Самообразование 2019-2021 г.,2021-2022 г., 2022-2023 г.
учебно-методический материал

Гришаева Ольга Витальевна

Самообразование: "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста."

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию

 музыкального руководителя Гришаевой Ольги Витальевны

на 2019/2020 учебный год.

Тема: Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста.

Актуальность: Проблема ритмического чувства у детей дошкольного возраста является актуальной на сегодняшний день.  А ритмическое чувство – это способность активного (двигательного) переживания музыки  –   одна из трёх основных музыкальных способностей наряду с ладовым чувством и музыкально-слуховыми представлениями. (Б.М. Теплов)
Кроме того, ритм – одно из выразительных средств музыки. Следовательно, музыкальный ритм всегда является выражением некоторого эмоционального содержания. Современное понимание проблемы музыкального воспитания детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры.

Цель работы по самообразованию: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Содействие развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности.

Задачи:

 1 . Изучить теоретический материал по развитию у детей чувства ритма, как одного из самых эффективных методов развития музыкальности – метода, основанного на естественной двигательной реакции на музыку, свойственному любому ребенку.
2. Использовать в работе теоретический и практический материал по развитию у детей дошкольного возраста чувства ритма, учитывая физическое и психическое развитие дошкольников.

 

План работы

2019-2020 учебный год

Месяц

Содержания работы. Форма работы

Практические результаты

Сентябрь

1.«Развитие эмоциональной сферы» - информационно аналитическая деятельность.
2. Проведение диагностики музыкальных способностей.

Изучение материала имеющегося опыта по данной теме, изучение литературы по проблеме и применение на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях и в индивидуальной работе:

  • Психолого-педагогические   аспекты музыкальности детей дошкольного возраста.
  • Психофизиологические особенности детей дошкольного возраста и их использование в процессе обучения детей музыкально- ритмическим движениям.
  • Цели и задачи ритмики в детском саду. Виды музыкально-ритмических движений в детском саду.
  • Этапы и методы обучения детей дошкольного возраста музыкально- ритмическим движениям.
  • Методика обучения чувству ритма детей младшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.
  • Методика обучения чувству ритма детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.
  • Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в ходе самостоятельной                                                   музыкальной деятельности, праздников и развлечений, физкультурных досугов.
  • Обучение детей в детском саду чувству ритма в различных видах музыкальной деятельности.
  • Система работы с воспитателями и родителями по обучению детей в детском саду чувству ритма.

1. Консультация для педагогов по теме

2. Анализ результатов диагностики.

Октябрь

Консультация для родителей: «Развитие эмоциональности и образности восприятия музыки через движение детей раннего возраста»

1. Консультация для педагогов по теме

Ноябрь

  1. «Формирование чувства ритма через ударные и шумовые инструменты инструменты»
    Проводится изучение всех видов ударных шумовых музыкальных инструментов. На основе полученных знаний детей проводятся беседы о тех музыкальных инструментах, которые имеются в детском саду. Таких как: барабан, маракас, трещетка, колокольчик, треугольник, бубен, ложки.

1.Консультация для педагогов по теме.

Декабрь

1. Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в ходе самостоятельной музыкальной деятельности, праздников и развлечений, физкультурных досугов.

1. Выступления детей на праздниках, участие в музыкальных конкурсах.

Январь

  1. Формирование чувства ритма во время игры в музыкальном оркестре на ударных и шумовых инструментах.

Создание музыкально-дидактических игр для развития чувства ритма у дошкольников

1. Игры на развитие чувства ритма в движении
2. Новые музыкальные композиции

Февраль

Изготовление и использование музыкально- дидактических игр для развития музыкально-ритмических движений (воспитатели по группам)

1.Игры на развитие творческого самовыражения дошкольников

Март

1. «Развитие творческого самовыражения через импровизацию на музыкальных инструментах»

1. Консультация для педагогов по теме

Апрель

1.Диагностика музыкальных способностей

2. Посещение семинаров, мастер – классов по развитию чувства ритма.

Результаты мониторинга

Май

1.Посещение курсов повышения квалификации, методических объединений музыкальных руководителей (в течении года)

2.Выступление детского оркестра на праздниках и развлечениях (в течении года)

1. Игры на развитие чувства ритма в движении
2. Новые музыкальные композиции.

3. Итоговое выступление воспитанников

Форма работы

Срок

Ожидаемый результат (обобщенный педагогический опыт программа, методические рекомендации, статья в газете или журнале, выступление на научно-практической конференции)

1

2

3

4

1

Информационно-аналитический этап

09.01.2019

Посещение лекций, изучение научно-методической литературы, детальное ознакомление с вопросом, вызывающие затруднения и осуществление проблемно-ориентированного анализа полученных данных.

2

Внедрение в практику

01.09.2019 – 01.05.2020

Внедрение новых методов работы по развитию чувства ритма у дошкольников

3

 Представление опыта работы

01.05.2020

Выступление на родительском собрании, разработка конспектов мероприятии с детьми, показ результата, отчетный концерт.

План действий

Микро-задача

План действий

(этап/сроки)

Содержания работы

Творческое сотрудничество

Планируемый результат

Полученный результат

Развивать способность чувства ритма через дидактические игры

Изучение литературы:

1.Метлов Н.А. Музыка – детям. - М., 1985.

2.Методика музыкального воспитания в детском саду. /под редакцией Н.А. Ветлугиной/ - М., 1989.

3.Руднева С. Ритмика. Музыкальное движение, - М., 1972.

Нахождение новых методов работы.

Реализация плана работы по  самообразованию через дидактические игры.

Лукьянова С.В. – музыкальный руководитель

Булыгина С.А. – музыкальный руководитель

Презентация, выступление

Рекомендации для воспитателей

Совершенствовать  и внедрить новые методы обучения. Углубить знания в области  методики  игры на музыкальных инструментах для детей дошкольного возраста

Изучение литературы:

1.Ритмопластика А.И.Буренина

2. «Топ – топ каблучок» И. Каплунова

3. Журнал «Музыкальная палитра»

4.Музыкальное воспитание в детском саду М.Б.Зацепина –5. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.

6. Музыкальный слух С.Е. Оськина, Д.Г. Парнес

7. Руднева С. Ритмика. Музыкальное движение, - М., 1972.

8. Музыкально-игровой досуг. Младшая группа.

М.Б. Улашенко

9. Танцевальная мозаика в детском саду. С.Л. Слуцкая 

10. Музыка вторая младшая группа. Нестандартные занятия. М.Б. Улашенко

Внедрение новых методов работы с дошкольниками.

Реализация плана работы по  самообразованию через создание новых дидактических игра

Лукьянова С.В. – музыкальный руководитель

Булыгина С.А. – музыкальный руководитель

Презентация новых методов работы с дошкольниками, выступление.

Рекомендации для воспитателей и родителей

Литература:

  • 1. Аникин, В. П., Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 2008. - 340 с.
  • 2. Бакланова, Т.И., Новикова, Г.П. Музыкальный мир / Т.И. Бакланова, Г.П. Новикова. - Москва: «Вентана - Граф», 2008 - 238 с.
  • 3. Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М., «Просвещение», 1999. - 130 с.
  • 4. Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М., «Просвещение», 2003.
  • 5. Ветлугина, Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. - М., 2005. - 677 с.
  • 6. Ветлугина, Н.А., Музыкально-игровое творчество у детей 5-7 лет. Песенное творчество детей 5-7 лет // Художественное творчество в детском саду. - М., 1997. - С. 107-120.
  • 7. Выготский, Л.С., Педагогическая психология. // Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1991. - 554 с.
  • 8. Выготский, Л.С., Педагогическая психология. // Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1991. - 308 с.
  • 9. Гогоберидзе, А.Г., Деркунская В.А. - Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. - М. «Академия», 2013. - 490 с.
  • 10. Гогоберидзе, А.Г., Деркунская В.А. - Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. - М. «Академия», 2013. - 123 с.
  • 11. Дзержинская, И.Л., Музыкальное воспитание дошкольников. - М., 2005. - 390 .
  • 12. Дзержинская, И.Л., Музыкальное воспитание младших дошкольников. - М., 2010. - 339 с.
  • 13. Зимина, А.Н., Большой хоровод. Музыкально-дидактические игры, - М., 1993. - 209 с.
  • 14. Зимина, А.Н., Образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом развитии детей 4-8 лет. - М., 2011. - 508 с.
  • 15. Колодницкий, Г.А., Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов. - М., 2010. - 387 с.



Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию

 музыкального руководителя Гришаевой Ольги Витальевны

на 2020/2021 учебный год.

Тема: Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста.

Актуальность: Проблема ритмического чувства у детей дошкольного возраста является актуальной на сегодняшний день.  А ритмическое чувство – это способность активного (двигательного) переживания музыки  –   одна из трёх основных музыкальных способностей наряду с ладовым чувством и музыкально-слуховыми представлениями. (Б.М. Теплов)
Кроме того, ритм – одно из выразительных средств музыки. Следовательно, музыкальный ритм всегда является выражением некоторого эмоционального содержания. Современное понимание проблемы музыкального воспитания детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры.

Цель работы по самообразованию: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Содействие развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности.

Задачи:

 1 . Изучить теоретический материал по развитию у детей чувства ритма, как одного из самых эффективных методов развития музыкальности – метода, основанного на естественной двигательной реакции на музыку, свойственному любому ребенку.
2. Использовать в работе теоретический и практический материал по развитию у детей дошкольного возраста чувства ритма, учитывая физическое и психическое развитие дошкольников.

 

План работы

2020-2021 учебный год

Месяц

Содержания работы. Форма работы

Практические результаты

Сентябрь

 Проведение диагностики музыкальных способностей.

Изучение материала имеющегося опыта по данной теме, изучение литературы по проблеме и применение на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях и в индивидуальной работе:

  • Психолого-педагогические   аспекты музыкальности детей дошкольного возраста.
  • Психофизиологические особенности детей дошкольного возраста и их использование в процессе обучения детей музыкально- ритмическим движениям.
  • Цели и задачи ритмики в детском саду. Виды музыкально-ритмических движений в детском саду.
  • Этапы и методы обучения детей дошкольного возраста музыкально- ритмическим движениям.
  • Методика обучения чувству ритма детей младшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.
  • Методика обучения чувству ритма детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.
  • Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в ходе самостоятельной                                                   музыкальной деятельности, праздников и развлечений, физкультурных досугов.
  • Обучение детей в детском саду чувству ритма в различных видах музыкальной деятельности.
  • Система работы с воспитателями и родителями по обучению детей в детском саду чувству ритма.

1. Консультация для педагогов по теме

2. Анализ результатов диагностики.

Октябрь

  1. Развитие чувства ритма через музыкальные фольклорные игры.
  2. Обучение воспитанников музыкального ритмического рисунка

Создание видео-обучение для разучивание ритмического рисунка.

1. Консультация для педагогов по теме

2. Итоговый показ детей по видео-обучению

Ноябрь

  1. Нестандартные методики развитие чувства ритма через бумажный оркестр.
  2. Показ и выступление на МО. «Развитие чувства ритма у детей с ОВЗ»

1.Консультация для педагогов по теме.

2.Выступление на МО

Декабрь

1. Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в ходе самостоятельной музыкальной деятельности, праздников и развлечений, физкультурных досугов.

1. Выступления детей на праздниках, участие в музыкальных конкурсах.

Январь

  1. Посещение онлайн - семинаров по развитию чувства ритма у детей с ОВЗ

1.Консультация для педагогов по теме.

Февраль

1.Инновационные методы работы с детьми, родителями и воспитателями.

1.Игры на развитие творческого самовыражения дошкольников

Март

1. «Развитие творческого самовыражения через импровизацию на музыкальных инструментах»

1. Консультация для педагогов по теме

Апрель

1.Диагностика музыкальных способностей

2. Посещение семинаров, мастер – классов по развитию чувства ритма.

Результаты мониторинга

Май

1.Посещение курсов повышения квалификации, методических объединений музыкальных руководителей (в течении года)

2.Выступление детского оркестра на праздниках и развлечениях (в течении года)

1. Игры на развитие чувства ритма в движении
2. Новые музыкальные композиции.

3. Итоговое выступление воспитанников

Форма работы

Срок

Ожидаемый результат (обобщенный педагогический опыт программа, методические рекомендации, статья в газете или журнале, выступление на научно-практической конференции)

1

2

3

4

1

Информационно-аналитический этап

09.01.2020

Посещение лекций, изучение научно-методической литературы, детальное ознакомление с вопросом, вызывающие затруднения и осуществление проблемно-ориентированного анализа полученных данных.

2

Внедрение в практику

01.09.2020 – 01.05.2021

Внедрение новых методов работы по развитию чувства ритма у дошкольников

3

 Представление опыта работы

01.05.2021

Выступление на родительском собрании, разработка конспектов мероприятии с детьми, показ результата, отчетный концерт.

План действий

Микро-задача

План действий

(этап/сроки)

Содержания работы

Творческое сотрудничество

Планируемый результат

Полученный результат

Развивать способность чувства ритма через дидактические игры

Изучение литературы:

1.Метлов Н.А. Музыка – детям. - М., 1985.

2.Методика музыкального воспитания в детском саду. /под редакцией Н.А. Ветлугиной/ - М., 1989.

3.Руднева С. Ритмика. Музыкальное движение, - М., 1972.

Нахождение новых методов работы.

Реализация плана работы по  самообразованию через дидактические игры.

Лукьянова С.В. – музыкальный руководитель

Булыгина С.А. – музыкальный руководитель

Презентация, выступление

Рекомендации для воспитателей

Совершенствовать  и внедрить новые методы обучения. Углубить знания в области  методики  игры на музыкальных инструментах для детей дошкольного возраста

Изучение литературы:

1.Ритмопластика А.И.Буренина

2. «Топ – топ каблучок» И. Каплунова

3. Журнал «Музыкальная палитра»

4.Музыкальное воспитание в детском саду М.Б.Зацепина –5. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.

6. Музыкальный слух С.Е. Оськина, Д.Г. Парнес

7. Руднева С. Ритмика. Музыкальное движение, - М., 1972.

8. Музыкально-игровой досуг. Младшая группа.

М.Б. Улашенко

9. Танцевальная мозаика в детском саду. С.Л. Слуцкая 

10. Музыка вторая младшая группа. Нестандартные занятия. М.Б. Улашенко

Внедрение новых методов работы с дошкольниками.

Реализация плана работы по  самообразованию через создание новых дидактических игра

Лукьянова С.В. – музыкальный руководитель

Булыгина С.А. – музыкальный руководитель

Презентация новых методов работы с дошкольниками, выступление.

Рекомендации для воспитателей и родителей

Литература:

  • 1. Аникин, В. П., Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 2008. - 340 с.
  • 2. Бакланова, Т.И., Новикова, Г.П. Музыкальный мир / Т.И. Бакланова, Г.П. Новикова. - Москва: «Вентана - Граф», 2008 - 238 с.
  • 3. Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М., «Просвещение», 1999. - 130 с.
  • 4. Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М., «Просвещение», 2003.
  • 5. Ветлугина, Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. - М., 2005. - 677 с.
  • 6. Ветлугина, Н.А., Музыкально-игровое творчество у детей 5-7 лет. Песенное творчество детей 5-7 лет // Художественное творчество в детском саду. - М., 1997. - С. 107-120.
  • 7. Выготский, Л.С., Педагогическая психология. // Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1991. - 554 с.
  • 8. Выготский, Л.С., Педагогическая психология. // Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1991. - 308 с.
  • 9. Гогоберидзе, А.Г., Деркунская В.А. - Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. - М. «Академия», 2013. - 490 с.
  • 10. Гогоберидзе, А.Г., Деркунская В.А. - Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. - М. «Академия», 2013. - 123 с.
  • 11. Дзержинская, И.Л., Музыкальное воспитание дошкольников. - М., 2005. - 390 .
  • 12. Дзержинская, И.Л., Музыкальное воспитание младших дошкольников. - М., 2010. - 339 с.
  • 13. Зимина, А.Н., Большой хоровод. Музыкально-дидактические игры, - М., 1993. - 209 с.
  • 14. Зимина, А.Н., Образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом развитии детей 4-8 лет. - М., 2011. - 508 с.
  • 15. Колодницкий, Г.А., Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов. - М., 2010. - 387 с.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию. 2019-2021 год

laquo;Дидактические игры как средство формирования математических представлений детей дошкольного возраста»...

Отчёт по самообразованию 2019-2021 г.г.

quot;Развитие социально-коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий"....

План самообразования музыкального руководителя на 2021-2022 учебный год

План самообразования музыкального руководителя  по теме "Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством  восприятия музыки"...

Самообразование 2019-2021 уч.г

Самообразование на тему «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ учителя-дефектолога В.И.Погребной на 2022-2023 у.г. ТЕМА: «Использование кругов Луллия при обучении грамоте детей дошкольного возраста (3 г.о) с ЗПР».

Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребёнка с ОВЗ. Начиная осваивать азбуку, ребёнок должен представлять, что такое звуки речи. Он должен науч...