Статья «Использование занимательного материала в процессе развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста»
статья по математике
В статье представлены результаты исследования использования занимательно материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад№35 «Светлячок» комбинированного вида
г.Новотроицк Оренбургская область.
Статья
«Использование занимательного материала в процессе развития математических представлений
детей старшего дошкольного возраста»
Автор: воспитатель
Бережная Е.В.
2019
Аннотация: в статье представлены результаты исследования использования занимательно материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
На современном этапе развития общества математическое развитие ребёнка по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Ведь особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта.
Актуальность темы обусловлена тем, что Концепция по дошкольному воспитанию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений[1]. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС ДО.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Психолог и педагог Я.И.Перельман считал, что сущность занимательности состоит из таких элементов, как новизна, необычность, неожиданность[2].
Накоплен достаточный опыт использования развивающих игр и игровых упражнений различных авторов при обучении дошкольников математике:
-сюжетно-дидактические игры математического содержания (А. А.
Смоленцева);
-обучающие игры с элементами информатики и моделирования (А. А.
Столяр);
-развивающие логические игры и упражнения М. Монтессори, Б. Никитина, Ф. Фребеля, Воскобовича и др;
-игры на развитие конструктивного и творческого мышления, комбинаторных способностей (Б.П. Никитин, З.А. Михайлова, В.Г. Гоголева);
-игры с блоками Дьенеша;
-игры с цветными палочками Кюизенера.
На основании выше изложенного, мы выделили цель нашего исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий использования занимательного материала в процессе развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
На наш взгляд эффективность развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста может быть достигнута при соблюдении следующих условий: осуществление взаимодействия педагога с ребёнком так, чтобы оно было направленно на формирование познавательного интереса и умственных способностей; организация вовлечения ребёнка в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний с использованием занимательного материала, через интегрирование продуктивных видов деятельности таких, как рисование, лепка, аппликация, конструирование; использование различных форм работы с родителями (семинар, практикум, круглый стол, мастер – класс и т.д.) по ознакомлению с разнообразием занимательного математического материала и в применении его в совместной деятельности с детьми.
Опытно - экспериментальная часть нашего исследования проводилась на базе МДОАУ «Детский сад № 35 «Светлячок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников г. Новотроицка Оренбургской области, основной целью которой была экспериментальная проверка выдвинутых нами педагогических условий.
На констатирующем этапе нами были использованы методики Т.И.Ерофеевой «Считай – не ошибись!», «Разложи карандаши по порядку», «Найди такой же», «Расскажи про свой узор», «Круглый год». Количественная обработка результатов выявила, что дети имеют представления о знаниях и навыках, предусмотренных программой для данного возраста, однако испытывают затруднения при их использовании. Им требуется помощь (подсказка) педагога, вспомогательные вопросы. Если дети пытаются справиться сами, то делают это не в полном объеме, рекомендуемом программой для данного возраста. Дети знакомы с необходимыми навыками и умеют использовать их, но для этого им нужна помощь. При использовании навыков для выполнения задания результат получается недостаточно качественным. Ответы дают без объяснений и рассуждений, применяют простые предложения и словосочетания. Речь с ограниченными запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Нами были определены уровни сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Высокий уровень - ребёнок самостоятельно считает, уменьшает и увеличивает число на единицу, сравнивает группы предметов. Имеет представления о порядковом и количественном назначении числа. Имеет чёткие представления о геометрических фигурах. Оперирует свойствами предметов (длина, ширина, высота предметов, их вес, глубина). Самостоятельно осуществляет классификацию по 2-3 свойствам, обнаруживает логические связи и отражает их в речи. Легко и свободно ориентируется в пространстве и времени. Проявляет инициативу и творчество, интерес к решению задач на логику, преобразование, комбинаторику, оказывает помощь сверстникам.
Средний уровень - ребёнок правильно определяет совокупность предметов на основе счёта, сравнивает числа, уменьшает и увеличивает число на единицу, считает в прямом и обратном порядке, но допускает ошибки, которые в состоянии сам исправить. Осуществляет классификацию фигур по 1-2 свойствам, самостоятельно выделяет признак (основание), по которому можно классифицировать, но затрудняется в высказываниях, пояснениях; прибегает к помощи взрослого для выражения в речи логических связей. Имеет представления о временных и пространственных отношениях. Затрудняется в понимании и объяснении последовательности действий. Не проявляет инициативы и творчества, интереса к решению задач на логику, комбинаторику, преобразование.
Низкий уровень - ребёнок выделяет количественные отношения на основе сравнения предметов, чисел. Классифицирует геометрические фигуры, величины по 1-2 свойствам, определяет форму предметов, ориентируясь на эталон. Логические связи не устанавливает. Затрудняется в речевых формулировках, касающихся определения свойств. Путается в определении временных и пространственных отношений. Самостоятельности и творчества не проявляет, к задачам на логику, комбинаторику, преобразование интереса не проявляет.
По результатам констатации, в экспериментальную группу вошли 11 детей старшего дошкольного возраста: три ребёнка с низким уровнем, восемь детей со средним, с высоким уровнем развития математических представлений детей не выявлено. Стратегия формирующего этапа была направлена на развитие математических представлений у старших дошкольников посредством использования занимательного материала.
В процессе обучения детей математике занимательный материал непосредственно включался в организованную образовательную деятельность.
Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят развивающие (дидактические) игры и упражнения. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.
Кроме того детям были широко представлены математические развлечения: головоломки, числовые курьезы, лабиринты, игры на пространственное преобразование и др. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Например, головоломки представлены арифметическими (угадывание чисел), геометрическими (на разрезание, с проволокой), буквенными (анаграммы, кроссворды, шарады), старинными головоломками, рассчитанными на игру фантазии и воображения.
Так как, согласно ФГОС ДО программа должна строится на основе принципа интеграции, то при организации образовательного процесса с применением занимательного материала использовались разнообразные виды деятельности, такие как: лепка, аппликация, рисование, конструирование и др. Все эти виды, были активно пронизаны игрой, в которой ребенок моделировал все фрагменты окружающей жизни и новой информацией, вызвавшей у него интерес и переживания.
Для вовлечения ребёнка в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний педагогом организуется развивающая среда (уголок занимательной математики): это и дидактические, развивающие, логико-математические игры, тетради на печатной основе, познавательные книги, игры на развитие умений счётной и вычислительной деятельности, игры с правилами: домино, лото, шашки и т. д.
Также на этапе формирующего эксперимента не менее важным условием развития элементарных математических представлений у детей было активное участие в образовательном процессе родителей. С семьёй использовались такие формы работы, как: консультации, круглый стол, семинар, проведение математических развлечений, мастер-классов и др. по ознакомлению с разнообразием занимательного математического материала и в применении его в совместной деятельности с детьми.
На контрольном этапе мы определили эффективность экспериментального обучения. С этой целью были проведены те же методики, что и на констатирующем этапе.
Анализ результатов показал качественное отличие показателей развития математических представлений у детей экспериментальной группы нашего исследования.
К концу обучения дети самостоятельно считают, уменьшают и увеличивают число на единицу, сравнивают группы предметов, считают в прямом и обратном порядке, различают количественный и порядковый счёт. Определяют состав числа. Определяют место числа среди других чисел ряда. Самостоятельно измеряют с помощью условных мерок (линейка, счёт по заданной мере). Имеют чёткие представления о геометрических фигурах. Владеют способом воссоздания геометрических фигур, силуэтов по описанию, представлению. Легко и свободно ориентируются в пространстве и времени. Проявляют инициативу и творчество в интеллектуальных играх. Знания и представления математического содержания активно отражают в речи.
Можно сделать вывод о положительном изменении соотношения уровней развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием занимательного материала в итоге экспериментальной работы. Если до начала обучения мы не выявили детей стоящих на самом высоком уровне развития математических представлений, то в результате работы у половины детей выявился высокий уровень и ни одного ребёнка не было выявлено с низким уровнем.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов позволяет сделать вывод о положительной динамике в уровне развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием занимательного материала, что указывает на эффективность предложенных нами педагогических условий.
Библиографический список
1.Концепция дошкольного воспитания / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Просвещение, 2012. - 54 с.
2.Перельман, Я.И. Большая книга занимательных наук / Я.И. Перельман. – М. : АСТ, 2015. – 541с. - ISBN 978-5-17-088385-1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья " Использование дидактических игр в процессе ознакомления с природой детьми дошкольного возраста".
Дидактическая игра, как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса, использование ее на прогулке....
Использование образовательных ситуаций в процессе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Социокультурная ситуация в современной России характеризуется исследователями как глобальный духовно-нравственный кризис. У детей всё чаще наблюдается повышенная агрессивность, эмоциональная глухота, ...
Консультация Тема: «Использование образовательных ситуаций в процессе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Консультация Тема: «Использование образовательных ситуаций в процессе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»...
" Использование дидактических игр в процессе формирования у детей старшего дошкольного возраста элементарных математических представлений"
Статья содержит описание и применение дидактических игр ....
«Использование игровых технологий в процессе развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»
Данная статья знакомит с использованием игровых технологий в процессе обучения детей с нарушениями речи в детском саду....
Значение использования ИКТ в процессе развития математических способностей детей дошкольного возраста
В настоящее время проблема формирования математических представлений является одной из наиболее важных и актуальных задач в рамках подготовки детей к школе....
Использование интерактивной доски в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста – единый целостный педагогический процесс, который осуществляется на протяжении всего пребывания ребёнка в дошкольном учреждении во всех ви...