Поэзия народного костюма
статья (подготовительная группа)

Хотя одежда жителей каждой местности Руси имела свои отличительные особенности, весь русский женский костюм обладал общими чертами-малорасчлененным компактным объемом и лаконичным, мягким, плавным контуром. Даже когда женщина шла, костюм ее сохранял свою особенность-плавную текучесть линий, так привлекающую людей в движениях лебедя или гордой походке павлина. И примечательно то, что этот характер движения был настолько органичен для образа русской женщины, что сохранился во многих плясках и хороводах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Поэзия народного костюма20.39 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Поэзия народного костюма

Одежда, кроме своего основного назначения-предохранять человека от воздействия внешней среды, имеет, как известно, множество других разнообразных функций. Она носит ярко выраженный знаковый характер, являясь отметкой половозрастной, социальной, этнической, профессиональной и другой принадлежности человека. В одежде обычно сочетаются несколько функций при преобладании одних и ослаблении других.(Богатырев, 1971, 308).  Народная одежда связана с различными областями духовной жизни народа, включая эстетические и религиозномагические представления.

Подразделение культуры на материальную и духовную проводится в этнографии условно, так как многие продукты человеческого труда являются одновременно результатом как духовного, так и физического труда.(Бромлей, 1973,50). Здесь рассматривается одежда не только, вернее не столько, как часть материальной культуры, а как явление, тесно связанное с духовной жизнью народа, с его обычаями и обрядами.

Обычаем именуется «...всякий установленный, традиционный или более или менее принятый порядок совершения каких-либо общественных действий, традиционные правила поведения» (Календарные обычаи, 1973,5)

С.А. Токарев рассматривает обряд как разновидность обычая, «цель и смысл которого- выражение (по большей части символическое) какой-то идеи, чувства, действия, либо замена непосредственного воздействия на предмет воображаемым (символическим) воздействием» (Токарев, 1980,28).

Понятие «обряд» нередко совпадает с понятием «обычай», но последний шире понятия «обряд». Например, в обычае было принято заготовлять девушке приданое, в частности одежду, по возможности на всю жизнь. А перемена девичьей прически и головного убора на прическу и головной убор замужней женщины была как обычаем, так и обрядом, имевшим определенную символику.

Хотя одежда жителей каждой местности Руси имела свои отличительные особенности, весь русский женский костюм обладал общими чертами-малорасчлененным компактным объемом и лаконичным, мягким, плавным контуром. Даже когда женщина шла, костюм ее сохранял свою особенность-плавную текучесть линий, так привлекающую людей в движениях лебедя или гордой походке павлина. И примечательно то, что этот характер движения был настолько органичен для образа русской женщины, что сохранился во многих плясках и хороводах.

Как в россыпи речного жемчуга каждая жемчужинка радужными переливами похожа одна на другую, но все они неповторимы и своеобразны в едва уловимых оттенках и пленительных неправильностях формы, так и народная фантазия, объединяя все виды искусства, каждому из них придает драгоценное своеобразие. В наше время эту связь различных видов и областей искусства принято называть стилем. Но не таится ли в народном искусстве то глубокое единство человека и природы, которое помогает людям творить поистине вечное, всегда нужное всем искусство?

Это замечательное свойство быть вечно молодым, сохранять эстетическую ценность для людей на протяжении веков из всех видов человеческого творчества особенно присуще искусству.

Кровную связь наших предков с природой, которая для них всегда была и мать и мачеха, мы находим в народном костюме, в этой интересной области творчества народного гения.

Когда с третьим пением петуха крестьянки спешили на луг, чтобы посмотреть, обильна ли роса на расстеленных холстах, не диск ли восходящего солнца наполнял их душу ощущением радости, полноты жизни-красным цветом.

Когда весной под теплыми лучами солнца труд пахаря превращал чернозем в бархатное покрывало глубокого темного цвета, не эти ли пашни воспроизводила крестьянка в своей черной поневе, разделяя ее на клетки, подобно тому, как перемежались поля.

Когда северное сияние сполохами покрывало небо и необъяснимые радужные тона трепетали на его темном фоне, не к ним ли устремлялось воображение русских девушек Севера и в эти зарницы, в эти сказочные цвета одевали они себя в сновидениях в долгие зимние ночи.

«Мать-сыра земля» растила людям особые краски и вместе со всей природой учила их искусству сочетать цвета в неповторимой и яркой гармонии, подобной русской песне.

Под пение песен девушки пряли, ткали, плели кружева, готовили себе приданое, с пением они ходили по деревне в теплые летние ночи, для хороводов и гулянья предназначали они свои лучшие наряды-так возникла неразрывная связь костюма с песней и роднила их своеобразием ритмов и гармонических сочетаний.

Цветовой строй русской народной одежды настолько интересен и значителен, что именно он создает разнообразие в установившихся традиционных формах и рассказывает нам о назначении тех или иных костюмов, о сокровенном их смысле.

Тот же самый красный цвет, олицетворявший праздник и радость, в темных и тусклых оттенках получал значение символа скорби.

В печальный день погребения умершего все близкие надевали соответствующую одежду. На рязанской земле, в районе Курши, женщинам полагалось быть в поневе из ткани, покрашенной густым соком корня марены, который давал темный, краснобурый цвет — цвет застывшей крови.

Как в серый тусклый дождливый день нас часто охватывает беспричинная тревога, а время зимнего солнечного заката у многих вызывает тоску, так и во внешнем облике человека цвет его одежды, даже распределение  основных

цветовых пятен в костюме, эмоционально воздействует на людей.

Тайна этого воздействия была давно раскрыта нашими предками. Сила женщины тех отдаленных времен была в широте ее эмоционального мира. Все виды человеческих отношений: столкновения характеров, глубина неудовлетворенных чувств, потеря близких — все получало у нее поэтическую форму — форму песни, плача или причитания. И именно женский костюм отличался многоцветностью, неповторимым своеобразием орнамента, всегда передающего в различных нюансах черты творческой индивидуальности мастерицы.

Богатство красок русского женского народного костюма распределялось по сложившимся в отдаленные времена художественным законам. И в этом расположении цветов снова и снова проступает образ из древней славянской мифологии — символический образ птицы.

Шитые золотом, разноцветными нитями, жемчугом или цветными камнями кички, кокошники, сороки венчали головы русских женщин. В самих названиях этих уборов сохранились корни древних, бытовавших у наших предков наименований птиц.

Больше того, во многих местностях женщины украшали свои уборы «пушками» из гусиного или лебединого пуха, селезневыми кудрями — самой красочной частью оперения селезня. Полным символики было и декоративное решение рукавов в русской женской рубахе. Сочным красным цветом и строгим орнаментом, мерцанием золота, кружевной черной вязью на серебристом холсте или белым рельефным шитьем на прозрачной кисее украшали русские женщины рукава своих рубашек. Нашивали ли они куски цветной ткани или ткали их на станине — всегда цветом, орнаментом выделялась больше всего верхняя часть рукавов — та, откуда начинается движение рук. Рук или крыльев. Да, этим художественным приемом народное искусство, всегда чуждое копированию природы, уподобляет руки крыльям птицы.

Ведь когда в сказке девушка или обиженная жена в поисках любимого или спасаясь от преследований злых людей, от тяжкой доли превращается в птицу, то руки ее становятся крыльями. И эти крылья уносили их в «тридесятое царство, в тридесятое государство», вдаль от жестокой действительности.

И каждая девушка, каждая женщина, надевая свою праздничную одежду, переселялась в мир своих чаяний, надежд и сокровенных мечтаний. И все они становились прекрасными. И народ признавал за ними право на эту красоту и в щедрости своей украшал их всеми красками видимого мира.

Радость и глубокая печаль — вот два чувства, на которых строился свадебный обряд у русского народа. Почему начало совместной жизни молодых, возникновение новой семьи — звена в непрерывной цепи продолжения человеческого рода, почему это, казалось бы, радостное для всех событие окрашивалось в такие, почти трагические, тона?

В древние времена, когда нашим далеким предкам приходилось отвоевывать у природы право на жизнь и весь окружающий мир был полон коварных неожиданностей, которые было трудно предвидеть, чтобы оградить  себя от них, славяне создали систему «оберегов» - предметов-символов, имевших, по вере людей, силу охранять их от возможного зла. Самым же неизведанным, таящим в себе удачу, радость или горе была судьба — будущее в жизни человека. Судьбой нельзя было повелевать, с ней невозможно было вступать в борьбу, она была капризна и изменчива, ревниво относилась к чрезмерной удаче, как будто выхваченной у нее против воли. Но можно было «отвести» судьбу, прикрыть радость печалью, поведав людям о возможных неудачах и трудностях. И многие свадебные песни и причитания исполняли роль оберегов, повествуя о трагической судьбе русской женщины. Да, жестокая действительность была полна примеров искалеченной женской жизни. Но молодости свойственно надеяться, и наряду со страхом перед подневольной жизнью в чужой семье в глубине души каждой девушки жила надежда на возможное счастье.

Главное место в свадебном обряде занимали причитания и песни невесты, ее подруг, матери, «приговорки дружки,» а жених являлся почти безмолвным лицом. Это понятно. Жизнь будущей жены в доме родителей мужа была страшна неизвестностью, именно женщине приходилось приноравливаться к характерам и обычаям новой семьи.

Свадьба была самым большим, самым торжественным праздником в крестьянском быту. Она длилась три дня, но свадебныйобряд начинался с момента сватовства, этой своеобразной формы народного уважения, вежливости и проявления такта в таком серьезном шаге, как женитьба.

Просватанная девушка надевала свою лучшую повязку и в некоторых северных районах получала право не подпоясывать сарафана до девичника — обряда прощания невесты с девичьей жизнью. На этом вечере присутствовали и были участницами обряда ближайшие подруги невесты. Жених, дружка и даже братья не допускались в избу.

В Вологодской же губернии невесты надевали вязаный «шлык», который придерживался повязкой из сложенного в несколько раз платка.

Кроме песен и причитаний, в свадебном обряде было много действий и «приговорок», имевших магическое значение и сохранившихся от древнейших времен. Так, каждая невеста сама шила жениху рубашку и белье, которое он должен был надевать в день свадьбы. Эту работу она делала с мыслями о своей         совместной жизни с ним, и чтобы муж любил ее, невеста после бани накануне свадьбы вытирала свое лицо приготовленным для жениха бельем.

Различные части одежды, такие привычные в повседневной жизни, в свадебном обряде приобретали особый смысл. Подарком жениха всегда была обувь. И, надевая эту обувь в день свадьбы, в день начала новой жизни, невеста уходила из дома отца в дом жениха, чтобы всю жизнь идти с ним одной дорогой.

Вы, подите, да белы лебеди,

На широкую на улочку,

Стерегите, милы подруженьки,

Мою волюшку-то вольную;

Она из бани-то из паруши,

Вы не отпустите ее на беседушку;

Как пойдет моя воля вольная,

Душечкой пойдет да красной девицей,

Остановите ее, подруженьки,

Мою волюшку-то вольную;

Она из бани-то из паруши,

Вы не отпустите ее на беседушку;

Как пойдет моя воля вольная,

Душечкой пойдет да красной девицей,

Остановите ее, подруженьки,

Приведите ее, подруженьки,

Приведите-ко волю вольную,

Приведите ко мне в терем....-

пела невеста.

Составила: Иванова Я.А.

Литература:

М.Н. Мерцалова «Поэзия народного костюма»

Г.С. Маслова «Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах» XIX-начала XXв.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэзия русского народного костюма

Побуждать интерес детей к русскому национальному творчеству, подчеркнуть основное назначение - беречь человека, предохранять от болезней и неприятностей, помнить, что многие виды современной оде...

Конспект НОД "Поэзия народного костюма"

Конспект НОД в старшей группе "Поэзия народного костюма"...

Конспект занятия "Поэзия национального костюма"

Дошкольное отделение МБОУ "СШ №40  Конспект занятияпо непосредственно-образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"(Раздел: "Аппликация") по теме: "Поэзия национального ...

Карта проекта «Поэзия народного костюма»

Цель проекта: создание социальной ситуации развития в процессе проведения дизайн мастерской...

Поэзия народного костюма (конспект занятия)

Знакомство детей с историей русского народного костюма...

Занятие "Поэзия народного костюма" -20

Занятие для детей-дошкольников, о традиционном русском народном костюме, жителей Алтайского края. В ходе занятия используются  традиционные народные игры и хороводы, мультфильм по мотивам рассказ...

Представление Белгородского костюма на "Дефиле народных костюмов Белогорья"

Описание характерных особенностей народного Белгородского костюма в стихотворной форме для представления на конкурсе - дефиле....