Конструкт непосредственной образовательной деятельности по формированию основ безопасного поведения с использованием технологии формирования основ безопасной жизнедеятельности
план-конспект занятия по обж (старшая группа)
Тема: «Моя безопасность»
Форма НОД: формирование основ безопасной жизнедеятельности (безопасность собственной жизнедеятельности)
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная
Учебно-методический комплект:
- К.Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 64 с.
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2014 г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. 3 1155.
Формы организации: фронтальная, групповая
Планируемый результат:
- дети проявляют осознанное отношение к пожароопасным предметам;
- демонстрируют ответственность, желание помогать людям в беде;
- дети самостоятельны, инициативны, любознательны в процессе познавательной, игровой деятельности;
- у детей развито логическое мышление, связная речь;
- знают о правилах пожарной безопасности;
- у детей сформированы умения и навыки об элементарных правилах поведения во время пожара;
- умеют обращаться за помощью к взрослым, называют свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
Цель: формирование основ безопасного поведения при пожаре.
Задачи:
Воспитательные задачи:
- воспитывать осознанное отношение к пожароопасным предметам;
- воспитывать чувство ответственности, вызывать желание помогать людям в беде.
Развивающие задачи:
- развивать самостоятельность, инициативность, любознательность в процессе познавательной, игровой деятельности;
- развивать логическое мышление, связную речь.
Обучающие задачи:
- углубить знания о правилах пожарной безопасности;
- формировать умения и навыки об элементарных правилах поведения во время пожара;
- формировать умение обращаться за помощью к взрослым, учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
Принципы дошкольного образования (ФГОС):
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Принципы воспитания:
- формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом;
- создание положительного эмоционального подъёма;
- воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения:
- принцип предметности
- принцип проблематизации
- принцип диалогизации
- принцип обучения в зоне ближайшего развития
- принцип самостоятельности
- принцип деятельности
Методы воспитания: беседа, игра, создание ситуации успеха, поощрение и порицание, ситуация свободного выбора.
Методы обучения: объяснение, беседа, демонстрация, повторение, использование игр и игровых форм организации обучения, стимулирование занимательным содержанием, метод взаимной проверки, временная работа в группах, создание ситуации совместных переживаний.
Предварительная работа: беседа о пожароопасных ситуациях, рассматривание картинок, слушание звуков сирен машин специального назначения, просмотр мультфильма «Кошкин дом», разгадывание загадок, знакомство с пословицами, беседы о профессии пожарного, правилах пожарной безопасности: «Как тушили пожар в старину? », «Профессия пожарный», «Свойство огня», «Горит, не горит», «Правило обращения с огнем», рассматривание иллюстраций по правилам пожарной безопасности и профессии пожарного; чтение художественной литературы С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки», В. Житков «Пожар», «Дым», «Пожар в море», дидактические игры, сюжетно-ролевая игра «Пожарные», изобразительная деятельность: «Тушение пожара».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstrukt_po_obzh.docx | 31.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструкт непосредственной образовательной деятельности по формированию основ безопасного поведения с использованием технологии формирования основ безопасной жизнедеятельности
Дата: 27 апреля 2015 г.
ДОО: № 100
Группа: старшая группа
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие
Тема: «Моя безопасность»
Форма НОД: формирование основ безопасной жизнедеятельности (безопасность собственной жизнедеятельности)
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная
Учебно-методический комплект:
- К.Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 64 с.
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2014 г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. 3 1155.
Формы организации: фронтальная, групповая
Планируемый результат:
- дети проявляют осознанное отношение к пожароопасным предметам;
- демонстрируют ответственность, желание помогать людям в беде;
- дети самостоятельны, инициативны, любознательны в процессе познавательной, игровой деятельности;
- у детей развито логическое мышление, связная речь;
- знают о правилах пожарной безопасности;
- у детей сформированы умения и навыки об элементарных правилах поведения во время пожара;
- умеют обращаться за помощью к взрослым, называют свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
Цель: формирование основ безопасного поведения при пожаре.
Задачи:
Воспитательные задачи:
- воспитывать осознанное отношение к пожароопасным предметам;
- воспитывать чувство ответственности, вызывать желание помогать людям в беде.
Развивающие задачи:
- развивать самостоятельность, инициативность, любознательность в процессе познавательной, игровой деятельности;
- развивать логическое мышление, связную речь.
Обучающие задачи:
- углубить знания о правилах пожарной безопасности;
- формировать умения и навыки об элементарных правилах поведения во время пожара;
- формировать умение обращаться за помощью к взрослым, учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
Принципы дошкольного образования (ФГОС):
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Принципы воспитания:
- формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом;
- создание положительного эмоционального подъёма;
- воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения:
- принцип предметности
- принцип проблематизации
- принцип диалогизации
- принцип обучения в зоне ближайшего развития
- принцип самостоятельности
- принцип деятельности
Методы воспитания: беседа, игра, создание ситуации успеха, поощрение и порицание, ситуация свободного выбора.
Методы обучения: объяснение, беседа, демонстрация, повторение, использование игр и игровых форм организации обучения, стимулирование занимательным содержанием, метод взаимной проверки, временная работа в группах, создание ситуации совместных переживаний.
Предварительная работа: беседа о пожароопасных ситуациях, рассматривание картинок, слушание звуков сирен машин специального назначения, просмотр мультфильма «Кошкин дом», разгадывание загадок, знакомство с пословицами, беседы о профессии пожарного, правилах пожарной безопасности: «Как тушили пожар в старину? », «Профессия пожарный», «Свойство огня», «Горит, не горит», «Правило обращения с огнем», рассматривание иллюстраций по правилам пожарной безопасности и профессии пожарного; чтение художественной литературы С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки», В. Житков «Пожар», «Дым», «Пожар в море», дидактические игры, сюжетно-ролевая игра «Пожарные», изобразительная деятельность: «Тушение пожара».
Демонстрационный материал, оборудование: жк телевизор; ноутбук; дидактическая игра: «карточная викторина»; презентация по пожарной безопасности и по правилам поведения при пожаре; диск: «звуки костра»; полотенца; фишки; медали.
Ход НОД:
Этапы реализации технологии | Содержание деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
Подготовительный этап Задача: собрать внимание детей и мотивировать детей на предстоящую деятельность. | Звучит пожарная сирена. В.: Ребята, вы слышите звук сирены? Что случилось? Правильно где-то пожар. А вы знаете, почему возникают пожары? Какие правила пожарной безопасности вы знаете? Правила пожарной безопасности в квартире: Правило № 1. Не балуйся дома со спичками и зажигалками. Это одна из причин пожаров. Правило № 2. Не оставляй без присмотра включенные электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизор, светильники и др. Уходя из дома, не забудь их выключить. Правило № 3. Нельзя пользоваться неисправными бытовыми электроприборам. Правило № 4. Не суши белье над плитой. Оно может загореться. Правило № 5. Не забывай выключить газовую плиту. Если почувствовал запах газа, не зажигай спичек и не включай свет. Срочно проветри квартиру. Правило № 6. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома без взрослых. Пожарная безопасность в деревне: Правило № 1. В деревне или на даче без взрослых не подходи к печи и не открывай печную дверцу. Оттуда могут выскочить раскаленный уголек или искра и стать причиной пожара. Правило № 3. Не трогай без разрешения взрослых печную заслонку. Если ее закрыть раньше времени, в доме скопится угарный газ, и можно задохнуться. Пожарная безопасность в лесу: Правило № 1. Пожар — самая большая опасность в лесу. Поэтому не разводи костер без взрослых. Правило № 2. Не кидай в костер незнакомые флакончики и баллончики, пузырьки, они могут взорваться. Правило № 3. Не балуйся с огнем. В сухую жаркую погоду достаточно одной спички или искры от фейерверка, чтобы лес загорелся. Правило № 4. Не поджигай сухую траву, сено, тополиный пух. А если случился пожар, что нужно делать? Как надо правильно себя вести? Вы знаете? А хотите узнать? Правила поведения во время пожара в помещении: показ презентации Правило № 1. Постарайтесь первым делом сообщить о пожаре взрослым (не скрывайте, даже если пожар произошел по твоей вине). Правило № 2. Если огонь небольшой и горит не электроприбор можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло, заливая водой или засыпая песком. Правило № 3. Если загорелся электроприбор, надо выключить его из розетки и накрыть его толстым одеялом. Правило № 4. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону «01» или попроси об этом соседей. Правило № 5. Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону «01» и сообщи пожарным точный адрес (улица, номер дома и квартиры, этаж, подъезд, код.), вашу фамилию и номер телефона, откуда передается сообщение. После этого зови из окна на помощь соседей и прохожих. Правило № 6. Никогда не прячьтесь в шкафу или под кроватью, пожарным будет трудно найти вас там. Правило № 7. Если в помещение проник дым, надо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой салфеткой и выходить, пригнувшись или ползком. Правило № 8. Обязательно закрой форточку и дверь в комнате, где начался пожар. Закрытая дверь может не только задержать проникновение дыма, но иногда и погасить огонь. Правило № 9. Наполни водой ванну, ведра, тазы. Можешь облить водой двери и пол. Правило № 10. При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Он может отключиться. Правило № 11. Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти. И самое главное НЕ ПАНИКОВАТЬ. Правила поведения при пожаре в лесу: Правило № 1. Если пожар все-таки начался, немедленно выбегай из леса. Старайся бежать в ту сторону, откуда дует ветер. Правило № 2. Выйдя из леса, обязательно сообщи о пожаре взрослым. | Эмоционально включает в действие, вовлекает в слушание. Формирует у детей через проблемный вопрос представления о необходимости ведения безопасного здорового образа жизни. Способствует тому, чтобы дети самостоятельно решали возникающие проблемы. Комментирует высказывания. Использует наглядные информационные средства (презентация о пожарной безопасности и правилах поведения при пожаре). Поощряет детей к высказыванию. | Эмоционально заинтересованы предстоящей деятельностью. Самостоятельно решают проблему. Принимают информацию. Смотрят презентацию. Высказывают собственные суждения. | Дети эмоционально вовлечены. Проявляют готовность к совместной деятельности. Проявляют инициативу в общении со сверстниками и взрослым. Дети знают правила пожарной безопасности и правила поведения при пожаре в помещении и в лесу. |
Физминутка Задача: способствовать снятию мышечного и эмоционального напряжения | В.: Давайте проведем физминутку. “Пламя костра” (под музыку «звуки костра») Огонь только родился, он ещё слабый и не уверенный. Огонь набирает силу, растёт. Его языки колышутся из стороны в сторону, начиная свой огненный танец Языки пламени поднимаются то выше, то опускаются ниже, то начинают стелиться по земле. Понравилось вам быть огоньками? | Предлагает снять мышечное и эмоциональное напряжение при помощи физминутки. | Дети садятся на корточки, голову на колени, руки вдоль туловища. Медленно поднимаются, руки двигаются из стороны в сторону, поднимаются над головой. Произвольные движения руками. | Демонстрируют физическую активность. Дети готовы к предстоящей деятельности. |
Этап понимания и коррекции Задача: воспитывать осознанное отношение по сохранению здоровья и соблюдению безопасности | В.: Ребята, давайте проверим, как вы усвоили правила пожарной безопасности и как нужно себя вести при пожаре. Для этого нам нужно поделиться на 2 команды и придумать название каждой команде. Как вы будете делиться? Итак, у нас получилась команда: Спасателей и Пожарников. Правильно ответивший на вопрос, получает фишку. Выигрывает та команда, у кого по окончании игры окажется больше фишек. Вы готовы, Юные пожарники? Дидактическая игра: « Карточная викторина». В.: Молодцы ребята вы справились с этим заданием. | Предоставляет возможность для сотрудничества детей по подгруппам и возможность выбора. Воспитатель предлагает карточки с вопросами на тему пожарная безопасность и правила поведения во время пожара. Объясняет правила игры. Согласовывает с детьми действия, их последовательность. Корректирует ответы детей. Поощряет детей. | Делают выбор Работают по подгруппам. Проявляют способность к логическому мышлению. Ищут, находят решение. Выстраивают полный ответ, предложение. Осознают необходимость сохранения здоровья, соблюдения безопасности. | Дети при помощи дидактической игры закрепили знания о пожарной безопасности и правилах поведения при пожаре. |
Практический этап Задача: учить применять полученные знания в играх и повседневной жизни. | В.: Ребята, а кто знает, как правильно вызвать пожарных? Правильно ребята. Хотите поиграть в игру: «Вызови пожарных»? (подбежать к телефону, набрать номер, сказать свое имя, фамилию, домашний адрес и что случилось). Молодцы ребята, я вижу, что и с этим заданием вы справились? п/и: «Эвакуация» Представьте, что вы находитесь в задымленном помещении, ваши действия. Правильно нужно эвакуироваться. Напомните мне, как правильно действовать в такой ситуации? (при пожаре дым скапливается в верхней части помещения, поэтому при сильном задымлении необходимо нагнуться, или лечь на пол, закрыть нос и рот мокрым носовым платком, полотенцем и двигаться на четвереньках или ползком к выходу вдоль стены, чтобы не потерять направление). | Предлагает игру: «Вызови пожарных» и п/и: «Эвакуация» для практического применения полученных знаний. Объясняет правила игры. Стимулирует проявление самостоятельности, активности. Хвалит детей. | Активно играют. Соблюдают правила безопасной жизнедеятельности в практической деятельности. | Дети знают, как вызвать пожарных. Называют свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес. Знают правила эвакуации при пожаре. |
Заключительный этап Задача: обобщить изученный материал посредством вопросов и развивать умение оценивать результат деятельности | В.: Ребята, молодцы, вы сегодня проявили хорошие знания и смекалку. Статистика За 2 месяца 2015 года на территории Свердловской области зарегистрировано 663 пожара. При пожарах погибли 71 человек (снижение на 8 человек), в том числе 4 ребенка (за аналогичный период прошлого года погибли 5 детей). 65 жителей Свердловской области получили травмы различной степеней тяжести (снижение на 2 человека); Зарегистрировано выездов пожарных подразделений на ликвидацию 652 загораний. Вот видите ребята, сколько гибнет людей при пожарах. Скажите, о чем мы сегодня с вами говорили? Что интересного и нового вы узнали? Какие правила пожарной безопасности нужно знать и выполнять? Как нужно вести себя при пожаре в помещении, в лесу? Что больше всего вам понравилось сегодня? А какие затруднения у вас возникли? Рефлексия На столе у вас лежат 3 сигнальные фишки: красная, желтая и зеленая. Ребята, если вы уверены, что сможете правильно поступить в экстремальной ситуации, поднимите зеленую фишку; если сомневаетесь – желтую, если не уверены - красную. | Наблюдает, оценивает, корректирует, расширяет опыт детей. Инициирует общее обсуждение, поощряет детей к высказыванию. Осуществляет позитивную оценку реально достигнутых успехов детей, хвалит детей. | В организации деятельности самостоятельно руководствуются полученными знаниями. Расширяют опыт безопасной жизнедеятельности. Дети передают свои впечатления о процессе и результатах совместной деятельности. | Дети закрепили знания о пройденном материале. Умеют оценивать результат своей деятельности. |
Открытость-ориентация на самостоятельную деятельность детей в режимных моментах и семье Задача: применение и осознание полученных знаний в новых ситуациях. | В.: Молодцы ребята! Сегодня обе команды показали отличные знания, были ловкими и смелыми, поэтому победила дружба. За ваши достижения я награждаю вас вам медалями «Юных пожарников». Ребята, а вы хотите, чтобы ребята нашего детского сада узнали, почему возникает пожар и как нужно вести себя во время пожара? Как мы им расскажем? Давайте сделаем стенгазету по пожарной безопасности и пригласим наших ребят в гости. | Создает условия для «переноса» полученного опыта в совместной деятельности в самостоятельную деятельность. Предлагает задание для самостоятельной деятельности. | Дети переносят опыт совместной деятельности в самостоятельную деятельность. Дети показывают свою заинтересованность к предстоящему заданию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной непосредственно-образовательной деятельности по формированию основ безопасности поведения на дороге "У нас в гостях Светофор - Светофорыч"
Методическая разработка для детей ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие. Формирование основ безопасности». Тема:"Прогулка по городу. Транспорт".
Конспект НОД в средней группе "Прогулка по городу. Транспорт"....
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Авдеева Н.Н., Князева Н.Л, Стеркина Р.Б. "Безопасность: учебное пособие по основам жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием технологии В. В. Воскобовича (старшая группа) Тема: «Как Малыш Гео шел в гости к Девочке Дольке»
Конспект непосредственнойобразовательной деятельности по формированию элементарных математических представленийс использованием технологии В. В. Воскобовича(старшая группа)Тема: «Как Малыш Гео ш...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию основ безопасности «Научим Красную Шапочку правилам поведения на улице» по социально - коммуникативному развитию в средней группе
Занятие по безопасности . Цель: продолжать закреплять знания детей о правилах дорожного движения, сигналах светофора (красный, желтый, зеленый), о дорожных знаках: «Пешеходный п...
Програмно-методическое сопровождение образовательной деятельности по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей
Програмно-методическое сопровождение образовательной деятельности по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей...
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по формированию основ безопасного поведения на дорогах среди детей старшего дошкольного возраста «Шапокляк учит правила дорожного движения».
Цель:Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице, закрепление теоретических знаний детей о правилах дорожного движения....