Повышение уровня педагогической компетенции родителей через использование инновационных форм работы
материал

Русанова Татьяна Владимировна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русанова Т.В.

Воспитатель

 1 кв. категории

детский сад «Ромашка»

СП МОУ «Павловская СШ»

Повышение уровня педагогической компетенции родителей

через использование инновационных форм работы

(выступление на региональных педагогических чтениях)

Концепция модернизации российского образования подчеркивает  сегодня исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. В ФГОС  ДО говорится о том, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованность родителей деятельностью детского сада, повышать педагогическую культуру  и грамотность родителей. Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей - важнейшие проблемы современной педагогической практики.

Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада. Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным, т. к. детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования. Для того чтобы идти в ногу со временем и уметь эффективно  взаимодействовать с родителями в группе, педагогу необходимо постоянно совершенствовать свои знания, опираясь как на современные научные разработки ФГОС, так и на опыт коллег.

Работая по данной проблеме в рамках темы по самообразованию, мы поставили перед собой цель: повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми через организацию различных форм их образования. 

Основными задачами для себя определили следующие:

- повышать уровень педагогической культуры родителей;

- вовлекать родителей в деятельность детского сада;  

- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

- объединить усилия семьи и и детского сада для развития и воспитания детей;

- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

По окончании работы над темой мы ожидали следующие результаты:

- создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями;

 - повышение уровня педагогической грамотности родителей в вопросах воспитания детей;

- обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;

- продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.

Методы и формы нашей работы с семьей представляют собой:

- индивидуальную работу с родителями: беседы, домашние задания, анкеты, консультации, посещение занятий родителями;

- коллективную работу: родительский комитет, семинар-практикум, лекции, доклады, дискуссии, беседы, конкурсы, праздники, круглый стол, родительские собрания, конференции;

- разработку методических и педагогических консультаций, советы психолога и других специалистов; памятки для родителей.

В зависимости от форм  работы с родителями мы условно выделили для себя и проводили работу по четырем основным направлениям работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО: познавательное, информационно-аналитическое, наглядно-информационное, досуговое.

Целью познавательного направления является ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Это направление включает:

- общие, групповые собрания: «Отец - как воспитатель», Мозговой штурм «Роль родного дома и семьи», педагогическая гостиная «Детская ложь»;

- консультации и индивидуальные беседы;

- выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями: районный   конкурс декоративно-прикладного творчества «Зима время сказок», «Древо», « Новогодняя красавица»,  конкурс декоративно-прикладного творчества в детском саду «Руки золотые»,  «Весна красна идет», Межрегиональный конкурс декоративно-прикладного творчества «Звоним во все колокола»;

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов;

- совместные экскурсии: День выходного дня «Эта веселая прогулка», экскурсии в рамках проекта « Я и моя семья» - «Профессии учитель, продавец, организатор досуга»;

- совместное создание развивающей предметно-пространственной среды: изготовление ширм для настольного театра, пополнение атрибутами уголка сюжетно ролевых игр, оформление группы перед новогодними праздниками;

- семейные проекты: «Моя семья», «Неделя каникул», «Мы садили огород», «Где обедал воробей».

Информационно-аналитическое направление направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

По данному направлению мы проводили анкетирование и тестирование.

Из анализа сведений о семьях детей мы видели, что наши воспитанники из семей различного социального статуса, имеющие разный уровень образования. Данные сведения использовались при планировании организационно-педагогической работы с родителями.

Наглядно-информационное направление позволило нам  доносить до родителей любую информацию в доступной форме, напоминать тактично о родительских обязанностях и ответственности. Данное направление включало оформление родительского уголка (информация которого подразумевала под собой  нормативные документы; объявления и рекламу; папки-передвижки, буклеты) и выставку детских работ (рисунки, поделки).

 - продуктивная деятельность детей (рисунки, поделки).

Досуговое направление призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.

Это направление включает:

- праздники: «Осень в гости к нам пришла», Новогоднее представление «Алиса в стране чудес», «Мама дорогая», «Весна, весна на улице», «Веселые семейные игры», районный спортивный праздник «Мама, папа, я - спортивная семья», «Волшебный праздник Новый год», «День защитников Отечества», «Мамин день»;

- развлечения: «Осень в гости к нам пришла», «Мама, папа, я -спортивная семья»;

- празднование дней рождений;

- фотовыставки: «Наши ребятки на грядке», «Моя семья», «Я здоровым быть хочу!», Фотовыставка детского сада «Лента памяти», «Мы с папою друзья», «Ах, карнавал, карнавал», «Мы с папою друзья», 

- акции: трудовой десант «Постройка горки  на участке», участие в покраске участка для прогулок,  «Наша библиотека» (пополнение фонда книг  групповой библиотеки), районная акция  «Мы за здоровый образ жизни»;

- дни добрых дел: «Цветик-семицветик» -  мероприятие, посвященное декаде детей инвалидов.

Среди наиболее ярких нам запомнились: родительское собрание в форме ток-шоу «Это мой ребенок», совместная прогулка на каток, проект «»Профессии моих родителей», праздник «Веселые семейные игры».  

В этом учебном году в рамках тематических  недель «Моя семья» и «Профессии»  в нашей группе был реализован краткосрочный проект «Профессии моих родителей». Проблема исследования выделялась на основе опыта детей, исходя из их интересов и потребностей. Беседуя с детьми о профессиях, мы заметили, что многие дети знают, кем работают родители, но не знают о тех характерных качествах, особенностях, которые требует та или иная профессия. Поэтому у нас  возникла идея создания данного проекта. Участниками проекта были  дети, педагоги и родители.

В результате реализации проекта мы предполагали такие ожидаемые результаты как:  

- формирование знаний детей  о профессиях своих родителей, их назначении, особенностях и значимости их труда;

- пополнение активного словаря детей некоторыми профессиональными терминами;

- самостоятельная организация сюжетно-ролевых игр детей на основе имеющихся знаний о профессиях;

- проявление у детей чувства гордости за труд родителей.

Организация проекта включала в себя три основных этапа.

На первом этапе нашей работы нами была сформулирована такая цель как расширение и обобщение представлений детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях, а также развитие интереса к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.

На втором этапе мы  организовали проведение таких мероприятий как: чтение художественной литературы,  познавательные беседы и занятия, экскурсии, подвижные игры, продуктивную деятельность.

На третьем этапе  были подведены итоги исследовательской деятельности детей в виде презентации, которая получилась яркой, интересной, в ней просматривался вклад каждого участника проекта: ребенка, родителя, педагога.

В рамках презентации реализации проекта были проведены:  развлечение «Все работы хороши, выбирай на вкус»; выставка рисунков и поделок; альбом  рассказов, пословиц, стихов, поговорок о профессиях.

На детско-родительских отношениях благотворно сказываются совместные    прогулки, экскурсии детей и родителей.  Конечно, все родители гуляют с детьми, но когда прогулка несёт в себе ещё какую-нибудь цель - она вдвойне интересна и познавательна. Вот и наша прогулка «выходного дня» была нацелена на приобщение семей к ЗОЖ. Катание на коньках – одна из лучших форм активного отдыха, доступная людям любого возраста, достатка и степени подготовки. Участвуя в таких мероприятиях, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, видеть его физическую подготовку, физические качества. Родители замечают, какую радость и пользу приносят шумные игры, азартные состязания, как играя, они тренируются. Веселая, здоровая атмосфера таких дней передается и взрослым, способствует пробуждению у них интереса к общению со своими детьми. Нужно так организовать прогулку, чтобы дети больше двигались, так как игры на свежем воздухе являются мощным средством закаливания организма ребенка, повышают сопротивляемость к простудным и инфекционным заболеваниям.

Родительское собрание  «Это мой ребенок», было проведено в нетрадиционной форме - ток-шоу.

Целью этого собрания было развитие интереса к познанию своего ребенка, содействовать активному взаимодействию с ним. Среди задач мы определили следующие:

- эмоциональное сближение всех участников образовательного процесса, организация их общения в неформальной обстановке;

- формирование умения критично оценивать себя как родителя, свою воспитательную деятельность;

- повышение роли родителей в воспитании детей.

Этапы подготовки к родительскому собранию: разработка сценария; оформление родителями книжек-самоделок «Мой ребенок», участие в проекте детского сада «Моя семья», оформление выставки рисунков «Моя семья», «Я мечтаю».

На встречу нам хотелось пригласить семьи с разными взглядами в вопросах воспитания своих детей. Чтобы они смогли оценит себя, как родителя, свое отношение к своим детям, со стороны. Так же хотелось привлечь па к участию в родительских собраниях, что бы и с их стороны виднелась заинтересованность в воспитании своих детей.

В своей книге «Мой ребенок», которая была приготовлена родителями и детьми, родители рассказали о увлечениях детей, о путешествиях со своей семьей. Поделились секретами семейных блюд, напечатали свое любимое стихотворение о семье, написали на лепестках «Цветка вежливости», ка они ласково называют своего ребенка. Дети с гордостью рассказывали по фотографиям о членах своих семей. Так же дети нарисовали членов своих семей и в подарок своим родителям приготовили рисунок в котором рассказали о своей мечте.

Мы провели различные конкурсы, чтобы рассмотреть интересы ребенка с разных сторон.  Родители на собрании были очень активны. Атмосфера, по их мнению, была дружелюбной. Дети радовались,  рядом с родителями и им доставляло большое удовольствие играть вместе. Такая форма родительского собрания понравилась и не только мама, но и папам. Они попросили педагогов приглашать их еще на собрания. Взрослые отметили для себя, что они действительно не все знают о своих детях и сделали для себя вывод, что нужно больше уделять внимания своему ребенку и интересоваться увлечениями своего ребенка.

В ноябре 2016 года мы провели праздник «Веселые семейные игры». Целью этого праздника было повышать роль родителей в воспитании детей, способствовать эмоциональному сближению всех участников образовательного процесса, организация их общения в неформальной обстановке. Среди задач мы выделили следующие:

- способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного празднования мероприятия;

- побуждать детей и родителей к активному участию;

- воспитывать у детей уважение и любовь к матери, отцу, привязанность к своей семье, детскому саду;

- учить детей чувствовать и понимать характер образов песенных произведений, воспринимать их взаимосвязь с жизненными явлениями;

- развивать исполнительские способности, умения и навыки детей.

В этом празднике участвовали все семьи наших воспитанников. Перед праздником семьи получили жетончики определенного цвета, по ним определялись команды для участия в соревнованиях. Между концертными номерами члены семей соревновались в умении описывать предмет, который изображен на картинке, проверяли память при запоминании таблицы с геометрическими фигурами. В конкурсе загадок дети быстрее взрослых называли отгадки, в построении самой высокой башни семья с игроком девочкой не уступали команде с игроком мальчиком. Победители всех конкурсов соревновались между собой, где проявилась сноровка и быстрота реакции. Все семьи были довольны, что поучаствовали в интересных соревнованиях. В конце праздника все вместе станцевали веселый танец «Дружба».

Таким образом, семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Но им надо научиться взаимодействовать в интересах ребенка. Организация взаимодействия детского сада и семьи, основанная на сотрудничестве, позволяет каждому ребенку чувствовать себя участником образовательного процесса, что особенно важно для личностного развития детей, поддержания их познавательной активности, а родителям чувствовать себя полноправными участниками образовательного процесса. 

Таня, выступление должно быть  5 страниц, чтобы уложиться в регламент 10 минут. Все задачи, которые ты пишешь по мероприятиям,  не озвучивай. Формы работы тоже не проговаривай.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад Повышение уровня педагогической компетенции педагогов посредством внедрения ФГОС ДО

В системе дошкольного образования произошли серьёзные изменения. Федеральные государственные стандарты задают ориентиры развития системы дошкольного образования и вносят ряд изменений в организацию во...

Использование инновационных форм работы с родителями в целях повышения их педагогического просвещения в области образования и воспитания детей.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко бывает объяснить родителям, что ребёнка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.Как заинте...

Представление опыта работы «Клуб родителей, как одна из форм эффективного сотрудничества и повышения уровня педагогической компетенции родителей обучающихся детей в группах комбинированной направленности»

Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама – образцы для подражания.Положите...