План работы по самообразованию. 2019-2021 год
материал (средняя группа)
«Дидактические игры как средство формирования математических представлений детей дошкольного возраста»
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Дидактические игры как средство формирования математических представлений детей дошкольного возраста»
Пояснительная записка.
Самообразование – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.
Для современного дошкольного учреждения требуется воспитатель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательный и образовательный процессы, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность воспитателя на современном этапе развития образования. С целью повышения психологической культуры в образовательном процессе систематически осваиваю курсы повышения квалификации по предмету, повышаю свой профессионализм по индивидуальной программе самообразования.
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме. Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса.
Задачи:
- Повысить собственный уровень путем изучение необходимой литературы, посещение НОД, самообразования;
- Разработать перспективный план работы с детьми;
- Организовать работу кружка «Юный математик»;
- Оформить в группе центр занимательной математики;
- Подготовить консультацию для педагогов на тему: «Дидактические игры как средство формирования математических представлений детей дошкольного возраста»
- Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством логических блоков Дьенеша».
Игра – один из тех видов детской деятельности,
которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.
В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Например, в игре формируется такое качество личности ребенка, как саморегуляция действий с учетом задач коллективной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных замыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели. Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Это обстоятельство имеет принципиальное значение, поскольку будущее ребенка связано с общественно полезным трудом, требующим от него участников совместного решения задач, направленных на получение общественно полезного продукта.
Игра, с одной стороны, создает зону ближайшего развития ребенка и потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связано с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности (например, учебная) и формируется умение действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, ее содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющийся жизненный опыт детей.
Перспективный план мероприятий на 2019-2021 уч. г.
Формы работы | Содержание работы | Сроки |
Изучение нормативно-правовых документов | 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". 3. Распоряжение правительства России от 24 декабря 2013 года № 2506-р. Концепция развития математического образования в Российской Федерации. | Втечение 2019-2020 учебно го года |
Изучение методической литературы, знакомство с передовым педагогическим опытом. | 1. А. Белошистая «Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей». Дошкольное воспитание-2000-№2, с. 74. 2. Вавилов, Ю. П. Игры для внимательных и сообразительных. – Ярославль 2000. – с. 122 . 3. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М: Просвещение 1989. 4. Дьяченко О. М., Агаева Е. Л. Чего на свете не бывает? – М.:Просвещение,1991. 5. Е. Н. Михина «Развивающие игры для детей 2-7 лет» Волгоград: Учитель, 2013. 6. Е. В. Сербина «Математика для малышей»/ Издательство: Москва Просвещение, 1992. 7. Е. Н. Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ» ТЦ «Учитель», 2006г. 8. Ерофеева Т. И. и др. «Математика для дошкольников». – М., 2006. 9. Леушина А. М. «Занятия по математике в детском саду», - М.:2005. 10. Метлина А. С. «Математика в детском саду» Просвещение, 2006. 11. Б. П. Никитин «Ступеньки Творчества или развивающие игры», Москва, Просвещение, 1991 г. 12. Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений, Мозаика-Синтез, 2012. — 80с. 13. Смоленцева, А. А. Сюжетно-дидактические игры. — М.: Просвещение, 1987. — 96 с. 14. Сорокина А. И. Дидактическая игра в детском саду. — М.: Просвещение, 1982. — 98 с. 15. Столяр А. А. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников,»– М.: 2006. 16. Столяр А. А. Давайте поиграем /М. Просвещение, 1996. 17. Фидлер М. А. «Математика уже в детском саду», 3-е издание. – М., 2006. Интернет-ресурсы http://dohcolonoc.ru http://nsportal.ru; http://www.edu.ru; http://www.detskiysad.ru; http://www.moi-detsad.ru; http://ivalex.ucoz.ru. | Втечение 2019-2021 учебно го года |
Перспективный план мероприятий на 2019-2020 уч. г.
Месяц | Формы работы | ||
С детьми | С родителями | С педагогами | |
Сентябрь | 1. Дидактическая игра «Геометрическое лото». Беседа «Как люди научились считать». | Консультация «Игрушки – развивалки | |
2. Конструирование «Башни для принцесс» | Консультация «Учим ребёнка математике». «Как заинтересовать малыша конструированием из кубиков». | ||
3. Дидактическая игра «Счетные палочки, или составь из палочек». | Рекомендации по созданию игр математического содержания. Дидактическая игра «Укрась рукавичку» | ||
4. Математическое развлечение «Игры с лисой | Советы родителям находить цифры в окружающей обстановке. «Семья из геометрических фигур». | ||
Октябрь | 1. Дидактическая игра «Сложи из треугольников». Геометрические фигуры в загадках. | Картотека дидактических игр для развития мелкой моторики. | Открытое НОД «Космическое путешествие» |
2. Сюжетно ролевая игра «Путешествие на поезде» | Методические рекомендации «Игры и упражнения для развития мелкой моторики». | ||
3. Дидактическая игра «Купим пуговицы». | Вопросник для родителей «Математика для развития Вашего ребенка» Консультация «Поиграйте в цифры с детьми». | ||
4. Игры с крышками от бутылок: «Подбери колеса для машины». | Консультация для родителей «Давай поиграем, мама!» Открытое занятие НОД. | ||
Ноябрь | 1. Дидактическая игра «Построй ворота». | Тест с родителями «Что мы знаем о математике». Предложить для чтения детям «Стихотворение про дырки». | |
2. Беседа «Где мы встречаем цифры». | Изготовление дидактических пособий по ФЭМП. Рекомендации по созданию игр математического содержания. | ||
3. Дидактическая игра «Красивые узоры». Игровое упражнение «Бабочки и цветы». | Беседа «Что мы видим на прогулке». | ||
4. Развлечение «Страна Считалия». Беседа «По дороге в детский сад» | Предложить родителям сделать «Бусы для Машеньки». | ||
. Декабрь | 1. Дидактическая игра «Считай - не ошибись!». Конструирование из кубиков. | Предложить математические загадки для детей | |
2. Сказка «Лягушка Ляга» | Консультация для родителей «Поиграйте в цифры с детьми». | Советы для педагогов находить цифры в окружающей обстановке. | |
3. Дидактическая игра «Построим башенки». | Рисование дома геометрических фигур. Физкультминутка «На болоте». | ||
4. Сюжетно – ролевая игра «Зоопарк». Игровое упражнение «Где дорожка длиннее» Дидактическая игра: «Где находится игрушка». | |||
Январь | 1. Сказка С. Иванова «Зайка – незнайка». Веселый счет с Буратино. Игры с крышками от бутылок «Воздушные шары». | ||
2 нед Рисование геометрических фигур на снегу. Составление из счетных палочек разнообразные фигуры | Консультация «Учим ребёнка математике». | ||
3. Беседа «Когда это бывает» - части суток. | Изготовление дидактических пособий по ФЭМП. Дидактическая игра: «Машенькин день» - части суток. | ||
4. Дидактическая игра «Геометрическое лото». Игровое упражнение: «Найди такой же и положи в корзинку» Чтение стихов о цифре. | |||
Февраль | 1. Сюжетно – ролевая игра «Мы строители». Беседа «По дороге в детский сад». Физкультминутка «На болоте» | Мастер-класс для педагогов по теме: «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством логических блоков Дьенеша». | |
2. Загадываем математические загадки. | Рисование дома «Обведи по штриховке» Конструирование «Построим башенки». | ||
3. Аппликация составление из геометрических фигур «Кораблик для папы». Чтение дома сказки С. Иванова «Зайка – незнайка». Считалки с иллюстрациями | |||
4. Дидактическая игра «Один - много». Игровое упражнение: «Снеговик и снежинки» Составление из счетных палочек разнообразные фигуры. | |||
Март | 1. Аппликация составление из геометрических фигур «Цветок для мамы» Дидактическая игра: «По какому мостику катится колобок». | Игры с крышками от бутылок «Солнечная поляна». | |
2. Сюжетно ролевая игра «Поедем в гости к Солнышку». Веселый счет с Буратино. Физкультминутка «Аист, аист длинноногий». | |||
3. Веселый счет с Буратино. Беседа «По дороге в детский сад». Рассматривание иллюстраций о частях суток. | |||
4. Дидактическая игра «Кто скорее свернет ленту?». Считалки с иллюстрациями Беседа «Сравниваем предметы мебели» | |||
Апрель | 1. Подвижная игра «Цветные автомобили». Изготовление дидактических пособий по ФЭМП. | Рекомендации по созданию игр математического содержания | Консультация из опыта работы «Особенности использования дидактических игр в процессе ФЭМП у дошкольников». |
2. Дидактическая игра «Уголки». Составление из счетных палочек разнообразные фигуры. Дидактическая игра «Нарядные зверюшки». | |||
3. Беседа «Как люди научились считать». Находить предметы в окружающей обстановке. Беседа «Когда это бывает» | |||
4. Дидактическая игра: «Найди предмет такой же формы» | Рисование дома «Обведи по штриховке» Игры с крышками от бутылок «Воздушные шары». | ||
Май | 1. Игра «Собираем шишки» | Картотека дидактических игр для развития мелкой моторики. «Помоги найти Верблюжонку юрту» | |
2. Дидактическая игра «Купим пуговицы». Беседа «Любимая игрушка Верблюжонка» Дидактическая игра «Конструктор». | |||
3. Дидактическая игра: «Разноцветные фонарики» | Консультация для родителей «Как заинтересовать ребенка конструированием из кубиков» Физкультминутка «Аист, аист длинноногий». | ||
4. Математическое развлечение «В гостях у бабушки Наташи». Беседа «Сравниваем предметы мебели» | Игры и упражнения для развития мелкой моторики. |
Практические выходы:
1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности по логико-математическому развитию дошкольников (кубики Никитина, квадрат Воскобовича, математический планшет, блоки Дьенеша, палочки Кюзинера);
2. Проведение мастер-классов для педагогов. Тема: «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством логических блоков Дьенеша»;
3. Оформление папки-передвижки. Тема: «Игры для развития элементарных математических представлений дома и на улице»;
4. Выставка работ. Тема: «Дидактические игры как средство формирования математических представлений детей дошкольного возраста»;
5. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Роль дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возраста»;
6. Проект. Тема: ««Дидактические игры и игровые упражнения в обучении количеству и счету старших дошкольников»;
7. Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Перспективы на 2019-2021 уч. г.
1. Продолжить работу по теме: «Формирование элементарных математических представлений» (согласно возрастной группе).
2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме.
3. Изучить новинки методической литературы.
4. Распространение опыта работы.
5. Привлечение детей к изготовлению дидактического и раздаточного материала. 2017-2018 уч. г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы с родителями (логопункт ДОУ). План работы с педагогами (логопункт ДОУ)
Планы, которые есть у каждого логопеда в папке документов....
Требования к календарно-тематическому плану работы группы на примере плана работы по лексической теме "Овощи" в средней (диагностической) группе для детей с ЗПР.
Планирование работы группыВажным условием эффективности деятельности воспитателя группы является планирование. Календарно-тематическое планирование - это своеобразная цепочка последовательных дей...
Перспективный план работы по развитию речи с детьми, перспективный план работы по развитию речи с родителями
перспективные планы...
Отчёт по самообразованию 2019-2021 г.г.
quot;Развитие социально-коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий"....
Самообразование 2019-2021 уч.г
Самообразование на тему «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»...
Самообразование 2019-2021 г.,2021-2022 г., 2022-2023 г.
Самообразование: "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста."...
План работы кружка по ИЗО в подготовительной группе План работы кружка «Волшебные краски» в подготовительной группе
Пояснительная запискаСпособность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.Психолог...