«Исследовательская деятельность в современном образовательном пространстве»
презентация
При организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста используются различные формы работы: образовательная деятельность, беседы, экскурсии, лабораторные работы, мультимедийные презентации, дидактические и развивающие игры, эксперименты и опыты, кружковая работа и т. д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_-_issledovatelskaya_deyatelnost_v_sovremennom_prostranstve.pptx | 394.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Требования ФГОС ДО к познавательно-исследовательской деятельности развитие любознательности и познавательной мотивации. формирование познавательных действий, становление сознания. развитие воображения и творческой активности. формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский
организация решения познавательных задач; применение экспериментирования в работе с детьми; использование проектирования. Характерными видами деятельности для реализации данного направления работы являются: «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!» Ральф У. Эмерсон
Цель исследовательской деятельности в ДОУ - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления . Задачи исследовательской деятельности: расширять и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей; формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности; способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами; развивать мыслительную активность, умение наблюдать , анализировать, делать выводы; воспитывать интерес к познанию окружающего мира; стимулировать желание детей экспериментировать.
Исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним. При организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста используются различные формы работы: образовательная деятельность, беседы, экскурсии, лабораторные работы, мультимедийные презентации, дидактические и развивающие игры, эксперименты и опыты, кружковая работа и т. д.
Первый этап характеризуется проявлением любопытства. Отличительной особенностью второго этапа восприятия окружающего мира у дошкольников является резкое увеличение его осмысленности. Третий этап в познании дошкольником окружающего мира приобретает наглядно-образное мышление и воображение. Четвёртый этап характеризуется удовлетворением исследовательской деятельности; используя разные (приобретённые) способы действий. Следующий этап исследовательской деятельности характеризуется тем, что доминирующим мотивом действительности выступает познавательный, а не практический. Этапы процесса познания окружающей действительности детей дошкольного возраста с позиций личностного развития ребёнка. 1 2 3 4 5
опыты (экспериментирование); наблюдения; коллекционирование; путешествие по карте (узнают части света, путешествуют во времени (в прошлое предметов). «Типы исследований»: Согласно ФГОС ДО детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, после игровой деятельности.
1 . Опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами; 2. Коллекционирование (камни, гербарий…) Для реализации заявленных экспериментов в уголках необходимо определить место • для постоянной выставки, где размещены, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.) ; • для приборов и хранения материалов ( природного, "бросового") ; • для проведения опытов; • для неструктурированных материалов ( песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.) . Уголки экспериментирования реализуют следующие типы экспериментов:
социализация (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом) ; коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений) ; информационная осведомленность (через опыты, наблюдения дети получают знания); деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведения) . В результате у ребенка формируются такие начально-ключевые компетентности как: Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное.
Одной из действенных форм работы является практико-ориентированная работа с родителями: • совместное детско-взрослое творчество ; •совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность. Взаимодействие с семьями воспитанников.
1. Дошкольник должен хотеть проводить исследование. Этого должен хотеть и воспитатель (провести именно это исследование). 2. Дошкольник должен суметь это сделать. Но, прежде всего это должен уметь сделать воспитатель. Для выполнения работы у ребенка уже должны быть сформированы определённые компетентности. 3. Дошкольник должен получить удовлетворение от своей работы. (И педагог тоже – от своей деятельности и от работы воспитанника). Исследовательская деятельность в современном образовательном пространстве будет эффективна в том случае, если соблюдаются условия: Работа над исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образование в результативную созидательную деятельность, что способствует профессиональному и творческому росту педагога.
«Если хочешь научить меня чему-то, позволь мне идти медленно... Дай мне приглядеться... Потрогать и подержать в руках... Послушать... Понюхать... И, может быть, попробовать на вкус... О, сколько всего я смогу найти самостоятельно! Только, пожалуйста, не торопи меня!» Анна Рoговин Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам. Ральф Уолд Эмерсон
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии физического развития детей дошкольного возраста в современном образовательном пространстве ДОУ
Цель:Систематизация знаний педагогов об оздоровлении детей дошкольного возраста, пропаганда здорового образа жизни среди сотрудников ДОУ.Задачи: 1.Систематизировать физкультурно-оздоровительную ...
Использование подвижных игр в современном образовательном пространстве.
Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка, неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Игра занимает в...
Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в современном образовательном пространстве ДОУ.
Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является первостепенной задачей современной образовательной системы, и представляет собой важный компонент всего дальнейшего образ...
Формирование мотивации к сохранению здоровья у детей, подростков и молодежи в современном образовательном пространстве
педагогическая статья на тему "Формирование мотивации к сохранению здоровья у детей и подростков"...
Педагогические модели духовно-нравственного воспитания в современном образовательном пространстве
Духовно-нравственный кризис общества всегда порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чр...
Семинар на тему:"Исследовательская деятельность в современном образовательном пространстве"
Семинар на тему:"Исследовательская деятельность в современном образовательном пространстве"...
Консультация для педагогов "Исследовательская деятельность дошкольника в современном образовательном пространстве"
Консультация для педагогов: «Исследовательская деятельность дошкольников в современном образовательном пространстве»...