Отчет по самообразованию
методическая разработка (подготовительная группа)
«Интерактивные технологии в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu.docx | 29.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 144»
Отчет
по самообразованию
на тему:
«Интерактивные технологии в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста»
за 2020-2021 учебный год
Выполнила воспитатель:
Сажина Илона Алексеевна
Высшая категория
г. Саратов, 2021
В 2020-2021 учебном году мною была выбрана тема для самообразования: «Интерактивные технологии в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста».
Цель: Использование современных информационных технологий в работе со старшими дошкольниками в развитии познавательной активности.
Задачи:
- создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов детей, появлению самостоятельной познавательной активности детей.
- развивать коммуникативные умения и навыки, помочь установлению эмоциональных контактов между детьми, воспитателем и родителями;
- развивать общие учебные умения и навыки;
- приучать детей работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.
Проводимая работа велась в следующих направлениях:
- учебные занятия;
- совместная организованная деятельность;
- индивидуальная работа;
- Совместная деятельность с родителями.
В течение учебного года мною была выстроена система работы по обучению и применению интерактивных технологий в образовательных областях для занятий дошкольников и работы с родителями.
Для начала я ознакомилась с литературой по данной теме:
1.Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.-№6.-С.8-10.
2. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003
3.Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. – М., 2004
5.Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006
6. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006. - №2. – с. 37-39
7. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 1994.- 204 с.
Информационно-коммуникационные технологии несут в себе образный тип информации, понятный детям, которые еще не умеют читать и писать. Мультипликация, движения, звук надолго привлекают внимание ребенка. В результате дошкольник лучше запоминает и усваивает материал. Для подготовки к занятиям активно применяю компьютерные программы, создаю собственные презентации, дидактические материалы для проведения занятий в форме игр, которые использую для обобщения по разным темам.
Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
- предоставляет возможность индивидуализации обучения;
- ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
- в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
- позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
- компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
Использование ИКТ на занятиях помогает детям:
- ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,
- овладеть практическими способами работы с информацией,
- развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Применение ИКТ на занятиях усиливает:
- положительную мотивацию обучения
- активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Использование ИКТ на занятии позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:
- Принцип равенства позиций
- Принцип доверительности
- Принцип обратной связи
- Принцип занятия исследовательской позиции.
Реализация этих принципов просматривается на всех занятиях, где применяется ИКТ.
Использование ИКТ позволяет проводить занятия:
- на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ( анимация, музыка) обеспечивает наглядность;
- привлекает большое количество дидактического материала;
- повышает объём выполняемой работы на занятии в 1,5 – 2 раза;
- обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ребенку, применяя разноуровневые задания).
Применение ИКТ:
- расширяет возможность самостоятельной деятельности;
- формирует навык исследовательской деятельности;
- обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
Этот метод обучения очень привлекателен для меня: он помогает лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для тех, кто хочет и умеет работать с малышами, может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто их любит и отдает им себя.
Благодаря мультимедийным презентациям, я организую учебно-игровую деятельность, в результате которой у ребенка повышается заинтересованность в самостоятельном решении проблемы, развивается познавательная способность, определяющая готовность ребенка к усвоению и использованию знаний.
Использование ИКТ на занятиях позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным:
- развивается логическое мышление детей
- повышается интерес, мотивация учебной деятельности,
- осуществляется дифференцированный подход
- каждый ребёнок становиться субъектом процесса обучения
- увеличивается возможность проводить больше тренировочных и коррекционных заданий
- облегчается процесс контроля и оценка знаний дошкольников.
Основная цель взаимодействия с родителями:
- создание единого пространства развития детей;
- повышение педагогической грамотности в вопросах развития, воспитания и обучения дошкольников, за счет организации активных форм работы, организую мастер – классы, систематически обновляю материал в уголке для родителей, что способствует увеличению обращений со стороны родителей. Оформляю выставки и фотовыставки. Веду групповую и консультативную работу. Организую родителей на участие в образовательном процессе воспитания и обучения детей.
Владею и систематично использую в работе ИКТ: компьютер, Интернет, телевизор, видео, DVD, CD, цифровой аппарат, принтер, сканер, магнитофон, все это представляет широкие возможности для коммуникации.
Результаты работ были представлены на:
-на нс-портале, маам.ру……. Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/sazhina-ilona-alekseevna
http://www.maam.ru/users/1294456
Использование ИКТ значительно сократило время подготовки и проведения родительских собраний, помогло расположить родителей к непринуждѐнному общению. Родителям предоставляется возможность воочию наблюдать развитие детей в ДОУ. Эта форма работы стала достойной альтернативой устным докладам, письменным отчѐтам на собраниях. Мои родители на групповых собраниях с удовольствием познакомились
с презентациями на различные темы.
Применение мною ИКТ в воспитательно-образовательном процессе способствовало повышению моего профессионального уровня, как педагога, активизировало меня на поиск новых нетрадиционных форм и методов обучения, дало стимул к проявлению моих творческих способностей.
Увеличило интерес детей к обучению, активизировало познавательную деятельность, повысило качество усвоения программного материала детьми.
Подняло уровень педагогической компетентности родителей,
информированности их о жизни группы и результатах каждого конкретного ребенка, усилило интерес к событиям в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План и отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ.
План по самообразованию на учебный год....
Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"
Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)
Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)...
Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"
Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"...
Отчет по самообразованию (Самообразование)
В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека....
План самообразования. Отчет по самообразованию.
Тема самообразования: «Фольклорные праздники в детском саду как средства духовно – нравственного развития детей»...