Статья "Возможности использования конструктора LEGO для обогащения математических представлений детей старшего дошкольного возраста"
статья (старшая, подготовительная группа)

В статье авторы рассматривают возможности конструктора ЛЕГО для формирования и обогащения математических представлений детей старшего дошкольного возраста. Статья опубликована в журнале "Вопросы дошкольной педагогики" (2021).

Скачать журнал по ссылке  «Возможности использования конструктора LEGO для обогащения математических представлений детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл legomatematika_statya.docx318.32 КБ

Предварительный просмотр:

   Возможности использования конструктора LEGO для обогащения математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Рыжова Любовь Анатольевна, заместитель заведующего по ВМР

Балакирева Наталья Викторовна, воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 84 комбинированного вида» (г. Красноярск)

В статье авторы рассматривают возможности конструктора ЛЕГО для формирования и обогащения математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Ключевые слова: LEGO, ребенок, дошкольный возраст, математическое образование.

           Развитие математических представлений детей дошкольного возраста является одним из перспективных направлений современного дошкольного образования.  Основы успешности в мире, пронизанном математизацией и информатизацией, закладываются в дошкольном детстве. В концепции математического образования от 08.10.2021 г. подчеркивается, что качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе [2, с.1]. В отношении дошкольного образования в концепции предлагается создавать условия: предметно-пространственную и информационную среду, образовательные ситуации, средства педагогической поддержки ребенка, для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни.

          Развитие математических представлений – один из значимых компонентов в формировании картины мира ребенка дошкольного возраста, влияющий на формирование математического мышления. Математическое мышление характеризуется четкостью, точностью, краткостью и логичностью мысли, умением пользоваться символикой.   Эффективным средством развития математического мышления детей старшего дошкольного возраста можно считать конструктивно-познавательную деятельность с использованием конструктора LEGO. Лего-конструирование основано на действии, а формирование математического мышления эффективнее всего происходит за счет познавательно-практической деятельности, направленной на освоение способов действий с предметами или их заместителями.  Конструктор LEGO является современным и перспективным средством математического развития дошкольника, будучи образным, кинестетическим материалом, позволяющим решать множество математических задач.

         Конструктор LEGO используется педагогами в образовательной деятельности для развития представлений о числе и количестве, величине, форме, развития пространственной ориентировки.

             Развитие конструктивной деятельности с математическим содержанием происходит поэтапно. Первоначально детям предлагаются дидактические игры, позволяющие познакомиться с конструктором LEGO, названиями деталей, способами их скрепления, озвучиваются правила использования конструктора.

На следующем этапе происходит непосредственное формирование элементарных математических представлений с помощью конструктора LEGO. Проводятся преимущественно игровые дидактические упражнения и игры с математическим содержанием. Так, при закреплении понимания отношений между числами натурального ряда педагог выкладывает две карточки с цифрами. Для сравнения чисел сначала предлагает ребенку построить башню из кирпичиков, количество которых соответствует цифре на карточке. Чтобы сравнить два числа, достаточно определить, какая башня выше. Ребенок определяет, в какой башне кирпичиков больше, и ставит соответствующий знак.

C:\Users\User\Desktop\IMG-72c551c26e4f268dd7c9bc0ee81b35e1-V.jpg

Для совершенствования навыков количественного счета предлагаем детям карточки, представленные ниже.

C:\Users\User\Downloads\IMG-ab7c1dfac93bfdc79377f8bc58a2b633-V.jpg

Для формирования у детей измерительных умений предлагаем детям кирпичики LEGO в качестве мерки для измерения предметов. Например, длина машины составляет 3 кирпичика LEGO. Можно также предложить ребенку измерить длину и ширину предмета и сравнить их.

C:\Users\User\Desktop\IMG-d3693ad75f52e522a45255ee780bdd56-V.jpg

При развитии представлений о весе предметов детали LEGO используются в качестве гирек. Так дети в практической деятельности могут узнать и сравнить вес предмета, выявить зависимость веса предмета от вида гирьки. Для измерения одного и того предмета используется разное количество кубиков и кирпичиков LEGO.  

            Для знакомства детей с составом числа используются кирпичики двух цветов. Педагог показывает на платформе, как получить число разными способами. Так как варианты получения числа будут разные, можно выполнить коллективную работу и выставить на платформе все возможные варианты. Очень доступным для понимания ребенка способом определения состава числа становится измерение башни из кубиков LEGO на весах.

C:\Users\User\Downloads\IMG-787400c157897544cf7ee3230d2b907f-V.jpg

Используем конструктор при развитии у детей умения ориентироваться на ограниченной территории, располагая предметы в указанном направлении на платформе LEGО.  С помощью LEGO составляем вместе с детьми схемы и маршруты, «читая» по ним направление движения в пространстве.

Использование конструктора в LEGO развитии у детей элементарных математических представлений является образным для ребенка, доступным для его тактильного восприятия и эффективным средством для развития элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы:

  1. Белошистая А.В. Математическое развитие ребенка в системе дошкольного и начального школьного образования: диссертация доктора педагогических наук. М, 2003. 405 с.
  2. Концепция развития математического образования в Российской Федерации  https://docs.cntd.ru/document/499067348 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Возможности использования конструктора lego для обогащения математических представлений детей»

Педагогический проект«Возможности использования конструктора lego для обогащения математических представлений детей»Шиманова Татьяна Владимировна,воспитатель МБДОУ Детский сад №184«К...

Статья «Использование занимательного материала в процессе развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста»

В статье представлены результаты исследования использования занимательно материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста....

Мастер –класс по теме: «Использование конструктора «ТИКО» в развитии познавательной активности   детей старшего дошкольного возраста

Мастер –класс по теме: «Использование конструктора «ТИКО» в развитии познавательной активности  детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Современные требования к дошкольному образованию определяют необходимость использования новых организационных форм, при котором интегрировались бы элементы познавательного, поискового, игрового ...

Опыт работы по теме: «Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста»

Опыт работы по теме: «Использование занимательного материала  в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста»...

Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста с использованием универсального средства «Коврограф Ларчик», «Мини Ларчик», развивающих игр В.В. Воскобовича: «Волшебная восьмерка», «Змейка».

Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста с использованием универсального средства «Коврограф Ларчик», «Мини Ларчик», развивающ...