статья на тему: "Проектная деятельность как современная образовательная технология"
статья (средняя группа)

Маковецкая Наталья Юрьевна

В современной дошкольной образовательной практике актуальными становятся образовательные технологии, воплощающие в себе идеи гуманизации образования, проблемного и развивающего обучения, педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного и деятельностного подходов. Исходя из этого, в статье освещены основные моменты применения проектной деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения как инновационной образовательной технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл makovetskaya_n._1.docx32.42 КБ

Предварительный просмотр:

Маковецкая Наталья Юрьевна

ГБОУ Школа 1161 Структурное  подразделение 6

г. Москва

                                                                                     Е-mail: makovesk@mail.ru

Проектная деятельность как современная образовательная технология

Аннотация. В современной дошкольной образовательной практике актуальными становятся образовательные технологии, воплощающие в себе идеи гуманизации образования, проблемного и развивающего обучения, педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного и деятельностного подходов. Исходя из этого, в статье освещены основные моменты применения проектной деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения как инновационной образовательной технологии.

Ключевые слова: дошкольное образовательное учреждение, образовательная технология, проект, метод проектов, проектная деятельность, исследовательский проект, проблема, проектирование, продукт.

Сегодня в сфере дошкольного образования на смену традиционному обучению приходит обучение развивающее, направленное на формирование компетентной, социально-адаптированной личности, воспитание у дошкольников  креативности, познавательного интереса и потребности к активной созидательной деятельности. А значит, педагогам необходимо использовать в своей работе новые методы, формы обучения и воспитания, современные образовательные технологии.

«Технология» (от греческого téchne - искусство, мастерство, умение), применительно к сфере дошкольного образования, обозначает  совокупность научно и практически обоснованных методов и инструментов для достижения желаемого результата в любой области образования [5, с. 71].  Образовательная технология имеет практический, прикладной характер и предполагает такое построение деятельности воспитателя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности, обеспечивающей достижение прогнозируемого результата.

В современных условиях в основу деятельности всех субъектов педагогического процесса заложена модель «Я сам учусь, а не меня учат», то есть перед работниками сферы дошкольного образования стоит задача развития у детей таких качеств как самостоятельность, активность, инициативность в поиске ответов на вопросы, сборе информации и применении полученных знаний, умений и навыков в разнообразной практической деятельности. Решению данной задачи оптимально соответствует использование технологии проектной деятельности, всё более широко используемой в дошкольном образовании.

Итак, что же такое проектная деятельность и как она используется в дошкольных образовательных учреждениях? В дошкольном образовании «проект» означает специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ [2, с. 43]. Проект как технология включает в себя 5 «П»: 1. Проблему;
2. Проектирование или планирование; 3. Поиск информации; 4. Продукт; 5. Презентацию
[4].

Главная особенность проектной деятельности (в отличие от традиционного образования) – осуществление ее в пространстве возможностей, где какие-либо готовые решения изначально не определены и требуется поиск, а это пробуждает фантазию, познавательную и творческую активность дошкольников, повышает самостоятельность мышления.

В современной практике работы дошкольных образовательных учреждений используются разнообразные виды проектов. Так, Е.С. Евдокимова классифицирует проекты, реализуемые в условиях дошкольного образовательного учреждения, следующим образом:

- По критерию доминирующего метода проекты могут быть:  исследовательскими, информационными, творческими, игровыми, приключенческими,  практико-ориентированными.

- По характеру тематического содержания: «ребенок и его семья», «природа», «рукотворный мир», «общество и его культурные ценности» и т.д..

- По роли ребенка в проекте: дошкольник может быть - заказчиком, экспертом,  исполнителем, участником от зарождения идеи до получения результата.

- По характеру открытости: проекты, реализуемые внутри группы, в контакте с другой группой,  в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями.

- По числу участников выделяют проекты: индивидуальные, парные, групповые (или фронтальные, когда участвует вся группа) и подгрупповые (несколько человек).

- По продолжительности проекты могут быть: краткосрочными, средней продолжительности и долгосрочными [3, с. 20].

При организации проектной деятельности необходим учет возрастных особенностей дошкольников. Так, в возрасте 3,5–5 лет дети находятся на подражательско-исполнительском этапе. В силу отсутствия необходимого жизненного опыта они пока что выступают в качестве заказчика проекта, а его осуществление происходит по прямому предложению взрослого или путем подражания ему. На следующем – развивающем -  этапе (5–6 лет), у детей уже есть опыт разнообразной совместной деятельности, они способны к активному обсуждению проблемы, уточнению цели, выбору необходимых средств для достижения результата деятельности. На третьем – творческом – этапе (6–7 лет) дети уже могут при поддержке взрослых самостоятельно определять цель проекта и содержание предстоящей деятельности, выбор способов работы над проектом и даже, в известной степени, организовывать эту работу [4].

 Опишем образовательную технологию реализации группового исследовательского проекта в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Как свидетельствует опыт дошкольных образовательных учреждений, для проектирования целесообразно выделить специальный день (проводимый с периодичностью раз в две недели). В этот день вносятся некоторые изменения в режим, а именно: дети приступают к творческой работе в 11 часов утра (после завтрака и прогулки). Очень желательно, чтобы в проектной деятельности участвовали сразу оба воспитателя, так как на первых порах ее следует реализовывать в занятиях с детьми по подгруппам (5 - максимум 9 человек), каждая из которых занимается своим проектом.

Выполнение исследовательского проекта включает в себя определенную последовательность этапов.

1-й этап – целеполагание. Любой проект начинается с выбора темы – определенной проблемной ситуации. В средней группе выбор темы проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики. В группах старшего дошкольного возраста выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети, в соответствии со своими желаниями и уровнем развития.

Следующий, 2-й этап – разработка совместного плана действий по достижению цели. На данном этапе эффективным и интересным для детей способом совместного обсуждения является модель «трех вопросов». Ее суть в том, что воспитатель организует совместное обсуждение, задавая детям три вопроса: «Что мы знаем?» «Что мы хотим узнать?» «Как нам найти ответы на вопросы?»

Ответы детей воспитатель может, например, записывать на большом листе ватмана, или прикреплять на доску цветные стикеры, чтобы вся группа могла их видеть. Записываются все ответы детей, какими бы абсурдными и нелогичными они поначалу не казались – тем интереснее будет обсуждение.

В ходе обсуждения с детьми среднего дошкольного возраста воспитатель использует подсказки, наводящие вопросы; старшим дошкольникам необходимо предоставить больше самостоятельности.

После составления совместного плана действий начинается 3-й – основной - этап работы, то есть непосредственно реализация проекта. Этот этап не только самый длительный, но и самый увлекательный. Воспитатель в соответствии с планом проекта, организует поисковую работу детей через различные виды деятельности (творческая, экспериментальная, продуктивная). Для поиска необходимой информации могут быть организованы какие-либо экскурсии, эксперименты; в группу приглашены специалисты определенных профессий и т.д.

В результате работы детей над проектом появляется некий продукт (материальный – поделки, плакаты, картины и т. д.; действенный – спектакли, игры, экскурсии, соревнования и т. д. ; письменный – сказки, стихи, рассказы).

Заключительный этап работы над проектом – презентация готового продукта, которая может проходить в различных формах, в зависимости от возраста детей и темы проекта (итоговые игры, викторины, развлечения и др.). Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. Педагогу в заключение работы над проектом необходимо провести собственный анализ проделанной работы, т. е. рефлексию.

Итак, метод проектов как педагогическая технология - творческий по своей сути, нацеленный на развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Как показывает педагогическая практика, проектная деятельность в работе с дошкольниками является эффективной и перспективной технологией, позволяющей расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, повысить эффективность дошкольного образования в целом.

Список литературы:

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
  2. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. ФГОС. Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2013. - 144 с.
  3. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.
  4. Кудрявцева Е. Проектная деятельность в дошкольной организации. Методика и технология по решению задач ФГОС ДО(CD). – М.: Учитель, 2015. Количество страниц?
  5. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении. – М. : ФЛИНТА, 2014. – 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для педагогов ДОУ на тему: «Современные образовательные технологии в ДОУ»

Статья для педагогов ДОУ на тему: "Современные образовательные технологии в ДОУ"...

Сообщение из опыта работы: «Развитие у воспитанников познавательных умений: упорядочивание, классификация объектов, применение результатов познания в разных видах детской деятельности посредством современных образовательных технологий»

Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование. Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потре...

Метод проектной деятельности как современная образовательная технология в решении проблемы качества дошкольного образования

Статья содержит теоретический и практический материал, направленный на повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через овладение инновационными технологиями организации педагогическог...

«Развитие у воспитанников познавательных умений: упорядочивание, классификация объектов, применение результатов познания в разных видах детской деятельности посредством современных образовательных технологий»

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознате...

Доклад на тему Проектная деятельность как современная образовательная технология в ДОУ

Доклад на тему Проектная деятельность как современная образовательная технология в ДОУ...

Статья для педагогов ДОУ на тему: «Современные образовательные технологии в ДОУ»

Статья для педагогов ДОУ на тему: «Современные образовательные технологии в ДОУ»                            ...

Статья для педагогов ДОУ на тему: «Современные образовательные технологии в ДОУ»

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача  педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и...