ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ РОДИТЕЛЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
статья на тему

Молчанова Елена Николаевна

Предварительный просмотр:

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ РОДИТЕЛЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ        Денисова Е.В., Казакеева Е.А., Молчанова Е.Н.                               ГОУВПО «АГАО имени В.М. Шукшина», г. Бийск

   В условиях рыночной экономики увеличилась тенденция отстранения многих родителей, в частности молодых, от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, а в особенности молодые семьи, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание в слепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. Многочисленные исследования, как отечественных так и зарубежных ученых показали, что семья и детский сад являются для ребенка особым пространством, дающем социальный опыт. Ю. А. Гладкова, Н.М. Баринова рассматривают процесс становления полноценной личности ребенка через влияние различных факторов, первым и важнейшим из которых является семья. Это среда, вбирающая в себя широкий спектр параметров, влияющих на психическое развитие человека, возможности и характер его личностного и социального функционирования, на возможности самореализации [ 1 ].

      В МДОУ « Детский сад №7» имеются 99 молодых семей (возрастом до 30 лет), что составляет 61,8% от общей численности, посещающих дошкольное учреждение.

    Семья и детский сад – два общественных института, являющиеся истоками нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

     Для развития позиции сотрудничества педагогов с детьми и их родителями необходимо создание единого пространства развития ребенка, которое должны реализовать как дошкольное учреждение так и семья.

     Как отмечает О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер,  что центральное место формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей, именно от нее на 70% зависит, каким вырастет человек и какие черты характера сформируют его натуру [4].

     Евдокимова Е.С. описывает, что воспитание детей в семье на современном этапе не мыслится без поддержки и сопровождения специалистов: психологов, педагогов, дефектологов, что объясняется целым рядом причин:

- ухудшением состояния здоровья детей (физического, психического);

- социально-экономическими проблемами – стратификация общества, ведущая к увеличению процента социально незащищенных родителей и детей, социально – психологической тревожностью;

- личностными проблемами родителей – усталостью, психическим и физическим перенапряжением; тревогой в связи со снижением безопасности жизни; ростом чувства одиночества, отсутствием понимания;

- глобальными проблемами, определяющими развитие взрослых и детей [4].

    Главная задача взаимодействие педагогов с родителями – установление партнерских отношений, которые позволяют объединить усилие для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов и воспитательных усилий. Рылеева Е.В., Баксукова Л. С. полагают, что решение этой задачи требует от обеих сторон высокого уровня доверия и информированности. Наиболее эффективной формой доведения досведения родителей информации о жизни ребенка в ДОУ является вечерний приход родителей за ним. При этом направленность общения воспитателей с родителями является «зеркалом» просветительской работы учреждения и требует особой заботы со стороны администрации [2]. Родительская поддержка в воспитании и развитии ребенка во многом определяется, каким образом сообщается о событиях из жизни ребенка в детском саду. Поэтому воспитатели знакомят родителей с незначительными успехами детей, показывают работы детей, обращая внимание на их достоинства. Педагоги регулярно информируют родителей о тематике и содержании занятий и достижениях детей.

    Прищепа С.С., Храмцова Н.В., Шатверян Т.С. указывают, что когда родители зачастую испытывают трудности в общении с собственным ребенком, нельзя ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники. Эффективней использовать формы, на которых знания преподносятся в процессе сотрудничества педагога и родителей, активного взаимодействия взрослого и ребенка [5]. Таким образом были разработаны следующие направления сотрудничества дошкольного учреждения с семьей.

  1. Информационно-аналитическая

В рамках данного направления изучается семья, выясняются образовательные потребности с родителями, выявляются особенности детско-родительских отношений, устанавливаются контакт и ее членами, для согласования реализации воспитательных воздействий на ребенка. Целесообразно проведение анкетирования родителей- «Социально-педагогические показатели семьи». Для изучении индивидуальных особенностей детей используется интервью и проективные методики. Здесь же выявляется роль родителя в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ:

  1. Активные участники педагогического процесса – 10,4%
  2. Заинтересованные родители – 71,3%
  3. Равнодушные родители – 18,3%
  1. Познавательное направление

Данное направление включает в себя обогащение знаний родителей в вопросах воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Взаимодействие специалистов ДОУ и родителей по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства.

Цели:

  1. Повышение уровня педагогической и психологической культуры родителей
  2. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия  с родителями.
  3. Содействие формированию гармоничных взаимоотношений между детьми и родителями.
  4. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Задачи:

  1. Активизировать и обогащать педагогическую компетенцию родителей.
  2. Способствовать оптимизации внутрисемейных отношений.
  3. Формировать навыки адекватного общения родителей с детьми.

При решении поставленных задач, можно сформулировать следующие принципы:

  1. Личностно-ориентированный характер взаимодействия с семьей ( учет социального статуса, опыта родителей);
  2. Совместная деятельность (организация совместных мероприятий, привлечение родителей к участию в оснащении развивающей среды).

Можно выделить следующие формы и методы работы с семьями воспитанников:

  • посещение семей воспитанников на дому;
  • общение и групповые родительские собрания;
  • консультации;
  • занятия с участием родителей;
  • выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
  • совместные экскурсии;
  • дни открытых дверей;
  • участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
  • совместное создание предметно-развивающей среды;
  • семинары практикумы.

   В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей на 12%, что способствовало развитию их творческой инициативы.

  1. Наглядно-информационное направление

Наглядно-информационный блок заключается в следующих аспектах:

  • родительские уголки;
  • папки-передвижки «Адаптация детей раннего возраста», «В помощь молодому родителю», «Чем и как занять ребенка дома»;
  • выставка книг по воспитанию детей в семье;
  • семейный альбом « Наша дружная семья»;
  • фотовыставки «Папа, мама, я -  дружная семья»;
  • эмоциональный уголок «Здравствуйте, я пришел»;
  • уголки по правовому воспитанию.
  1. Досуговое направление

Один из способов реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители активные участники педагогического процесса.

  • фестиваль семейных театров;
  • спортивные досуги «Неделя здоровья», «Папа, мама, я – спортивная семья»;
  • экскурсии «В мир прекрасного»;
  • походы.

   Данные формы взаимодействия помогают родителям понять своих детей, принять на себя роль ребенка. Именно через совместную деятельность прослеживаются взаимосвязь родителей и детей.

    В результате родители стали проявлять интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности. По результатам диагностирования на конец года на 20% увеличилось число родителей – активных участников педагогического процесса; на 7% снизилось количество родителей – равнодушных наблюдателей.

Список литературы

  1. Баринова Н.М. Детско-родительский клуб/ Н.М Баринова, Ю.А.Гладкова// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2009. №1. – С.66.
  2. Барсукова Л.С. Учимся сотрудничать с родителями/ Л.С.Барсукова, Е.В. Рылееева// Управление дошкольным образовательным учреждением.2004.№3 – С.85.
  3. Богословец Л.Г. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход/Л.Г.Богословец, О.И. Давыдова, А.А. Майер.- М.:ТЦ Сфера, 2005. – С. 144- ISBN 5-89144-557-3
  4. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника/Е.С. Евдокимова.-М.:ТЦ Сфера, 2005. – С. 96 –ISBN 5 – 89144 – 567 – 0
  5. Прищепа С.С. Сотрудничество педагога с семьей / С.С.Прищепа, Н.В.Храмцова, Т.С.Шатверян//Управление дошкольным образовательным учреждением. 2006.№3. – С. 89.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения посредством проектной деятельности (из опыта работы)

Совершенствование взаимодействия семьи и     дошколь­ного  образовательного учреждения посредством проектной деятельности     ...

Повышение уровня педагогической культуры родителей путём взаимодействия ДОУ с семьёй.

Семья – единственный воспитательный институт, нравственное воздействие которого человек испытывает на протяжении всей своей жизни. Поэтому следует говорить не об утрате влияния семьи на ребёнка, а об ...

Организация мониторинга взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (на примере МАДОУ ДС № 37 «Дружная семейка»).

С введением Федерального государственного стандарта повышенное внимание в дошкольных учреждениях уделяется работе с родителями. Нами, на основе педагогического опыта дошкольного учреждения № 37 «Дружн...

Доклад Повышение уровня педагогической компетенции педагогов посредством внедрения ФГОС ДО

В системе дошкольного образования произошли серьёзные изменения. Федеральные государственные стандарты задают ориентиры развития системы дошкольного образования и вносят ряд изменений в организацию во...

Представление опыта работы «Клуб родителей, как одна из форм эффективного сотрудничества и повышения уровня педагогической компетенции родителей обучающихся детей в группах комбинированной направленности»

Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама – образцы для подражания.Положите...

Успешные формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в современной педагогической теории и практике.

Современная наука оперирует понятием педагогическое взаимодействие, которое рассматривается как одна из основных категорий педагогики, в том числе и педагогики начальной школы. Способность к педагогич...