Статья для родителей консультационного центра «Что такое развивающие игры».
статья
Предварительный просмотр:
Статья для родителей «Что такое развивающие игры».
Игра - ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста.
С. Л. Рубинштейн (1976) отмечал, что игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития.
По мнению Д. Б. Эльконина (1978), «в игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения».
При выборе в магазине той или иной игры для ребенка, не все родители задумываются о том, какие развивающие функции несет в себе эта игра и будет ли она полезна ребенку.
Развивающие игры – это те игры, которые направлены на интеллектуальное или физическое развитие ребенка.
Типы, характер, содержание и оформление определяются конкретными воспитательными задачами, применительно к возрасту детей с учётом их развития и интересов.
Начало применения развивающих игр допускается в возрасте от года в зависимости от
развития ребенка в каждом частном случае.
Сущность и особенность развивающих игр.
1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает сам.
2.Задачи даются в различной форме, знакомя ребенка с разными способами передачи информации.
3.Задачи расположены в порядке возрастания сложности. т. е. от простого к сложному.
4. Задачи имеют широкий диапазон трудностей: от доступных 2-3 летнему ребенку до
непосильных среднему взрослому. Поэтому возбуждают интерес в течении многих лет.
5.Игры позволяют идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности.
6. Нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом, нельзя объяснить способы и порядок решения задач, ребенок учится все брать сам из реальной действительности.
7.Нельзя требовать и добиваться. Возможно малыш не дорос, не созрел и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
8.Решение задачи предстает не в абстрактной форме, а в виде реальных и. осязаемых вещей. Это позволяет самому сопоставлять и проверять точность выполнения задания.
9.Игры не исчерпываются предлагаемыми заданиями, что позволяет составлять новые задания, т. е. творить.
10.Игры позволяют подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.
11.Играя в эти игры со своими детьми, взрослые незаметно для себя приобретают очень важное умение сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.
12.Придерживайтесь основополагающих рекомендаций и тогда: настойчивость, целенаправленность, желание думать и искать оригинальные решения станут одними из качеств вашего ребенка.
Развивающие игры бывают различными:
- приобретенные в магазине готовые комплекты с инструкцией по применению или комплекты, избранные для игр самим ребенком, содержащие предметы-заместители.
- игры, изготовленные собственноручно;
- игры-фантазии
Существует множество классификаций развивающих игр.
Наиболее содержательно представлены в книге Бориса Павловича Никитина «Ступеньки творчества или Развивающие игры».
Все развивающие игры были классифицированы следующим образом.
Классификация развивающих игр:
Абаки
«Абак» в переводе с арабского означает «счётный столик». Современные счетные столики представляют собой подставки, на которых закреплены в ряд несколько вертикальных стержней. На них нанизываются кольца, шарики, другие мелкие предметы, которые можно сортировать по цвету, размеру, форме, сосчитывать в различном расположении.
Абаки могут быть выполнены в виде игрушек-каталок, паровозиков, фигурок, иметь в своём составе от трёх-четырёх до нескольких десятков счётных элементов. Такое разнообразие абаков позволяет подобрать игрушки индивидуально каждому ребёнку.
Вкладыши
Вкладыши – это небольшие предметы, которые необходимо вложить в соответствующие отверстия. Игры – вкладыши подразделяются на три вида: вкладыши в рамку, вкладыши в основание и вкладыши один в другой. Все вкладыши совершенствуют зрительное и тактильное восприятие формы, размера предметов, развивают мелкую моторику, координацию движений рук.
Вкладыши в рамку. Рамки с силуэтами (прорезями разных форм) могут быть плоскостными (в виде планшета) или объёмными, представляющими игрушечные ящички, в стенках которых эти фигурные прорези и сделаны. Малышу необходимо подобрать к прорези фигурку точно такой же формы и вставить её в отверстие.
Вкладыши в основание. Это набор предметов определённой формы (цилиндрики, другие различные фигурки), которые малыш должен научиться вставлять в углубление на подставке (основании) или надевать на специальные штырьки.
Вкладыши один в другой. Это и традиционная русская матрёшка, и множество других подобных игрушек. Количество предметов, которые вставляются один в другой, варьируется од двух- трёх до десяти и более.
Пирамиды
Это традиционная игрушка в настоящее время имеет множество вариантов: пирамиды могут состоять из нескольких крупных колец и более десятка мелких колечек, быть одноцветными и разноцветными, иметь конусообразную и шарообразную формы, представлять собою башенки, мельницы, человечков, животных. Игрушка может быть напольной, настольной и даже уменьшатся в кармане.
Бусы и шнуровки
Нанизывая бусы, малыш учится по-разному складывать пальчики в зависимости от того, какой формы и толщины предмет ему приходится брать: или тремя пальцами («щёпотью»), или двумя (кончиками большого и указательного пальцев - «пинцетный захват»). В дальнейшем игры этого типа помогут развить подвижность кисти руки ребёнка, скоординировать движения обеих рук.
Настольные игры
К этому типу игр стоит привлекать внимание малыша с самого раннего возраста. Для детей 1,5-2 лет годятся настольные игры двух видов: разрезные карточки «лото» с большими яркими рисунками (игры на бумаге) и крупная мозаика с деталями геометрической формы всех основных цветов. Игры данного типа учат малыша классифицировать предметы по различным признакам - цвету, форме, размеру.
Трехлетним детям будут по силам так называемые игры-пазлы, позволяющие собирать забавные картинки из двух, а затем и более деталей. Благодаря таким играм малыш приобретает и первые навыки плоскостного конструирования. Позже к разнообразным мозаикам, лото и разрезным картинкам добавятся игры-«ходилки» с кубиком и фишками, позволяющие организовать уже с детьми 3,5-4 лет увлекательные соревнования-путешествия по самой разной тематике.
Блоки и конструкторы
Блоки и конструкторы строительные - один из основных видов игр данного типа - ставят своей целью обучению детей конструированию различных сооружений: горизонтальных, вертикальных. Блоки и конструкторы разнообразны по количеству деталей, входящих в набор, их цвету, форме, материалу (дерево, пластмасса, ткань, плотный картон).
Блоки и конструкторы сюжетные по своему назначению не отличаются от предыдущих. Разница лишь в том, что в этих наборах есть фигурки людей, животных, машинки и другие детали, которые призваны оживить и заселить будущие постройки. Такие конструкторы способствуют развитию активной речи ребенка в процессе сюжетно-ролевой игры.
Блоки и конструкторы логические обучают плоскостному конструированию и подразделяются на два вида.
Первый вид предлагает составить изображение из нескольких частей. Это «Квадрат», «Сложи узор», «Радужное лукошко».
Второй вид предлагает наборы всевозможных деталей, которые надо научится сопоставлять по признакам: цвету, форме, размеру.
Игры-тренажеры
В свою очередь классифицируются на речевые и сенсорно-двигательные. Речевые развивают активную связную речь ребенка.
Сенсорно-двигательные тренажеры развивают сенсорные способности ребенка (восприятие цвета, размеров, формы). Такие тренажеры стимулируют познавательную активность в изучении свойств самых разных предметов. Ребенок может самостоятельно крутить игрушку (неваляшка, волчок), изменять положение деталей игрушки в пространстве (дергунчики), извлекать звуки разными способами - дудеть в дудочки, свистульки, давить на звучащие мячи, трясти трещотки.
Список использованных источников:
- Бондаренко, Т.М. «Развивающие игры в ДОУ» / Т.М. Бондаренко. - Изд.: Воронеж, 2009 г. - 192 с.;
- Воскобович, В.В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты, игры» / В.В. Воскобович. - СПб.: НИИ «Гириконд», 2010. – 73 с.;
- Воскобович, В.В. Развивающие игры / В. В. Воскобович, Л.С. Вакуленко. - СПб.: ТЦ «Сфера», 2015 г. - 43 с.;
- Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников / З.А. Михайлова. - М.: Просвещение, 1990. - 94 с.;
- Михайлова, З.А. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста» / З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина. - Изд.: Детство-Пресс, 2011 г. - 80 с.: ил.;
- Никитин, Б.П. Развивающие игры / Б.П. Никитин.- Изд.: «Просвещение», 1994. - 160 с.: ил.;
- Носова, Е.А. Логика и математика для дошкольников / Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. - СПб.: Детство – Пресс, 2004. - 79 с.: ил.;
- Смоленцова, А.А. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей / А.А. Смоленцова, О.В. Суворова. - СПб.: Детство – Пресс: 2010. - 112 с.;
- Финкельштейн, Б.Б. Игры с цветными счетными палочками Кюизенера «На золотом крыльце…» / Б.Б. Финкельштейн. - СПб.: ООО «Корвет»:, 2013. - 46 с.: ил.;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое развивающие игры?
В статье представлен материал по развивающим играм. Часто у детей много игрушек, но они ими не играют. В статье представлены особенности развивающих игр и игрушек,...
Информация для родителей "Что такое развивающие игры"
Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, скл...
Круглый стол для родителей консультационного центра на тему «Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста»
Круглый стол для родителей консультационного центра на тему«Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста»...
Мастер-класс для родителей консультационного центра «Опытно-экспериментальная деятельность в домашних условиях»
Мастер-класс для родителей консультационного центра«Опытно-экспериментальная деятельность в домашних условиях»...
Деловая игра для родителей консультационного центра
В настоящее время актуальной считается задача по осуществлению взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. Различные формы работы детского сада с семьёй позволяют перестроить взаимоотношения субъектов...
Открытое занятие-консультация для родителей консультационного центра "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством физического развития"
laquo;Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством физического развития»...
Буклет для родителей "Консультационный центр", 2023
Буклет для родителей "Консультационный центр"...