Использование инновационных форм работы с родителями в целях повышения их педагогического просвещения в области образования и воспитания детей.
статья

Белевич Татьяна Николаевна

Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко бывает объяснить родителям, что ребёнка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками воспитательного процесса? О путях решения  этих проблем пойдет речь в статье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

№1.Детский сад — это первое образовательное учреждение, с которым вступает в контакт семья ребёнка, а его роль — дополнить воспитание и образование, которое дошкольник получает дома. Однако, родители считают, что основная причина пребывания ребёнка  в детском саду — сохранение и укрепление физического здоровья, а педагоги видят развитие способностей как основную задачу. Кроме этого, занятость родителей является барьером становления партнёрских отношений.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко бывает объяснить родителям, что ребёнка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

    Вывод напрашивается сам собой — нужно  семью просвещать в вопросах педагогики, а воспитателю совершенствовать своё мастерство, при этом важно владеть большим набором методов работы с родителями в ДОУ, чтобы знать, как заинтересовать в сотрудничестве каждую семью. Ведь воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливым и деликатным и тогда всё получиться. Если выбрать правильный подход, то родители из «зрителей» и «наблюдателей» превратятся в активных участников и помощников педагога. Поэтому крайне   необходимо организовать    взаимодействие  педагогов детского сада и родителей воспитанников. Инициатором изменения социальных отношений с семьей должно является образовательное учреждение, которое гарантирует профессиональный уровень поддержки.     Для начала, необходимо определится с принципами работы педагогов с родителями и обязательно их придерживаться. Это: Доброжелательность: Самый прочный фундамент, на котором основывается вся работа воспитателей с родителями – позитивный настрой. Воспитатель, общаясь с матерями и отцами детей, не должен быть категоричным и применять требовательный тон. Общаясь ежедневно с родителями своих воспитанников, воспитатель должен понимать, что именно он ответственен за хорошее отношение семьи к детскому садику в целом.Принцип индивидуального подхода: Индивидуальный подход важно применять не только работая с детьми, но и взаимодействуя с родителями. Хороший педагог всегда должен владеть ситуацией и чувствовать настроение родителей. Очень часто бывает так, что нужно о чем-то поговорить с родителями, но при встрече с ними педагог понимает, что в данный момент родители не расположены к беседе. В таком случае следует отложить разговор до следующей встречи.

         Сотрудничество вместо наставничества: В большинстве своем современные мамы и папы хорошо осведомлены в вопросах воспитания. Практика показывает, что простая пропаганда педагогических знаний и наставления положительных результатов не приносят. Самый лучший подход – создание доброжелательной атмосферы и поддержка семьи в случаях сложных педагогических ситуаций. Если педагог высказывает искренне желание помочь и заинтересован в том, чтобы разобраться в проблемах семьи, результат не заставляет себя ждать. Подготовка к работе с родителями: Если педагог тщательно готовится к каждому, даже самому небольшому мероприятию по работе с родителями, уделяет внимание не количеству, а качеству мероприятий, нужные результаты и взаимопонимание обязательно приносят свои плоды. Динамичность: Современный детский сад – это развивающееся, а не функционирующее учреждение. Важно, чтобы воспитатель мобильно реагировал на изменения социального состава родителей, на их запросы в области воспитания, и в зависимости от потребностей изменял направления и формы работы ДОУ с семьей.              Детский сад помогает семье оптимизировать её влияние на ребёнка путём повышения педагогической грамотности и культуры на родительских собраниях, консультациях, мастер-классах, тренингах и т. д., (см.    ) а семьи помогают детскому саду, активно включаясь в образовательный и воспитательный процессы, организуют кружки, коллективные мероприятия, экскурсии. Педагогу необходимо  отнестись к этой части своей работы с ответственностью и не воспринимать родителей как «придаток» ребёнка.  Общение с семьёй — это не просто выполнение требований законодательства. Разговор  нужно организовать так, чтобы это дало полезную информацию для дальнейшей работы, для этого нужно держать цели в уме во время общения с родителями. Взаимодействовать  с родителями воспитанников нежно как можно чаще и не откладывать на потомЕсли в какой-то момент пришлось поднять проблемную тему, это будет намного проще, если между родителями и педагогами  уже выстроились хорошие отношения. Воспитателю нужно говорить  не только о ребёнке конкретной семьи, но и обо всей группе. Важно давать понять, что педагог ответствен не только за одного конкретного мальчика или девочку, это поможет родителям лучше воспринимать  точку зрения и одобрять те решения, которые ориентированы на группу целиком.  Всегда нужно интересоваться у родителей, какие формы им подходят больше всего. Даже если большинство предпочитает говорить по телефону, не  нужно ограничиваться только этим. Если для кого-то это не подходит —  можно предложить переписку по e-mail,  или в блоге на сайте. Не  нужно игнорировать   возможности смартфонов и то огромное количество приложений, которое можно использовать, чтобы сделать общение с семьями проще и эффективнее. Ну и, конечно, необходимо обращать внимание на то, какие методы работают, а какие нет. Что родителям интереснее? От чего зависит то, пришли они на мероприятие или нет? И тогда результат взаимодействия не заставит себя ждать:  вы в действительности убедитесь в  повышении педагогической, психологической и правовой грамотности родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста; произойдет признание значимости социальной и педагогической роли семьи в жизни ребёнка; детско-родительские  отношения гармонизируются; родители более активно включаться  в деятельность дошкольного учреждения;  появятся  единые ценностные ориентации у педагогов и родителей; и как итог, произойдет снижение количества неблагополучных семей и педагогической запущенности в воспитании детей.

Список литературы

  1. https://www.youtube.com/watch?v=sVZwxPsyI1c, Притча о воспитании.
  2. «Компетентное родительство» - Дядюнова И.А.
  3. https://infourok.ru/prezentaciya-socialnoe-partnerstvo-semi-i-dou-pri-formirovanii-u-detey-osnov-fizicheskoy-kulturi-i-kulturi-zdorovya-814776.html
  4. https://myslide.ru/presentation/skachat-innovacionnye-formy-raboty-s-roditelyami-v-dou.
  5. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. основная образовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»

Приложение

  1.  Презентация
  2. Видеоролик

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование нетрадиционных форм проведения физкультурных занятий с целью повышения эффективности физического воспитания и развития детей»

Мастер классУважаемые коллеги!Тема моего выступления: «Использование нетрадиционных форм проведения физкультурных занятий с целью повышения эффективности физического воспитания и развития детей...

Использование инновационных форм работы с родителями в детском саду

В работе с родителями нужно отказаться от формального общения, монолога в пользу диалога с родителями и отдавать приоритет таким формам работы, которые помогают родителям ориентироваться  в...

Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».

laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...

Использование инновационных форм работы с семьёй с целью создания единого образовательного пространства

Семья – поистине высокое творенье.Она заслон надёжный и причал.Она даёт призванье и рожденье.Она для нас основа всех начал.                   ...