Воспитатель:
- Вот сколько полезного мы узнали из этого стихотворения.
Какое еще растение вы собрали?
Дети:
- Ромашка.
Воспитатель:
- Кто из вас расскажет об этой красавице?
Дети:
- Ромашка растет везде на полянке, на лугу, около речки. У нее высокий прямой стебель, он тонкий и ветвистый. Листья узкие и очень похожие на укроп. Цветочки маленькие и их у ромашки много. У цветка белые лепестки и желтая серединка.
Воспитатель:
- Все правильно. Ромашка - это распространенное растение. Его можно встретить по всей России. Вы, наверное, слышали такие слова: «Ромашковая Русь», «Ромашковая Родина моя». Ромашка лучший доктор при ангине. Настоем ромашки можно полоскать горло, промывать нос, ополаскивать волосы.
И еще одно растение, которое вы собрали. Как оно называется?
Дети:
- Это календула.
Воспитатель:
- Кто хочет рассказать об этом ярком и нужном растении?
Дети:
- Календула растет на клумбе. У нее сочный стебель, продолговатые зеленые листья, и яркий оранжевый цветок.
Воспитатель:
- Верно. У нас на клумбе мы выращивали календулу. Кто из вас помнит, как в народе называют это растение?
Дети:
- Ноготки.
- Ноготки применяются для заживления ран, ожогов, при ангине, простуде и насморке.
Послушайте стихотворение:
По цветкам есть знатоки? Что же это? Ноготки.
Лепестки у них сорвите, потом горло полощите
При ангине, при простуде лучше доктора не будет!
Какие еще лекарственные растения вы знаете?. Назовите их.
Дети:
- Это крапива, подорожник, валериана, пустырник, тысячелистник и т.д.
Воспитатель:
- Молодцы ребята.
3. - Эта страничка закрывается, а новая открывается (звучит мелодия, дети рассматривают картину - лес).
А сейчас мы с вами отправимся в трудное путешествие в горы и леса. Фея предупредила, что сначала нас будут окружать лиственные деревья, и мы должны будем назвать их.
Готовы? Идем, (дети идут по извилистой тропинке и подходят к лиственному лесу).
Воспитатель:
- Вот и лиственный лес. Подойдите по два человека к понравившемуся дереву, посовещайтесь и скажите, как оно называется?
Молодцы! Я была уверена в вас, что вы знаете лиственные деревья Краснодарского края.
Ну, что ребята впереди нас горы - Главный Кавказский хребет. Будем возвращаться или пойдем дальше? Не боитесь? Тогда карабкаемся по неприступным скалам, любуемся необыкновенной красотой горных вершин, и если не сорвемся вниз, то благополучно переберемся через Кавказский хребет (дети перебираются через мягкие модули, выложенные в виде горы).
Вот мы уже в другом мире, как на другой планете: в мире густого леса, теплого моря. Хорошо в хвойном лесу! Чистый прозрачный воздух, покой и тишина. Давайте сейчас посмотрим вокруг и скажем, какие хвойные деревья вы здесь видите.
Дети:
- Сосна, ель.
Воспитатель:
- Правильно. Ребята, но и здесь нам Фея растений приготовила задание. Нам необходимо из счетных палочек выложить хвойное дерево. Справитесь? Усаживайтесь поудобнее и приступайте к работе.
Воспитатель:
- какой красивый у вас получился хвойный лес. Молодцы ребята.
Заключение. Ребята, что нового и интересного вы сегодня узнали о растительном мире Кубани.
Итог занятия.
(Звучит музыка и появляется Фея растений, которая хвалит детей и приглашает опробовать её очень вкусный, душистый и полезный чай, из мяты, липы и меда. На последок желает детям всегда быть здоровыми).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира. Тема: «Хлеб – наше богатство»
Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме.В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность к общечеловеческим духовным ценностя...
Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира, тема: «Хлеб – наше богатство»
Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его....
Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира, тема: «Хлеб – наше богатство»
Цель занятия:Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на со...
Конспект занятия в старшей группе по формированию целостной картины мира : "Хвойные деревья Краснодарского края".
Конспект занятия в старшей группе по формированию целостной картины мира Тема: «Хвойные деревья Краснодарского края» Цель: Познакомить детей с видами хвойных деревьев, рас...
Конспект занятия в старшей группе по формированию целостности картины мира Тема: " Экскурсия по сказочной стране Деда Мороза"
Цель: формирование интереса воспитанников к памятникам культурного и исторического наследия (усадьба Деда Мороза).Задачи:Образовательная:- познакомить с обычаями празднования нового года в России...
Конспект занятия в старшей группе по формированию целостности картины мира Тема: " Экскурсия по сказочной стране Деда Мороза"
Цель: формирование интереса воспитанников к памятникам культурного и исторического наследия (усадьба Деда Мороза).Задачи:Образовательная:- познакомить с обычаями празднования нового года в России...
Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира, с элементами экспериментирования. Тема: «Хлеб – наше богатство»
Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;Дать...