Непосредственно-образовательная деятельность ОО "Познание" Тема:"Ход шахматной фигуры Ферзь"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению дошкольников игре в шахматы (подготовительная к школе группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
города Нефтеюганска
«Центр развития ребёнка – детский сад №26»
Конспект совместной деятельности детей и взрослого
в подготовительной к школе группе
Тема: «Ход шахматной фигуры ферзь».
Образовательная область «Познание».
Составил: воспитатель Шалаева
Лариса Викторовна
Цель: познакомить детей с ходом шахматной фигуры - ферзь
Образовательные задачи:
- Воспроизведение детьми уровня знаний, каким они обладают на момент организации непосредственно образовательной деятельности: местоположение фигур на шахматной доске. Ход шахматной фигур ладьи и слона.
- Активизация детей на выведение нового знания (ход ферзя) на основе имеющихся; фиксация полученного знания в виде схемы.
- Совершенствовать навыки ориентировки на шахматном поле от фиксированной точки.
Развивающие задачи:
- Развитие логического мышления.
- Развитие зрительного восприятия.
Воспитательные задачи:
Способствовать сотрудничеству детей: умение договариваться, ставить и достигать общие цели.
Предварительная работа: Знакомство с шахматными фигурами, с шахматной доской, шахматные упражнения.
Словарная работа: обозначать в речи направления движения шахматных фигур соответствующими терминами «по горизонтали», «по вертикали», «по диагонали», «вправо», «влево», «прямо».
План совместной образовательной деятельности:
- Введение детей в тему.
- Игровое упражнение «Помоги фигурам занять свои места».
- Самостоятельная деятельность детей в шахматной мастерской.
- Игровое упражнение - запись хода слона и ладьи.
- Выведение нового знания – ход ферзя, фиксация его с помощью схемы.
- Игра в волшебство
- Игра на большом поле «Волшебный лес» (применение нового знания в игровом задании).
- Итог.
Материал:
Большое шахматное поле, шахматные фигуры, материал для самостоятельного изготовления ферзя, диаграммы и гелиевые ручки на каждого ребенка, пластины для игры на поле, коробка для фокуса с фигурами, фишки белого и черного цвета по количеству детей.
Словарная работа: горизонталь, вертикаль, диагональ, прямо, вправо, влево.
Ход образовательной деятельности | Деятельность воспитанников | Средства |
-Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Посмотрите что я вам принесла (предлагает детям фишки черно и белого цвета). Выбирайте, кому какая нравится. Можно их наклеить на одежду. -Каких цветов эти фишки? -Где встречается сочетание цветов белого и черного? - В королевстве шахмат встречаются эти цвета! Помните сказку о шахматах? Кого дали на службу молодым королям? - Как вы думаете, что в этом королевстве случилось (показывает комикс)! Что можно сделать? Хорошо! Короля два- черный и белый. Посмотрите на свои фишки. У кого белая фишка, тот поможет белому королю. У кого черная – черному королю. Пожалуйста! | Дети стоят рядом с педагогом, затем присаживаются в круг на ковре вместе с педагогом. Дети перечисляют Рассматривают комикс. Проходят к большой шахматной доске | |
Индивидуальная работа ( по необходимости) Ребята, вы молодцы, знаете, как они стоят. Если вдруг, кто - то забыл, можете посмотреть диаграмму. | Расставляют фигуры в начальное положение | Игровое упражнение "Расставьте шахматное войско" |
- Ребята, кто же из войска здесь должен стоять? У кого какие предложения? А где же нам взять ферзя? Подумайте. Хорошо, мы можем сами смастерить ферзя. Я приглашаю вас в шахматную мастерскую | Дети высказывают свои версии. Предлагают свои варианты, где взять ферзя | Напольное шахматное поле, шахматные фигуры. |
(Индивидуальное обращение к детям) - Кира, ты уже решила, какого ты сделаешь ферзя, белого или черного? -А ты, Серёжа? | Дети рассаживаются за столом и приступают к работе | Материал для изготовления фигуры (пластины картонного конструктора) |
-Молодцы, ребята! Какие замечательные ферзи у вас получились! А как ферзь ходит по доске? -Как ходит ладья? А слон? Нарисуйте дорожки для слона и дорожки для ладьи. | На готовых диаграммах дети рисуют дорожки ладьи и слона. | Игровое упражнение "Зарисуй ход ладьи и слона" |
- Ребята, я знаю один секрет и хочу с вами поделиться. Ферзь ходит вот так. (Показывает схему Ф=С+Л) Подумайте, как ходит ферзь, и попробуйте нарисовать его ход. Тому кто затрудняется, воспитатель показывает прозрачные диаграммы с ходами слона и ладьи. При совмещении диаграмм получается ход ферзя. Ребята, ферзь тоже может пойти на любое количество клеток, но перепрыгнуть через препятствие не может | Дети высказывают свои предположения о ходе ферзя. Выведение нового. Работа с диаграммой, где дети отмечают ход ферзя. | Готовая схема: ход слона и ладьи. Прозрачные диаграммы. |
Только вот незадача, доска - то большая, а ферзи у нас маленькие. Хотите немного волшебства? У меня даже есть волшебная коробка. Кладите сюда своих ферзей. (Закрывает коробку, вращает её, открывает и достаёт 2 фигурки). Ура! Получилось! Вы настоящие волшебники. Ферзи живут в домике в глубине шахматного леса. Это очень красивый лес, но в нем растут ядовитые мухоморы. Наступать на них ферзю ни в коем случае нельзя, перепрыгнуть через мухоморы он тоже не может. Ребята, какая команда поведет ферзя первая? Какое есть правило в шахматном королевстве? | Подходят к поле, в руках у них фигурки ферзей. Дети произносят волшебные слова, кто какие знает. Дети вспоминают шахматное правило | Сюрпризный момент, музыка, "волшебное превращение" |
Воспитатель сообщает правила игры: (обращается к одной команде)- ребята из команды белого короля, помогут своему ферзю дойти до дома. Вот вам яркие плитки, чтобы вы могли выложить дорожку и проводить ферзя до дома. (Обращается к другой команде) – ребята из команды черного короля, поставьте домик и посадите мухоморы, а стрелочкой покажите вход в волшебный лес. Закрепляет правила игры. (Игра проводится с каждой командой) | 1 команда раскладывает на поле мухоморы, ставит домик. 2 команда прокладывает дорожку, обходя мухоморов и проводит ферзя до дома. Меняются ролями, переставляют домики и мухоморов, прокладывают другую дорожку. | Игра "Помоги ферзю дойти до дома" |
- Здорово! Вы такие молодцы! А где же ваши маленькие ферзи? Хотите ещё поколдовать? - Вот они ваши ферзи! Возьмите их. Ребята, что вы сегодня узнали про ферзя? -Замечательно! А за то что вы такие дружные и помогли ферзям добраться до дома, они благодарят вас и награждают медалями. От королей медали получаете, за то, что их войска вы изучаете…(читает стихотворение). Вы отнесете фигуру в группу! | Дети говорят волшебные слова, которые знают. Кладут ферзей в коробку, произносят волшебные слова. Дети вспоминают выведенное знание – ход ферзя. | Сюрпризный момент. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной конструктивной деятельности в образовательной области «Познание» - Оригами в старшей группе.Тема: « Цветущая весна»
Развивать воображение, внимание, пространственное мышление, творческие способности детей; композиционные умения; мелкую моторику рук....
Методическая разработка "Совместная непосредственно-образовательная интегративная деятельность по образовательным областям "Познание", "Коммуникация", "Художественное творчество", в старшей группе по теме "Пейзажная живопись"."
Данная работа позволит расширить представление детей о пейзажной живописи, научит видеть и чувствовать сосотояние природы в пейзаже. Воспитывает любовь к родной природе....
Методическая разработка "Совместная непосредственно-образовательная интегративная деятельность по образовательным областям "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка" в старшей группе по теме "Подснежник"
Работа позволит понять детям содержание поэтическогго произведения, развивать интерес к природе. Совершенствовать приемы работы с красками для получения оттенков. ...
Календарно - тематический план непосредственно образовательной музыкальной деятельности в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Подготовительная к школе группа
Календарно - тематический план непосредственно образовательной музыкальной деятельности в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на ноябрь месяц. Подготовительная к ...
Календарно - тематический план непосредственно образовательной музыкальной деятельности в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Старшая группа.
Календарно - тематический план непосредственно образовательной музыкальной деятельности в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Старшая группа. Ноябрь месяц. ...
Конспект по шахматам Тема: Знакомство с шахматной фигурой «Ферзь»
Цель: познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь». Показать место ферзя в начальной позиции.Задачи: познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь», развивать воображение,...
Конспект. Совместная непосредственно-образовательная интегративная деятельность по образовательным областям "Познание", "Художественное творчество", в средней группе по теме"Аквариум"
Технологии: ИКТ (интерактивный экран), игровая ситуация, нетрадиционная техника рисования (монотипия)...