Отчет по самообразованию
методическая разработка (подготовительная группа)

Сажина Илона Алексеевна

«Интерактивные технологии в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx29.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 144»

Отчет

по самообразованию

на тему:

«Интерактивные технологии в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста»

за 2020-2021 учебный год

Выполнила воспитатель:

                                                                                        Сажина Илона Алексеевна

                                                                                                Высшая категория

г. Саратов,  2021

В 2020-2021 учебном году мною была выбрана тема для самообразования: «Интерактивные технологии в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста».

Цель: Использование современных информационных технологий в работе со старшими дошкольниками в развитии познавательной активности.

 Задачи: 

- создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов детей, появлению самостоятельной познавательной активности детей.

- развивать коммуникативные умения и навыки, помочь установлению эмоциональных контактов между детьми, воспитателем и родителями;

- развивать общие учебные умения и навыки;

- приучать детей работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.

Проводимая работа велась в следующих направлениях:

  1. учебные занятия;
  2.  совместная организованная деятельность;
  3.  индивидуальная работа;
  4.  Совместная деятельность с родителями.

В течение учебного года мною была выстроена система работы  по  обучению и применению интерактивных технологий в образовательных областях для занятий дошкольников и работы с родителями.

 Для начала я ознакомилась с литературой по данной теме:  

1.Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.-№6.-С.8-10.

2. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003

3.Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. – М., 2004

5.Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006

6. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006. - №2. – с. 37-39

7. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 1994.- 204 с.

Информационно-коммуникационные технологии несут в себе образный тип информации, понятный детям, которые еще не умеют читать и писать. Мультипликация, движения, звук надолго привлекают внимание ребенка. В результате дошкольник лучше запоминает и усваивает материал. Для подготовки к занятиям активно применяю компьютерные программы, создаю собственные презентации, дидактические материалы для проведения занятий в форме игр, которые использую для обобщения по разным темам.

Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства.

     По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
  • позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
  • компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Использование ИКТ на занятиях помогает детям:

- ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,

- овладеть практическими способами работы с информацией,

- развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Применение ИКТ на занятиях усиливает:

- положительную мотивацию обучения

- активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Использование ИКТ на занятии позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

- Принцип равенства позиций

- Принцип доверительности

- Принцип обратной связи

- Принцип занятия исследовательской позиции.

Реализация этих принципов просматривается на всех занятиях, где применяется ИКТ.

Использование ИКТ позволяет проводить занятия:

- на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ( анимация, музыка) обеспечивает наглядность;

- привлекает большое количество дидактического материала;

- повышает объём выполняемой работы на занятии в 1,5 – 2 раза;

- обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ребенку, применяя разноуровневые задания).

Применение ИКТ:

- расширяет возможность самостоятельной деятельности;

- формирует навык исследовательской деятельности;

- обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

Этот метод обучения очень привлекателен для меня: он помогает лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для тех, кто хочет и умеет работать с малышами, может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто их любит и отдает им себя.

Благодаря мультимедийным презентациям, я организую учебно-игровую деятельность, в результате которой у ребенка повышается заинтересованность в самостоятельном решении проблемы, развивается познавательная способность, определяющая готовность ребенка к усвоению и использованию знаний.

Использование ИКТ на занятиях позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным:

- развивается логическое мышление детей

- повышается интерес, мотивация учебной деятельности,

- осуществляется дифференцированный подход

- каждый ребёнок становиться субъектом процесса обучения

- увеличивается возможность проводить больше тренировочных и коррекционных заданий

- облегчается процесс контроля и оценка знаний дошкольников.

Основная цель взаимодействия с родителями:

- создание единого пространства развития детей;

- повышение педагогической грамотности в вопросах развития, воспитания и обучения дошкольников, за счет организации активных форм работы, организую мастер – классы, систематически обновляю материал в уголке для родителей, что способствует увеличению обращений со стороны родителей. Оформляю выставки и фотовыставки. Веду групповую и консультативную работу. Организую родителей на участие в образовательном процессе воспитания и обучения детей.

Владею и систематично использую в работе ИКТ: компьютер, Интернет, телевизор, видео, DVD, CD, цифровой аппарат, принтер, сканер, магнитофон, все это представляет широкие возможности для коммуникации.

     

Результаты работ были представлены на:

-на нс-портале, маам.ру……. Ссылка на мой мини-сайт:

https://nsportal.ru/sazhina-ilona-alekseevna

http://www.maam.ru/users/1294456

Использование ИКТ значительно сократило время подготовки и проведения родительских собраний, помогло расположить родителей к непринуждѐнному общению. Родителям предоставляется возможность воочию наблюдать развитие детей в ДОУ. Эта форма работы стала достойной альтернативой устным докладам, письменным отчѐтам на собраниях. Мои родители на групповых собраниях с удовольствием познакомились

с презентациями на различные темы.

     Применение мною ИКТ  в воспитательно-образовательном процессе способствовало повышению моего профессионального уровня, как педагога, активизировало меня на поиск новых нетрадиционных форм и методов обучения, дало стимул к проявлению моих творческих способностей.

Увеличило интерес детей к обучению, активизировало познавательную деятельность, повысило качество усвоения программного материала детьми.

Подняло уровень педагогической компетентности родителей,

информированности их о жизни группы и результатах каждого конкретного ребенка, усилило интерес к событиям в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План и отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ.

План по самообразованию на учебный год....

Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"

Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)...

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"...

Отчет по самообразованию (Самообразование)

В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека....

План самообразования. Отчет по самообразованию.

Тема самообразования: «Фольклорные праздники в детском саду как средства духовно – нравственного развития детей»...