Конспект НОД "Поэзия народного костюма"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект НОД в старшей группе "Поэзия народного костюма"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsrektnod_2.docx | 350.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Поэзия народного
костюма»
Воспитатель: Куцеволова Л.В.
Воронеж 2014
Цель: Познакомить с историей русского народного костюма.
Задачи:
- Познакомить с особенностями внешнего вида русского народного костюма.
-Способствовать развитию речи.
-Воспитывать интерес и уважение к русской народной культуре
-Закреплять знания детей о народном костюме
- Расширять лексический запас детей словами и выражениями: рубаха, сарафан, распашная понева, кафтан, порты, домотканое полотно.
-познакомить с новой деталью женского костюма - душегрея
-Расширить представления о цветном колорите народного костюма.
-Упражнять в согласовании существительных с прилагательными.
-Формировать навыки словообразования (косо - воротка, душ-г рея).
-Воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа.
-Желание трудится.
Материалы и оборудование:
-корзина, клубок ниток, бубен, прялки, самовары, магнитная доска, ларец.
-куклы народов мира
-картины с изображением сказок
-заготовки кукол для аппликации
Предварительная работа:
-рассматривание иллюстраций, где герои сказок в русских народных костюма, рассматривание открыток с русскими костюмами.
-разучивание стихотворение о Руси
Ход работы:
Дети под русскую народную музыку входят в зал.
В. Сегодня я хочу вас пригласить вас в путешествие во времени. У меня в руках клубок. Куда он покатится, туда мы и отправимся.
(Клубочек катится к корзинке, а в корзинке записка)
Что это? Это корзинка.
Давайте посмотрим, что в ней. Записка.
У бабушки Арины,
Волшебный ларец
Позвоните в бубенец,
Попадете во дворец.
В. Посмотрите мы попали в избу бабушки Арины.
А вот и ларец волшебный.
Открывается палата
Смотрите, чем она богата.
Что это такое?
Д. Рубашка.
В. Из какого материала шили такие рубахи?
Д. Такие рубашки шили изо льна, льняной ткани.
В. Ребята расскажите, как получали льняную ткань?
Ответы детей.
В.А кто на Руси носил рубахи?
Д. Мужчины, женщины, дети.
В. Все правильно, молодцы ребята. А сейчас посмотрите на экран.
(на экране фрагменты сказок; «Курочка ряба», «Царевна лягушка», « Хаврошечка» и т.д.)
В. Ребята обратите внимание, как одета бабка?
Д. Сарафан, сорочка, платок, лапти
В. Как одет дед?
Д. Косоворотка, порты, лапти
В. А в какой сказке одежда нарядная, праздничная?
Д. «Царевна – лягушка», «Хаврошечка»
В. А в какой сказке одежда повседневная, рабочая?
Д. «Курочка ряба», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
В. Почему вы думаете, что одежда здесь нарядная?
Д. Украшенье, вышивка, кокошник, сапожки.
В. Почему здесь одежда повседневная?
Д. простой сарафан, платок.
В. Для чего носят одежду?
Д. Для защиты от холода и жары.
В. В древней Руси шили одежду сами. Из Чего можно сшить одежду.
Д. Ткани, кожи, меха.
В. Как называется человек, который шьёт одежду?
Д. Портной
В. А сейчас мои друзья для вас задание. В Сундуке у бабушки Арины всё перемешалось, вам нужно убрать лишнее. (Назовите предмет и объясните, почему он лишний)
-Лапоть, сапог, туфля, поршеньл
-Лавка, стул, сундук, люлька
-Теремок, изба, дворец, высотный дом
-Чайник, крынка, чугунок, деревянный ковш
В. Молодцы, какие. А сейчас мы отправляемся дальше. Посмотрите сколько здесь красивых и разных кукол. Мы с вами поговорим сегодня о русских народных костюмах.
В. Главная часть женского костюма сорочка, сарафан.
В. Кокошник носили по праздникам, кичку- женщины, ленточка –коса- девушки.
В. Чем украшали костюмы?
Д. Бисером, стеклярусом, вышивкой.
В. Так из чего состоит русский народный костюм девушки?
Д. Рубахи и сарафана.
В. Её носили замужние женщины. Как вы думаете что это?
Д. Это юбка понёва.
В. А какая бывает юбка понёва.
Д. Понёвы бывают глухие и распашные. В начале, надевали глухую поневу, а на неё распашную. Она бала тёмная в клеточку.
В. А что надевали спереди на поневу?
Д. Спереди на поневу надевали передник. Они защищали одежду во время работы. Были рабочие и праздничные украшенные.
В. Когда девушка выходила замуж, она меняла свой сарафан на поневу и прятала косу свою девичью под головной обор.
В. Какие головные уборы носили в старину русские женщины?
Д. Женщины носили кичку, кокошник (он был похож на гребешок курочки)
На кичку часто одевали платок.
В. А какая кукла вам понравилась больше всего.
Д. Ответы детей.
В. Мы видели костюмы сказочных героев и кукол. Что общего в этих костюмах?
Д. сорочка, косоворотка, сарафан, порты.
В. А, что не похоже, разное в костюмах?
Д. нарядные, рабочие, разный цвет тканей, украшение сарафана.
В. Молодцы.
(Стоит прялка, дети подходят к ней)
В. Ребята, а вы знаете, что это такое?
Д. Прялка
В. Для чего она нужна?
Д. Прясть шерстяную нить
В.Правильно.
(Воспитатель приблизительно показывает, как прялась пряжа)
В. Интересное занятие, правда, ребята.
(стоит современная электрическая прялка)
В. А это ребята современная прялка. А для чего нам нужна шерсть.
Д. Что бы вязать теплые вещи.
В. Верно. Какие, например.
Д. Шарфы, носки, свитера
В. Ребята , а вы знаете, что есть такой праздник «Иван Купала», в этот день: все наряжались, водили хороводы, пели песни, прыгали через костёр, играли. Вот и мы с вами сейчас поиграем в одну игру. Как говорится «Делу время, а потехи час»
Игра «Ручеек».
В.Ребята, какие вы пословицы знаете об одежде?
Д.
Хвалят на девке шелк, если в девке есть толк.
У бабы рубашки те же мешки, завяжи да что хочешь, положи
Друг лучше старый, а платье новое
Шуба тепла и лохмата, жить вам легко и богато.
В. Замечательно. Ребята бабушка Арина вас о помощи просила, сарафан украсить ей праздничный.
Поможем?
Д. Поможем.
В. Подходите к столу.
(Дети выполнят аппликацию, украшают сарафан геометрическими фигурами, под русскую народную музыку.)
В. Какие вы у меня молодцы, бабушка Арина будут довольна.
(Дети показывают свою работу)
В. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад, вам понравилось наше путешествие.
Ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе на тему "Русский народный костюм"
Дети и воспитатель в русских народных костюмах. Рассматриавем русский народный костюм. Называем составляющие костюма: руба...
Конспект занятия "Русский народный костюм"
Пословицы о труде, игра " Золотые ворота"....
Конспект интегрированного занятия "Знакомство с русским народным костюмом".
Организованная образовательная деятельность. Интеграция образовательных областей "Познание", "Коммуникация", "Художественное творчество"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Тема: "Русский народный костюм".
Знакомим детей со своими истоками....
Конспект занятия "Народный костюм города Губкина"
Ознакомление дошкольников с историей губкинского костюма, его конструктивными элементами, воспитание интереса к истории родного города, его традициям....
Конспект комплексного занятия во второй младшей группе «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы»
Тема: «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы».Ознакомление с художественным словом.Заучивание потешки «Сорока-ворона».Лепка.Зёрнышки для воронёнка....
Методическая разработка" Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы "Знакомство с русским народным костюмом"
Как заинтересовать детей русским народным костюмом? Возможно, ответ в этом конспекте....