Проект по теме "Использование средств художественно-эстетического воспитания в формировании основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста"
проект (подготовительная группа) на тему
Проект направлен на формирование у дошкольников знаний и практических навыков безопасного поведения на железной дороге
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Институт психологии и образования
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Отделение экономики и управления образования
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
на тему
«Использование средств художественно – эстетического воспитания в формировании основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста»
Автор проекта:
Гафарова И.Н., музыкальный руководитель высшей
квалификационной категории МБДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида № 10 «Ромашка» п.г.т. Кукмор»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан;
Слушатель курсов повышения квалификации
музыкальных руководителей по проблеме
«Формирование музыкальной культуры детей
Дошкольного возраста в свете ФГОС ДО
Руководитель проектной работы
Исламова Г.Г. – старший преподаватель отделения
дошкольного и начального образования
ПМЦПКиППРО/ИПиО/КФУ
Проект допущен «9» октября 2015 г.
Казань, 2015
Оглавление
1.Введение ……………………………………………………………………….…3
2.Актуальность проекта………………………………………………………….…4
3.Цель и задачи проекта…………………………………………………………….5
4.Проектное решение ……………………………………………………………..6
5.Жизненный цикл и этапы реализации проекта…………………..…………… .7
6.Бюджет проекта………………………………………………………………….10
7. Ожидаемые результаты реализации проекта ………………………..….... 10
8. Риски реализации проекта и пути их преодоления………………………...11
9. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта.....12
10.Заключение…………………………………………………………………...12
11.Список использованных документов и источников информации ………...13 12.Список литературы………………………………………………………........13
13.Интернет ресурсы………………………..………………………………….14
14.Глоссарий…………………………….……………………………………...15
15.Приложение 1.Сценарий театрализованного представления по теме….....16
«Путешествие на поезде » для детей старшего дошкольного возраста
16.Приложение 2.Анкета для детей старшего дошкольного возраста по выявлению знаний безопасного поведения на железной дороге…………….20
17.Приложение №3. Коммуникативная музыкальная игра «Паровозик с остановками»………………………………………………………………….....21
18.Приложение № 4. Мониторинг…………………………………………..…22
Введение
Современный федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет новые требования к воспитательно – образовательному процессу в ДОУ. Большое внимание обращается результативности образовательной деятельности, а так же применению, полученных знаний в повседневной жизни. В том числе решению важнейшей социально-педагогической задачи – воспитанию у ребенка навыков адекватного и безопасного поведения в различных непредвиденных и стандартных ситуациях.
В проекте представлен перспективный план работы по обучению детей безопасному поведению на железной дороге на три месяца, составлена таблица взаимодействия воспитателей и специалистов в процессе работы над проектом. Подобрана методическая, справочная, энциклопедическая и художественная литература по выбранной тематике проекта. Составлен и обсужден со всеми участниками проекта поэтапный план работы.
Прошли консультации педагогов и родителей, подготовлено необходимое оборудование, пособия, материалы.
Развитие театральных способностей детей проходит на занятиях кружка по ознакомлению детей с театрализованной деятельностью «Буратино» по авторской программе Гафаровой И.Н. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребёнку, направлена на всесторонее развитие личности, формирование духовных качеств и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. Рецензент программы по театрализованной деятельности Кашапова М.Ф., доцент
кафедры психолого-педагогического филиала МСГИ в г. Казани, кандидат
педагогических наук.
Администрацией ДОУ проводится контроль над ходом осуществления этапов проекта всеми его участниками.
Педагоги глубоко изучили тематику проекта. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживали детскую инициативу. Мы заинтересовали каждого ребенка и родителей тематикой проекта, поддерживали его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
Создана игровая мотивация, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик. Педагоги вводят детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на личный детский опыт.
Тактично рассматривают все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
Участники проекта соблюдают принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
В приложении к проекту представлен сценарий театрализованного представления по теме «Путешествие на поезде», презентация по теме «Железнодорожные профессии», презентация по защите проекта; брошюра «История первой железной дороги в России».
Актуальность проекта
В ФГОС ДО большое внимание уделяется решению важнейшей социально-педагогической задачи – воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных непредвиденных и стандартных ситуациях.
Ежегодно в результате аварий на железной дороге погибают десятки людей, сотни получают ранения и травмы.
Это является социальной проблемой общества, требующей решения при совместном участии педагогов, родителей и их детей.
Правовой основой формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности на современном этапе являются:
- Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.
2. Семейный кодекс Российской федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ
3. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12 2012 г № 273-ФЗ.
4. Программа "Основы безопасности детей дошкольного возраста, Р.Б. Стеркина, Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева. Вопросы безопасности жизнедеятельности дошкольников разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (А.С.Вернадский, А.В.Гостюшин, В.А.Левицкий, М.В.Ломоносов, О.Н.Русак, И.М.Сеченов).
Огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А. Адлер, П. Маслоу, Б. Паскаль, 3. Фрейд, и др.
В работах отечественных психологов В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Д.В.Эльконина и др. освещено практическое многообразие идей и подходов к проблемам безопасности жизнедеятельности личности.
Вопросы привития основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной.
По географической карте посёлка Кукмор видно, что вдоль п.г.т. Кукмор проходит железная дорога. МБДОУ «Ромашка» располагается в 100 метрах, МБДОУ «Радуга» в 200 метрах от железнодорожных путей.
Неудивительно, что ознакомление детей с правилами безопасного поведения на железной дороге детей дошкольного возраста для жителей нашего посёлка жизненная необходимость.
Поэтому в нашем дошкольном учреждении при тесном сотрудничестве педагогов, родителями и их детей был создан проект по теме «Использование средств художественно – эстетического воспитания в формировании основ безопасного поведения у детей старшего возраста».
Инновационность (новизну) проекта мы видим в овладении детьми базовыми правилами безопасного поведения на железной дороге, средствами художественно – эстетического воспитания в решении данной проблемы, а так же в интеграции познавательного и художественно-эстетического развития.
Проект представляет собой целенаправленную, спланированную работу педагогического коллектива ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями.
Цель и задачи проекта
3.1 Цель проекта. Разработка и реализация мероприятий, направленных на обучение детей старшего дошкольного возраста безопасному поведению на железной дороге средствами художественно – эстетического воспитания и применение, полученных знаний в повседневной жизни в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
3.2 Задачи проекта:
1. Формировать у старших дошкольников знания и навыки безопасного поведения на железной дороге средствами художественно – эстетического воспитания.
2. Развивать познавательные, исследовательские способности, творческое мышление, воображение.
3. Воспитывать толерантность, дружелюбие, коммуникативность.
3.3 Целевая группа проекта: дети подготовительной к школе группы
3.4 Объект реализации проекта познавательное и музыкальное развитие детей дошкольного возраста
3.5 Предмет исследования система мероприятий, направленных на формирование у старших дошкольников навыков безопасного поведения на железной дороге средствами художественно – эстетического воспитания.
4. Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)
Проект по теме «Использование средств художественно – эстетического воспитания в формировании основ безопасного поведения у детей старшего возраста» по типу кинформационно - практико – ориентированный (дети собирают информацию о железной дороге, о правилах поведения на ней);
по объёму (срокам) среднесрочный; по уровню локальный (является частью общедетсадовского проекта); по количеству участников групповой.
Новизну проекта мы видим в овладении детьми базовыми правилами безопасного поведения на железной дороге, средствами художественно – эстетического воспитания в решении данной проблемы. Проект представляет собой целенаправленную, спланированную работу педагогического коллектива ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями.
Связь с администрацией детского сада
- Помощь в организации экскурсии на вокзал, на перрон.
- Подготовка методической литературы, иллюстрированных книг с рассказами, стихами по железнодорожной тематике.
Работа с общественными организациями
- Организация экскурсии на вокзал.
- Выступление представителей Казанской дистанции пути.
Был составлен перспективный план проектной деятельности, где отражено взаимодействие воспитателей, специалистов, детей и их родителей в процессе работы над проектом. Подобрана методическая, справочная, энциклопедическая и художественная литература по выбранной тематике проекта. Составлен и обсужден со всеми участниками проекта поэтапный план работы.
Прошли консультации педагогов и родителей, подобрано необходимое оборудование, пособия, материалы.
Проводится контроль над ходом осуществления этапов проекта всеми его участниками со стороны администрации ДОУ.
Педагоги глубоко изучили тематику проекта. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживали детскую инициативу. Они заинтересовали каждого ребенка тематикой проекта, поддерживали его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
Создали игровую мотивацию, опираясь не интересы детей и их эмоциональный отклик. Ввели детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на личный детский опыт.
Тактично рассматривали все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
Участники проекта соблюдали принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
В ходе работы создавали атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
Развивали внимание, мышление, творческое воображение и фантазию детей.
Ненавязчиво вовлекали родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
Заключительный этап проекта прошел в виде театрализованного представления «Путешествие на поезде».
Обобщен опыт работы детского сада «Я – будущий железнодорожник» (из опыта ранней профориентации дошкольников). В группах оформлены уголки железной дороги. В интерьере групп оформлены панно из природного, бросового материала, коллажи, газеты на данную тему.
В каждой возрастной группе созданы накопительные папки по ознакомлению с железной дорогой, куда вошли рисунки, фотографии, конспекты разных видов деятельности детей, вырезки по ознакомлению детей с железнодорожными специальностями.
5.Жизненный цикл и этапы реализации проекта
5.1 Сроки реализации проекта
5.2 Этапы реализации проекта (02.09.2015 –30.11.2015)
1. Подготовительный (02.09.2015 – 03.09.2015)
2. Основной (с 04.09.2015 по 28.11.2015)
3. Заключительный (с 29.10.2015по 30.11.2015).
Таблица №1
5.3 Программа проектных мероприятий
Перспективный план работы МБДОУ
Этапы проекта | Комплекс | Место проведения | Сроки проведения | Ответствен- ный |
1 этап | 1.Формирование проблемы 2.Укрепление материально-технической базы: 3.Введение детско-родительского коллектива в игровую (сюжетную) ситуацию. Собрание для родителей по теме "Как познакомить детей с профессией железнодорожни- ка". Анкетирование родителей | Методический кабинет | 02.09.2015 03.09.2015 Согласно сетке ОД 02.09.2015 | Заведующий, старший воспитатель, воспитатели подготовитель ных к школе групп; узкие специалисты |
2 этап | Игровая деятельность Организовывать сюжетно-ролевые игры, игры - драматизации по произведениям, в которых рассказывается о профессии железнодорожника; настольно-печатные игры о железной дороге. Познавательное развитие Экскурсия на перрон «Братья Комаровы» Рассматривание открыток, фотографий о железной дороге. Классификация профессий железнодорожников, поездов. Составление плана - схемы "Как добраться до вокзала", "План вокзала". Изготовление макета железнодорожного вокзала. Тематические занятия по теме "Мои родители - железнодорожники" Составление "Генеалогического древа" (в контексте прошлого и будущего) о своих родных-железнодорожниках. Составление словарика о железной дороге, специальностях. ФЭМП: учимся счету, различать величину - считаем и сравниваем вагоны. Просмотр мультфильмов "Паровозик из Ромашкова", "Человек рассеянный". Конструируем из природного материала, конструктора, бросового материала вокзал, поезда Речевое развитие Творческое рассказывание детей по темам "Я - будущий железнодорожник", "Мои родные - железнодорожники", "Как мы путешествуем на поезде". Словотворчество. Создание семейных альбомов о железнодорожниках. Художественно-эстетическое развитие. Художественная литература. Познакомить детей со стихами, рассказами о железной дороге и железнодорожниках: "Как самовар запрягали" Е. Пермяка, "Цилиндр паровозика", "Паровозик из Ромашкова" Г.Цыферова. Выборочное чтение глав из сказочной повети "Путешествие Голубой Стрелы" Д.Родари "Будка № 27”). Разучить наизусть стихи "Едет поезд" В. Сута, "Поезд" С.Капутикян. Театрализованная деятельность. Постановка спектаклей на тему "В гостях у светофора", "Путешествие в Москву", "Багаж" (музыкальных и физкультурных), «Путешествие на поезде». Музыка. Слушание и разучивание песен «Поезд», муз. Н. Метлов, сл. И. Плакиды; «Паровоз», муз. З. Компанейца, сл. О. Высотской; «Голубой вагон", музыка В. Шаинского", сл. Э. Успенского; "Паровозик с остановками" и др. Изобразительная деятельность Рисование, аппликация, лепка на тему "Мои родители - железнодорожники", "Вокзал нашего города", "Поезда". Выпуск газет, стендов, коллажей из природного и бросового материала на железнодорожную тему. Конкурс рисунков «Паровозик» | Групповая комната Перрон «Братья Комаровы» Групповая комната | 04.09.2015 28.11.2015 Согласно сетке ОД 04.09.2015 Согласно сетке ОД Согласно сетке ОД Согласно сетке ОД 17.09.2015 24.09.2015 01.10.2015 08.10.2015 Согласно сетке ОД Согласно сетке ОД Согласно сетке ОД | Старший воспитатель, воспитатель подготовитель ных к школе групп; узкие специалисты |
3 этап | Подведение итогов проекта, театрализованное представление по теме «Путешествие на поезде»”, вручение медалей, благодарственных писем родителям. Презентация проекта | МБДОУ | 30.11.2015 Согласно сетке ОД | Заведующий, старший воспитатель, воспитатель подготовитель ных к школе групп; узкие специалисты |
6. Бюджет проекта
Статья расходов | Источник финансирования | Объем собственных средств (руб.) | Объем запрашиваемых средств (руб.) |
Сладкие призы | В соответствии с 10-дневным меню | - | - |
Сценические костюмы Козы и Козлят | Изготовление сценических костюмов силами родителей по собственному желанию | - | - |
7. Ожидаемые результаты реализации проекта
- Разработка плана мероприятий направленных на обучение детей старшего дошкольного возраста безопасному поведению на железной дороге посредством использования средств художественно – эстетического воспитания на три месяца;
- разработка конспектов и сценариев мероприятий, памятки для родителей, мониторинга освоения детьми программы дополнительного образования;
- разработка презентации по теме «Железнодорожные профессии»;
- материалы проекта были опубликованы на сайте Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru/articles/605822/);
- в ходе работы создать атмосферу сотворчества с ребенком, используется индивидуальный подход, что позволит развить внимание, мышление, творческое воображение и фантазию детей;
- заключительный этап проекта прошел в виде театрализованного представления "Путешествие на поезде";
8. обобщить опыт работы детского сада "Я - будущий железнодорожник" (из опыта ранней профориентации дошкольников);
9. в группах оформить макеты железной дороги. В интерьере групп оформить панно из природного, бросового материала, коллажи, газеты на данную тему.
10. в каждой возрастной группе создать накопительные папки по ознакомлению с железной дорогой, куда войдут рисунки, фотографии, конспекты разных видов деятельности детей, вырезки по ознакомлению детей с железнодорожными специальностями.
11.Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по охране и безопасности жизни детей;
12. Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на железной дороге;
13. Гуманизация связи семьи с сотрудниками ДОУ, с сотрудниками РЖД;
14. Привитие у детей устойчивых навыков безопасного поведения в любой ситуации на железной дороге;
15. Появление интереса у родителей к проблемам ДОУ.
16. Дети, родители будут не только сами соблюдать правила безопасного поведения на железной дороге, но также привлекать к этому сверстников, окружающих людей
7.1 Прогнозируемые социальные эффекты
1 | 2 |
Стейкхолдеры | Социальные эффекты |
Дети | Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на железной дороге. Дети, родители будут не только сами соблюдать правила безопасного поведения на железной дороге, но также привлекать к этому сверстников, окружающих людей. Привитие детям устойчивых навыков безопасного поведения в любой ситуации на железной дороге |
Родители | Появление интереса у родителей к проблеме безопасного поведения детей в повседневной жизни, желание активно сотрудничать с ДОУ. Изготовление сценических костюмов по собственному желанию |
Педагогический коллектив | Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями и детьми по охране и безопасности их жизни и для укрепления связи ДОУ с семьёй, сотрудниками РЖД |
Партнеры | Гуманизация связи семьи с сотрудниками ДОУ, с сотрудниками РЖД |
8. Риски реализации проекта и пути их преодоления
1 | 2 | 3 |
Риски | Условия возникновения | Пути преодоления |
Мотива- ционные | При создании презентаций и фото отчётов родители не разрешили использовать фото и видео материал, где изображён их ребёнок | Выборка фотографий и видео записей |
Организа- ционные | Неблагоприятные погодные условия. Снижение посещаемости участников представления по болезни или отпуску родителей | Перенос даты театрализованного представления, замена «артистов» |
Финансовые | Вовремя не завезли шоколад в ДОУ | Перенос даты театрализованного представления |
9. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта
Мониторинг освоения детьми материала проекта по теме «Использование средств художественно – эстетического воспитания в формировании основ безопасного поведения у детей старшего возраста» проводится по двум блокам два раза в год (в октябре и апреле)
10.Заключение
К сожалению, травматизм в результате аварий на железной дороге ежегодно растёт. Это является социальной проблемой общества, требующей решения при совместном участии педагогов, родителей и их детей.
Главные задачи педагогов и родителей научить ребёнка соблюдать правила на железной дороге, привить навыки безопасного общения со сложным миром дорог и перехода улиц
Мы убеждены, что метод проектирования – это технология, включающая комплексную деятельность, даёт положительные результаты.
В процессе проекта «Использование средств художественно – эстетического воспитания в формировании основ безопасного поведения у детей старшего возраста» мы смогли заинтересовать родителей и их детей к совместной деятельности. Повысился уровень музыкальности и знаний по теме безопасность. Дети применяют, полученные знания в повседневной жизни, требуют их соблюдения и от родителей.
Считаем, что проект может быть рекомендован как педагогам ДОУ так и родителям, так как он является необходимым звеном по профилактике ДТП.
Список использованных документов и источников информации Список литературы Основной:
1. Стеркина Р. Б., Авдеева Н. Н., Князева О. Л, учебно – методическое пособие по основам безопасности, изд – во Детство – Пресс, 2005. – 144с.
2. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников, пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: Мозаика – Синтез Москва, 2013. – 64с.
3. Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры, изд – во: Детство – Пресс, 2011. – 128с.
4. Шипунова В. А. Детская безопасность, учебно-методическое пособие, изд – во: Цветной мир, 2013. – 96с.
5. Саулина Т. Ф. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. – М.:Мозаика – Синтез, 2013.- 112с.
6. Дмитриенко З. С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, изд – во: Детство – Пресс, 2012.- 240 с.
Дополнительный: 1. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития дошкольников.// Детский сад от А до Я.-2004. - 60 с.
2.Овчаренко Л.Н. Предотвратить беду. – М., 2008. - 86 с..
3.Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. – М.,2003. - 97 с.
4. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М., 2004. - 54 с.
5.Арнаутова Е. П. Педагог и семья. – М., 2002, 59 с.
6.Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. – М., 2004.- 47 с.
7.Бутырина Н. М., Боруха С. Ю., Гущина Т. Ю. Технология новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: учебно-методическое пособие. – М., 2004.- 86 с.
7.Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. – Волгоград: ИТД “Корифей”, 2008.- 47 с.
Интернет ресурсы:
1. Конкурс эрудитов «Ребенок в мире железнодорожных профессий» для детей 5-7 лет. – режим доступа: http://www.moeobrazovanie.ru/konkurs_eruditov_rebenok_v_mire_professiy.html . – Заглавие с экрана. - (дата обращения: 04.10. 2015).
2.Транспорт. Новости.– режим доступа: http://riamo.ru/happen_news_transport/20150114/607737642.html. – Заглавие с экрана. - (дата обращения: 04.10. 2015).
3. Безопасность детей на железной дороге. – режим доступа: http://ramdou80.edumsko.ru/conditions/safety/articles5/ . – Заглавие с экрана. - (дата обращения: 28.09. 2015).
4. Коммуникативная музыкальная игра «Паровозик с остановками». – режим доступа: http://zirekclub.ru/2014/04/parovozik-s-ostanovkami/ .– Заглавие с экрана. – (дата обращения: 28.09.2015)
Глоссарий
Монтер пути – рабочий, который ремонтирует железнодорожный путь.
Осмотрщик вагонов – работник железной дороги, который следит за исправностью всех грузовых и пассажирских вагонов. Он проходят вдоль вагона и специальным молотком на длинной ручке простукивают буксы и колесные пары. Без его сигнала о том, что все благополучно, поезд дальше не поедет.
Проводник – работник, который обслуживает пассажирские железнодорожные вагоны. Следит за техническим состоянием вагона, содержит в исправности внутреннее оборудование, обеспечивает работу приборов отопления, освещения, вентиляции, холодильных установок. Обслуживает пассажиров, обеспечивает безопасность их посадки и высадки, контролирует соблюдение правил провоза ручной клади. Информирует пасса- жиров о названиях пунктов остановок и продолжительности стоянок поезда, механика-бригадира поезда - о наличии свободных мест.
Машинист – это специалист по вождению поездов, он осуществляет управление локомотивом. Должен быть здоровым, внимательным, осторожным, сообразительным; наблюдательным; осмотрительным; решительным; выдержанным; дисциплинированным; организованным; ответственным; иметь хороший слух (навыки различения сигналов); острое зрение; высокую точность движений.
Вокзал – это специальное здание, расположенное на больших железнодорожных станциях. Для пассажира это место, откуда начинается железная дорога. Здесь он покупает билет на поезд, отсюда отправляется в путь. Для железнодорожников – это место работы. Вокзалы всегда принадлежат пассажирской станции. Некоторые вокзалы старинной постройки очень красивы и являются памятниками архитектуры. Купив билет, можно пройти в зал ожидания, и там, в кресле, подождать нужный поезд. На больших вокзалах есть туалет, комната отдыха, камера хранения багажа, ресторан, кафе и многое другое. Здесь можно посмотреть расписание поездов.
На маленьких станциях тоже имеется касса продажи билетов, но нет тех удобств, которые можно встретить на больших вокзалах.
Паровоз – это первенец в семействе локомотивов.
Приложение 1.
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 10 «Ромашка» п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан
Сценарий театрализованного представления по теме
«Путешествие на поезде »
для детей старшего дошкольного возраста
Постановщик:
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Гафарова И.Н.
2015
Танцевальная композиция с шарами и султанчиками
«Мир вам, люди!», слова М. Пляцковского, музыка Б. Савельева
Ведущий: Решили кот Матроскин, пёс Шарик и Галчонок отправиться в путь. Стали думать – гадать, куда им отправиться отдыхать. Решили поехать в Простоквашино. Собрали чемоданы, отправились на вокзал.
Песня «Весёлые путешественники», слова С.Михалкова,
музыка М.Старокадомского (исполняют герои и зрители)
Кошка:Вдруг видят картину:
Кошка сидит на перроне,
Мышка в купейном вагоне…
Тронулся поезд, в окошке
Мышку увидела Кошка.
Прыг на ходу на подножку!
Матроскин:Крикнул Матроскин:
-Что же ты делаешь, Кошка?
Быстро стоп-кран поверните,
Бедную кошку спасите!
Ворон:А на другом перроне
Ворон встречает Ворону.
Поезд подходит к перрону.
-Кар! – заспешила Ворона,
Дернула двери вагона.
Шарик:Шарик почуял беду:
-Прыгать не смей на ходу!
Стоит ли так торопиться?
Может несчастье случиться.
Коза:На вокзалах и других многолюдных местах
Держитесь за руку взрослого.
На перроне теснотища,
А Коза Козлёнка ищет:
-Где ты, беленький Козлёнок,
Непослушный мой ребёнок?
Он за маму не держался,
Потому и потерялся.
Ведущий:Сели в поезд друзья и отправились в путь
Песня «Паровоз», слова и музыка С.Эрнесакса.
Вдруг слышат:
Козлик:«Жарко в вагоне, проветрюсь немножко», -
Высунул козлик головку в окошко
Ведущий: Что же ты делаешь?! Вот озорник!
Сядь – А на место, - сказал проводник, -
Впредь так не делай, ты никогда,
Чтобы с тобой не случилась беда.
Шарик:Пёс Шарик смотрит в окно:
- Вот и «Простоквашино».
Коза: Надо выходить на вокзал,
Но что за затор там кошмар,
Отворила дверь Коза
И глядит во все глаза:
Где вокзал, а где перрон –
Поезда со всех сторон.
Ведущий: Вы торопитесь напрасно,
Выходить сюда опасно, -
Проводник Козе сказал. –
В эту дверь прошу, Коза!
Галчонок:
Галчонок увидел природу
И запах свободы его веселит,
Он хотел уже бежать…
Матроскин:Но Матроскин так сказал:
- Стой! Куда же ты, приятель?
Посмотри на указатель:
«Переход через пути» -
Это значит по настилу
И ежу, и Крокодилу,
И тебе, Галчонок, прыткий
Разрешается пройти.
Только прежде нужно нам
Посмотреть по сторонам!
Козлята:Видят картину друзья
На железной дороге два братца
Захотели друг с другом бодаться.
- Забодаю! – кричит Белолобый,
Серый в ответ:
-Ну, попробуй!
Шарик: Драчуны! Уносите – А ноги
Поскорее с железной дороги!
Хорошо, что вмешался пёс Шарик:
Всё могло бы закончиться плохо!
Кот Матроскин:
Правила железнодорожные строгие очень,
Но вовсе несложные.
Ты их запомни очень внимательно
В жизни помогут они обязательно.
Какие это правила?
- Не заскакивать в вагон, отходящего поезда.
- Не выходить из вагона до полной остановки поезда.
- На вокзале и в других многолюдных местах держаться за руку взрослого.
- Не высовывайтесь из окна на ходу поезда.
- Выходить из вагона можно только со стороны посадочной площадки.
- Переходить дорогу только в установленных для этого местах.
- Не ходить и не играть на железнодорожных путях.
- переходить через пути нужно по мосту.
- не подлезайте под вагоны.
- Выходить на посадочную площадку только через подземный переход.
- Переходить железнодорожный переезд при включённом красном свете запрещено.
- Не устраивать подвижных игр на платформе.
- В вагоне не мешайте другим пассажирам.
Правила запомнил –
В тайне не держи:
Всем друзьям, знакомым
Знаешь – расскажи!
Приложение 2
Анкета для детей старшего дошкольного возраста по выявлению знаний безопасного поведения на железной дороге
№п/п | Вопросы | Начало учебного года | Конец учебного года | ||
Знают | Не знают | Знают | Не знают | ||
1. | Как правильно переходить железную дорогу? | ||||
2. | Что такое - железнодорожный переезд? | ||||
3. | Какие правила в вагоне пассажирского поезда ты знаешь? | ||||
4. | Зачем нужны предупредительные знаки вблизи железнодорожного полотна? | ||||
5. | Что делать, если ты потерялся на железнодорожном вокзале? | ||||
6. | Что делать, если ты отстал от поезда? | ||||
7. | Почему опасно стоять у края платформы? |
Приложение №3
Коммуникативная музыкальная игра «Паровозик с остановками»
http://zirekclub.ru/2014/04/parovozik-s-ostanovkami/
Дети идут по кругу друг за другом, изображая поезд. Вращают согнутыми в локтях руками — «крутятся колеса»)
Чух — чух, чух – чух — паровозик,
Чух — чух, чух – чух — паровозик,
Он бежит, качается,
Охает, старается…
Оххх, Шшш, Таки-таки, таки-таки,
Оххх, Шшш, Таки-таки, таки-таки.
Стоп! Остановка Хлопотушкино (дети хлопают)
Чух — чух, чух – чух — паровозик,
Чух — чух, чух – чух — паровозик,
Он бежит, качается,
Охает, старается…
Оххх, Шшш, Таки-таки, таки-таки,
Оххх, Шшш, Таки-таки, таки-таки.
Стоп! Остановка Попрыгайкино (дети прыгают)
Чух — чух, чух – чух — паровозик,
Чух — чух, чух – чух — паровозик,
Он бежит, качается,
Охает, старается…
Оххх, Шшш, Таки-таки, таки-таки,
Оххх, Шшш, Таки-таки, таки-таки.
Стоп! Остановка Танцевалкино (дети свободно танцуют)
Чух — чух, чух – чух — паровозик,
Чух — чух, чух – чух — паровозик,
Он бежит, качается,
Охает, старается…
Оххх, Шшш, Таки-таки, таки-таки,
Оххх, Шшш, Таки-таки, таки-таки.
Стоп! Остановка Кричалкино (можно что-то прокричать)
Чух — чух, чух – чух — паровозик,
Чух — чух, чух – чух — паровозик,
Он бежит, качается,
Охает, старается…
Оххх, Шшш, Таки-таки, таки-таки,
Оххх, Шшш, Таки-таки, таки-таки.
Приложение №4
Мониторинг. Первый блок «Азбука безопасности»
Задача: Определить уровень знаний детей о правилах безопасности в различных ситуациях.
1.Комплексная беседа, в процессе которой уточняются представления дошкольников:
-об источниках опасности, типичных опасных ситуациях (вблизи железнодорожного полотна, в вагоне поезда); соблюдение определённых правил на железнодорожном транспорте, при контакте с незнакомыми людьми.
-о мерах предосторожности.
-о действиях в опасных ситуациях.
1.Как тебя зовут (Ф.И.О.)?
2.Где ты живёшь (домашний адрес), почему посёлок называется железнодорожный?
3.Как зовут твоих родителей, где они работают?
4.Расскажи, как ты переходишь железнодорожный переезд? А какие правила необходимо соблюдать при переходе проезжей части?
5.Для чего нужны предупредительные знаки вблизи железнодорожного полотна, какие из них ты знаешь?
6.Расскажи, как мы должны вести себя в вагоне поезда, какие правила поведения в поезде мы должны соблюдать?
7.Как ты думаешь можно детям одним гулять далеко от дома? А вблизи железнодорожного полотна?
8.Представь, что с мамой пошел на железнодорожный вокзал в кассе покупать билет и случайно потерялся. Что ты будешь делать?
9. Расскажи, что ты будешь делать, если на улице к тебе подойдет незнакомый человек и будет угощать тебя конфетой?
10.Как ты думаешь, нужно ли рассказывать родителям о том, что с тобой случилось? Почему?
11.Какие виды железнодорожного транспорта ты знаешь?
Обработка результатов:
Обследование проводится путём оценки знаний правил безопасного поведения по следующим критериям:
-объём и полнота знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в опасных ситуациях;
-точность и аргументированность суждений о способах безопасного поведения.
На основе данных критериев выделены 3 уровня усвоения детьми данного блока.
К высокому уровню относятся дети, которые могут найти правильный выход из сложившейся ситуации и обосновать его, легко отвечают на вопросы, имеют полные точные представления об источниках опасности и мерах предосторожности, понимают и аргументируют значимость соблюдение правил безопасного поведения.
На среднем уровне находятся дети, которые могут найти правильный выход из сложившейся ситуации, но не уверены в нём, называют половину объектов опасности и объясняют необходимость соблюдения отдельных мер предосторожности.
Низкий уровень знаний имеют дети, которые затрудняются отвечать на вопрос или отвечают односложно, не различают опасности, не знают мер предосторожностей и действий в случае опасности.
Второй блок. Развитие театральных способностей детей.
ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА
ФК - должны уметь свободно ориентироваться в пространстве.
РК – должны обладать навыками конструктивного общения с педагогом и детьми.
ЛК – должны уметь создавать благоприятный климат на занятиях и в свободное от занятий время, говорить друг другу комплименты.
КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ
Должны уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса, произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах, чётко и в разных темпах, произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие, правильно произносить слова, расставляя логические ударения.
ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
ФК - должны иметь устойчивый интерес к сценическому искусству.
РК - должны иметь представления о театре, знать виды театров
(музыкальный, драматический, детский, кукольный).
ЛК - должны знать нормы поведения в театре.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ
ФК - должны уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке, разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства, выражать различные эмоции (радость, горе, удивление).
РК – должны уметь запоминать заданные педагогом мизансцены, воспроизводить отдельные черты характеров героев.
ЛК - должны уметь изменять действия, вводить свои реплики, учить чувствовать своего партнёра, стремиться подыграть ему, разыгрывать сценки по стихотворениям татарских поэтов.
Высокикй уровень - ребёнок полностью осваивает азы театральной культуры.
Среднем уровнь - ребёнок частично затрудняется с выполнением творческих заданий, но может найти правильный выход из сложившейся ситуации.
Низкий уровень знаний имеют дети, которые усвоили только одну третью часть материала, затрудняются в самостоятельном выполнении творческих заданий и упражнений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/28/picture-858343-1480340292.jpg)
Обобщенный опыт работы:Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста
Среди многих знаний, которые нужны человеку, наука безопасности - одна из первых. Люди придумали эту науку, когда жили еще в пещерах. Чтобы защититься от диких зверей и холода, человек научился развод...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/24/picture-963810-1508863997.jpg)
Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст – это период, характеризующийся увеличением двигательной активности и совершенствованием физических возможностей ребенка. Все это в совокупности с чрезмерной любознательностью...
Использование художественной литературы при формировании основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста
Опыт работы воспитателя по использованию художественной литературы при формировании основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста...
Самообразование "Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста"
План самообразования по теме : " Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/02/picture-1440677-1669958763.jpg)
Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации
Аннотация. Как отмечает автор данной статьи, дошкольное детство уникальный период, в котором происходит становление личности. интенсивное освоение мира, формирование основ безопасного поведения у дете...