Конспект занятия "Поэзия национального костюма"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Тубилова Сария Хатмулловна

Дошкольное отделение МБОУ "СШ №40

 

 

Конспект занятия

по непосредственно-образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"

(Раздел: "Аппликация")

 

по теме: "Поэзия национального костюма"

(занятие для детей старшей возрастной группы возраста 6-7 лет)

 

 

Подготовила:

 воспитатель первой квалификационной категории

Тубилова С.Х.

г. Нижневартовск

 

 

Конспект занятия

«Поэзия национального костюма»

(интегрированное занятие с использованием изодеятельности)

 

     Программное содержание:

·        Познакомить детей с национальной культурой татарского народа.

·        Расширить знания  детей о  татарском национальном  костюме и  научить называть элементы костюма.

·        Ввести в словарь детей новые слова: тюбетейка, камзул, калфак, ичиги, фартук.

·        Развивать творческие способности детей: учить самостоятельно украшать  шаблоны фартука   элементами татарского орнамента, используя  ранее приготовленными заготовками.

·        Способствовать развитию интереса к татарскому народному декоративному искусству.

·        Закрепить знания детей о таком виде народного творчества, как вышивка; вызвать у них желание приклеить узор, располагая его ритмично, красиво сочетать цвета.

·        Воспитывать в детях чувство уважения к другим национальностям, в частности к татарскому народу.

·        Воспитывать  интерес к народному творчеству, уважении  к труду.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дошкольное отделение МБОУ "СШ №40

Конспект занятия

по непосредственно-образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"

(Раздел: "Аппликация")

по теме: "Поэзия национального костюма"

(занятие для детей старшей возрастной группы возраста 6-7 лет)

Подготовила:

 воспитатель первой квалификационной категории

Тубилова С.Х.

г. Нижневартовск

Конспект занятия

«Поэзия национального костюма»

(интегрированное занятие с использованием изодеятельности)

     Программное содержание:

  • Познакомить детей с национальной культурой татарского народа.
  • Расширить знания  детей о  татарском национальном  костюме и  научить называть элементы костюма.
  • Ввести в словарь детей новые слова: тюбетейка, камзул, калфак, ичиги, фартук.
  • Развивать творческие способности детей: учить самостоятельно украшать  шаблоны фартука   элементами татарского орнамента, используя  ранее приготовленными заготовками.
  • Способствовать развитию интереса к татарскому народному декоративному искусству.
  • Закрепить знания детей о таком виде народного творчества, как вышивка; вызвать у них желание приклеить узор, располагая его ритмично, красиво сочетать цвета.
  • Воспитывать в детях чувство уважения к другим национальностям, в частности к татарскому народу.
  • Воспитывать  интерес к народному творчеству, уважении  к труду.

Предварительная работа:  

  • Экскурсия в музей ДОУ народного быта и культуры.
  • Рассматривание иллюстраций альбомов насмотренности «Национальные костюмы народов России», «Многонациональная Россия»,   книги «Татарские национальные костюмы».
  • Составление и вырезание татарских национальных орнаментов.
  • Дидактические игры «Национальные костюмы», «Сложи узор».

     Материал:

     ящик для посылки, куклы в татарских национальных костюмах, детские татарские национальные костюмы;

     наглядный материал с изображением элементов национальных  костюмов,  дидактические игры («Откуда приехали гости?», «Сложи татарский коврик» - разрезные картинки с национальным орнаментом);

     образцы вышитых фартуков и образец силуэт фартука с национальным орнаментом (из цветков тюльпана и листьев); шаблоны фартука; вырезанные элементы татарского растительного орнамента, клей, дощечки и салфетки;

     магнитофон, аудиозапись с татарской народной мелодией на курае.

Ход занятия:

     - Здравствуйте, ребята! Всем я желаю доброго утра! Ребята, сегодня я вас ещё хочу приветствовать необычно. Разные народы, люди разных национальностей здороваются по-разному: на разных языках, разными жестами.

     Я вас приветствую на татарском языке: «Исәнмесез!». “Здравствуйте” на татарском языке звучит так “Исэнмесез!”.

     - Ребята, куда мы сегодня с вами пришли? (В музей)

     - А как называется наш музей? (Ответы детей)

     - Ребята, а что  такое музей?    

     - А как вы думаете, для чего нам нужен музей?

     -Молодцы, ребята! Проходите, садитесь за столы, пожалуйста.

( В  это время стук в дверь.)

Почтальон: - Сария Хатмулловна, вам пришла посылка. Распишитесь, пожалуйста, в бланк. (Передает посылку и ухоит)

Воспитатель:

(Воспитатель рассматривая адрес в посылке, сообщает детям, что посылка из города Казани. Объясняет, что город находится в Республике Татарстан, где живут очень много-много татар.)

     -Ребята, здесь письмо.  Давайте, я вам его прочитаю.

Дети: Давайте!

Воспитатель: Вот послушайте:

     “Здравствуйте, Сария Хатмулловна и  дети г. Нижневартовска! Вам пишут  ребята  из далека:  из детского сада “Жемчужина” г. Казани и воспитательница Гульшат Наилевна.

     Мы узнали о вашем детском саде  по телевизору,  просмотрев детскую передачу “Кучтэнэч”. Увидили ваш музей народного быта и культуры и очень обрадовались, что далеко на Севере, дети изучают татарскую культуру: играют в татарские народные игры, поют и  танцуют. Высылаем вам наши фотографии.

     А также на память мы дарим вам куклы в татарских национальных костюмах. Мальчика зовут Марат, а девочку зовут Гульназ. ....

(Воспитательница достает куклы.)

     - Посмотрите, ребята, какие нарядные и красивые куклы! Вот кукла Марат и кукла Гульназ. Ребята, повторите со мной, пожалуйтса их имена. У них национальные татарские имена: Марат, Гульназ. (Дети несколько раз повторяют имена кукол.)Давайте мы с ними поздароваемся  по-татарски.

     - Они одеты в татарские национальные костюмы. Ребята, так одеваются татары во время праздников, артисты во время концертов. Красивые костюмы у кукол, ребята?

Д.: - Да.

В.: - Давайте рассмотрим костюм Марата. Какой на нём интересный костюм!

На голове у него головной убор. Это называется – тюбетейка. Давайте повторим это необычное название все вместе. (Повторение хором и индивидуально).

     - На мальчике что ещё надето?

     - Рубашка, брюки ( штаны).

     - А поверх рубашки надевается жилетка, который называтся – камзул. (Повторение хором и индивидуально).

     - Теперь, давайте рассмотрим костюм девочки. Как её зовут? (Гульназ.)

     - Из чего состоит костюм девочки? На девочке что надето?

     - Платье.

     - А платье какое? (Длинное, с длиннымии широким рукавами.)

     - А у девочки тоже такая же желетка как и у Марата. Как называется жилетка- безрукавка по-татарски? (Камзул)

     -Давайте все вместе повторим такое необычное название. (Дети повторяют).

     - Молодцы, ребята! А теперь, обратим внимание на голову девочки. Такая необычная шапочка, правда ведь, ребята? Такие головные уборы у татар называются калфак. (Дети повторяют хором и индивидуально).

 Воспитатель: Давайте ребята, отдохнем немного. Выходите ко мне!

Физкультминутка:

Мы захлопали в ладоши дружно, веселее

Наши ножки застучали громче и быстрее.

По коленочкам ударим тише-тише

Ручки выше поднимаем выше-выше-выше.

Наши ручки завертелись, снова опустились

Наши детки закружились и остановились.

   

     - А теперь я вам предлагаю быть экскурсоводом. Только подскажите мне, пожалуйста, ребята, кто такой экскурсовод?

     - Экскурсовод – это человек, который рассказывает о предметах в музее.

     - Правильно. Кто хочет быть экскурсоводом?

     (По желанию детей выберается 2 экскурсовода- ребенка. Они рассказывают о татарском национальном костюме по образцу, показывая элементы костюма.)

     - Сегодня мы с вами узнали столько новых слов. Как называется головной убор у мальчика, а как называется головной убор у девочки? А как называется жилетка по-татарски?

     - Татарские народные костюмы очень яркие и красивые. Народные мастерицы даным-давно сами готовили вот такие костюмы. Они вышивали, украшали их. Раньше сверху на платье надевали передник - фартук. Фартук - передник украшался аппликацией, вышивкой, кружевами. А как, вы, думаете, для чего женщины украшали костюмы?

(Чтобы было красиво,  уютно было их носить.)

(Воспитатель достаёт   4  конверта и зовёт ребят к себе.)

     - Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне, встаньте в круг. В моих руках конверты. В них части ковра, с татарским народным орнаментами. Вы помогите мне, пожалуйста, собрать ковёр.

(Детей  разделить на пары,  они должны сложить ковёр.

 Звучит татарская народная мелодия.)

     - А давайте, мы тоже приготовим подарок для наших друзей в Казани. Хотите, ребята?

     -  Садитесь за столы, и мы будем готовить подарки-сувениры. А на следующее занятие я принесу фотоаппарат. И мы с вами сфотографируемся в национальных костюмах, и тоже отправим письмо в город Казань. Вы согласны, ребята?

    Воспитатель:

  - Мы с вами станем мастерами, рукодельницами. Народные мастерицы, наши бабушки и прабабушки вечерами сидели и вышивали орнаменты - узоры: цветочки, листики разной формы. Давайте посмотрим, какие цветочки видим на фартуке? Цветочки расположены по-разному.

(Воспитатель показывает образцы фартуков с вышивкой.)

     - Вы сегодня будете расписывать фартуки по-своему, кто как желает, употребляя свои заготовки, красные и желтые тюльпанчики и зелёные листики. Но сначала продумывайте узор, располагайте цветы и листики по-образцу или же по-своему желанию. А я вам помогу.

     ( Воспитатель раздает детям конвертики с их именам, где они заранее вырезали тюльпанчики и листики. Раздаёт каждому ребёнку силуэты фартука. Дети украшают фартуки по образцу. Воспитатель поощряет творческий подход детей (с куклами поддерживает и хвалит ребят.)

     Воспитатель: Ай - да, молодцы, ребята! Посмотрите, куклы,  какие красивые фартуки получаются у ребят.  Кто-то разукрасил фартук с тюльпанами жёлтого, кто – то  красного цвета. Ай да молодцы! Хорошо потрудились.    

     - Национальной одеждой, какого народа мы с вами сегодня познакомились, ребята? (Татарского народа.)

     - Давайте, мы их сложим вот в такие красивые конверты и их подпишем и отправим вместе с нашими фотографиями в город Казань.  Дети в Казане будут довольны. Спасибо вам большое!

(Дети вложат  фартуки в конвертики)

     Воспитатель:  - Ой, ребята, я чуть не забыла, Я же не до конца прочла вам письмо. В посылке ещё есть угощенье для вас. Это татарское блюдо чак-чак. Вечером мы в группе со всеми ребятами попьем чай. У нас сегодня с вами сладкий вечер!

     А в подарок от меня вы получите вот такие раскраски. Вы в группе можете разукрасить их цветными карандашами или красками. А теперь, давайте, мы с вами возьмём новых кукол в группу и познакомим их с нашими ребятами и нашей группой.

(Воспитатель раздаёт каждому ребёнку раскраски, с изображением национальной татарской одежды.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Национальный костюм мордвы"

В этом материале описываются традиции мордвы,их одежда и как она называется.в конспекте есть вопросы для закрепления о Мордовии....

Конкурс национального костюма народов Поволжья. Номинация «Башкирский детский костюм»

Я хочу представить Вашему вниманию работу, выполненную творческой группой нашего детского сада /в которую вхожу и я/для участия в городском конкурсе костюмов народов Поволжья....

Дидактическое игра «Нарядим куклу в национальный костюм» (бурятский костюм)

Познакомить детей с национальной бурятской  одеждой можно, использовав вот такую игру. Предложите детям одеть её в народную одежду. Пособие предназначено для как для индивидуальной, а так же подг...

Куклы в национальных костюмах (татарские, русские костюмы)

Уникальный сувенир - куклы в татарских и русских национальных костюмах....

Знакомство с национальными костюмами (русские сарафаны, башкирские национальные костюмы)

Создать условия развития для самомтоятельной творческой активности детей. Использовать куклы для сюрпризного момента в ОД...

Конспект ОД "Национальный костюм Воронежского края"

Методическая разработка Сегал О.И....