Использование ЛЕГО-конструктора в развитии элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
В данной статье рассказывается о значении использования конструктора лего в РЭМП, а также приведены примеры игр с лего математичесского содержания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_lego.docx | 176.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ЛЕГО-конструктора в развитии элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено «математизацией» и «компьютеризацией».
Эффективным средством развития математических способностей у дошкольников можно считать конструирование (изготовление детьми (с помощью взрослых, под их руководством и самостоятельно) плоскостных и объемных моделей). Конструирование активно развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности.
О значении конструирования в развитии детей дошкольного возраста говорили многие отечественные педагоги и психологи (Н. Н. Поддьяков, А. Н. Давидчук, З. В. Лиштван, Л.А. Парамонов, Л. В. Куцакова и др.). Н. Н. Поддьяков утверждал, что конструирование играет существенную роль в умственном развитии ребенка: «Конструктивная деятельность ребёнка – достаточно сложный процесс: ребёнок не только практически действует руками и воспринимает возводимую постройку, но и обязательно при этом мыслит».
Конструирование - не только увлекательное, но и полезное занятие, которое теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. В процессе конструирования важнейшими являются:
- способность к точному восприятию таких внешних свойств вещей, как цвет, форма, размерные и пространственные отношения;
- способность мышления к обобщению, соотнесению предметов к определенным категориям на основе выделения в них существенных свойств и установления связей и зависимостей между ними.
Это наиболее соответствует процессу математического развития дошкольников.
В педагогической практике широко используются разнообразные виды конструирования - из крупногабаритных модулей, из бумаги, природных и бросовых материалов, из деталей конструктора. Из всего многообразия конструкторов лего представляет собой яркий, красочный, полифункциональный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка. Лего-конструирование является уникальным инструментом для увлекательного, всестороннего развития детей, раскрывая потенциальные возможности каждого ребёнка и в силу своей педагогической универсальности, служит важнейшим средством развивающего обучения. Конструктор лего является очень подходящим материалом для математического развития. Конструируя объект, геометрические фигуры, цифры, повторяя предложенный алгоритм, дети самостоятельно или во взаимодействии с взрослыми учатся оперировать простейшими понятиями; знакомятся с числами, цифрами; осваивают сенсорные эталоны – цвет, форму, величину, расположение в пространстве.
Применение лего способствует:
- формированию представлений о счёте, числе и количестве;
- развитию представлений о геометрических фигурах;
- развитию у детей сенсорных представлений;
- формированию первоначальных измерительных умений (измерять длину, ширину, высоту предметов);
- развитию умения ориентироваться в пространстве и на плоскости;
- развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, в том числе таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение).
Примеры игр с лего-конструктором для старших дошкольников.
Игра «Веселые цифры»
Цель: формирование умения строить цифры из деталей Лего, закрепление знания цифр.
Материалы: набор конструктора лего, схемы цифр 1-9.
Правила игры: строить цифру по схеме
Ход игры: педагог предлагает построить цифры из лего-конструктора. После того как дети построили цифры, можно попросить выложить их по порядку, а также назвать «соседей».
Игра «Справа – слева»
Цель: совершенствование навыков пространственного расположения предметов («справа», «слева»).
Материалы: кирпичики лего.
Ход игры: ребенку предлагается расставить кирпичики лего по заданному заданию.
Задание 1. Поставь желтый кирпичик. Слева от желтого кирпичика —
красный. А справа – зелёный.
Задание 2. Расставь 3 кирпичика так, чтобы желтый был посредине, красный
— слева, а зелёный справа.
Задание 3. Желтый кирпичик стоит слева от зеленого, а красный слева от желтого.
Задание 4. Справа от красного стоит желтый кирпичик, а справа от желтого – зелёный и т.п.
Игра: «Продолжи ряд»
Цель: развитие умения выявлять закономерность повторяющихся
деталей, использовать эту закономерность при самостоятельном продолжении ряда.
Материалы: карточки-схемы, конструктор лего.
Ход игры: педагог выкладывает карточку-схему с изображением деталей лего в определенном цветовом порядке, где детали лего чередуются по цвету и форме, а задача ребенка повторить последовательность несколько раз.
Игра «Число и цифра»
Цель: закрепление умения соотносить цифру с количеством предметов, увеличивать и уменьшать числа на 1 (в пределах 10).
Материалы: карточки с цифрами, лего-конструктор.
Ход игры: ребёнок выбирает карточку с любой цифрой от 1 до 10, затем он должен построить башенку из соответствующего числа кубиков. Затем найти цифры-«соседи» и построить башни соответствующей высоты.
Игра: «Больше, меньше и равно»
Цель: формирование умения сравнивать числа
между собой, используя знаки «больше», «меньше», «равно».
Материалы: карточки с цифрами, карточки со знаками «больше», «меньше», «равно», карточки с цифрами, лего-конструктор.
Ход игры: сначала выбирается два числа для сравнения, которые обозначаются цифрами. Далее делается предположение, какое из чисел «больше», какое «меньше», кладя соответствующий знак между ними. Затем ребенок проверяет свое предположение, построив две башни из блоков Лего согласно заданному их количеству.
Игра «Лего -судоку»
Цель: развитие логического мышления, памяти, внимания.
Материалы : конструктор лего, карточки –судоку (с изображением фигур лего).
Ход игры: педагог раздает детям карточки лего-судоку и дети заполняют пустые клеточки фигурами лего, которых не хватает на карточке. Игра продолжается до заполнения всего поля фигурами.
При использовании на занятиях математикой конструктора лего дети с большим интересом занимаются, лучше запоминают увиденное и услышанное, так как эмоционально вовлечены в занятие. Конструктор лего помогает учиться, играя и развиваться в игре. Математические представления лучше осмысливаются детьми, закрепляются через конструирование, так как применяются в продуктивной и игровой деятельности, что отвечает возрастным особенностям детей и требованиям ФГОС ДО.
Таким образом, использование лего-конструирования в работе по развитию элементарных математических представлений способствует успешному усвоению детьми старшего дошкольного возраста программного материала.
Список используемой литературы.
- Комарова Л.Г. Строим из LEGO: моделирование логических
отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO. –М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2011. - Манжарова А.Н. Игровые упражнения и дидактические игры с
использованием конструкторов типа LEGO. // Социальная сеть работников образования nsportal.ru - Петрова И.О. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных
и креативных способностей детей 3-7 лет. – М.: Академия, 2007. - Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 20
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления детей. ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста
Цель конспекта: формирование у детей интереса к образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений.В конспекте решаются образовательные, развивающие, воспитате...
«Взаимодействие воспитателей и родителей, как партнеров по развитию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Взаимодействие воспитателей и родителей, как партнеров по развитию элементарныхматематических представлений детей старшего дошкольного возраста»...
Дидактические игры, направленные на ознакомление с окружающим миром и на развитие элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры, направленные на ознакомление с окружающим миром и на развитие элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста. Эти дидактические игры любой родитель с...
Опыт работы по теме: «Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста»
Опыт работы по теме: «Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста»...
Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста с использованием универсального средства «Коврограф Ларчик», «Мини Ларчик», развивающих игр В.В. Воскобовича: «Волшебная восьмерка», «Змейка».
Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста с использованием универсального средства «Коврограф Ларчик», «Мини Ларчик», развивающ...
Конспект непрерывно образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста «Путешествие обезьянки в Африку».
Цель – создать условия, необходимее для развития познавательно–интеллектуальной активности детей; повысить уровень познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через ...