Поэзия народного костюма (конспект занятия)
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Куцеволова Ольга Ивановна

Знакомство детей с историей русского народного костюма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poeziya_narodnogo_kostyuma.docx353.07 КБ

Предварительный просмотр:

        

МКДОУ»Краснобратский детский сад»

        Конспект открытого занятия

 «Поэзия народного

костюма»

Воспитатель: Куцеволова О.И

Калач 2020

Цель: Познакомить с историей русского народного костюма.

Задачи:

- Познакомить с особенностями внешнего вида русского народного костюма.

-Способствовать развитию речи.

-Воспитывать интерес и уважение к русской народной культуре

-Закреплять знания детей о народном костюме

- Расширять лексический запас детей словами и выражениями: рубаха, сарафан, распашная понева, кафтан, порты, домотканое полотно.

-познакомить с новой деталью женского костюма - душегрея

-Расширить представления о цветном колорите народного костюма.

-Упражнять в согласовании существительных с прилагательными.

-Формировать навыки словообразования (косо - воротка, душ-г рея).

-Воспитывать интерес и уважение  к традициям русского народа.

-Желание трудится.

Материалы и оборудование:

-корзина, клубок ниток, бубен, прялки, самовары, магнитная доска, ларец.

-куклы народов мира

-картины с изображением сказок

-заготовки кукол для аппликации

Предварительная работа:

-рассматривание иллюстраций, где герои сказок в русских народных костюма, рассматривание открыток  с русскими костюмами.

-разучивание стихотворение о Руси

Ход работы:

Дети под русскую народную музыку входят в зал.

Воспитатель. Сегодня я хочу вас пригласить вас в путешествие во времени. У меня в руках клубок. Куда он покатится, туда мы и отправимся.

(Клубочек катится к корзинке, а в корзинке записка)

Что это? Это корзинка.

Давайте посмотрим, что в ней. Записка.

У бабушки Арины,

Волшебный ларец

Позвоните в бубенец,

Попадете во дворец.

Воспитатель. Посмотрите мы  попали в избу бабушки Арины.

А вот и ларец волшебный.

       Открывается палата

       Смотрите, чем она богата.

Что это такое?

Дети. Рубашка.

Воспитатель. Из какого материала шили такие рубахи?

Дети. Такие рубашки шили изо льна, льняной ткани.

Воспитатель. Ребята расскажите, как получали льняную ткань?

Ответы детей.

В.А кто на Руси носил рубахи?

Д. Мужчины, женщины, дети.

В. Все правильно, молодцы ребята. А сейчас посмотрите на экран.

(на экране фрагменты сказок; «Курочка ряба», «Царевна лягушка», « Хаврошечка» и т.д.)

В. Ребята обратите внимание, как одета бабка?

Д. Сарафан, сорочка, платок, лапти

В. Как одет дед?

Д. Косоворотка, порты, лапти

В. А в какой сказке одежда нарядная, праздничная?

Д. «Царевна – лягушка», «Хаврошечка»

В. А в какой сказке одежда повседневная, рабочая?

Д. «Курочка ряба», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

В. Почему вы думаете, что одежда здесь нарядная?

Д. Украшенье, вышивка, кокошник, сапожки.

В. Почему здесь одежда повседневная?

Д. простой сарафан, платок.

В. Для чего носят одежду?

Д. Для защиты от холода и жары.

В. В древней Руси шили одежду сами. Из Чего можно сшить одежду.

Д. Ткани, кожи, меха.

В. Как называется человек, который шьёт одежду?

Д. Портной

В. А сейчас мои друзья для вас задание. В Сундуке у бабушки Арины всё перемешалось, вам нужно убрать лишнее. (Назовите предмет и объясните, почему он лишний)

-Лапоть, сапог, туфля, поршеньл

-Лавка, стул, сундук, люлька

-Теремок, изба, дворец, высотный дом

-Чайник, крынка, чугунок, деревянный ковш

В. Молодцы, какие. А сейчас мы отправляемся дальше. Посмотрите сколько здесь красивых и разных кукол. Мы с вами поговорим сегодня о русских народных костюмах.

В. Главная часть женского костюма сорочка, сарафан.

В. Кокошник носили по праздникам, кичку- женщины, ленточка –коса- девушки.

В. Чем украшали костюмы?

Д. Бисером, стеклярусом, вышивкой.

В. Так из чего состоит русский народный костюм девушки?

Д. Рубахи и сарафана.

В. Её носили замужние женщины. Как вы думаете что это?

Д. Это юбка понёва.

В. А какая бывает юбка понёва.

Д. Понёвы бывают глухие и распашные. В начале, надевали глухую поневу, а на неё распашную. Она бала тёмная в клеточку.

В. А что надевали спереди на поневу?

Д. Спереди на поневу надевали передник. Они защищали одежду во время работы. Были рабочие и праздничные украшенные.

В. Когда девушка выходила замуж, она меняла свой сарафан на поневу и прятала косу  свою девичью под головной обор.

В. Какие головные уборы носили в старину русские женщины?

Д. Женщины носили кичку, кокошник (он был похож на гребешок курочки)

На кичку часто одевали платок.

В. А какая кукла вам понравилась больше всего.

Д. Ответы детей.

В. Мы видели костюмы сказочных героев и кукол. Что общего в этих костюмах?

Д. сорочка, косоворотка, сарафан, порты.

В. А, что не похоже, разное в костюмах?

Д. нарядные, рабочие, разный цвет тканей, украшение сарафана.

В. Молодцы.

(Стоит прялка, дети подходят к ней)

В. Ребята, а вы знаете, что это такое?

Д. Прялка

В.  Для чего она нужна?

Д. Прясть шерстяную нить

В.Правильно.

(Воспитатель приблизительно показывает, как прялась пряжа)

В. Интересное занятие, правда, ребята.

(стоит современная электрическая прялка)

В. А это ребята современная прялка. А для чего нам нужна шерсть.

Д. Что бы вязать теплые вещи.

В. Верно. Какие, например.

Д. Шарфы, носки, свитера

В. Ребята , а вы знаете, что есть такой праздник «Иван Купала», в этот день: все наряжались, водили хороводы, пели песни, прыгали через костёр, играли. Вот и мы с вами сейчас поиграем в одну игру. Как говорится «Делу время, а потехи час»

Игра «Ручеек».

В.Ребята, какие вы пословицы знаете об одежде?

Д.

Хвалят на девке шелк, если в девке есть толк.

У бабы рубашки те же мешки, завяжи да что хочешь, положи

Друг лучше старый, а платье новое

Шуба тепла и лохмата, жить вам легко и богато.

В. Замечательно. Ребята бабушка Арина вас о помощи просила, сарафан украсить ей праздничный.

Поможем?

Д. Поможем.

В. Подходите к столу.

(Дети выполнят аппликацию, украшают сарафан геометрическими фигурами, под русскую народную музыку.)

В. Какие вы у меня молодцы, бабушка Арина будут довольна.

(Дети показывают свою работу)

В. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад, вам понравилось наше путешествие.

Ответы детей.

C:\Users\макс\Desktop\100NIKON\фотооо\DCIM\100CANON\IMG_2251.JPG

C:\Users\макс\Desktop\100NIKON\фотооо\DCIM\100CANON\IMG_2252.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Поэзия народного костюма"

Конспект НОД в старшей группе "Поэзия народного костюма"...

Карта проекта «Поэзия народного костюма»

Цель проекта: создание социальной ситуации развития в процессе проведения дизайн мастерской...

НОД «Путешествие по городам народных мастеров» Конспект занятия по рисованию

   Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возвраста для закрепления знаний о декоративно - прикладном творчестве.Тема:«Путешествие по городам народных мастеров»...

«ЗНАКОМСТВО С ЧУВАШСКИМ КОСТЮМОМ» (Конспект занятия во 2 младшей группе)

Познакомить детей с чувашским национальным костюмом, с названием деталей костюма; развивать эмоциональную отзывчивость и доброжелательность. Воспитывать патриотическое чувство посредством ознаком...

Занятие "Поэзия народного костюма" -20

Занятие для детей-дошкольников, о традиционном русском народном костюме, жителей Алтайского края. В ходе занятия используются  традиционные народные игры и хороводы, мультфильм по мотивам рассказ...

Поэзия народного костюма

Хотя одежда жителей каждой местности Руси имела свои отличительные особенности, весь русский женский костюм обладал общими чертами-малорасчлененным компактным объемом и лаконичным, мягким, плавным кон...