Консультация "Что такое развивающий диалог?"
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)
Консультация для педагогов "Развивающий диалог"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_chto_takoe_razvivayushchiy_dialog.docx | 19.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №119»
г.Воронеж, Советский р-н
Консультация для педагогов
«Что такое развивающий диалог?»
Подготовила:
воспитатель Ткачук И.А., ВКК
2022 г
Консультация «ЧТО ТАКОЕ РАЗВИВАЮЩИЙ ДИАЛОГ?»
Метод построения развивающих диалогических отношений, эффективный в современной образовательной среде для работы учителя, психолога, социального работника с различными категориями людей, был выделен и подробно описан Е.Н. Чесноковой. Она занималась его разработкой и апробацией с 1995 г. и представила в 2005 г. на защите диссертации. Одной из основных философских и методологических предпосылок, на которые изначально опиралась Е.Н. Чеснокова, были взгляды П. Фрейра (1921–1997), бразильского педагога и гуманиста.
Диалог – это система отношений, которая позволяет разрешать проблемы развития. Он эффективен даже в тех случаях, когда проблем так много, что «не срабатывают» традиционные методы обучения, так называемые «активные» методы, консультационные и терапевтические программы в качестве реабилитационно-обучающих в случаях задержек развития, педагогической и социальной запущенности, химической и компьютерной зависимости и т.д.
И тут на помощь воспитателям приходят нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. И одной из таких технологий является технология «Развивающий диалог».
В диалоге воспитатель не является тем, кто обучает. Развивающий диалог основан на свободном общении, дети предстают, как равноправные участники, как собеседники, сотрудники. Ребёнок и взрослый находятся в динамичной позиции («ищу, пробую, не удовлетворяюсь, продолжаю поиск»)
Таким образом, основная цель развивающего диалога — помочь развитию творческого, продуктивного, диалектического мышления.
Существуют несколько задач развивающего диалога:
- Развивать умения понимать разнообразные инициативные обращения (сообщение, вопросы, побуждения);
- Учить детей вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях; задавать вопросы; побуждать партнера по общению к совместной деятельности;
- Формировать у детей умение пользоваться интонацией, мимикой, жестами;
- Развивать умение следовать правилам ведения диалога.
Обучение детей началам развивающего диалога включает в себя несколько этапов:
- создание проблемных ситуаций;
- постановка проблемных вопросов;
- работа с правилами;
- круги доверия (работа в парах, мини группах).
1. В ходе создания проблемных ситуаций главным является введение детей в проблемно-противоречивую ситуацию, которая симулирует дошкольников выдвигать свои версии и обосновывать их, искать новые доказательства.
Существует алгоритм ведения проблемных ситуаций:
- Задаётся проблемный вопрос? (Как вы думаете? Как вы считаете?)
- Выдвигаются версии детей с обоснованием;
- Педагог приводит контраргументы (противоположное мнение) для каждой версии
- Возвращаются к проблемному вопросу (ситуации) и обосновывают сосуществование двух версий.
В ходе этого этапа педагог фиксирует мнения детей (ЗА и ПРОТИВ) для наблюдения за мыслительными действиями дошкольников. Ведь каждый ребёнок со своим диалектическим мышлением.
- Следующий этап — проблемные вопросы. Любознательным и общительным можно считать только того, кто хочет и может задавать вопросы.
Существуют вопросы следующего характера:
- Субъективный (Что вы думаете об этом?)
- Уточняющий (Верно ли?)
- Почемучкин (Объясните, почему?)
- Оценочный (Что хорошего? Что плохого? В чём различие?)
- Воображаемый (Что было бы если? Предположите, что будет, если)
- Ещё одним из этапов развивающего диалога является работа с правилами. Ведение диалога не возможно без культурных норм, правил.
Правила возникают на основе разных ситуаций и обсуждаются с детьми. Дошкольники задают проблемные вопросы, высказывают свои мнения, и в ходе детских обсуждений рождается правило.
Ребёнку предоставляется выбор в фиксации правил (пиктограмма, схема, цветная картинка и т.д.)
Созданное правило помещается на стену (лист бумаги) «правил и вопросов».
Таким образом, на основе правил, дети учатся рассуждать, доказывать, развивается самостоятельность и саморегуляция.
Ну и как ни сказать про круги доверия (утренний круг), которые направлены на взаимодействие детей друг с другом в процессе обмена информацией.
Технологию «Развивающий диалог» мы начинаем использовать с 4 лет. В возрасте 4-5 лет задаём вопросы (Кто? Что? Как звать? Когда?) На этом этапе речь дошкольника становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию.
В возрасте 5-6 лет дети устанавливают и поддерживают контакты с окружающими детьми. В этом возрасте дошкольников называют «почемучками» и поэтому вопрос: «Почему?» используется в их речи чаще всего. Этот вопрос они задают, как взрослым, так и своим друзьям. Поэтому систематически используем круги доверия, которые помогают ребёнку задавать «толстые» вопросы, побуждают их к рассуждению, анализу, находят новые пути решения проблемных ситуаций. Осуществляем работу с правилами, где дети придумывают и закрепляют нормы и правила поведения.
Ну и как ни сказать о ролевой игре. В сюжетно-ролевой игре дошкольники играют вместе, коллективно. Примеряют на себя разные социальные роли, придумывают сюжет, самостоятельно выбирают атрибутику, предметы-заменители и, конечно же, общаются. И это происходит в возрасте 6-7 лет.
Таким образом, благодаря развивающему диалогу на основе наблюдения у дошкольников сформированы следующие компетентности:
- Сформирован навык выдвижения новых идей и их аргументированию;
- Ребёнок легко вступает в контакт с другими людьми;
- Развито творческое мышление;
- Развита самостоятельность и саморегуляция;
- Сформировано умение задавать проблемные вопросы;
- Развита способность к рефлексии.
- Общение служит в качестве механизма объединения людей в группы и условия социализации личности. И чем разнообразнее и богаче общение человека с окружающими его людьми, тем успешнее осуществляется развитие его личности.
В.М.Бехтеров
Развивающий диалог – это не набор рецептов, годных на все случаи жизни. Это внутреннее состояние души, которое надо в себе развить, построить. Чтобы овладеть возможностями развивающего диалога, надо многое изменить в себе.
Диалог – это не новая педагогическая технология, методика или инструмент, это прежде всего отношение, новое отношение к себе, другим, к миру. В связи с этим «технические» средства диалога, такие как открытые вопросы; позитивная обратная связь; исследование ситуаций-ограничителей рефлексивного процесса, потребностей; передача ответственности; дополнение, обобщение и возвращение знания в реструктурированном виде и др., являются сами по себе не «золотым ключиком» к решению проблем воспитания, а средствами создания новых межличностных отношений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Что такое развивающие игрушки и развивающие игры?»
Консультация для родителей...
Что такое развивающие игры?
В статье представлен материал по развивающим играм. Часто у детей много игрушек, но они ими не играют. В статье представлены особенности развивающих игр и игрушек,...
Что такое развивающая образовательная среда дошкольной организации с позиций стандарта дошкольного образования
Cовокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования,...
Статья для родителей консультационного центра «Что такое развивающие игры».
Сущность и особенность развивающих игр....
«Что такое развивающие игрушки и развивающие игры?» Консультация для родителей
В возрасте от 2 до 6 лет у ребенка происходит активное формирование основных навыков и умений, основные процессы развития мозга, а именно коры головного мозга, как высшего органа управления, происходя...
Информация для родителей "Что такое развивающие игры"
Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, скл...
Методическая разработка "Что такое развивающие игрушки и развивающие игры"
В методической разработке описано и приведены примеры разницы развивающих игрушек и развивающих иг...