Формирование основ безопасного поведения средствами художественного творчества.Опыт работы.
материал (старшая группа)

Цытович Татьяна Александровна

В предложенном материале представлен опыт работы работы по формированию основ безопасного поведения средствами художественного творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Формирование основ безопасного поведения

средствами художественного творчества.

Опыт работы.

Безопасность жизни ребёнка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного образования. При этом важно не просто оберегать ребёнка от опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения.

Не случайно, одним из компонентов содержания социально-коммуникативного развития дошкольников, определенного ФГОС дошкольного образования, является формирование основ безопасного поведения в быту и социуме. Любопытство детей часто ставят их перед реальными опасностями. С каждым годом возрастает число пострадавших детей от пожара, которые происходят по их вине. Дети дошкольного возраста не знают назначение огня, у них отсутствует защитная психологическая реакция на безопасную обстановку, дети не знают, как действовать при пожаре, и это вызывает беспокойство за безопасность детей.

Современный федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет новые требования к воспитательно – образовательному процессу в ДОУ.  Большое внимание уделяется результативности образовательной деятельности, а также применению, полученных знаний в повседневной жизни.  В том числе решению важнейшей социально-педагогической задачи – воспитанию у ребенка навыков адекватного и безопасного поведения в различных непредвиденных и стандартных ситуациях. Одной из главных причин возникновения чрезвычайных ситуаций в современном обществе является человеческий фактор. Поэтому особенно важно воспитать у подрастающего поколения навыки безопасного поведения.

  Правовой основой формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности на современном этапе являются:

1. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.

2. Семейный кодекс Российской федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ

3. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»

 от 29.12 2012 г № 273-ФЗ.

4. Программа "Основы безопасности детей дошкольного возраста, Р.Б. Стеркина, Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева.

Вопросы безопасности жизнедеятельности дошкольников разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (А.С. Вернадский, А.В. Гостюшин, В.А. Левицкий, М.В. Ломоносов, О.Н. Русак, И.М. Сеченов).

   Огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А. Адлер, П. Маслоу, Б. Паскаль, 3. Фрейд, и др.

  В работах отечественных психологов В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.В. Эльконина и др. освещено практическое многообразие идей и подходов к проблемам безопасности жизнедеятельности личности.

   Вопросы привития основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной.

В практической деятельности с детьми старшего возраста, особое внимание уделяю навыкам осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности.

В связи с этим были определены задачи:

  • Знакомить с историей возникновения огня.
  • Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
  • Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.
  • Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
  • Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
  • Знать правила поведения на природе, в быту.
  • Развивать творческие способности дошкольников.
  • Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
  • Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем и сигналом оповещения о пожаре.
  • Воспитывать чувство благодарности «Пожарным», которые помогают нам в трудных ситуациях, любовь к природе, культуру поведения.
  • Вовлечь родителей, по данной теме, в процесс формирования навыков пожарной безопасности.

Работа с детьми осуществлялась в соответствии с перспективным планом, который включал:

  • ознакомление с окружающим,
  • чтение художественной литературы,
  • художественное творчество и другие направления работы.

В работе использую разнообразные методы и приемы, но наиболее эффективным методом в решении данной проблемы является применение педагогических игровых ситуаций с детьми старшего возраста. Это объясняется тем, что обучение детей безопасному поведению должно осуществляется при условии их заинтересованности предлагаемой темой или отдельными вопросами, и ни в коем случае не навязыванием их ребёнку, что легче всего сделать с помощью игры. А значит подготовить ребёнка к будущей жизни, к встрече с различными ситуациями.

Эффективным способом обучения навыкам безопасного поведения является метод моделирования, который включает в себя: игру, имитацию и анализ данной ситуации. При общении детей в игровых ситуациях, «проговаривания» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными предметами дают возможность формировать опыт безопасного поведения у детей. Игра в дошкольном возрасте является главным видом деятельности детей. Она даёт детям доступные для них способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение ими действительности. Когда дети научатся поступать в имитированных ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, они будут чувствовать себя намного увереннее в реальной жизни. Так в ситуации «Дети остались дома одни, взяли спички…» была проанализирована ситуация, а затем проиграна в сюжетно – ролевой игре «Семья», в которую были введены персонажи - пожарные.

С детьми в системе организуются беседы:

  • «Как нужно вести себя во время пожара»;
  • «Почему возникают пожары, чем можно тушить»;
  • «Что нужно делать, если, ты услышал сигнал пожарной тревоги, находясь дома, в детском саду»;
  • «Чем опасны включённые в сеть приборы»;
  • «Выключай в квартире газ, за газом нужен глаз да глаз»;
  • «Электротовары»;
  • «Что может испортить Новогодний праздник»;
  • «Вечер загадок (электроприборы)»;
  • «Служба 01»;
  • «Пожарный – профессия героическая»;
  • «Спичка - невеличка и большой пожар».

Дети активно решают проблемные ситуации, используя дидактические и настольно-печатные игры:

  • «Лото 01»;
  • «Четвертый лишний»;
  • «Профессия пожарного»;
  • «Разрешается — запрещается»;
  • «Раньше и теперь»; 
  • «Что необходимо пожарному?»; 
  • «Горит - не горит»;
  • «Если возник пожар»;
  • «Найди предметы»;
  • «Лото осторожностей»;
  • «Собери картинку».

Как указывается в современных исследованиях по обучению детей безопасному поведению «…большинство известных сказок содержат хотя бы один элемент грубого нарушения правил персональной безопасности» в том числе и противопожарной. Поэтому в своей работе большое внимание уделяю художественной литературе, в ознакомлении с которой дети на примере литературных персонажей анализируют их поведение и поступки, решают, как бы сами поступили в данной ситуации. Использую произведения писателей:

  • С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»;
  • Л. Толстой «Пожар»;
  • Е. Хоринский «Спичка-невеличка»;
  • Л. Толстой «Пожарные собаки»;
  • Н. Пикулева «Пожарная машина»;
  • Б. Житков «Дым»;
  • О. Вациети «Спички»;
  • Е. Харинская «И папа и мама Серёжу бранят…»;
  • Е. Пермяк «Как огонь воду замуж взял»;
  • Е. Пермяк «Сказка о том, как огонь с человеком подружился»;
  • И. Тверабукин «Андрейкино дежурство».

При решении задач, поставленных в данных ситуациях, помогаю детям сделать выводы о последствиях неправильного обращения с опасными предметами, научиться правильно, действовать в опасной ситуации.

 С детьми участвовали в областном конкурсе детского творчества «Дети против пожаров», с постановкой «Доверчивый ёжик», позже дети нашей группы были участниками этого же конкурса, но уже в номинации «Вокальное творчество» с песней «Песенка юных пожарных», так же в номинации «Художественное творчество. Рисунок» представляли на конкурс свои работы).   Свой опыт строю на интеграции художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития.

В рамках проведения месячника «Гражданской защиты» проводили викторину «По правилам пожарной безопасности», одним из заданий было по телефону грамотно вызвать пожарную охрану, назвать свою фамилию и домашний адрес и в группе организовывалась выставка семейного рисунка «Спички детям не игрушка». С нашими детьми мы ходили на экскурсию в пожарную часть, подарили альбом с детскими рисунками.

Качественная работа с детьми по данной проблеме невозможна без сотрудничества с родителями. Большинство родителей принимают участие в организации мероприятий, оказывают посильную помощь в изготовлении костюмов и атрибутов к театральной постановке, организации выставок рисунков и пополняют развивающую среду группы тематическими альбомами и книжками-самоделками.

Подведя итоги, можно сказать, что организация работы по данному направлению дала следующие результаты: 

  • все дети четко усвоили номер, по которому нужно вызывать пожарную часть;
  • умеют правильно вести диалог с диспетчером дежурной пожарной части;
  • правильно называют своё имя и свой домашний адрес;
  • дети знают подручные средства пожаротушения (песок, вода, земля, снег, ткань) и умеют ими пользоваться.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по теме "Использование средств художественно-эстетического воспитания в формировании основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста"

Проект направлен на формирование у дошкольников знаний и практических навыков безопасного поведения на железной дороге...

Конспект открытого интегрированного мероприятия НОД для детей подгот. группы (6 -7 лет) по областям «Социально–коммуникативное развитие» (формирование основ безопасного поведения на дороге) и "Художественно-эстетическое развитие" Тема:"Цветик –семицветик"

Цель: создать условие для формирования у дошкольников навыков осознанного безопасного поведения на дороге.Задачи:Ø  Создать условие для формирования знаний о правилах дорожного движения;Ø  Р...

План работы по формированию основ безопасного поведения посредством художественной литературы с детьми старшего дошкольного возраста

1. Методика работы с художественным произведением.2. Примерный план работы по ознакомлению с правилами безопасного поведения на улице.3. Примерный план работы по ознакомлению с правилами безопасного п...

Методическая разработка по теме "Театрализованная деятельность как средство формирования основ безопасного поведения"

Данный материал отражает систему работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности через театрализованную деятельность с детьми среднего и старшего дошкольного возраста....

Педсовет "Театрализованная деятельность как средство формирования основ безопасного поведения"

Использование театрализации в повседневной деятельности детей, как средство формирования основ безопасного поведения....

«Театрализованная деятельность как средство формирования основ безопасного поведения».

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педа...

Конструкт непосредственной образовательной деятельности по формированию основ безопасного поведения с использованием технологии формирования основ безопасной жизнедеятельности

Тема: «Моя безопасность»Форма НОД: формирование основ безопасной жизнедеятельности (безопасность собственной жизнедеятельности)   Виды деятельности: игровая, коммуникативная, поз...