Конспект занятия "Поэзия национального костюма"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему
Дошкольное отделение МБОУ "СШ №40
Конспект занятия
по непосредственно-образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"
(Раздел: "Аппликация")
по теме: "Поэзия национального костюма"
(занятие для детей старшей возрастной группы возраста 6-7 лет)
Подготовила:
воспитатель первой квалификационной категории
Тубилова С.Х.
г. Нижневартовск
Конспект занятия
«Поэзия национального костюма»
(интегрированное занятие с использованием изодеятельности)
Программное содержание:
· Познакомить детей с национальной культурой татарского народа.
· Расширить знания детей о татарском национальном костюме и научить называть элементы костюма.
· Ввести в словарь детей новые слова: тюбетейка, камзул, калфак, ичиги, фартук.
· Развивать творческие способности детей: учить самостоятельно украшать шаблоны фартука элементами татарского орнамента, используя ранее приготовленными заготовками.
· Способствовать развитию интереса к татарскому народному декоративному искусству.
· Закрепить знания детей о таком виде народного творчества, как вышивка; вызвать у них желание приклеить узор, располагая его ритмично, красиво сочетать цвета.
· Воспитывать в детях чувство уважения к другим национальностям, в частности к татарскому народу.
· Воспитывать интерес к народному творчеству, уважении к труду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия"Поэзия национального костюма" | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольное отделение МБОУ "СШ №40
Конспект занятия
по непосредственно-образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"
(Раздел: "Аппликация")
по теме: "Поэзия национального костюма"
(занятие для детей старшей возрастной группы возраста 6-7 лет)
Подготовила:
воспитатель первой квалификационной категории
Тубилова С.Х.
г. Нижневартовск
Конспект занятия
«Поэзия национального костюма»
(интегрированное занятие с использованием изодеятельности)
Программное содержание:
- Познакомить детей с национальной культурой татарского народа.
- Расширить знания детей о татарском национальном костюме и научить называть элементы костюма.
- Ввести в словарь детей новые слова: тюбетейка, камзул, калфак, ичиги, фартук.
- Развивать творческие способности детей: учить самостоятельно украшать шаблоны фартука элементами татарского орнамента, используя ранее приготовленными заготовками.
- Способствовать развитию интереса к татарскому народному декоративному искусству.
- Закрепить знания детей о таком виде народного творчества, как вышивка; вызвать у них желание приклеить узор, располагая его ритмично, красиво сочетать цвета.
- Воспитывать в детях чувство уважения к другим национальностям, в частности к татарскому народу.
- Воспитывать интерес к народному творчеству, уважении к труду.
Предварительная работа:
- Экскурсия в музей ДОУ народного быта и культуры.
- Рассматривание иллюстраций альбомов насмотренности «Национальные костюмы народов России», «Многонациональная Россия», книги «Татарские национальные костюмы».
- Составление и вырезание татарских национальных орнаментов.
- Дидактические игры «Национальные костюмы», «Сложи узор».
Материал:
ящик для посылки, куклы в татарских национальных костюмах, детские татарские национальные костюмы;
наглядный материал с изображением элементов национальных костюмов, дидактические игры («Откуда приехали гости?», «Сложи татарский коврик» - разрезные картинки с национальным орнаментом);
образцы вышитых фартуков и образец силуэт фартука с национальным орнаментом (из цветков тюльпана и листьев); шаблоны фартука; вырезанные элементы татарского растительного орнамента, клей, дощечки и салфетки;
магнитофон, аудиозапись с татарской народной мелодией на курае.
Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята! Всем я желаю доброго утра! Ребята, сегодня я вас ещё хочу приветствовать необычно. Разные народы, люди разных национальностей здороваются по-разному: на разных языках, разными жестами.
Я вас приветствую на татарском языке: «Исәнмесез!». “Здравствуйте” на татарском языке звучит так “Исэнмесез!”.
- Ребята, куда мы сегодня с вами пришли? (В музей)
- А как называется наш музей? (Ответы детей)
- Ребята, а что такое музей?
- А как вы думаете, для чего нам нужен музей?
-Молодцы, ребята! Проходите, садитесь за столы, пожалуйста.
( В это время стук в дверь.)
Почтальон: - Сария Хатмулловна, вам пришла посылка. Распишитесь, пожалуйста, в бланк. (Передает посылку и ухоит)
Воспитатель:
(Воспитатель рассматривая адрес в посылке, сообщает детям, что посылка из города Казани. Объясняет, что город находится в Республике Татарстан, где живут очень много-много татар.)
-Ребята, здесь письмо. Давайте, я вам его прочитаю.
Дети: Давайте!
Воспитатель: Вот послушайте:
“Здравствуйте, Сария Хатмулловна и дети г. Нижневартовска! Вам пишут ребята из далека: из детского сада “Жемчужина” г. Казани и воспитательница Гульшат Наилевна.
Мы узнали о вашем детском саде по телевизору, просмотрев детскую передачу “Кучтэнэч”. Увидили ваш музей народного быта и культуры и очень обрадовались, что далеко на Севере, дети изучают татарскую культуру: играют в татарские народные игры, поют и танцуют. Высылаем вам наши фотографии.
А также на память мы дарим вам куклы в татарских национальных костюмах. Мальчика зовут Марат, а девочку зовут Гульназ. ....
(Воспитательница достает куклы.)
- Посмотрите, ребята, какие нарядные и красивые куклы! Вот кукла Марат и кукла Гульназ. Ребята, повторите со мной, пожалуйтса их имена. У них национальные татарские имена: Марат, Гульназ. (Дети несколько раз повторяют имена кукол.)Давайте мы с ними поздароваемся по-татарски.
- Они одеты в татарские национальные костюмы. Ребята, так одеваются татары во время праздников, артисты во время концертов. Красивые костюмы у кукол, ребята?
Д.: - Да.
В.: - Давайте рассмотрим костюм Марата. Какой на нём интересный костюм!
На голове у него головной убор. Это называется – тюбетейка. Давайте повторим это необычное название все вместе. (Повторение хором и индивидуально).
- На мальчике что ещё надето?
- Рубашка, брюки ( штаны).
- А поверх рубашки надевается жилетка, который называтся – камзул. (Повторение хором и индивидуально).
- Теперь, давайте рассмотрим костюм девочки. Как её зовут? (Гульназ.)
- Из чего состоит костюм девочки? На девочке что надето?
- Платье.
- А платье какое? (Длинное, с длиннымии широким рукавами.)
- А у девочки тоже такая же желетка как и у Марата. Как называется жилетка- безрукавка по-татарски? (Камзул)
-Давайте все вместе повторим такое необычное название. (Дети повторяют).
- Молодцы, ребята! А теперь, обратим внимание на голову девочки. Такая необычная шапочка, правда ведь, ребята? Такие головные уборы у татар называются калфак. (Дети повторяют хором и индивидуально).
Воспитатель: Давайте ребята, отдохнем немного. Выходите ко мне!
Физкультминутка:
Мы захлопали в ладоши дружно, веселее
Наши ножки застучали громче и быстрее.
По коленочкам ударим тише-тише
Ручки выше поднимаем выше-выше-выше.
Наши ручки завертелись, снова опустились
Наши детки закружились и остановились.
- А теперь я вам предлагаю быть экскурсоводом. Только подскажите мне, пожалуйста, ребята, кто такой экскурсовод?
- Экскурсовод – это человек, который рассказывает о предметах в музее.
- Правильно. Кто хочет быть экскурсоводом?
(По желанию детей выберается 2 экскурсовода- ребенка. Они рассказывают о татарском национальном костюме по образцу, показывая элементы костюма.)
- Сегодня мы с вами узнали столько новых слов. Как называется головной убор у мальчика, а как называется головной убор у девочки? А как называется жилетка по-татарски?
- Татарские народные костюмы очень яркие и красивые. Народные мастерицы даным-давно сами готовили вот такие костюмы. Они вышивали, украшали их. Раньше сверху на платье надевали передник - фартук. Фартук - передник украшался аппликацией, вышивкой, кружевами. А как, вы, думаете, для чего женщины украшали костюмы?
(Чтобы было красиво, уютно было их носить.)
(Воспитатель достаёт 4 конверта и зовёт ребят к себе.)
- Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне, встаньте в круг. В моих руках конверты. В них части ковра, с татарским народным орнаментами. Вы помогите мне, пожалуйста, собрать ковёр.
(Детей разделить на пары, они должны сложить ковёр.
Звучит татарская народная мелодия.)
- А давайте, мы тоже приготовим подарок для наших друзей в Казани. Хотите, ребята?
- Садитесь за столы, и мы будем готовить подарки-сувениры. А на следующее занятие я принесу фотоаппарат. И мы с вами сфотографируемся в национальных костюмах, и тоже отправим письмо в город Казань. Вы согласны, ребята?
Воспитатель:
- Мы с вами станем мастерами, рукодельницами. Народные мастерицы, наши бабушки и прабабушки вечерами сидели и вышивали орнаменты - узоры: цветочки, листики разной формы. Давайте посмотрим, какие цветочки видим на фартуке? Цветочки расположены по-разному.
(Воспитатель показывает образцы фартуков с вышивкой.)
- Вы сегодня будете расписывать фартуки по-своему, кто как желает, употребляя свои заготовки, красные и желтые тюльпанчики и зелёные листики. Но сначала продумывайте узор, располагайте цветы и листики по-образцу или же по-своему желанию. А я вам помогу.
( Воспитатель раздает детям конвертики с их именам, где они заранее вырезали тюльпанчики и листики. Раздаёт каждому ребёнку силуэты фартука. Дети украшают фартуки по образцу. Воспитатель поощряет творческий подход детей (с куклами поддерживает и хвалит ребят.)
Воспитатель: Ай - да, молодцы, ребята! Посмотрите, куклы, какие красивые фартуки получаются у ребят. Кто-то разукрасил фартук с тюльпанами жёлтого, кто – то красного цвета. Ай да молодцы! Хорошо потрудились.
- Национальной одеждой, какого народа мы с вами сегодня познакомились, ребята? (Татарского народа.)
- Давайте, мы их сложим вот в такие красивые конверты и их подпишем и отправим вместе с нашими фотографиями в город Казань. Дети в Казане будут довольны. Спасибо вам большое!
(Дети вложат фартуки в конвертики)
Воспитатель: - Ой, ребята, я чуть не забыла, Я же не до конца прочла вам письмо. В посылке ещё есть угощенье для вас. Это татарское блюдо чак-чак. Вечером мы в группе со всеми ребятами попьем чай. У нас сегодня с вами сладкий вечер!
А в подарок от меня вы получите вот такие раскраски. Вы в группе можете разукрасить их цветными карандашами или красками. А теперь, давайте, мы с вами возьмём новых кукол в группу и познакомим их с нашими ребятами и нашей группой.
(Воспитатель раздаёт каждому ребёнку раскраски, с изображением национальной татарской одежды.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Национальный костюм мордвы"
В этом материале описываются традиции мордвы,их одежда и как она называется.в конспекте есть вопросы для закрепления о Мордовии....
Конкурс национального костюма народов Поволжья. Номинация «Башкирский детский костюм»
Я хочу представить Вашему вниманию работу, выполненную творческой группой нашего детского сада /в которую вхожу и я/для участия в городском конкурсе костюмов народов Поволжья....
Дидактическое игра «Нарядим куклу в национальный костюм» (бурятский костюм)
Познакомить детей с национальной бурятской одеждой можно, использовав вот такую игру. Предложите детям одеть её в народную одежду. Пособие предназначено для как для индивидуальной, а так же подг...
Куклы в национальных костюмах (татарские, русские костюмы)
Уникальный сувенир - куклы в татарских и русских национальных костюмах....
Конспект "Татарский национальный костюм"
Конспект по ИЗО...
Знакомство с национальными костюмами (русские сарафаны, башкирские национальные костюмы)
Создать условия развития для самомтоятельной творческой активности детей. Использовать куклы для сюрпризного момента в ОД...
Конспект ОД "Национальный костюм Воронежского края"
Методическая разработка Сегал О.И....