Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности
рабочая программа

Русанова Татьяна Владимировна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русанова Т.В.

Воспитатель

 1 кв. категории

детский сад «Ромашка»

СП МОУ «Павловская СШ»

Методические чтения «Современные технологии организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО  по образовательной области «Познавательное развитие»

Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством  проектной деятельности

Дошкольный период характеризуется интенсивным развитием познавательной сферы ребенка. Л. С. Выготский и его коллеги обнаружили, что каждый познавательный психический процесс (восприятие, память, мышление и др.) имеет свою логику развития и преобразуется путем интеграции в высшую психическую функцию (логическую память, речевое мышление и т.д.), которая носит произвольный и опосредованный характер.

 В ФГОС используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия».

Познавательные интересы - это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.

Познавательные действия - это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора. Кроме вопросов, которые тоже являются проявлением познавательных действий, сюда включаются исследовательские-экспериментальные действия, при помощи которых ребёнок сам добывает нужные ему сведения о мире.

Познавательное развитие - это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности

В процессе своей педагогической деятельности по развитию познавательных интересов и интеллектуального развития дошкольников самым главным для нас является создание системы образовательной работы.

Для достижения поставленной цели необходимо решать следующие задачи:

1. Развитие у детей потребности в новых знаниях (исходя из специфики проблемы).

 2. Формирование осознанного использования опыта других и своего собственного (в определенной области знаний).

 3. Формирование у детей познавательных умений:

-  наблюдать, проводить опыты;

 - сравнивать, анализировать, делать выводы, классифицировать, строить суждение на установления причинно-следственных связей;

-  отражать картину окружающего мира в творческой деятельности и т.д.

Полноценное познавательное развитие детей дошкольного возраста должно быть организовано в трех основных блоках образовательного процесса:

1) в совместной познавательной деятельности детей с воспитателем;

 2) в самостоятельной познавательной деятельности детей;

3) в организованной образовательной деятельности.

Как вариант интеграции различных видов деятельности дошкольников для обеспечения их познавательной активности мы часто используем проектный метод.

В этом учебном году в рамках тематических  недель «Моя семья» и «Профессии» в нашей группе был реализован краткосрочный проект «Профессии моих родителей». Проблема исследования выделялась на основе опыта детей, исходя из их интересов и потребностей. Беседуя с детьми о профессиях, мы заметили, что многие дети знают, кем работают родители, но не знают о тех характерных качествах, особенностях, которые требует та или иная профессия. Поэтому у нас  возникла идея создания данного проекта.

Участниками проекта были  дети, педагоги и родители.

В результате реализации проекта мы предполагали такие ожидаемые результаты как:  

- формирование знаний детей  о профессиях своих родителей, их назначении, особенностях и значимости их труда;

- пополнение активного словаря детей некоторыми профессиональными терминами;

- самостоятельная организация сюжетно-ролевых игр детей на основе имеющихся знаний о профессиях;

- проявление у детей чувства гордости за труд родителей.

Организация проекта включала в себя три основных этапа.

На первом этапе нашей работы нами была сформулирована такая цель как расширение и обобщение представлений детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях, а также развитие интереса к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.

На втором этапе мы  организовали два основных вида познавательной деятельности детей:

 1. Сбор, анализ и систематизация информации в соответствии с проблемой и задачами исследований.

 В рамках этого вида деятельности было организовано:

 - чтение художественной литературы:

«Кем быть?» И. Карпова; «Кем быть?» В. Маяковский; «Чем пахнут ремесла?» Д. Родари

«Незнайка в солнечном городе» Н. Носов; «Дядя Стёпа - милиционер» С. Михалков;

«Строители» Б. Заходер; «Город добрых дел» Р. Скарри; «Доктор Айболит» К. Чуковский; загадки, пословицы о профессиях

-  познавательные беседы: «Все профессии важны»; «Профессия-пожарный»; «Профессия почтальон»; «Профессия-полицейский»; «Профессия- строитель»

 -  познавательные занятия: мастер-класс  «Профессия-швея»; развлечение «Все работы хороши, выбирай на вкус», «Профессия - организатор досуга».

  - экскурсии: в продовольственный магазин «Профессия-продавец», в медицинский кабинет «Профессия – медсестра»; посещение библиотеки «Профессия - библиотекарь», которые проводили родители наших детей.

Первым провел беседу папа Степана Кривощапова, который работает пожарным. Он рассказал о трудностях этой профессии и предложил ребятам померить костюм пожарного. Из мультимедийной презентации дети узнали о правилах поведения во время пожара. После беседы дети с удовольствием играли на прогулке в подвижную игру «Мы пожарные». Ребята нашей группы готовятся пойти в школу, о профессии учителя они узнали из экскурсии в начальную школу. Учитель начальных классов Юлия Анатольевна, мама Алеши Белокопытова рассказала о своей профессии и  провела с детьми викторину по сказкам, в которой наши дети соревновались с первоклассниками. В группе ребята играли в сюжетно-ролевую игру «Школа», где осваивали себя в роли учителя. С интересом прошел мастер-класс «Профессия-швея», который для ребят провела Бессонова О.В., мама Андрея. Она показала, как шьет на швейной машинке, как выкраивает изделие, загадала загадки про инструменты своей профессии. Детям после занятия было предложено самим одеть бумажные куклы. Наряды получились красочные и разнообразные. Немаловажно было узнать детям о профессии воспитателя. С воспитателем дети встречаются в каждый день, но не задумывались, какими качествами должен обладать человек этой профессии. Две мамы, работающие в нашем саду, через театрализованные игры познакомили детей с этой профессией. После занятия ребята играли в сюжетно-ролевую игру «Детский сад». Запоминающейся для ребят была встреча с полицейским Климовым И.С., Катиным папой. Он рассказал о своей профессии, показал арсенал полицейского. Ребята поиграли в игру «Светофор». Иван Сергеевич напомнил ребятам правила безопасного поведения на дорогах и в транспорте. Уголок сюжетно- ролевых игр пополнился фуражками полицейского. С помощью дидактической игры «Правила дорожного движения» дети закрепили знания, полученные на занятии. Экскурсия в магазин принесла детям не только купленные сладости, но и знания о профессии продавец. Ребята делились своими знаниями об этой профессии и с интересом узнали об особенностях и деловых качествах человека работающего продавцом. Вечером дети играли  в сюжетно-ролевую игру «Магазин».

   После беседы «Профессия медсестра», которую провела мама Ксюши Козневой, многие девочки захотели работать в поликлинике. Ольга Викторовна загадала загадки о медицинских инструментах, дети с интересом разглядывали медицинские приборы, и слушали через фонендоскоп ритм своего сердца. После чтения книги К. Чуковского «Доктор Айболит» дети слепили из пластилина доктора Айболита. Экскурсию в библиотеку организовала Климова Н.А., мама Катюши. Она работает  учителем русского языка и литературы. Наталья Александровна провела детей по школе и рассказала о важности чтения книг. Библиотекарь Марина Владимировна рассказала о профессии библиотекарь, о истории библиотек, о бережном отношении к книгам. После беседы дети организовали мастерскую по ремонту книг.

Развлечение «Вруша и Говоруша» познакомило детей с профессией организатор досуга. Дети с радостью играли вместе с Метлиной А.Б., мамой Вари.

Не осталось в стороне и старшее поколение, бабушка Степы, рассказала детям о профессии почтальон. Она показала, как приклеивать марки на конверт и для чего это нужно делать. Дети смогли рассмотреть различные журналы, газеты. Обсуждали, какие издания выписывают для детей родители. В конце занятия Зинаида Викторовна подарила детям открытки и научила как правильно заполнять их, для того чтобы отправить адресату.

 2. В рамках творческо- познавательной деятельности было организовано:

- Подвижная игра «Мы пожарные»; дидактическая игра «Правила дорожного движения»; сюжетно-ролевые  игры: «Школа», «Детский сад», «Магазин»; театрализованные игры «Профессия- воспитатель»;  

-  Интеллектуальная  викторина:  «Русские народные сказки» «Профессия-учитель»

 - Художественная деятельность: рисование «Кем я стану», рисование «Профессии моих родителей»; аппликация «Наряд для куклы»;  лепка «Доктор Айболит»;  мастер-класс «Открытка для моей семьи»; мастерская по ремонту книг «Айболит для книг».

На третьем этапе  были подведены итоги исследовательской деятельности детей в виде презентации, которая получилась яркой, интересной, в ней просматривался вклад каждого участника проекта: ребенка, родителя, педагога.

В рамках презентации реализации проекта были проведены:

  • развлечение «Все работы хороши, выбирай на вкус»;
  • выставка рисунков и поделок;
  • альбом  рассказов, пословиц, стихов, поговорок о профессиях.

Проект «Профессии моих родителей» реализовал поставленные задачи.

Результаты свидетельствуют о позитивных изменениях в представлениях детей о труде взрослых (знание направленности и структуры конкретных трудовых процессов, понимание ценности труда людей разных профессий, умение переносить знания о содержании и структуре труда взрослых на собственную трудовую деятельность, понимание значимости своего труда).

В ходе реализации проекта ярко проявилась такая форма работы  как совместная, партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности"

1. Особенности развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста2. Использование метода проектов для развития познавательных интересов у дошкольников...

Доклад на педагогическом совете «Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности».

Дошкольный возраст является значимым этапом становления способностей человека — двигательных, познавательных, творческих и других. При разработке занятий по физическому воспитанию, стимулирующих...

"ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ"

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ....

Эффективные формы и методы формирования познавательных интересов у детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности

  Дошкольное образование – это уровень общего образования и обязательная часть системы непрерывного образования. Сегодня в России система дошкольного образования проходит период серь...

Консультация для воспитателей "Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности"

Дошкольный возраст является значимым этапом становлением способностей человека - двигательных, познавательных, творческих и других. Познавательный интерес- это направленность личности ребенка на овлад...

Консультация воспитателей в ДОУ по теме: «Опытно - экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой».

Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование....

Познавательный интерес дошкольников. Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста через разные типы исследовательской деятельности.

В настоящее время в России остро стоит вопрос о повышении качества образования. В дошкольном образовании приоритетными направлениями являются психологизация образовательного процесса, учет интересов с...