Совместная деятельность "Вторая жизнь ненужных вещей"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Панкрашкина Инна Анатольевна

Интегрированное занятие для старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vtoraya_zhizn_nenuzhnyh_veshchey.docx29.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 комбинированного вида» г. Микунь

Совместная деятельность

для старших дошкольников

Вторая жизнь ненужных вещей

                                                                                   

 Подготовила:

 Панкрашкина Инна Анатольевна,

воспитатель

         

                                                                         

                                                                             

г. Микунь

2024 г.

Цель: создание условий для понимания проблем загрязнения Земли бытовыми отходами, способов их переработки и вторичного использования.

Задачи:

– расширить знания воспитанников о способах утилизации и переработки бытовых отходов; исследовательские и продуктивные умения детей, мышление, мелкую моторику рук.

– формировать экологическое сознание; умение самостоятельно обследовать объекты, устанавливать взаимосвязи между способом обследования и познаваемым свойством предмета.

– способствовать формированию навыков бережного и заботливого отношения к окружающей среде, умения размышлять, анализировать, сравнивать, выстраивать умозаключения;

– создать условия для возникновения идей о  «второй жизни»  вещей;   для развития положительной самооценки.

Подготовительная работа: картинки с разнообразными предметами, выполненными из ненужных вежей; выполнение поделки из бросового материала для показа; подготовка материала для предстоящего занятия (столы, клей, бросовый материал,  стразы для украшения,  краски, кисти).

Метод  проведения: беседа,  демонстрация готовых работ,

практическая работа.

Форма организации: коллективная и индивидуальная.

Тип деятельности: комбинированный.

Ход  деятельности:

1.Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте, ребята и взрослые! Скажите, с каким настроением вы пришли сегодня на занятие?

(Ответы детей)

Педагог: Отлично, занятие мы должны начать с хорошим настроением. Ведь хорошее начало - это половина дела. Ваша задача: быть внимательными, аккуратными при выполнении работы, активными и, конечно же, сообразительными.

2. Актуализация знаний.

Кто-то рассыпал буквы…К, Л, А, Д.

Странно, что это за слово?  Какой бывает клад? Вы бы хотели найти клад? Зачем?

Педагог: Ребята, знаете ли вы сказочных героев, которые искали клад?

Фрагмент. 2 слайд

Ребята, как вы думаете, что нашёл дядя Фёдор? Как они узнали, где лежит клад? Если есть слово клад, то может, и карта где-то есть?

(Ответы детей могут быть различными)

Педагог: Давайте все вместе посмотрим, что же нашли друзья в лесу?

А нашли друзья…

(Из сундука достается   консервная банка, полиэтиленовый пакет, пластиковая емкость, бутылки стеклянные, пластиковые, одноразовая тарелка, фантики).

Педагог: Да разве это клад? Что это ребята?

(Ответы детей)

Педагог: Конечно же,  это мусор. А скажите мне, ребята, откуда мусор берется и кто в этом виноват?

(Ответы детей – виноваты в этом люди, они оставляют мусор после себя) Предлагаю поговорить об этой проблеме.

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки -

Быстро наши города превратятся в свалки.

Если мусорить сейчас, то довольно скоро

Могут вырасти у нас Мусорные горы.

Педагог: Человеку в жизни свойственно оставлять за собой   3 слайд всевозможный мусор: пищевые и бытовые отходы. Древнему человеку было хорошо. Отходы у него были природные: кости, кожа, шкура, шелуха, и т. п. Это всё природа перерабатывала и превращала в нужные ей вещества. Но не все отходы современного человека природа перерабатывает с пользой для себя. Есть отходы, которые не разлагаются сотни лет, а если и разлагаются, то превращаются в плохие, вредные окружающей среде вещества.  

4 слайд. Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки и т.д. и вряд ли задумываемся о том, сколько уходит времени, чтобы эти отходы сгнили, и какой вред они наносят человеку.  (Рассматривание таблицы)

Педагог:  Исходя из этой таблицы, скажите мне,  сколько потребуется  лет, чтобы найденный  нами  пакет  полностью перегнил?

 (Ответы детей)

Педагог: Правильно ли люди поступили, закопав пакет в землю?          (Ответы детей)

Педагог: Конечно же, нет.  Потому, что до полного разложения этому пакету придётся пролежать 1000 лет. И помимо этого  в почву поступят вредные и опасные  для человека и окружающей среды вещества.

Педагог: А как вы думаете, как называются специалисты, занимающие проблемами мусора? (Ответы детей)

Педагог:  Ребята, есть  специальная  наука, занимающаяся мусороведением – называется гарбология, что в переводе с греческого означает (мусор). А специалистов называют гарбологами. Так вот по наблюдению гарбологов, в настоящее время на каждого жителя планеты приходится в среднем около одной тонны мусора в год

5 слайд Как решить эту проблему увеличения  мусора на уровне нас с вами? Понятно, что государство строит мусороперерабатывающие заводы, пункты приема вторсырья. Что делать нам членам этого общества?

(Ответы детей)

Подвижная игра «Кто быстрее соберёт мусор в контейнер».

 Дети  сортируют «мусор» в соответствующие контейнеры.

Педагог:  Нужно научиться быть экономными.

Правила:

– По возможности используйте много раз предмет или вещь (пакет, бутылку);

– Избегайте покупать товары с большим количеством упаковок и оберток;

– Не покупайте больше, чем может понадобиться;

– Одежду, которую вы уже не носите, отдайте нуждающимся;

– Не выбрасывайте старые игрушки, книги: они могут понадобиться кому-то.

6-10 слайд  

       

Педагог:  Из ненужных вещей люди создают что-то новое. Другими словами, дарят им вторую жизнь. Посмотрите, какие красивые, креативные изделия можно сделать из бросового материала.

Пойти посмотреть реальные предметы

Затем возвращаемся к сундуку с «кладом» или рассортированным в корзины

11 слайд Педагог: Как вы думаете,  что мы можем сделать с  мусором из сундука?

(Ответы детей)

Находим Валли на дне сундука с инструкциями поделок (муз. инструментов)

5. Коллективная практическая работа.

Педагог:  Мы сможем сделать для Валли музыкальные инструменты из бросового материала?

Приступайте к работе.

6.Демонстрация работ. Оркестр под припев «Земля в иллюминаторе»

7. Подведение итогов.

Педагог: Вот и подошло к концу  наше  занятие. Ребята, посмотрите сколько вещей мы спасли от утилизации.

Педагог: Я надеюсь, что каждый из вас перестанет мусорить. Ведь это так просто: бросать мусор в урну, а не рядом с ней! Высыпать мусорное ведро в контейнер, а не на тротуар!!! Но главное, перед тем как выбросить мусор нужно хорошенько подумать. А стоит ли его выбрасывать?  Может нужно приложить немного фантазии, и создать что-то полезное.

Достигли  ли мы цели, которую  поставили перед собой в начале занятия?

(Ответы детей)

Уверена, что знания, которые мы с вами сегодня получили, пригодятся вам  в жизни.

Самоанализ ОД

Тема: «Вторая жизнь ненужных вещей»

 В ходе деятельности была поставлена следующая цель: создание условий для понимания проблем загрязнения Земли бытовыми отходами, способов их переработки и вторичного использования.

Задачи:

– расширить знания воспитанников о способах утилизации и переработки бытовых отходов; исследовательские и продуктивные умения детей, мышление, мелкую моторику рук.

– формировать экологическое сознание; умение самостоятельно обследовать объекты, устанавливать взаимосвязи между способом обследования и познаваемым свойством предмета.

– способствовать формированию навыков бережного и заботливого отношения к окружающей среде, умения размышлять, анализировать, сравнивать, выстраивать умозаключения;

– создать условия для возникновения идей о  «второй жизни»  вещей;   для развития положительной самооценки.

Материалы: разнообразные предметы, выполненные из ненужных вещей; выполнение поделки из бросового материала для показа; подготовка материала для предстоящего занятия (столы, клей, бросовый материал,  стразы для украшения, скотч и пр.).

Презентация «Звуки шумовые и музыкальные»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Структура ОД: организованная образовательная деятельность «вторая жизнь вещей» проводилась с подгруппой детей 5- 7лет.

Данная деятельность состояла из мотивационно-ориентировочного, исследовательского, практического, рефлексивного этапов. Дети проявляли инициативу, творчество, самостоятельность. При выполнении заданий были использованы следующие виды деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, двигательная, речевая, художественно-эстетическая. Один вид деятельности плавно переходил в другой. Для реализации каждой задачи я подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно, могли самостоятельно объединяться для совместной игры, договариваться, помогать друг другу… 

Во время совместной деятельности преобладал диалогический, доброжелательный стиль общения.

Я считаю, что выбранная мной форма организации деятельности была достаточно эффективной, динамичной. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.

Мною были поставлены следующие задачи:

- формировать умение самостоятельно обследовать объекты, устанавливать взаимосвязи между способом обследования и познаваемым свойством предмета.

Эта задача решалась, когда мы из личного опыта детей вспоминали и назвали устанавливали взаимосвязь с предметом и материалом из которого он сделан. А также, когда дети действовали с предметом, исследуя его свойства, при изготовлении поделки.

Для решения задачи по - созданию условий  для развития положительной самооценки. В течение всей деятельности с детьми моя педагогическая оценка способствовала положительной самооценке. Этому же способствовала и рефлексия.

- расширять исследовательские и продуктивные умения детей, мышление, мелкую моторику рук

Дети рассматривают предметы, предназначенные для похода на рыбалку. А продуктивные умения расширяют, когда изготавливают шумовые инструменты, проводят опыты с предметами по выявлению звука.

Мышление. 

Развитие мышления детей я активизирую проблемными вопросами.

- совершенствовать фразовую речь при ответах на вопросы, умение свободно излагать свои мысли, обогащать словарь детей. В диалогах с помощью проблемных и наводящих вопросов я способствовала тому, чтобы дети излагали свои мысли.

-  способствовать формированию навыков бережного и заботливого отношения к окружающей среде Я старалась способствовать решению этой задачи в диалоге и через демонстрацию презентации.

 Инициатива детей. Я мотивировала детей на проявление инициативы (в выборе материалов при создании инструмента).

 Итог занятия  -  создание оркестра, которая дала возможность детям проявить творческие способности, что вызвало наибольший интерес  детей. Создавалась ситуация успеха.

Деятельность построена на современных подходах: деятельностном, развивающем, личностно-ориентированном. В ходе них я применяла игровые, проблемно-поисковые, практические методы, ситуации. Необычная обстановка поддерживала у детей познавательный интерес.

Использование мультимедийной презентации, поисковая деятельность, творческая работа обогащали детскую деятельность, способствовали умственной и эмоциональной активности детей, желанию получать больше знаний.

Все элементы деятельности логически между собой объединены общим содержанием. Я считаю, что выбранная мною форма организации занятия (фронтальная, индивидуальная) была достаточно эффективной, динамичной. Я старалась быть для детей партнером, побуждала их к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения.

Методы:

1. Словесный (вопросы к детям, уточнение, поощрение)

2. Наглядно-демонстрационный (презентация, картинки)

3. Практический (творческая работа)

4. Игровой

Повысить эффективность ОД мне помогли:

- нетрадиционная форма

- учет индивидуальных, возрастных психологических особенностей детей

- благоприятная психологическая атмосфера и эмоциональный настрой

- игровая мотивация

-задания развивающего и проблемно-поискового характера

- интеграция разных видов деятельности (игровой, познавательной, двигательной, худ-эст и др.) - чередование видов деятельности

Я старалась быть внимательной к каждому ребенку, подмечать степень его заинтересованности процессом, создавать условия для того, чтобы превратить познавательный интерес в тягу к знаниям. Расширение опыта детей в необычном использовании обычных предметов.  ОД своей цели достигла!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Планета Земля - вторая жизнь ненужных вещей"

Проект «Планета Земля – вторая жизнь ненужных вещей» «Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богат...

Детско-взрослый проект "Вторая жизнь ненужной вещи"

Цель проекта формирование у детей особого отношения к ненужным вещам – не как к привычному мусору, а как к ценному вторичному сырью....

Конспект организации образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Новая жизнь ненужных вещей».

Цель: Знакомство детей с принципами сбора, сортировки и переработки бытовых отходов, разумным использованием отходов при изготовлении игрушек....

"Вторая жизнь ненужных вещей"

Описание экспериментально-исследовательской деятельности в рамках проекта:"Экологическое воспитание дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность"...

Экологический проект «Нужное – из ненужного» или «Вторая жизнь ненужных вещей»

Экологический проект «Нужное – из ненужного» или «Вторая жизнь ненужных вещей»...

Экологический проект «Нужное из ненужного», или «Вторая жизнь ненужных вещей» с детьми подготовительной группы

Цель проекта:•Узнать о способах утилизации ненужных вещей.• Научиться через практическую работу находить полезное применение ненужным вещам, тем самым внести свой посильный вклад в частичную...