«Нравственно - экологическое воспитание детей 3-4 лет посредством исследовательской деятельности. Вторая жизнь ненужных вещей. »
методическая разработка (младшая группа)
В нашем современном мире остро встает вопрос о загрязнении окружающей среды. Людям жизненно необходимо, понять – на сколько важно беречь Землю, сохранить ее для потомков. Именно поэтому в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_tema_2020.docx | 28.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 комбинированного вида калининского района Санкт-Петербурга
«Инновационная деятельность педагога»
Горгун Татьяна Михайловна
воспитатель
стаж работы – 28 лет
1 категория
Тема: «Нравственно экологическое воспитание детей 3-4 лет посредством исследовательской деятельности. Вторая жизнь ненужных вещей. »
2021 г.
Актуальность темы.
В нашем современном мире остро встает вопрос о загрязнении окружающей среды. Людям жизненно необходимо, понять – на сколько важно беречь Землю, сохранить ее для потомков. Именно поэтому в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. И начинать работу в этом направлении нужно уже с младшего дошкольного возраста. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Ведь только экологическое мировоззрение, экологическая культура живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Цель:
Формирование экологической культуры в младшем дошкольном возрасте.
Задачи.
- Привлечь внимание детей и родителей к охране окружающей среды, дать возможность почувствовать себя частью одной огромной эко-системы, ощутить важность сохранения и бережного отношения к природе
- Уточнить представление детей об источниках возникновения мусора.
- Воспитывать нравственные качества личности дошкольника, их ценностную ориентацию в окружающем мире природы.
- Воспитывать творческую фантазию и инициативу.
- Найти способы использования вторичных ресурсов бросового материала
- Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
- Вид проекта: исследовательский, познавательно-творческий.
Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Срок реализации проекта: : долгосрочный , исследовательско- творческий.
Предполагаемый результат.
Для детей:
• Способны объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
• Устанавливают причинно-следственные связи между состоянием
окружающей среды и жизнью живых организмов.
• Делают элементарные выводы и умозаключения.
• Имеют представление о видах отходов и их свойствах.
• Применяют полученные знания и умения по теме проекта в повседневной жизни.
Для педагогов:
• Педагоги удовлетворены достигнутыми результатами.
• Осуществилось накопление предметно-развивающей среды по экологическому воспитанию.
Для родителей:
• Родители получили интересную информацию о способах использования вторичных ресурсов бросового материала.
• Родители своим участием в проекте активно пробуждают интерес детей к мероприятиям, запланированных педагогами
Перспективный план работы с детьми по теме:
Месяц | Наименование подраздела/темы | Форма работы/деятельности |
Сентябрь | Значение природы в жизни людей. |
|
| ||
| ||
| ||
Октябрь | Природа как среда обитания. |
|
| ||
| ||
| ||
Ноябрь | Оздоровительно – гигиеническая ценность природы. |
|
| ||
3.Беседа про город и мусор. | ||
4.Исследовательская деятельность. Разновидности мусора ( бытовой, строительный, промышленный). | ||
Декабрь | Помогите природе. |
|
| ||
| ||
| ||
Январь | Познавательная ценность природы. |
|
| ||
Февраль | Практическая ценность природы. |
|
| ||
| ||
| ||
Март | Эстетическая ценность природы. |
|
| ||
3.Прочтение стихотворения С. Михалкова « Прогулка в лес» « Правила поведения на природе» с применением презентации. | ||
Апрель | Нравственная ценность природы. |
|
| ||
Май | Нормы и правила взаимодействия живых существ в природе. |
|
|
Перспективный план работы с семьями воспитанников по теме:
Содержание деятельности | Сроки реализации | Форма работы |
Рекомендации родителям . | Сентябрь 2020г. | Консультация |
Сбор информации на предмет готовности активного участия родителей и детей. | Октябрь 2020 г. | Анкетирование «Какое место занимает экологическое воспитание в вашей семье». |
«Использование природного и бросового | Ноябрь 2020 г. | Совместный досуг «Осень провожали, урожай снимали». Театрализованная деятельность. |
Предложить дома вместе с детьми проследить путь: мусор – мусорное ведро – мусоропровод- мусорный контейнер | Декабрь 2020 г. | Консультация. |
Предложить во время прогулок обратить внимание детей на наличие во дворах мусорных контейнеров и мусорных урн на улицах города | Январь 2021г. | Наблюдение с детьми. |
Совместная родителей с детьми уборка определенных уголков природы от мусора. | Март 2021 г. | Акция «Помоги природе». |
Тематическая экскурсия по территории детского сада и за её пределами (с участием родителей) Понаблюдать и оценить чистоту территории детского сада и территории вокруг. | Апрель 2021 г. | Исследовательская деятельность. |
Участие в выставке продуктов совместной детско-родительской деятельности – поделки из бросового материала. | Май 2021 г. | Выставка работ из бросового материала «И мусор может быть красивым!» |
Перспективный план по оснащению РППС по теме:
Месяц | Направление деятельности | Название пособий, игр, атрибутов |
Сентябрь 2020 г. | ||
Октябрь 2020 г. | ||
Ноябрь 2020 г. | Изготовление подбор атрибутов костюмов к инсценировки сказки «Репка» | Изготовление декораций и костюмов к сказке «Репка». |
Декабрь 2020 г. | Ёлочные игрушки из бросового материала | Изготовление ёлочных игрушек из бросового материала. |
Январь 2021 г. | Подготовка костюмов к инсценировке детьми сказки «Рукавичка». | Изготовление декораций и костюмов к сказке «Рукавичка». |
Февраль 2021 г. | Презентация как человек извлекает практическую пользу из природы для своей жизни и деятельности | |
Март 2021 г. | Сбор фотоматериалов на тему «Природа молит о помощи!» | Папка передвижка. |
Апрель 2021 г. | Правила поведения на природе» с применением презентации | Рисунки правил поведения в лесу. |
Май 2021 г. | Работы из бросового материала. | Фотоколлаж с работами из бросового материала. |
Индивидуальный перспективный план по самообразованию педагога по теме:
Месяц | Тема | Форма работы |
Сентябрь 2020 г. | Подбор литературы. | Изучение методической литературы по теме. Ознакомление с передовым опытом |
Октябрь 2020 г. | Диагностика. Перспективные планы. | Проведение диагностики, получение результатов и их апробация. Разработка перспективных планов по работе с детьми, родителями, по оснащению РППС по теме. |
Ноябрь 2020 г. - май 2021 г. | Работа по созданию развивающей среды в группе. | Подготовка и обновление картотек. |
Январь 2021 г. | Литература. | Познакомиться с литературой в периодической печати. |
Апрель 2021 г. | Подготовка презентации | Сбор информации, фотографий для подготовки презентации. |
Май 2021 г. | Диагностика. Показ презентации. | Проведение диагностики в конце учебного года. Показ открытого занятия. Отчет на педсовете. Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год. |
Результаты мониторинга работы по теме
Диагностика, проведенная в начале учебного года, показала недостаточный уровень об окружающем мире, живой и неживой природе.
Освоение новейших педагогических технологий, инновационно-коммуникативных технологий.
Занятия по ознакомлению с окружающим миром и формированию экологической культуре имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.
Вместе с детьми на компьютере мы просматриваем сказки, мультфильмы, познавательные презентации. Цель этой работы - развить устойчивый интерес к экологическому воспитанию. Использование ИКТ в ознакомлении с окружающим миром развивает у детей дошкольного возраста воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления.
Для облегчения процесса мною создаётся коллекция слайдов, презентаций. Для подбора сценариев, фотографий, презентаций активно использую интернет ресурсы.
Использование информационно-коммуникационных технологий обеспечивает наглядность, которая способствует полному восприятию и лучшему запоминанию материала, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.
Но каким бы положительным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны. И наша задача заключается в создании системы и методики использования ИКТ, которые будут способствовать развитию ребенка и не навредят его здоровью.
Трансляция опыта
Создание презентации по теме, выступление на педагогическом совете. Готова посещать РМО, мероприятия других ДОУ.
Методическая литература:
1. ФГОС дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014.
2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы и др. М.: Изд. «Мозаика - Синтез», 2014.
3. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию», Санкт-Петербург Детство-Пресс 2016 г.
4. Куликовская И. Э. «Детское экспериментирование» «Педагогическое
общество России», М., 2005 г.
5. Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми» «ЦГЛ», М,2003 г.
6. Натарова В. И. «Моя страна» практическое пособие ТЦ «Учитель»,
Воронеж, 2005 г.
7. Николаева С. Н. «Юный эколог» Программа экологического воспитания в детском саду" Мозаика-Синтез, 2010 г.
8. Павленко И. Н. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в
ДОУ» ТЦ «Сфера», М., 2005 г.
9. Рыжова Н. А. «Наш дом - природа» программа Москва ООО «Карапуз - дидактика», 2005 г.
10. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений. (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003г.
11. Уланова Л. А. «Методические рекомендации проведения прогулок»
«Детство - пресс», С. -Петербург, 2008 г.
12. Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. Ростов – на – Дону: Феникс, 2005.
13. Интернет – сайт «Дошколенок» - http://dohcolonoc.ru/
14. Интернет – сайт «Фестиваль педагогических идей – 1 сентября» - http://festival.1september.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
Описание проекта "Наша Родина - Россия", его реализация и влияние на патриотическое воспитание....
Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
Проект "Наша Родина- Россия" и его реализация....
Педагогический образовательный проект « Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности»
«...детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входя в него как творцы красоты». В. А....
Экологическое воспитание детей старшего возраста через экспериментально - исследовательскую деятельность
Экология – это мировоззрение современного человека, осознающего ответственность за будущее общего для всех нас Дома – планеты Земля, и нет на сегодняшний день актуальней и важней задачи, чем экологиче...
Проектная деятельность " Вторая жизнь ненужных вещей"
Проектная ждеятельность " Вторая жизнь ненужных вещей" Проблема исследования: Не достаточное понимание детьми дошкольного возраста о проблеме утилизации мусора.Объект исследо...
Проектно-исследовательская работа «Вторая жизнь ненужных вещей»
Проектно-исследовательская работа«Вторая жизнь ненужных вещей»...
Нравственно - патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является воспитание в подрастающем поколении любви к родному краю, к своей родине. Одним из споосбов работы в этом направлении является мет...