Семинар на тему:"Исследовательская деятельность в современном образовательном пространстве"
материал
Семинар на тему:"Исследовательская деятельность в современном образовательном пространстве"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_k_seminaru.docx | 31.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 1 «Радуга» городского округа город Агидель
Республики Башкортостан
Семинар
на тему:
«Исследовательская деятельность в современном образовательном пространстве»
Подготовил: Галиева А.В.
Агидель, 2022 г.
Цель:
1. Создание системы работы по внедрению технологии - "метод проектов".
2.Обеспеченин условий для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проектирования.
Задачи:
1.Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.
2.Повышать методический уровень педагогов в овладении ими технологий проектирования.
3.Способствовать творческому поиску.
Дошкольный возраст – это нежный возраст, когда формируется представление об окружающей действительности, накапливаются знания, но самые прочные знания – это те, которые они добыли сами в процессе наблюдения за окружающей действительностью.
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, наблюдает за поведением птиц в окно, проводит опыты с разными предметами, уже с 2-х лет разбирает игрушки, изучая их устройство.
Технология проектной деятельности не является принципиально новой в мировой педагогике. Он использовался в России в 30-х годах 20-го века. Сегодня метод проектов используется вновь, но уже в обновлённом виде. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
Что же это такое проект? Проект – в переводе с греческого – это путь исследования, т.е специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Метод проектов широко используете в сфере дошкольного образования, он позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. В современной жизни к ребенку поступает много разнообразной информации отовсюду! Задача педагогов — помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний.
- Виды проектной деятельности.
По составу участников | Индивидуальный Подгрупповой Семейный Парный Групповой |
По содержанию | Монопроекты (одна образовательная область) Интегративные (две и более образовательные области) |
По продолжительности | Краткосрочные (1-4 недели) Среднесрочные (до 1 месяца) Долгосрочные (полугодие, учебный год) |
По доминирующему виду проектной деятельности | Информационные Исследовательские Творческие Проектно-ориентированные |
Особенностью использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Но при этом важно не переусердствовать с опекой, дать возможность детям самим изучать, отрабатывать нужные материалы. В практике ДОУ используются следующие типы проектов ( по Л.В.Киселёвой).
Исследовательско-творческий - дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации , детского дизайна. Этот тип проектов применяется в работе с детьми старших групп.
Ролево-игровой - используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Применяется во второй младшей группе.
Информационно-практико-ориентированный - дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) Применяется в средней группе.
Творческий - оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. Этот тип проекта подходит для детей второй младшей группы.
В воспитательно -образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Они обогащают свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка. Педагогам очень важно не руководить, а помогать родителям, увидеть их сильные стороны, быть готовым у них учиться. Стиль общения должен быть сотрудническим - это залог успеха.
А теперь подробно рассмотрим структуру проекта.
1 этап – Выбор темы проекта. Формируется проблема, цель, задача, вводится игровая ситуация. Роль ребенка на этом этапе: вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию. Принятие задачи.
2 этап- Планирование. Воспитатель помогает в решении задачи, используя различные методы:
- «Модель трёх вопросов»
- (Что знаем? Что хотим узнать? Как узнать?)
- Составление «Паутинки» (виды деятельности, направленные на реализацию проекта). Планирование проектов (конечный продукт)
Дети объединяются в рабочие группы. Распределение амплуа.
3 этап - Реализация проекта. Воспитатель организовывает деятельность детей в центрах (образовательных областях), обеспечивает оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, направляет и контролирует его осуществление. Дети формируют специфические знания, умения, навыки.
4 этап- Завершение проекта. Педагог проводит подготовку продукта деятельности к презентации. Представление. Дети представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.
Таким образом проект можно представить как "Шесть П" .
- Проблема
- Проектирование проекта
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация
- Портфолио проекта.
Применение проектно – исследовательской деятельности во всех образовательных областях.
- Познавательное развитие (наблюдение за природой, погодными условиями на прогулках, в режимных моментах, рассматривание различных объектов природы в микроскоп, лупу).
- Художественно – эстетическое развитие (изготовление продукта исследовательской деятельности в различных видах художественного творчества, художественные произведения, используемые в процессе исследовательской деятельности).
- Социально – коммуникативное развитие (встреча с исследователями – школьниками, работа по обсуждению интересующих вопросов, посвящение в исследователи, вся исследовательская деятельность проходит с объектами социальной действительности).
- Физическое развитие (исследование – это постоянное движение, физ. минутки в процессе исследований, пальчиковая гимнастика).
- Речевое развитие (дети в проектно – исследовательской деятельности самостоятельно выдвигают гипотезы, корректируют цели, что способствует их речевому развитию)
Исследование, как образовательную технологию, нужно применять не только на занятиях в группе, но и на прогулках. Работу в этом направлении организовать так, чтобы она давала как можно больше пищи собственным мыслям дошкольников, систематически работать над развитием познавательного интереса у детей, применяя такие методы, как наблюдение, опыт, эксперимент. Для достижения цели максимального развития ребёнка строить занятие в виде поиска нового знания, то есть проводить исследование. Всегда при выборе темы для исследовательской деятельности нужно учитывать возрастные особенности детей.
Для детей 2 – 3 –х лет наиболее доступным методом исследования является наблюдение за окружающим миром (например, рассматривают на прогулках в ДОУ могут определить цвет травы летом и осенью, рассматривают части тела кошки и др.)
Начиная со средней группы, в процессе обучения нужно использовать исследовательскую деятельность. Самым важным считаю умение воспитателя ввести воспитанников в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, заинтересовать темой исследования, поддержать любознательность, интерес. Процесс развития исследовательских умений должен быть соразмерен возрасту исследователей. Важно учитывать, что исследование детей направленно не на добывание, а на развитие способностей, умений и мышления.
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности, организация исследовательской деятельности предполагает формирование системы специальных умений (поисковых, информационных, организационных, умений представлять результат своего исследования, оценочных умений).
Например, занятие по познавательному развитию «Снежинка - чаровница». В основу занятия легли: исследование гипотезы о замерзании воды при низкой температуре, гипотезы о том, что снежинка состоит из водяного пара, практическая работа по выявлению свойств снега и льда, их образование. В ходе занятия решались задачи формирования целостного взгляда на мир через наблюдение, осознание, восприятие и деятельность, развивались такие приёмы умственной деятельности, как сравнение, классификация, анализ и синтез; развивались умения получать информацию через проведение исследования (опыты, наблюдения, эксперименты).
Познание окружающего мира не ограничивается рамками занятия. Получив на занятиях навыки исследования, воспитанники включаются в исследовательскую и проектную деятельность.
В проектной деятельности дошкольники включаются в исследовательскую деятельность поэтапно.
Первый этап – это организационный момент, где воспитатель предлагает темы, объясняет цель, мотивирует к исследовательской деятельности, а воспитанники дополняют цели, уточняют задачи.
Второй этап – планирование – воспитатель разрабатывает вопросы, задания для поисковой деятельности, а дошкольники собирают информацию, определяют средства реализации проекта.
Третий этап – принятие решения. Воспитатель выполняет роль консультанта, координатора исследовательской деятельности, дети выбирают гипотезы, выполняют исследования.
Четвёртый этап – осуществление исследовательской деятельности. Воспитатель не «навязывает» дошкольникам информацию, а направляет на самостоятельный поиск, а дети активно выполняют исследовательскую работу (наблюдают, экспериментируют, ставят опыты, анализируют).
Пятый этап – оценка результатов. Воспитатель, наблюдая за деятельностью детей, выступает в обсуждениях, исследователи формулируют выводы, обсуждают полученные результаты.
Шестой этап – защита проекта. Воспитатель характеризовал результаты, воспитанники говорили о результатах деятельности, рефлексия.
Седьмой этап – самооценка и внешняя оценка, которая носи стимулирующий характер.
Заключение
Особенность в проектно-исследовательской деятельности и взросло-детских проектах заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме занятия, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс что, естественно сказывается на результатах.
Решая различные познавательно- практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции, удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – закладывают у детей первые крупинки уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний. А коллективные переживания сближают детей друг с другом и со взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе.
Список методической литературы:
- Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников» Пособие для педагогов дошкольных учреждений.
- Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова
«Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ».
- В.С.Близнецова «Руководство Проектной деятельностью педагогов ДОУ» Журнал «Справочник старшего воспитателя» №9 2009 год
- Л.Л. Тимофеева «Проектный метод в детском саду. Мультфильм своими руками» СПб.: Детство-Пресс, 2011.
- Т.В.Хабарова «Педагогические технологии в дошкольном образовании» СПб.: Детство-Пресс, 2011.
- Материалы сайта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на городском семинаре «Организация познавательно-исследовательской деятельности в интеграции образовательных областей»
Вашему вниманию предлагается творческий отчет по организации познавательно-исследовательской деятельности в интеграции всех образовательных областей, в которой принимали участие дети в возрасте от 4 д...
статья на тему: "Проектная деятельность как современная образовательная технология"
В современной дошкольной образовательной практике актуальными становятся образовательные технологии, воплощающие в себе идеи гуманизации образования, проблемного и развивающего обучения, педагогики со...
Муниципальный семинар "Технология познавательной исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС"
Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства....
План самообразования и повышения профессионального уровня старшего воспитателя на 2021-2024 учебный год Тема: «Методическая работа в современном образовательном пространстве»
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №5 комбинированного вида «Березка» План самообразования и повышенияп...
Доклад на тему Проектная деятельность как современная образовательная технология в ДОУ
Доклад на тему Проектная деятельность как современная образовательная технология в ДОУ...
Консультация для педагогов "Исследовательская деятельность дошкольника в современном образовательном пространстве"
Консультация для педагогов: «Исследовательская деятельность дошкольников в современном образовательном пространстве»...
«Исследовательская деятельность в современном образовательном пространстве»
При организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста используются различные формы работы: образовательная деятельность, беседы, экскурсии, лабораторные работы, мультимед...